Сокрытые Мысли Евангелие... Гл. 4

Сокрытые Мысли Евангелие... Гл. 4

    Сокрытые Мысли Евангелие — вопреки соцреализму …

(На примере поэзии Н.А.Некрасова)  Гл. 4

Глава четвёртая «Размышление о пробуждении духовном».
А вот знаменитое «Размышление у парадного подъезда» — отражённое в поэме тоже очень актуально – безо всяких кавычек. И неважно что «в роли» «помолившихся на храм» крестьян ныне часто оказываются учителя и врачи, инженеры и рабочие – отношение нередко такое же.
Финал же, что даже песней стал, преисполнен звучащим везде стоном – «где народ, там и стон…» — и всё же завершается он риторическим вопросом:
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Почил «духовно» — слово это ключевое, наверное, — однако, в течение многих лет словно «растворялось» оно невольно в идеологии тех, которые «шли не баррикады». А у самого поэта, как говорилось уже, тема именно духовного пробуждения звучит постоянно.
И возникает не в первый раз мысль, что говорит Н.А.Некрасов не только о крестьянах, что пошли, «солнцем палимы, повторяя, «суди его Бог», разводя безнадёжно руками».
Духовно пробудиться должен и швейцар, растерявший понятия о добре зле, ставший орудием в руках утратившего стыд и сострадание хозяина. И ему подобные — потому что зло, беззаконие на них опирается.
А теперь вспомним, что в это время «владелец роскошных палат ещё сном был глубоким объят», хотя должен был бодрствовать, нести службу — людям помогать.
А пробуждаться, очевидно, не желал.
Так что слово «сон», возможно, здесь тоже более глубокий смысл имеет. Вспоминается ещё сказка «Богатырь» М.Е.Салтыкова-Щедрина, где главный герой вместо защиты Отечества всё время в дупле проспал, а потом змеи тело его изгрызли. Хотя мы увлеклись, наверное, и акцент у Н.А.Некрасова иной — но главное в том, что спят, когда трудиться должно...
Невольно и эти строки на ум приходят – строки, написанные поэтом, что мир этот раньше покинул, чем Н.А.Некрасов в него пришёл.
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса -
так с гневом и скорбью взывал к забывшим о долге и чести «властителям и судиям» Г.Р.Державин.
А вот ещё более, наверное, гневное обращение к позабывшему о скорбях людских, к позабывшему, зачем на службу государственную поставлен, Н.А.Некрасова:
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…
Нельзя же, в самом деле, не увидеть, не почувствовать единство мысли, единство мироощущения!
И, очевидно, что для «героя», которому принадлежит роскошный дом, счастье «равно» сытости – и понять нечто большее он не способен. Как, впрочем, и те, что должны «без помощи, без обороны сирот и вдов не оставлять», но «очеса» их «мздою покрыты».
И, конечно, создатель главной Оды всей русской литературы «Бог» к Нему в финале и взывает, напоминая о Главном Суде – нелицеприятном:
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
Финал «Размышления…» Н.А.Некрасова, конечно, не столь «определённый», но давайте вспомним, что ещё говорит поэт об утратившем совесть чиновнике:
Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках…
Оттого и забыл он о скорбях «людей безвестных». Но Суд Божий неотвратим. И говорит Н.А.Некрасов о том, что поправший совесть будет «втихомолку проклят отчизною» — Русью Святою, которую «в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя», как сказал Ф.И.Тютчев – об этом, кажется, уже вспоминали – не могли не вспоминать.
А, завершая главу, обратимся снова к Главной Поэме — к песне Гриши, в которой духовно пробуждающийся русский народ «сбирается с силами…и учится быть гражданином».
Еще ты в семействе — раба,
Но мать уже вольного сына! –
завершает свои размышления о Родине и Гриша, и сам Автор Поэмы. А о чём именно речь? Реформа освобождала всех — независимо от возраста…
Стоит, наверное, вспомнить знаменитое: «по капле выдавливать из себя раба» — и провести аналогию – ведь А.П.Чехов почти на два поколения моложе создателя образа Гриши и о крепостном праве мог только слышать от старших или в книгах читать.
Слова эти, очевидно, о том, что никакая — самая разумная, правильная реформа сама по себе не воспитает в человеке ответственность, нравственные принципы — что отличает гражданина от раба. А о сути рабства духовного мы уже ранее говорили...
Возвратимся на тысячелетия назад – к временам ветхозаветным. Сорок лет водил свой народ по пустыне Пророк Моисей – до тех пор, пока не умрёт последний, живший в рабстве египетском, готовый за миску похлёбки, за жизнь сытую свободу и совесть продать...
Всё неразрывно связано в мире — через века и пространство – оттого и столь многогранна, столь бездонно глубока Поэма, которую по неразумению столько лет пытались на щит «мысли» пролетарской поднять. Да рухнул давно уже соцреализм – тридцать лет назад «официально» существование своё прекратил.
А наполняемость духовная помогает и в произведение углубиться, и понять, что самым актуальным всегда является вечное, как сказал великий А.А.Фет…
А о других гранях Главной Поэмы и творчества создателя её побеседуем в следующих главах…
(Продолжение следует)
Аудиофайл:
razmyshlenie.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
23:40
219
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!