Утро Вечной Жизни

Утро Вечной Жизни

1.Эссе «Утро Вечной Жизни».

<strong>2.</strong><strong>(Победа жизни над смертью, отражённая в произведениях Н.А.Заболоцкого). </strong>
<strong> Небольшое дополнение к авторскому циклу статей «Благословенное русское воинство» </strong>
Образ воинской славы всегда был и останется до конца времён одним из главных в высокодуховной русской литературе. И, конечно, особенно важны для нас произведения, созданные самим участниками судьбоносных событий, сражавшимися на поле брани; и, возможно, по-иному осмысливших суть земного бытия. Вряд ли в наше время для кого-то станет откровением то, что многих произведениях звучит тема Бессмертия, - по сути Образ Всеобщего Воскресения. (См. вышеуказанный цикл статей). 
Однако, речь пойдёт о поэте, творчество которого у большинства менее всего ассоциируются войной. Это – автор «Не позволяй душе лениться» и «Портрета» - <strong>Николай Алексеевич Заболоцкий</strong>. Конечно, данная тема для него не главная – а потому посвящено поэту и его творчеству только эссе - и только в качестве дополнения.
<v> <v> Итак, перед нами одно из самых прекрасных и загадочных произведений.</v></v>
<strong>В этой роще березовой,</strong>
<strong>Вдалеке от страданий и бед,</strong>
<strong>Где колеблется розовый</strong>
<strong>Немигающий утренний свет,</strong>
<strong>Где прозрачной лавиною</strong>
<strong>Льются листья с высоких ветвей,—</strong>
<strong>Спой мне, иволга, песню пустынную,</strong>
<strong>Песню жизни моей.</strong>

Думаю, многие помнят, как поёт эти строки прошедший войну учитель истории Илья Семёнович в хорошо известном фильме «Доживём до понедельника». Прекрасная песня, только вряд ли кто-то внимательно вслушивался в слова – чтобы во что-то углубиться, надо, конечно, видеть текст самого произведения. Да и поётся, дай Бог, половина стихотворения. Вряд ли в 60-е годы, могли звучать слова о «целомудренно бедной заутренней» и о «божественной капле» (см. далее)

Однако, хорошо запомнились всем образы убиенных солдат, о которых будет сказано далее. И образ иволги! Её песней, в «сердце разорванном» заканчивается и воспоминание участника войны.

А ещё не мог не запомниться и вечный для России образ берёзовой рощи!

В самом же стихотворении он предстаёт и в начале, и в конце. И все эти образы среди взрывов, смертей и руин!

Удивительно, а, может быть, именно в этом и заключается самое главное, что образ войны — разрушений, убиенных солдат — появляется в произведении не сразу.

А до того перед читателем предстаёт один из главных, если не самый главный,- многогранный, неисчерпаемый по глубине, образ маленькой птички и её песни.

<strong>Пролетев над поляною</strong>
<strong>И людей увидав с высоты,</strong>
<strong>Избрала деревянную</strong>
<strong>Неприметную дудочку ты,</strong>
<strong>Чтобы в свежести утренней,</strong>
<strong>Посетив человечье жилье,</strong>
<strong>Целомудренно бедной заутреней</strong>
<strong>Встретить утро моё.</strong>
Сколько символов всего лишь в нескольких строках! Прежде всего, сама иволга, но и о ней несколько позже. 

А пока стоит подумать: что же символизирует «неприметная деревянная дудочка», избранная среди всего, увиденного в «человечьем жилье», в людях вообще, да ещё и «с высоты»?! Возможно, это — и уходящий в глубину веков образ русского народа из былин и песен; но одновременно и образ скромного пастушка, победившего злобного и возгордившегося великана и ставшего потом царём и Святым Пророком. (Думаю, нет необходимости называть эти имена). И никакого противоречия быть в том не может, потому что всегда истинно русский человек всем своим верующим сердцем воспринимал Священное Писание и с благоговением относился к святым.

А потому совсем несложно понять, что созданный в произведении образ неотделим от горячей молитвы о даровании победы и от столь важной для православного богослужения Псалтири. 
И вот перед битвой «служится» «<strong>заутреня</strong>» - пусть и не в храме - но в душе, среди Вечного Мироздания Божьего, которое в стихотворении символизирует берёзовая роща. Любимая каждым русским сердцем берёза - символ самой России, Света, Пресвятой Троицы! После обращения к Ней с молитвой и в смертный бой идти не так страшно. Потому что всегда с молитвой на устах шли воины на смертный бой за Русь Святую! (См. также сертифицированную статью смиренного автора «Заступничество Воинства Небесного и причастность вечности русских воинов» из цикла «Благословенное русское воинство» об убиенном младшем офицере Александре Зацепе и его «Письме к Богу»).
Говоря словами великого русского поэта-воина <strong>Б.Ш.Окуджавы: </strong> <strong>« это всё у нас в крови, хоть этому не обучали». </strong>Даже тогда, когда о Боге вслух не говорили! 
А какое прекрасное, глубокое по смыслу слово «<strong>заутреня</strong>»! Однокоренное ему слово «утро» всегда означало начало чего - то нового, светлого; символизировало нравственное, духовное обновление! Начало Жизни Будущего Века! В самом стихотворении Жизнь Будущего Века вплотную приблизится в финале, до которого ещё надо будет «добраться».
Царствие Божие «нудится», завоёвывается трудами, страданиями, жертвенностью. В данном случае – на поле брани, в противостоянии злу. И вот теперь перед читателем возникают те самые военные реалии. И построено произведение на «вечной» антитезе жизни и смерти – вернее борьбе и победе. 
  • 3.

Но ведь в жизни солдаты мы,

<strong>И уже на пределах ума</strong>
<strong>Содрогаются атомы,</strong>
<strong>Белым вихрем взметая дома.</strong>
<strong>Как безумные мельницы,</strong>
<strong>Машут войны крылами вокруг.</strong>
<strong>4.</strong> Судя по всему, понятие «война» в произведении гораздо шире и глубже, чем просто военные действия, как в «Войне и мире» Л.Н.Толстого.

Оттого — то и обращается лирический герой к иволге, как будто с просьбой о спасении «средь ужасающего ада» (Слова из упоминаемого уже «Письма к Богу»):

<v> <v> <strong>Где ж ты, иволга, леса отшельница?</strong></v></v>
<strong>Что ты смолкла, мой друг?</strong>
Обращается, потому что поёт она «песню жизни» - его жизни! И именно к ней обращены следующие слова:
<strong>Окруженная взрывами,</strong>
<strong>Над рекой, где чернеет камыш,</strong>
<strong>Ты летишь над обрывами,</strong>
<strong>Над руинами смерти летишь.</strong>
<strong>Молчаливая странница,</strong>
<strong>Ты меня провожаешь на бой,</strong>
<strong>И смертельное облако тянется</strong>
<strong>Над твоей головой.</strong>
<v> <v> Думаю, вряд ли такую «картину» можно себе представить в реальности. Это – символ! Символ победы жизни над смертью! </v></v>
<strong>За великими реками</strong>
<strong>Встанет солнце, и в утренней мгле</strong>
<strong>С опаленными веками</strong>
<strong>Припаду я, убитый, к земле.</strong>
<strong>Крикнув бешеным вороном,</strong>
<strong>Весь дрожа, замолчит пулемет.</strong>
<strong>И тогда в моем сердце разорванном</strong>
<strong>Голос твой запоет.</strong>

«Запоёт» сама жизнь! Бессмертие! И не только лирического героя. Совершенно очевидно, что его неоднократно повторяемое «я» не проявление гордости, не обособление, а причастность всему происходящему – а через него – Бессмертию! Невольно вспоминаются стихи Героя Отечества Н.С.Гумилёва: «Я, носитель мысли великой, не могу, не могу умереть». А также «Бессмертны все, бессмертно всё» А.А.Тарковского. (См. третью часть вышеуказанного цикла «Благословенное русское воинство»).

Вечное вне временных, вне исторических «рамок»!

И, вот финал стихотворения, смысл которого уже настолько очевиден, что никаких комментариев не требует!

<strong>И над рощей березовой,</strong>
<strong>Над березовой рощей моей,</strong>
<strong>Где лавиною розовой</strong>
<strong>Льются листья с высоких ветвей,</strong>
<strong>Где под каплей божественной</strong>
<strong>Холодеет кусочек цветка,—</strong>
<strong>Встанет утро победы торжественной</strong>
<strong>На века.</strong>

Остаётся только вспомнить очевидный факт, что Святой для всех День Великой Победы всегда приходится на Дни Пасхальные! Убиенные на поле брани воины воскресают в Жизнь Вечную.

  • 5.(Думаю, что есть здесь нечто общее с произведением русского поэта и офицера Н.С.Гумилёва «На далёкой звезде Венере», созданным в страшные двадцатые годы, незадолго до трагической гибели поэта.

Потому что там «у деревьев синие листья», «нету слов обидных иль властных», «говорят ангелы» и, наконец, — «нету смерти терпкой и душной». Иэто общее – Рай в противовес воцарившемуся на земле аду).

Сам же Н.А.Заболоцкий – поэт с трагической судьбой, которую разделяли многие в годы сталинских репрессий — только не об этом сейчас речь. Репрессии, обесценивание человеческой жизни – боль, скорбь — трагедия всей России – и в данную тему просто вместиться не может.

А теперь перед нами другое стихотворение <strong>Н.А.Заболоцкого</strong>. Не нужно быть слишком проницательным, чтобы увидеть, понять, что к войне, да и вообще ко всей трагической истории многострадального Отечества Нашего имеет оно самое непосредственное отношение.
Называется же произведение <strong>«Противостояние Марса». </strong>Злобное языческое божество войны, требует жертв – и жертвы эти - жизни людей!
<strong> </strong><strong style="white-space: normal; font-family: "Noto Serif", serif;">Подобно огненному зверю,</strong>
<strong>Глядишь на землю ты мою,</strong>
<strong>Но я ни в чём тебе не верю</strong>
<strong>И славословий не пою.</strong>
<strong>Звезда зловещая! Во мраке</strong>
<strong>Печальных лет моей страны</strong>
<strong>Ты в небесах чертила знаки</strong>
<strong>Страданья, крови и войны.</strong>
<strong>Когда над крышами селений</strong>
<strong>Ты открывала сонный глаз,</strong>
<strong>Какая боль предположений</strong>
<strong>Всегда охватывала нас!</strong>
Кто такой этот<strong> «зверь», </strong>и почему он<strong> «огненный»</strong>?! Наверное, потому что в Последней Книге Священного Писания говорится о <strong>«числе зверя».</strong> Русской боговдохновенной литературе, всегда были присущи образы Апокалипсиса – а уж особенно после атеистического бунта 1917 года, Только где-то образы эти вырисовывались более отчётливо. И вот уже при чтении первых строк видится <strong>образ антихриста</strong>, приход которого предсказывали и М. Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и Ф.М.Достоевский – и многие другие. 
Антихрист хочет <strong>«спаять»</strong> мир <strong>«железом лишь и кровью»</strong> (Ф.И.Тютчев). Он <strong>«крестит мечом и пламенем народы»</strong> (М.А.Волошин).
Как уже говорилось выше, понятие «война» во многих произведениях русской классической выходит за рамки исторических реалий и символизирует зло в глубинном смысле этого слова - однако, война, начатая фашистской Германией, - наиболее остро ощутимая каждым русским человеком реальность. 
И теперь настало время вспомнить о корнях нацизма, о том, что легло основу чудовищной идеи, стоившей миру миллионов жизней и практически стёртых с лица земли «селений». В основе его оккультизм. Гитлер, как писал журнал «Русский дом», сделал идею нации <strong>«верховным божеством»</strong> (Выражение принадлежит хорошо известному русскому религиозному мыслителю <strong>В.С.Соловьёву </strong>– и неважно, что произнесено оно было ещё в 1888году. Таким людям, как В.С.Соловьев, даёт Господь дар провидения). 
По воспоминаниям современников, Гитлер просто входил в экстаз, когда слушал оперы Р.Вагнера и представлял себя на месте сильных и безжалостных персонажей, мечтающих добыть золото и для которых неважно, что ради этой цели надо убивать. Убивать иных, выжигать их земли, лишать жизни всё, что не служит этому <strong>«верховному божеству».</strong>
<v> <v> <strong>(</strong>Невольно вновь и вновь возникает вопрос: как могли наши братья по крови и вере допустить, чтобы такая вот мерзость захватила власть и стала рушить устоявшиеся веками духовные и культурные традиции?!<strong>)</strong></v></v>
И вот превращается земля в <strong>«безжизненную пустыню».</strong> (Христианин Рихард Вагнер вряд ли мог представить такое чудовищное, принесшее столько скорбей мирового масштаба истолкование своих произведений). <strong></strong>
<strong>И над безжизненной пустыней</strong>
<strong>Подняв ресницы в поздний час,</strong>
<strong>Кровавый Марс из бездны синей</strong>
<strong>Смотрел внимательно на нас.</strong>
<strong>И тень сознательности злобной</strong>
<strong>Кривила смутные черты,</strong>
<strong>Как будто дух звероподобный</strong>
<strong>Смотрел на землю с высоты.</strong>
<strong>Тот дух, что выстроил каналы</strong>
<strong>Для неизвестных нам судов</strong>
<strong>И стекловидные вокзалы</strong>
<strong>Средь марсианских городов.</strong>
<strong>Дух, полный разума и воли,</strong>
<strong>Лишённый сердца и души,</strong>
<strong>Кто о чужой не страждет боли,</strong>
<v> <v> <strong>Кому все средства хороши</strong></v></v>
Наверное, поэт создал обобщённый образ все тех, кто посягнул на мировое господство, возомнивших себя Великими завоевателями, «сверхчеловеками». (Невольно вспоминается «Апофеоз войны» В.В.Верещагина). А потому – перед нами «результат» такого «мировоззрения»: 
<strong>Война с ружьём наперевес</strong>
<strong>В селеньях жгла дома и вещи</strong>
<strong>И угоняла семьи в лес.</strong>
<strong>Был бой и гром, и дождь и слякоть,</strong>
<strong>Печаль скитаний и разлук,</strong>
<strong>И уставало сердце плакать</strong>
<strong>От нестерпимых этих мук.</strong>
<v> <v> (Возможно, что «<strong>каналы для неизвестных нам судов</strong>» относятся и к пришедшим в России к власти бесам, посягнувшим на переустройство мироздания, созданного Творцом, но принципиально сути это не меняет. Тем более, что из уст и священнослужителей, и писателей неоднократно звучала мысль о том, что война стала карой Божией за богохульство, за «безбожную пятилетку». Да и враг мог бы не стоять в 30 километрах от Москвы, если бы не было бы такого ужасающего числа репрессий. Это – тоже отдельная тема). </v></v>
Но всему мировому злу противопоставлена <strong>«планета малая одна»</strong> - возможно, это – символ России. Святой Руси.
<strong>Но знаю я, что есть на свете</strong>
<strong>Планета малая одна,</strong>
<strong>Где из столетия в столетье</strong>
<strong>Живут иные племена.</strong>
<strong>И там есть муки и печали,</strong>
<strong>И там есть пища для страстей,</strong>
<strong>Но люди там не утеряли</strong>
<strong>Души единственной своей.</strong>
<strong>Там золотые волны света</strong>
<strong>Плывут сквозь сумрак бытия,</strong>
<strong>И эта милая планета -</strong>
<strong>Земля воскресшая моя.</strong>

Воскресшая и выстоявшая, благодаря духу русских воинов, вставших на пути зла, готовых «положить жизнь свою за други своя»! Благодаря жертвенности русского народа; его истинной, пусть часто и сокрытой в недрах души вере!

И потому нераздельны в русской литературе победа над супостатом и победа над смертью, с причастностью Бессмертию!

<strong>Литература.</strong>
<strong>1.</strong>Заболоцкий Н.А. – сборник стихов. 
Материалы журнала «Русский дом» за 2003 год, за 2005 год, за 2011 год и за 2014 год.
<strong>2</strong>.Сборник «Великие художники» И.С.Глазунов. 
<strong>3</strong>. Сборник «Великие художники»
<strong>4</strong>. К.А.Васильев. В.С.Соловьёв «русская идея».<strong> </strong>
<strong>5. </strong>Ф.И.Тютчев – сборник стихов и статей. 
6. М.М.Дунаев «Вера в горниле сомнений»
7. Священник Николай Булгаков «Душа слышит свет» 
<strong>8</strong>. Б.Ш.Окуджава – стихи .
<strong>9</strong>. Тупицын О.В. «Христианское толкование музыкальных произведений »
<strong>10.</strong> Собственная сертифицированная статья «Жертвенное служение Богу и России, причастность вечности Н.С.Гумилёва».
<strong>11. С</strong>обственная сертифицированная методическая разработка творческих занятий «Бранная слава Святой Руси и Великой России». 
<strong>12.</strong> Собственный сертифицированный цикл статей «Благословенное русское воинство»
<strong></strong>
<v> <v> </v></v>

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
23:26
384
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!