Практикум: ФРАЗЫ В ЛИЦАХ
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Главная задача настоящего искусства – отражение внутреннего мира человека. Хорошо артистам! Они играют заданные роли и напрямую передают зрителям эмоции, используя привычные телесные и речевые приёмы (монологи, диалоги, мимику, жесты, позы, смех, слёзы и так далее). Художникам тоже неплохо – их картины неподвижны и молчаливы, но оттенки цветов создают определённое настроение, а нарисованные лица всегда что-то выражают (радость, грусть, гнев, благодушие, безмятежность, настороженность и прочее, прочее). Танцоры транслируют человеческие чувства с помощью движений.
Сложнее всех писателю, потому что у него есть единственный инструмент – буквы. Он составляет из них слова, с помощью которых оживляет героев своего произведения, наделяет их характерами, эмоциями. Эффективный приём, способный ёмко и выразительно создать человеческий портрет – это речь персонажа.
Для наглядности сравним два монолога.
1. Обрати внимание, какая луна! Она прелестна! Подойди сюда. Дорогая, милая, подойди сюда! Ты увидела? Хочется сесть на корточки, как можно туже подхватить себя за колени и натужиться. Вот так!
2. Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!
Первый монолог – это я взяла и выхолостила восторженную, горячую речь Наташи Ростовой, когда она наблюдала ночь у раскрытого окна. Второй – это настоящий фрагмент великого произведения Льва Николаевича. Разницу видно, не правда ли? В первом случае невозможно понять, кому принадлежат слова – дяденьке? тётеньке? пожилому? молодому? Во втором сразу ощущается, что говорит романтичная натура, скорей всего девушка.
На основе вышесказанного радостно сообщаю: сегодня нас ждёт увлекательное и весёлое задание: будем превращать в шедевры безликие предложения, вкладывая их в уста знакомых киногероев, приглашённых ради такого случая в наш клуб!
Выполняя задание, вы можете:
а) использовать вместо приведённых слов синонимы, устойчивые или синонимичные словосочетания;
б) дополнять текст междометиями, словами-паразитами, присказками;
в) изменять знаки препинания, усиливая или погашая интонации, создавая паузы и так далее;
г) переставлять порядок слов в предложении, если это добавит тексту выразительности;
д) разделять длинные предложения на несколько коротких, не искажая смысла и соблюдая последовательность фраз по смыслу.
Сначала монологи, которые следует переделать:
1. Сколько не старайся, не получится. И тогда я воскликну: надо было меня слушать! Ты предполагаешь, что умная, а я утверждаю: нет у тебя интеллекта! И разбираться с последствиями не стану. Разбирайся самостоятельно!
2. Утром, выходя из дома, не забудь взять с собой медицинскую маску. Без неё не пустят в места общего пользования. Существует опасность назначения штрафа за нарушение этого правила. Разве тебе хочется испытывать финансовые потери?
3. Мой маленький ребёнок не хочет есть кашу. Сдабриваю её маслом, фруктами, варенье подливаю, а он отказывается. Я в полном отчаянии, потому что очень переживаю за его здоровье. Он предпочитает мясо, колбасу и сосиски. Предполагаю, что это тяжёлая пища для неокрепшего детского организма.
4. Мы ездили на пляж. Было хорошо: купались, загорали, играли в волейбол. Главное, что произвело впечатление – катание на моторной лодке. Скорость была очень большая, поэтому дух захватывало, водяные брызги попадали в моё лицо, от ветра и шума мотора закладывало уши.
5. Скоро праздник. Собираюсь приготовить множество вкусных блюд: салатики, пельмени, холодец. А торт приобрету в магазине. Всё равно не успею испечь его самостоятельно. Тем более, у меня плохо получается выпечка – то забуду проконтролировать процесс выпекания, и всё сгорает, то не рассчитаю ингредиенты. В общем, не буду рисковать, куплю в ближайшем гастрономе.
6. Слесарь СТО предъявил мне счёт за оказанные услуги. Подумалось, что это не ремонт, а приобретение нового автомобиля. Пришлось обращаться к владельцу этой фирмы, объяснять, что мастера неоправданно завысили сумму расходов на детали. После серьёзного разговора он снизил сумму вдвое. В другой раз я не стану пользоваться их услугами.
А теперь список персонажей, которые раскрасят вышеприведённые монологи своими характерами:
— Василий Кузякин (Александр Михайлов, «Любовь и голуби»);
— Ляля (Фаина Раневская, «Подкидыш»);
— Глеб Жеглов (Владимир Высоцкий, «Место встречи изменить нельзя»);
— Тося Кислицына (надежда Румянцева, «Девчата»);
— товарищ Саахов (Владимир Этуш, «Кавказская пленница»);
— Ольга Николаевна Вознесенская (Елена Соловей, «Раба любви»);
— Лёлик (Анатолий Папанов, «Бриллиантовая рука»);
— логопед (Ролан Быков, «По семейным обстоятельствам»);
— донна Роза д’Альвадорес (Николай Калягин, «Здравствуйте, я ваша тётя!»)
Ну вот и всё задание! Выбирайте наиболее симпатичных вам героев, примеряйте к ним заданные монологи и творите, творите, творите! Пусть эти сухие, обезличенные тесты оживут, благодаря нашим писательским способностям.
— А я вот знаю, что скоро праздник. Мой шалунишка, собираюсь приготовить множество вкусных блюд: салатик, пельмени, холодец. Хотя ты этого и не стоишь. А торт приобрету в магазине. Знаешь, я всё равно не умею испечь его самостоятельно. А тебя всё время где-то носит. Мой криксик, у меня плохо получается выпечка, я не могу контролировать этот процесс — и всё сгорает, не могу рассчитать… Что там я не могу рассчитать? А вот не скажу! Я такая забывчивая. В общем, не рискую, куплю в ближайшем магазине.
Донна Роза д’Альвадорес (Николай Калягин, «Здравствуйте, я ваша тётя!»)
Монолог №3.
Ольга Николаевна Вознесенская (Елена Соловей, «Раба любви»)
— Мой кроха совершенно не желает прикасаться к еде. Нет, не ко всякой еде — только к каше. Представьте, его не соблазняют ни фрукты, ни варенье. Извольте подать колбасу! Или хуже того — сосиски. Каково? Такие предпочтения непременно скажутся на его здоровье. Право же, я в полном отчаянии.
Василий Кузякин (Александр Михайлов, «Любовь и голуби»)
— Людка-то в город опять вернулась к своему. Ага. Звонила вчерась Надюхе. Говорит, машину в ремонт сдавали. Так с их денег слупили, как за новенький «Москвич», ёшкин кот. Это вот чё тако, а? Там делов-то — начать, да кончить. Трамблер поменять. Хорошо ишшо главный у них нормальный мужик попался. Разобрался, что к чему. Говорит, вертайте им половину, и чтоб извинились, значит. Ага. Генка сказал, в другой раз меня позовет. Вместе покумекам, глядишь, сами справимся. Чай, не из простодырых, умишком бог не обделил. Руки-то, поди, тоже на месте.
Живо так, не хватает только голосовой озвучки.
(Глеб Жеглов, «Место встречи изменить нельзя»)
Скоро праздник! Ой, девочки, как я люблю праздники, как цирк! Всюду огни, музыка играет! Трам-папам! Я иду — такая красивая, а парни так и падают, так и падают, и сами в штабеля укладываются! А к празднику приготовлю побольше всяких вкусных блюд: салатики, пельмени, холодец. Горчички нужно сделать! Хоть бы не забыть лаврушку да не пересолить бы … Вот по щам у меня всегда пятёрки были! А торт придётся купить в магазине, всё равно не сумею его испечь, всего лишь раза три пекла. У меня плохо получается с выпечкой – то всё сгорает, потому что забыла время глянуть да огонь убавить, то не рассчитаю чего сколько класть. Как-то чуть не перепутала сахар с солью, вот пусть бы потом попробовали выполнить норму! И вообще, заладили одно и то же — торт, торт,, а я вот возьму в нашем магазине пряников в коробке с зелёной рамочкой. Пусть потом улыбаются! У-у, я их насквозь вижу!
" Не, Муля, ты таки подумай! Я за этого мастера таки имела беременную голову и рассчесанные нервы, когда доверила ему мою ласточку. И шо ты думаешь? Он ее обсмотрел вроде как. И, чистым взглядом младенца глядя на карман, немытыми руками решил взять меня за здесь, когда наступил на мое больное место — кошелек! Это же ремонт! А не грабёж в салоне за новую машину! Но ты же мине знаешь! Я, в серьёзном виде, сделала истерику ихнему начальству! И оно таки извинилось! Но осадочек остался! Муля, береги себя! И смотри на гвозди у этой конторы! обьезжай их стороной! Иначе разденут и скажут что так и было! Оно тебе надо?")
Вспомнила и голос, и выражение лица героини)
«Муля, не нервируй меня!»)))
Молодец, Света!
.
Я таки не понимаю, шо такое происходит. Муля, мне кажется, шо ты сошёл с ума, причём не на своей остановке. Я тебя внимательно спрашиваю – где ты был? Ты заходил к Фиме, зачем? Не молчи, я интересуюсь знать!
Мы должны пойти к доктору, потому что наш маленький ребёнок не ест кашу. Нет, Муля, я не мнительная, я в полном отчаянии за переживания о его здоровье. Я в кашу лью варенье, добавляю фрукты, сдабриваю маслом, но наш сына не хочет. У меня нервы кончаются! Сына предпочитает мясо, колбасу и сосиски! Муля, я тебя умоляю – это тяжёлая пища для неокрепшего тела ребёнка.
Муля, сходи до магазина, доктору нужно сделать спасибо. Шо – нет! Ты хочешь опозорить меня навсегда и навеки?!
4. На пляж ездили, понимаете ли… Хорошо было… Хорошо было: купались! загорали! в волейбол играли!.. Понимаете ли… На моторной лодке катались, между прочим… А вы знаете как это, да? Нет, не знаете? Да ну! Скорость — сумасшедшая! Просто сумасшедшая! Дух, понимаешь ли, захватывает! Брызги в лицо! Клянусь, честное слово! В ушах шум! Очень шумно, очень шумно.
1. Ты скока не старайся, в итохе буить нуль! Тьфу! А я скажу: меня слухай! Тада усё будеть у порядке! Ты счытаишь, шо умная, а я ховорю: если человек идиот, то это надолхо! Ха-ха-ха!.. А я умываю руки! Сама справляйси!
2. Утъём непъеменно беи с собой масочку. Ма-соч-ку! Без маски не пустят в метъо! И в магазин не пустят. Фело в том, что это чъе-ва-то! Чъевато штъя-фа-ми! Язве тебе хочется пъятить штъяф?
Ба… Кого я вижу! Какие люди, и не на кухне! Маня… Вижу мои отзывы ты не читаешь, и, прикрываясь праздником, по прежнему пытаешься накормить всех своими тортами. Придется тебя по этапу отправить мотать срок на «Адской кухне»… Довелось тебе, Шарапов постоловаться со знаменитой Манькой Поварихой, дамой приятной во всех отношениях. Особенно в кулинарном. Салатики, холодец, пельмени… Вобщем — ничего. Есть можно. Хоть наш домашний супчик, да с потрошками намного лучше! А вот торты ее… Убойнее Нагана. То подгорит, то не угадает с ингредиентами… Потому для гулянок она всегда магазинные берет. У " Чёрной кошки"…
(Жеглов)
Мясо… Колбаса… Сосиски… Вам так много хочется… Каша… Всего лишь каша — я так мало прошу… Потому, чтоб ни один один микроб не пошатнул Вашего здоровья, не сомневайтесь, молодой человек — я накормлю Вас ею! Если не с вареньем, так с яблоками или с маслом.
(Атос «Дартаньян и три мушкетера)
«Василий Кузякин»
Но, как ведущая практикума, покритикую малость: мне кажется, что надо длинные предложения разделить на короткие и сделать побольше восклицательных знаков. Это же Тося!
Ты не обижайся, Надюха, ну, были на пляже. Хорошо было: купались, загорали. Люди там и в волейбол играли, ага. Раиса Захаровна женщина хорошая, я бы столько за всю жизнь не узнал, я ж больше по хозяйству, но тоже начала – а куда деньги дел. А я давеча Лёньке батареек для транзистора купил.
А вспомнил, как с Лёнькой в Черепково сплавали пороху прикупить. Лёнька-то канистру в сарае из-под брезента достал, моторка на такой скорости, ага, прям дух захватыват. Брызги прям в лицо, ёшкин кот, здорово, мотор ревёт, ветер шумит, аж уши закладыват.
Эх, жисть такая, так меня домой потянуло, к тебе, к детям. Надюха, всё бар виноват, этот, как его – коктейль, ёшкин кот, курорт органов движения.
Мне кажется, что Василий очень даже узнаваем!
Очень хорошо!
(Глеб Жеглов. «Место встречи изменить нельзя»)
(Лелик. «Бриллиантовая рука»)
(Вне конкурса) Прочитал её монологи и всплыли в памяти уроки истории
— Однахой вы, бояре, исдох увей ваш царь! А если где-то здесь, пардон, промежду тут боярин Шхуйский?
— Боярин Шуйский в Грановитой палатке.
— А есть ли там телепон..?
— Телефон за углом.
— Барышня-телепонисточка, дайте мне на углу Петровки! Что, вы уже не даёте мне на углу Петровки? Как кто говорит..? Царь! Передаю по буквам: Цыля, Абрам, Равиль с мягким концом. Почему конец мягкий? Потому, что царь старый…
Искренне желаю вам: «Бац-бац и в дамки!!!»
(Тося Кислицына — Надежда Румянцева из к-ма «Девчата»
-Логопед (Ролан Быков, «По семейным обстоятельствам»)
(Лёлик).
А Лёлик получился!
Ох, боярыня, зельным хозяйствием лепа, талантом союзна. Яствами изобильна. Читанию и писанию книжному обучена, понеже яства те заморские – имена чюднаго домышления – салатики, пельмени. Токмо холодец — родимый. В их приготовлении – талантами зельными найпаче блисташе. А с яствами короля французкаго – тортами, сущи происки демона! С соседками глаголаху, время убегаху, и торт — в полымя. Черен, аки печная труба. Вельми печаль великая. Купчинам платить придется, поелику праздник светел наступает.
«Иван Васильевич...» в редакции 1627 года.
Лёлик (Анатолий Папанов, «Бриллиантовая рука»)
Муля, я имею, шо говорить умную вещь, а ты послушай. Тебе сейчас будет так плохо, как никогда. Я таки подозреваю, шо моя мамочка была права – ты идьёт. Сколько не старайся, не получится. Маму не обманул даже твой горшок с геранью, шо ты притащил в день свадьбы вместо букета роз. Она согласная, шо герань спасает от моли. Но не прямо же тогда. Она сразу воскликнула: надо было меня слушать! – и кивнула на Марика с лилиями. А я любила тебя, как последняя героиня с кино. Муля, я тебя умоляю! Ты думаешь, ты самый умный, а я говору, шо у тебя нету мозгов. Сперва ты говорил, шо меня арестуют, теперь, шо ХОТЯТ арестовать – это две большие разницы. Не нервируй меня. Когда мои нервы кончатся, с последствиями я разбираться не стану, придётся тебе самому. Запиши на календаре это слово, я не запомню: киднеппинг – это противоправные умышленные действия против свободы личности… Мама дорогая, у мине даже у роти всё пэрэсохло. Ты имеешь в виду мою женитьбу с тобой? Ты личность?! Муля, шоб ты так жил — у тебя мания величия.