Литературная беседка 27.09. Как издать электронную книгу
Каждый, причисляющий себя к писательской братии, будь это новичок или уже опытный автор, мечтает испытать это ни с чем несравнимое чувство — взять в руки свою КНИГУ. Прикоснуться к обложке, прочесть на ней своё имя, вдохнуть запах типографской краски, шелестя новенькими страницами...
Но, несмотря на заложенную в нас с детства любовь к настоящей, бумажной книге, в современном мире книга электронная постепенно выигрывает битву за рынок и за читателя.
Причин этому масса — электронные книги доступнее и дешевле обычных, они не занимают место в вашей сумочке или багаже, в поисках новинок не нужно бегать по магазинам — достаточно нажать пару клавиш. Современные производители создают разнообразные устройства для чтения таких книг — ридеры, которые удобны и не вредны для глаз, так как работа их дисплеев основана на безопасной технологии E-Ink. Наконец, электронные книги экологичнее, так как способствуют сохранению лесов на планете, сокращая производство бумаги из древесины, и даже экономят электроэнергию.
Есть у электронных книг ещё одна привлекательная сторона — издать её намного проще, дешевле и быстрее. Для этого не нужен поиск издательства, готового хотя бы частично возместить немалые затраты, так как масса интернет-площадок предлагает практически бесплатные сервисы по вёрстке и выпуску книг любых жанров и форматов, которые сразу становятся доступны широкой читательской аудитории.
Как начинающему автору не потеряться в этом онлайн - многообразии, что необходимо знать, приступая к созданию своей первой электронной книги, как технические лайфхаки существуют, как сделать привлекательную обложку, нужен ли автору редактор и корректор, какие правовые нюансы надо учесть и как всё таки напечатать бумажный вариант электронной книги -
обо всём этом сегодня мы поговорим с писателем, дизайнером, профессионалом в области электронных книг Виктором Улиным.
Вас ждёт практическое руководство по изданию книг!
Ждём вас в 16:00 мск здесь, в Литературной беседке!
Как обычно, наш диалог будет вестись в комментариях к этой статье, не забывайте обновлять ленту комментариев, чтобы не пропустить интересную и важную информацию.
С чего надо начинать? Какой первый шаг делает автор, решивший дать своему детищу жизнь на просторах сети?
Рад видеть всех вас!
Рад буду ответить на все вопросы!
Для начала скажу пару слов.
Сегодня я не буду касаться литературно-художественных вопросов. Тема нашей беседы, я бы сказал — пост-творческая.
Книга автором уже написана, мы обсуждаем, что и как делать с ней дальше.
(Простите, Андрей… прежде всего — добрый день; это я слишком спешу ответить...)
Повторю уже сказанное: мой принцип не платить никогда ни копейки на за что, за продвижение — в том числе.
Вложение в продвижение никогда не окупится. Разные масштабы цен.
Издание за свой счет вообще — признак дилетантизма и непрофессионального отношения к своему труду.
Прежде, чем говорить дальше, выражу свое кредо, сформулированное еще в эпоху бумажных книг:
Пишем для себя, печатаем для денег.
Писатель — если он писатель — не занимается тем, что напечатает тираж за свой счет и раздарит родственникам.
Он должен получить вознаграждение за свой труд.
Сегодня, как уже сказала Елена, настала эра е-буков, которые располагаются на е-площадках (обычно с возможностью и издания в бумажном виде).
Проблемы е-буков те же самые, что и у физических книг.
В цивилизованном мире у каждого писателя есть сутенер.
То есть, прошу прощения, литературный агент.
Наш социум — пещерный, литагентства практически нет.
Писатель вынужден быть сам себе менеджером.
Конечно, в любом издательстве можно нанять себе менеджера, который все сделает сам, но, во-первых, это требует вложения средств, а во-вторых, никто никогда на сделает из твоего текста книгу такого вида, какой тебе хочется иметь.
Поэтому большинству из нас приходится все делать самим.
Лично я размещаю свои книги (40 на данный момент, еще примерно столько же ждут конечного релиза) на двух ресурсах: Литрес и Ридеро.
Это бесплатные ресурсы — в том смысле, что каждый желающий может разместить там книгу, не потратившись.
(Все другие популярные издательства требуют денег даже за подготовку книг.)
Почему именно на обоих — скажу позже.
Если у Вас есть очень много лишних денег — можно заплатить.
Но озвучу масштабы.
На е-площадках пакеты продвижений, как правило, ОТ 10 000 рублей.
Мне регулярно приходят информационные письма с предложениями услуг.
Самый мощный пакет стоит 200 000 (Двести тысяч) рублей на год.
При том, что максимальное роялти — 40% от цены книги, а книгу дороже 400 рублей никто даже не откроет.
Так что — решайте сами, окупится ли такое «продвижение».
Помните всегда: у Вас и у издательства диаметрально противоположные цели:
Вам надо использовать возможности опубликоваться с прибылью, издательству — выкачать из Вас как можно больше денег.
Все дело в том, что мы пишем для РУССКОЯЗЫЧНОГО населения, нас читают (т.е. покупают) в основном россияне.
А условия жизни в России деформировали наш менталитет.
Где немец купит, там русский украдет – причем даже в том случае, когда купить легче, чем украсть.
от я лично никогда в жизни ни за одну программу (кроме Виндов, предустановленных на компе) ни рубля не заплатил.
У меня стоят и антивирус и все необходимые программы, профессиональные, дизайнерские и издательские — все до одной мною где-то сворованные.
И я ни за одну книгу сам никогда тоже рубля не заплачу. Наши сограждане точно такие же.
Вот опубликовал я в прошлом году неплохую вроде мемуарную книгу о матмех факультете ЛГУ, где учился — 266 страниц А5 всего за 90 рублей.
Так купил ее только один человек — Лёня Овэс, мой старый друг, еврей, 100 лет назад эмигрировавший, житель города Вашингтон. Для него такая сумма — пустяк, а в цивилизованных странах люди платят за интеллектуальную собственность.
Больше никто — все местные просили просто так им прислать…
В сети часто видишь слоганы типа «Один клик до книг!»
На самом деле это не совсем так. Один — когда все знаешь и умеешь. А когда не знаешь — тысяча и один.
Прежде всего — надо открыть аккаунт на площадке.
Для этого нужно прежде всего пройти процедуру идентификации.
То есть дать свои данные, скан паспорта, свое фото с читаемым паспортом в руках.
У меня есть знакомые, страдающие «синдромом неуловимого Джо», которые в таких процедурах опасаются подвоха.
Я с Литресом работаю (кажется, дату не помню точно) с 2006 года, никаких последствий идентификации не было.
При нынешней системе тотального выкачивания денег из граждан ни один россиянин не может заработать рубля, не заплатив налог.
Идентификация на е-площадках -для налоговых отчислений, издательства сами платят в ФНС при перечислении роялти, писателю не приходится думать о декларации.
Без идентификации можно лишь вывесить книгу бесплатно.
Это — непрофессионально, не говоря уж о том, что бессмысленно.
И, кроме того, на Литресе на такую книгу ставится штамп «Самиздат» — Каинова печать графоманов.
Тут решайте сами.
Я не знаю системы, я давно уже не работаю, а пенсию государство мне отсрочило. Меня надбавки не волнуют.
Про налоги я уже сказал: е-площадки их платят сами (т.е. урезывают Ваше роялти).
А что касается «стоит-не стоит».
Мое мнение неизменно: в России нельзя заработать, можно лишь украсть.
(Если находишься не у кормушки.)
Писательским трудом на «Мазерати Куаттропорто» не заработаешь, это уж точно.
Средняя цена на книгу — 200 рублей, за 400 у Вас уже никто ничего не купит.
Роялти — 25-40%, не больше.
Конечно, всякие Гузели Яхины продаются — но, уверен, там вложены левые деньги в промоушн.
А так… если у Вас будут покупать каждую из книг 1 раз в неделю — это уже хорошо.
Считайте.
Ты затронула серьезный вопрос.
Я на самом деле тоже не могу понять их систему.
За одну и ту же книгу на Ридеро, за продажу (не через Озон) то 25% роялти, то чуть ли не 70.
Я у них не спрашиваю: что я, дурак узнавать, почему так много?
Но подозреваю, что у них есть еще какие-то неизвестные нам градации, как и через кого они продают.
Остальные методы заработка неэффективны.
— те, кто работает по трудовому договору (как срочному, так и бессрочному),
— те, кто работает по гражданско-правовому договору. К таким договорам относятся: договор подряда (выполняются разовые работы под заказ), договор возмездного оказания услуг (консультации, перевозки и другие услуги на платной основе), договор на реализацию авторских прав (лицензионный, авторский и т.п.),
И что бы мы ни делали, государство нас все равно обманет.
Итак, я уже сказал, что на е-площадке прежде всего надо открыть аккаунт.
Об этом я подробнее скажу в ответе на вопрос Елены, чтобы не пропала нить.
А здесь скажу еще, что до открытия аккаунта надо файл книги подготовить к е-изданию (к е-публикации, но слово длиннее, ради экономии времени пишу короче).
То есть форматировать в нужном виде.
Вообще основных форматов у нас 3 типа.
В Ворде мы пишем. Только пишем; читать в Ворде невозможно: страницы листать трудно и всегда можно случайно что-то испортить в тексте нажав не туда.
Читаем в пдф; это формат не текстовый, а по сути графический: он дает постраничный вид книги, как она может быть напечатана прямо из файла, там править ничего нельзя.
А третий формат — е-бучный. Их тьма (.fb2, .epub разные и пр.) Почти каждый бренд е-ридеров пытается протолкнуть свой формат, чтобы его покупали. Это формат, в котором текст представляется сплошным массивом и е-ридер сам его разбивает на страницы. Удобство этого формата: есть оглавление по структуре, всегда можно его посмотреть и сориентироваться. Кроме того, ридеры открывают книгу на том месте, где Вы ее бросили читать хоть месяц назад, не надо искать.
Е-площадки принимают файлы в формате .docx (Ворд 2007).
На Ридеро есть программа онлайн-верстки макета; туда можно залить текст любого вида, потом выбрать макет (вариантов 20, разные шрифты, выравнивания, на Ваш вкус), потом назначить стили заголовков, эпиграфы, стихи и пр. Все видно и легко делать.
Литрес — это египетская гробница.
Туда закачиваешь файл, потом просто видишь структуру на выходе. Исправить ничего нельзя, надо заливать еще раз. А стили Ворда живут своей жизнью; мне приходилось работать по заказу одного автора, его роман я заливал с небольшими поправками раз 10 подряд, ничего не получалось. Потом взял и сам весь файл переформатировал заново. Это китайский труд, но на Литресе иначе никак.
Все прозрачно и понятно.
На самом деле и на Литресе и на Ридеро есть и «часто задаваемые вопросы» и даже кое-какие видео.
Но, увы, как-то это не для всех доступным образом там подано.
Когда я начинаю объяснять комплексно — люди смотрят, как на шамана.
На любые частные вопросы по процессу я всегда отвечу, хоть в привате, в любой момент.
Основное требование: файл в .docx, причем желательно «форматно чистый»
То есть если Вы сразу набираете в Ворде2007 (я работаю только в Ворде2003, он удобный), то надо сразу назначить выравнивание по ширине, отступ абзаца 1.25 см и никаких других лишних пробелов и пр.
Потом на то, что Вы хотите вынести в оглавление е-бука, назначить стили (Меню «Стили и форматирование) типа „Заголовок“ (просто „Заголовок“, „Заголовок 1“, „2“ и т.д, если у Вас глубоко структурированный текст: книга — часть-глава и т.д.)
Но имейте в виду, что все дерево заголовков отобразится в оглавлении е-бука. И если Вы будете назначать „заголовки“ вплоть до подглавок, то в оглавлении сам черт ногу сломит.
Я обычно назначаю только структуру высшего уровня: части, если их нет — главы и пр.
На Ридеро проще, там дерево оглавления отображается в более приемлемом виде.
Но отмечу также, что после назначения стилей имеет смысл посмотреть еще „Структуру документа“: там будет видно, все ли единообразно.
И опять-таки, все это живет своей жизнью, не исключено что придется перезаливать несколько раз.
А если изначально документ создан в .doc (Ворд2003) — то там лучше переводить в Ворд2007 через полную очистку форматов.
Многие авторы-профессионалы (Валера Роньшин, например) очень малые тиражи заказывает именно на Ридеро: там выгоднее всего по совокупности.
А что касается других издательств… За деньги возьмут все, что угодно, за гонорар нигде не возьмут нормальную литературу.
Почему вот я и на Литресе и на Ридеро публикуюсь одновременно?
У Литреса шире охват, оттуда я получаю роялти раза в 3 больше.
Но требования жесткие: ISBN и возможность физической книги «он-деманд» дают только при эксклюзивной лицензии; туда выставил книгу — и больше нигде нельзя ничего из нее запостить. И все равно в тегах автоматически ставится «Самиздат». А не самиздат — это через менеджера и совсем иная история.
А на Ридеро и номер дают и любой читатель может заказать хоть 1 экземпляр физической книги — у меня люди очень часто заказывают себе, и я рад.
Лада заказала свою ШК.
Обложка моя, чистая генерация Фотошопом.
Там почти мгновенная обратная связь, я знаю всех ридеровских девушек, быстро решают все вопросы.
Есть вариант агентского договора: вот я, например, от себя публикую книги Лады Зайцевой (тоже автор МСП, ей 13 лет, еще нет паспорта, не может заключить договор) и регулярно сам перечисляю ее роялти согласно своей статистике.
Разве это плохо?
ridero.ru/author/zaiceva_lada_btzfu/
На других е-площадках такого нет.
(Добрый вечер, конечно.)
Я не понял, в чем вопрос.
Пишите Наталье Мингалевой — serv@ridero.ru
Ответит самое позднее в течение дня.
За адрес спасибо, напишу на днях.
Кстати, на Литресе есть очень хорошая статистика: показывает по дням и по категориям (просматривали — купили)
На Ридеро статистика разнесенная, по каждой книге надо смотреть отдельно. Когда у меня 40 — это невозможно.
Но там можно включить пуш-уведомления: в области систрея всплывают окна, конкретно «Читатели интересуются Вашей книгой „Непорочное зачатие“! Прямо сейчас кто-то читает бесплатный фрагмент!» или «просмотрел страницу Вашей книги» Или «Только что куплен 1 бумажный экземпляр Вашей книги „НАИРИ“! Проверьте статистику!»
А если им написать (сами не найдете) — они дадут прямую ссылку на общую сумму Вашего роялти, будете следить и выводить по мере.
(На Литресе максимум 600 ЗБП, на Ридеро — 500.
Я пишу всегда все, что хочу, потом включаю статистику и уменьшаю.)
Жанры очень просты.
Там есть списки, они раскрываются, на Литресе можно не более трех, на Ридеро сколько угодно.
Я обычно выбираю все, что можно, по смыслу: Современная русская литература+Повести+Эротика, например.
Далее на Ридеро ничего нет, на Литресе — теги, не более 5.
Теги тоже у них по списку, «самиздат» ставится автоматом, остается 4. Я набираю, например: «мужчина и женщина» — такой есть, появляется в списке. Если нет — ищу сходные по смыслу.
Возрастной ценз.
Беззубая книга типа «Приключения Калле-сыщика» идет по базовому цензу 12+
Уровни ниже: 6+ и 0+ — это для детсадовцев, нормальный читатель такую книгу не откроет.
Если в книге есть поцелуи или косвенное описание секса — 16+
Если прямое — 18+
(Если есть нецензурная брань (мои герои иногда выражаются, они живые люди, а не дистиллят) ставится пометка и автоматически 18+)
На Ридеро раньше был отличный опросник: открываешь страницу, читаешь и ставишь галочки «есть-нет», ни о чем сам не думаешь, потом автомат выдает ценз.
Увы, этого теперь нет. Я писал, сокрушался — ответили, что «многие авторы не могли в нем разобраться»
Дикари-с.
И стоит отметить, прямо тут, чего НЕЛЬЗЯ допускать в тексте, иначе любой ценз не пройдет, а если несколько раз, могут и аккаунт забанить:
— национализм (превосходство одной нации над другой);
— сексуальные сцены с участием подростков до 18 лет;
— употребление наркотиков без указания опасности (т.е. пропаганда);
— призыв к самоубийству (призыв, не просто описание );
— оскорбления президента, призывы к свержению строя и т.д.
Ну, кажется, еще что-то, не помню.
Про зоофилию, например, ничего не сказано, я еще не писал на эту тему, ничего не знаю — но во многих странах даже зоопорнография запрещена, так что, наверное, тоже нельзя ни под каким цензом.
С теми же девчонками на Ридеро довольно регулярная переписка по всяким мелочам, они меня знают и знают, что моя рука на пульсе.
А торговля — это всегда обман.
Честный продавец разорится.
Отвечу на Ваш вопрос.
Если книга продана через «Озон» (в последнее время они размещают прямую кнопку на странице книги), то данные по этой продаже поступают в систему через 1 месяц, не раньше.
Я такой вопрос уже выяснял, по книге Лады Зайцевой — мне ответили. Июльская продажа отразилась только в конце августа, проверено.
У меня, уважаемый Михаил, в прошлом году складывалось мнение, что Ридеро утаивает роялти.
Писал им, ругался, угрожал, что уйду (уже тогда было книг за 30).
Полагаю, у них просто был бардак.
Не думаю, что моя брань помогла, но за год они сервис сильно улучшили, и вот сейчас эти пуши приходят постоянно и теперь я им доверяю.
Сайт Ридеро действительно улучшается постоянно, видно, что работают))).
Грамотность или есть, или ее нет.
Правила учить — что сороконожке думать о ходьбе, бесполезно. Только и будете правила вспоминать, ничего не напишете.
Если грамотности нет — нужен корректор.
Тут, конечно, 2 уровня.
1-й чисто по грубым ошибкам (лишние или отсутствующие очевидные запятые, «одел»вместо «надел», «элЕксир» вместо «элИксир» (было на прозе.ру в заголовке у «рекомендуемого автора») — это бесспорно требует правки.
2-й — я уже недавно говорил. Авторская пунктуация, если предложение невозможно читать из-за обилия запятых, авторские неологизмы (помните, в «Осеннем марафоне» — «обЛИзьяна зеленая»?) Это индивидуальный подход.
На Ридеро услуги корректора стоят недешево: от 1200 за лист, ко мне часто обращаются, я делаю дешевле.
В любом случае Ридеро стремится выжать деньги: если Вы не заказали корректора, на странице книги теперь ставится отметка об «авторской орфографии», т.е. они как бы умывают руки.
Тут каждый решает для себя.
Но даже Ворд подчеркивает орфографические ошибки.
А я еще пользуюсь Гугл-документами (https://docs.google.com/ ): там хороший инструмент «Проверка орфографии». Лексикон, конечно, как у футбольного болельщика, но ловит некоторые смысловые ошибки — например, опечатку «свей» вместо «своей», которую и глаз не видит и Ворд не подчеркивает.
Все тексты на выходе всегда через Гугл пропускаю.
А что касается редактуры…
Тут тоже разные уровни.
Одно дело грубые ошибки, смысловые и пр.
А другое — стиль и пр.
При глубокой редактуре по заказу я, например, все сомнительные места помечаю сносками и внизу пишу пояснения.
Например, недавно выполнил один заказ: 652 страницы, 1428 примечаний.
Работал также с авторами многослойно. Например, один роман мы доводили глубокой редактурой около года. Раза 4 переделывали, чуть не перессорились вдрызг, но роман в итоге заиграл.
Однако скажу: сверхредактура нивелирует в нуль, от автора ничего не остается.
А по 100% грамотности повторю одну из любимых фраз дяди Фарита:
ВСЁ знает только Сталин.
С учетом, что многие современные авторы относятся к правописанию весьма свободно, если не сказать — безответственно и не утруждают себя хотя бы проверкой текста с помощью специальных программ, то я весьма скептически отношусь к пометкам типа «Авторская орфография и пунктуация сохранены», а пренебрежение редактурой и корректировкой текста считаю неуважением к потенциальному читателю.
Вижу, что во многом мои мысли совпали с мнением Виктора.
«Чуть что, цеплялся как репей к словам,
Вопросы задавал хитрУ, с подвохом.»
Причём, я точно знаю, что у меня было слово «хитрО»
Я так и не поняла, что это было — ошибка корректора или она решила, что так будет правильней.
pisateli-za-dobro.com/articles/203-servisy-pomoschniki-kak-samomu-proverit-svoi-tekst.html
Настоятельно рекомендую ими пользоваться, так как некоторых особо усердных в безграмотности авторов иногда хочется стукнуть сковородой.
Но они таки помогают снять с себя бремя поверхностных ошибок и переключиться на более серьезные.
Ведь можно написать что угодно, но если читателя не привлечет обложка, он не прочитает даже аннотацию, потому что не перейдет на страницу книги.
То есть успех книги в наибольшей степени зависит от обложки.
Здесь тоже стоит сразу оговориться.
Если книга относится к востребованным жанрам: детектив, фантастика, чертовня с электронными вурдалаками — то ее выловят по теме и хотя бы откроют даже без обложки.
Иное дело — литература более высокого уровня, не эксплуатирующая конъюнктуру. Вот тут обложка решает почти все.
Лично я пишу нерыночные книги и потому обложки для меня имеют огромное значение. И о них имеет поговорить об авторах с теми же проблемами, что и у меня.
И Литрес и Ридеро (с небольшими вариациями) предлагают 3 варианта.
1. Выбрать готовую обложку с заранее определенным дизайном текста. Это — нулевой вариант; на такую книгу никто не взглянет.
2. Изготовить самому с помощью «конструктора»: залить фон и выбрать один из предустановленных вариантов оформления. Немногим лучше, чуть-чуть выше нуля.
Во-первых, все равно надо прилагать усилия к тому, чтобы их «плашка» с текстом попала на нужное место, не нарушила стиль, ничего не закрыла.
Во-вторых, самих стилей очень мало, при нынешнем обилии книг все «конструкторские» обложки похожи друг на друга.
В-третьих, убогие шрифты. Шрифт — даже более важный элемент дизайна, нежели фон, а Ридеровские шрифты — никакие. Смотреть на не что, читать не хочется.
3. Оформление книги оригинальной обложкой.
Этот вариант требует или умения или денег.
Расценки на дизайн обложек у Ридеро запредельные.
Оговоренный дизайн обложек «ОТ» 2900 рублей подразумевает убогий фон с простой плашкой.
В зависимости от уровня сложности цена может доходить до 15 тысяч.
Вот, например, за такую обложку (2 фона, обработка, наложение, подгонка шрифтов...), которую я сделал для Елены Чумаковой, дизайнеры Ридеро взяли бы тысяч 10:
Человек учился различать цвета от левого края спектра к правому по мере развития мозга.
Сами цвета — т.е. результаты отражения или преломления белого света — существуют независимо от нас.
Известно, что пещерные люди рисовали своих мамонтов красной охрой потому, что различал только красный цвет.
И еще во времена Ван Эйка не все люди воспринимали фиолетовый.
Во многих языках нет отдельных слов для обозначения синего и голубого цветов.
Так вот, полноцвет почти никогда не будет выразительным в том варианте, который сейчас принят, например в том же ЭКСМО. Их обложки ничего не выражают.
А вот такой вариант усеченного полноцвета мне кажется удачным.
И больше всего я люблю гамму «Мартини» -красное и черное. Она выразительна
А шрифты — это самый выразительный элемент.
Мне кажется, что обложки, созданные с помощью одних лишь шрифтов, иногда создают особое настроение.
На самом деле тут нет ничего особенного: последняя, так вообще только шрифты и больше ничего.
Но, конечно, требуется кое-что знать и уметь.
Готовые шаблоны, увы, все узнаются по расположение плашек, даже если фоны совершенно разные.
И также отмечу, что подгонка фона под готовый шаблон — это может быть делом более трудным, чем самому наложить шрифты.
Вот, например, к последней на данный момент книге положение названия подгонялось по вертикали до 1 пиксела, с шаблоном это сделать очень утомительно.
Отвечу на все вопросы.
Лично я принципиально против иллюстраций из Интернета.
Как правило, они неинтересные и, самое главное, в них низкая энергетика.
Собственные фотографии обладают совсем иной энергией.
А по поводу можно-нельзя…
В Интернете есть бесплатные стоки (которые открываются по поиску открытых лицензий), но они стоки и есть. Канализация, там вообще ничего интересного не найти.
Если на обычном ресурсе фотография помечена водяным знаком или копирайтом, то с ней связываться не следует.
Всегда найдется что-то, не ограниченное внешне ничем.
Лично я никогда еще не попадал в неприятные ситуации, даже когда работал по договору с издательством.
Но с другой стороны, если заказчик сильно давит на меня, требует делать обложку из каких-то своих исходников неизвестного происхождения, я всегда обрабатываю снимки до почти неузнаваемого состояния.
У меня сейчас установлено 483 шрифта, обычно для каждого нового заказа я ищу новый.
Скачиваю всегда с бесплатных ресурсов, где нет пометки «НЕ для коммерческого использования».
Шрифтов десятки тысяч, всегда можно найти бесплатный.
Как текстовый (для набора) так и дизайнерский (для обложки).
НО.
Фотостоки нормальные (например, Адобе) — платные.
Бесплатный сток — именно что канализационный.
Пишем для себя, печатаем для денег.
Это единственно верная формула состоявшегося художника слова.
Писатель, раздающий всему свету тиражи книг, напечатанных за свой счет — дилетант.
Писатель, пишущий только ради денег — литературный труп, плывущий по течению конъюнктуры.
На мой-таки взгляд, писатель должен ПИСАТЬ.
И только писать.
А меценатствовать, менеджерствовать и пр. должен тот, кто сам писать не может…
Каждый должен заниматься своим делом; все дела полезны по отдельности. но менеджерство и творчество суть вещи несовместные.
Jedem das seine, но это, noch einmal, мое личное мнение.
Мои слова вообще не стоит принимать как истину; по результатам жизни сам я так лучше и вовсе бы не жил, ошибка природы…
И это, конечно, не по теме.
Мы с Еленой решили оставшиеся вопросы отложить на следующую пятницу.
Их осталось два.
1. Закон от 2016 года — что делать, когда книга уже написана, и как важно помнить о нем, когда пишешь с намерением опубликовать, чтобы потом твою книгу модература не выхолостила в нуль, не лишила смысла вообще.
2. Та самая полиграфия, о которой вчера были последние слова. Тема крайне важная, потому что е-бук и физическая книга вещи принципиально разные, почти несовместимые, и как 2 ипостаси объединить при е-публикации, особенно когда сам планируешь потом забарабанить себе физический тираж, на продажу и пр.
Приду — хотя и не уверен, что надолго: вчера был измочален в труп, 4 часа непрерывного онлайна.
справкаудостоверение есть. Я пишу в свободное от спасения мира от ядерного апокалипсиса время и на заработанные этим деньги.Насчет писатель- неписатель время покажет, но сдается мне, что спасение мира (от дальнейших мучений) как раз в Апокалипсисе и есть…
И на самом деле все произойдет быстро.
Как я писал в одной из книг устами героя:
Вот сейчас все нормально, а через секунду — кругом все белое, ангелы поют и Петр по пьяни потерял ключи…
Но, как говорят в наших краях,
— Афлятун мне друг, эссэволощщь, но истина дороже.
Писатель — если он писатель, а не пописыватель — пишет не НА деньги, а ЗА деньги.
Feel the difference.
Ясное дело, что «проза домохозяек» ничтожна; человек, никогда не занимавшийся ничем конструктивным, а только сочиняющий с потолка, ничего существенного не напишет.
Но абсолютным нулем в литературе останется и тот, кто пишет «в свободное от работы время»: его уделом останутся «книжечки и сказочки».
Можно РАБОТАТЬ в свободное от литературы время (что я и делал всю жизнь), но не наоборот.
Иначе литературные занятия так и останутся пописывательством, невзирая на все «членства с союзах», регалии, «виртуальные кубки» и прочие чашки-плошки-поварешки.
На том стоял и стою.
И денег оно почти никогда не принесет.
Как и ЛЮБОЕ искусство, кроме приплясывания на побегушках у власти или потребителя.
Ван Гога терпеть не могу, но он — личность в искусстве.
При жизни ни… ни одной картины не продал.
А я — специалист. Существующих арсеналов (особенно после всех сокращений) не хватит, чтобы испарить сразу всех, увы. Так что оставшимся придется загинаться от лучевой болезни, инфекций, голода и холода. Плюс еще всякого рода мародерство. Так что не обольщайтесь.
По каким принципам делать обложку (или заказывать индивидуально), чтобы книга привлекла внимание?
Я не имею дизайнерского образования, но я лет 20 профессионально коллекционировал почтовые марки (свой первый в жизни гонорар, кстати, я получил не за прозу и не за публицистику, а за исследовательскую статью о штампах-заверках на марках СССР 30-х годов, напечатанную в журнале «Филателия СССР»...).
Так вот, серьезный коллекционер марок автоматически начинает разбираться в дизайне е-бучных обложек.
Потому что сами марки — это высшие образцы «обложечного» дизайна. Например, я не знаю ничего совершеннее, чем марки гитлеровской Германии, которых у меня была почти полная хронология.
Марки в кляссере — это обложки е-буков на общей странице. Их рассматриваешь в лупу — видишь то, что станет видно на странице книги.
Обложка должна в определенной степени отражать содержание при близком рассмотрении. Но именно «в определенной», т.е. если главной героиней книги является кошка, то это не значит, что на обложке нельзя изобразить собаку.
По большому счету, обложка может вообще не соответствовать содержанию: главное, чтобы читатель заинтересовался и купил книгу, дальше уже неважно.
Ну. а что касается миниатюр обложек на общей странице — так там уж и вовсе почти ничего не разобрать, там нужно просто привлечь внимание читателя.
Для этого, кстати, не обязательно быть в тренде — как раз наоборот.
В нынешнем стиле мы видим бесконечные ряды небритых любовников и трупы, улетающие под небеса. Полноцветно, качественно и… все одно и то же. Глаз не зацепляется, скользит.
Приведу пример.
Если взять 100 женщин одинаковой красоты, 99 одеть в ватники, а 1 — в мини-юбку, то, ясное дело, все будут смотреть на ту, что в юбке.
Если тех же 99 переодеть в юбки, а 1 раздеть до купальника, то все будут смотреть на купальник.
Но если взять 99 полностью обнаженных, а на одну снова надеть ватник — то как раз он-то и привлечет внимание.
(Проверено личным опытом на нудистском пляже города Дрезден в 1983 году).
Вот то же самое и с обложками.
Я же занимаюсь фотографией, у меня тысячи снимков на разные темы.
Без Фотошопа вообще нет дизайна обложек.
Книжная обложка — не глянцевый журнал, «голая» фотография на ней не играет, она неинтересна и невыразительна.
Больше всего я люблю делать примерно так: вот, взгляните, какой исходник и что из него вышло.
Есть и наблюдения стороннего порядка: если на обложке не изображена хотя бы часть обнаженного женского тела, то такую книгу почти никогда даже не открывают.
Физический вариант — египетская гробница.
В советское время была пословица «Где кончается порядок — там начинается „Аэрофлот“».
Так вот то же самое, только последнее слово надо заменить на «полиграфия».
Тут много о чем можно поговорить.
Спасибо, друзья!
Спасибо всем!
У нас остались еще важные темы, я буду рад осветить их через неделю.
И ответить на все вопросы, которые возникнут!
До встречи всем и приятных выходных!
У нас все впереди!
Еще раз напомню, что мы с Еленой решили 2-ю часть этой беседы перенести на пятницу 04 октября.
У нас остались неосвещенными 2 очень важных вопроса:
1. Как писать честные произведения в условиях закона от 2016 года: о чем надо помнить, чтобы серьезная книга не оказалась непубликабельной.
2. В чем принципиальное различие между е-буком и бумажной книгой, что вообще можно ждать от физического издания.
Приходите, задавайте вопросы, тут есть о чем поговорить!
Встроенные спам-фильтры почтовых серверов живут своей жизнью. При обилии писем с одного и того же адреса они сами отправляют их в спам.
Чтобы исключить ситуацию, надо зайти на сервер и вручную установить атрибут «НЕ СПАМ» на письма с сайта МСП.
Но скажу так.
У меня с Литресом был договор еще с 2006 года, до возникновения системы «самиздат», размещал книги через менеджера.
Так вот, когда в 2018 начал публиковать своими силами и решил навести порядок, то оказалось, что и все те старые книги (вообще без обложек, в давно устаревших релизах) все еще висят.
Пришлось связываться с отделом, который публикует несамиздатно, расторгать договор и пр.
Тех книг нет уже, все удалили.
Но до сих пор на странице с моими книгами (по поиску лупой на главной Литреса (не издательства, а магазина) они внизу упоминаются. только с пометками о недоступности.
Я скажу еще личное мнение.
Вот у меня из 45 книг (на данный момент) примерно 40 имеет хотя бы одну продажу каждый месяц, из них 34 — хотя бы 2, из них 9 — больше 10, и т.д., и, наконец, 1-2 — хотя бы по одной продаже КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
При этом ты прекрасно понимаешь, что если я получаю 25 рублей с продажи, то Литрес себе кладет 75.
Так будет ли Литрес рубить головы курицам, которые исправно несут ему позолоченные яички?
Ну потратьте время, отложите что-то менее важное, ну сделайте ОДИН раз книги, потом только следите за статистикой и меняйте цены!
Нет, всем лень.
Хотя тут есть 2 момента.
1. Продажи начинают идти на сразу, как-то нужен некий срок.
2. Нужно МНОГО позиций.
Т.е. если есть, к примеру, 20 рассказов, то их нужно разместить в 4 сборниках по 5 штук и назначить цену рублей по 109 за книгу.
А по тому, что Елена написала ниже, еще раз скажу:
с появлением красной кнопки на прямую ссылку у меня значительно увеличились продажи!
Ждем победителей в сборнике НИ4.