Поэтический практикум - ГАЗЕЛИ
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня нас ждёт сложное и интересное задание — сочинение ГАЗЕЛЕЙ!
Газель — это строфа восточного стихосложения (Ближний, Средний восток, Индия, Пакистан), которая принадлежит к твёрдым формам.
Газели состоят из бейтов (двустиший). Начало рифмовки — в первом бейте, в дальнейшем — однозвучная рифма идет через строку по схеме:
АА БА ВА ГА ДА и так далее. Первая строчка (стих) каждого последующего бейта остается незарифмованной. Количество строк всегда чётное.
Для примера предлагаю ознакомиться с произведением родоначальника персидской поэзии РУДАКИ (перевод Вильгельма Левика). Выделяю жирным шрифтом зарифмованные слова:
Для радостей низменных тела я дух оскорбить бы не мог.
Позорно быть гуртоправом тому, кто саном высок.
В иссохшем ручье Эллады не станет искать воды
Тот, кто носителем правды явился в мир, как пророк.
Мой стих – Иосиф Прекрасный, я пленник его красоты.
Мой стих – соловьиная песня, к нему приковал меня рок.
Немало вельмож я видел и не в одном распознал
Притворную добродетель и затаенный порок.
Одно таил я желанье: явиться примером для них.
И вот… разочарованье послал в награду мне бог.
Другая форма газели — бейты c peдифoм. Рeдиф — это слово, пoвтopяющeecя пocлe pифмы в кaждoй pифмyющeйcя cтpoкe. Здесь образцом послужит стихотворение великого персидского поэта ХАФИЗА (перевод Афанасия Фета):
В царство розы и вина — приди,
В эту рощу, в царство сна — приди!
Утиши ты песнь тоски моей --
Камням эта песнь слышна! Приди!
Кротко слез моих уйми ручей.
Ими грудь моя полна! Приди!
Дай испить мне здесь, во мгле ветвей,
Кубок счастия до дна - — приди!
Чтоб любовь дотла моих костей
Не сожгла — она сильна — приди!
Но дождись, чтоб вечер стал — темней!
Но тихонько, и одна — приди!
Задание: сочинить стихотворение, которое будет соответствовать всем правилам написания газели.
И в честь моей любви я сочиню газель.
Начну я с ног твоих — стройны, как кипарис,
Фигура у тебя — ну точно топ-модель…
И попа есть, и грудь — все совершенно так
Хочу с тобой вдвоем уехать в Куршавель
Шампанского налить и устриц заказать
А после потащить в широкую постель…
Пожалуй, не хочу я дальше продолжать,
А то придет Н.К., устроит канитель!
Вот осень в октябре сыра.
Льёт дождь и быстро холодает,
Шумят безумные ветра.
Погода вовсе не мешает,
Бежать по лужам со двора.
Толпой играет в догонялки,
Кричит, смеётся детвора.
И я всем этим восхищаюсь:
-Смешна осенняя пора!
Какой сентябрь был вчера!
(Это я про себя). Сейчас исправлю.
Через пространство и время ко мне приди.
Мечты и сны мои тобой одним полны.
Проходят годы, следы смывают дожди.
Всё жду как Сольвейг и постарела одна,
Я в царстве сонном живу — меня разбуди.
Подработала ритм. Теперь вот так.
Пройди Вселенную, меня найди,
устала, бедная, ко мне приди.
Трава засохшая, река мелка,
леса повыжжены и нет пути.
От горя стылая, моя душа,
навстречу голубем сама лети.
__/__/__/__/
___/__/__/_/
_/_/_/_/_/_/
_/_/__/_/__/
_/__/___/__/
_/_/__/_/__/
Среди тысячи женщин меня лишь найди
Чрез пространство и время ко мне ты приди.
Мои сны и мечты лишь тобою полны.
Мои годы проходят, струятся дожди.
Я всё жду как Сольвейг, постарела одна,
В царстве сонном живу — ты меня разбуди.
И я спишу сказать привет.
Ее я пригласил в кино,
Сказала: «Лучше на балет»,
Зашел в большой театр тогда,
По блату там достал билет.
Среди ночи проснусь, вспоминаю — люблю.
Даже если вдали, даже если в делах,
Обо всем забываю, но знаю — люблю!
Ты прекрасна, как солнце, светла, как луна,
Коль тебя рядом нет, я скучаю. Люблю!
Я хочу быть с тобой много зим, много лет,
Я твой верный защитник — Виталий. Люблю!
Что ж ты раньше молчала? Переделывать придется *8)))
По рыбам, по волнам проносит шаланду,
Три перса в Дубаи везут контрабанду…
Правда, здешние лодки называются дхоу.
Беспощадна и полна,
Освещает всю округу,
Белолика и скромна,
Далека и одинока,
Словно юная княжна.
Ветер тучи нагоняет —
Тишина и ночь темна.
Скорость написания — это хорошо. Но качества нет. Пожалейте меня. Пусть лучше будет одно произведение, но качественное. А мне приходится читать кучу наскоро написанных строчек. Здесь ведь все талантливые, почему такое легкомыслие к заданиям?
Добавить нечего. Постараюсь больше не писать.
В Каспий вливается она — Волга.
Краше ее нет на земле,
Красива очень глубока — Волга
Такой могучей нет нигде
Страна гордиться ей моя — Волга!
Приди скорей в мою весну — зову!
Я красками её блесну. — Зову!
Познай её ты красоту.
Позволь я на тебя взгляну?! — Зову!
Почувствуй нежность, теплоту!
В глазах твоих я утону. — Зову!
В них вижу только чистоту!
Тебя в весне я обниму! — Зову!
Приди скорей в мою весну — зову!
Я красками её блесну — зову! (кстати, красивый образ — блеснуть красками весны.
Познай её ты красоту — тут не хватает два слога, чтобы размер совпадал с первыми двумя строчками. То есть, надо добавить одно слово, например:
Познай её ты красоту ДУШИ.
Единственная ошибочка.
И ещё одно: третью, пятую и седьмую строчки рифмовать не обязательно. Это в примере Фета зарифмовано. а вообще не обязательно.
Приди скорей в мою весну — зову!
Я красками её блесну — зову!
Познай же красоту души,
Позволь я на тебя взгляну? — Зову!
Сквозь годы мигом пронесусь,
В глазах твоих я утону — зову!
К твоей душе я прикоснусь,
Я в ней не вижу сатану — зову!
Где грешный ангел или бес?
Приди! Позвать тебя рискну — зову!
Он растворился и исчез,
Ни в чём тебя не упрекну — зову!
Прикосновенье чистых душ,
Влеченье наших тел в плену — зову!
Я твой подарок или куш?
Не оставляй меня одну — зову!
Приди скорей в мою весну — зову!
Я красками её блесну — зову!
Познай же красоту души, ля-ля
Позволь, я на тебя взгляну? — Зову!
Сквозь годы мигом пронесусь, ля-ля
В глазах твоих я утону — зову!
К твоей душе я прикоснусь, ля-ля
Я в ней не вижу сатану — зову!
Где грешный ангел или бес? ля-ля
Приди! Позвать тебя рискну — зову!
Он растворился и исчез, ля-ля
Ни в чём тебя не упрекну — зову!
Прикосновенье чистых душ, ля-ля
Влеченье наших тел в плену — зову!
Я твой подарок или куш? ля-ля
Не оставляй меня одну — зову!
Вместо «ля-ля» надо вставить слова.
Чтобы наша Машуня не спешила.
Может ещё кто газель напишет?!
А задания Олечка хорошо усложняет. Только я ей не завидую, пока всё перечитает, потом пересчитает, а там и мозг закипает. Но за то результаты на лицо.
Что есть испытание, когда не обычный урок.
Коль крепок ты духом, тот будет конечно же впрок.
Усвоив его, станешь ты и мудрей, и сильней.
Пример для потомков и славный для предков итог.
Жизнь учит лишь сильных, а слабых ломает на раз,
Но правда и то, что ошибка – ещё не порок,
Исправить не поздно, пока не окончен твой путь.
Экзамен на зрелость сдают только сильные в срок,
Но тот, кто ошибку признал за собой – не слабак.
1. Сбой ритма в первой строке. Там достаточно в слове испытание поставить мягкий знак — «испытанье».
2. Количество строк нечётное.
Что есть испытанье, когда не обычный урок.
Коль крепок ты духом, тот будет конечно же впрок.
Усвоив его, станешь ты и мудрей, и сильней.
Пример для потомков и славный для предков итог.
Жизнь учит лишь сильных, а слабых ломает на раз,
Но правда и то, что ошибка – ещё не порок,
Исправить не поздно, пока не окончен твой путь.
Экзамен на зрелость сдают только сильные в срок,
Но тот, кто ошибку признал за собой – не слабак.
Дорогу осилит идущий. Да пребудет с ним бог.
«Да будет с ним Бог!»?
Всё плохое, милый друг, забудь.
Всё прошло уже давно. Забудь.
Коль поможет, то налей вина.
Об одном лишь я прошу: забудь.
Жизнь тебя вознаградит сполна.
Сон спасёт тебя от мук. Забудь.
Это точно не твоя вина.
Завтра будет новый день. Забудь.
Спи спокойно. Я – твоя стена,
Помни. Остальное всё забудь.
На запад темень ускользнёт. Забудешь.
Умолкнет звон высоких нот. Забудешь!
Отторгнут пальцы тёплый шёлк изгибов,
Крикливый день предъявит счёт. Забудешь.
Пойду к двери босая, как на дыбу,
От взгляда безысходность гнёт — забудешь.
Обрушится на дом пустой погибель
По простыне привычный лёд. Забудешь!
Опять потянешься к теплу — спасибо.
Свой независимый полёт забудешь.
И возмещая цепь своих ошибок,
Что забывал из года в год, забудешь.
За что ты на тоску обрёк?
Не отдыхаю даже в снах,
И среди тысячи дорог,
Мне дан был этот тяжкий путь,
То ль наказанье, то ль урок,
Чтоб я смогла одна, сама
Сломить начертаный мне рок,
Спокойно чтобы мне уснуть.
За всё спасибо тебе, Бог.
Не жалею я слёз, ну а ты мне вина не жалей.
Наливай на двоих, нас не выдаст луна. Не жалей.
И меня не жалей, лучше будем с тобой танцевать.
Я вину за двоих оплатила сполна. Не жалей.
Сил своих дорогих ты на фраз благозвучность не трать.
Цену оба мы знаем красивым словам. Не жалей
Нам вина, а потом мы с тобой натанцуемся всласть.
Что ещё нам осталось, коль жизнь не мила. Не жалей…
Красиво стало в миг вокруг,
— Что это, друга я спросил,
Преобразился даже луг,
— Опята, ели их, забыл?
Ты друг наверно близорук.
Я красками её блесну — зову!
Познай же красоту души, не жди.
Позволь я на тебя взгляну? — Зову!
Сквозь годы мигом пронесусь, найду.
В глазах твоих я утону — зову!
К твоей душе я прикоснусь, вдохну.
Я в ней не вижу сатану — зову!
Где грешный ангел или бес? Где он?
Приди! Позвать тебя рискну — зову!
Он растворился и исчез, не сон.
Ни в чём тебя не упрекну — зову!
Прикосновенье чистых душ, в ночи,
Влеченье наших тел в плену — зову!
Я твой подарок или куш? Кричи!
Не оставляй меня одну — зову!
Всё Олечка, голова мне с плеч, руби.