Практикум по прозе. Детектив.

Практикум по прозе. Детектив.

Здравствуйте!

На этом занятии Практикума мы попробуем написать детективный рассказ. Не приключенческий, не криминальный, а именно детективный, то есть, как писал Валерий Брюсов в самом начале прошлого века, «… уравнение с одним или несколькими неизвестными, которое предлагается решить читателю… уравнение всегда разрешимо на основании данных, сообщенных читателю, но требует для своего решения известного изворота ума.»

Итак, представьте себе, девушка по имени Таня, окончившая провинциальный юридический ВУЗ, понаехала в Москву и влилась в ряды офисного планктона. Работала много, часто засиживалась допоздна, оставаясь в офисе одна — и однажды утром была найдена за своим столом убитой ударом по голове сзади.

Вам предстоит до пятницы найти следы на месте преступления, проследить Танину жизнь в Москве и, возможно, в родном городе, понять мотивы убийства и найти преступника.

Написанный рассказ (пожалуйста, не повесть и тем более не роман, а то обсуждение затянется) нужно будет до 12:00 Московского времени в четверг выложить в своем профиле, а в комментариях к этой статье дать название и ссылку.

В пятницу начнем обсуждение, тоже здесь. Критерии, по которым будут оцениваться Ваши произведения, очень просты:

— степень соответствия жанру («детективность»)

— увлекательность чтения

— литературная ценность (идея, сюжет, стиль, грамотность)

В заключение — советы, которые дал в 1928 году английский писатель Уиллард Хэттингтон, более известный под псевдонимом Стивен Ван Дайн:

1. Надо обеспечить читателю равные с сыщиком возможности распутывания тайн, для чего ясно и точно сообщить обо всех изобличительных следах.

2. В отношении читателя позволительны лишь такие трюки и обман, которые может применить преступник по отношению к сыщику.

3. Любовь запрещена. История должна быть игрой в пятнашки не между влюбленными, а между детективом и преступником.

4. Ни детектив, ни другое профессионально занимающееся следствием лицо не может быть преступником.

5. К разоблачению должны вести логические выводы. Непозволительны случайные или необоснованные признания.

6. В детективе не может отсутствовать сыщик, который методично разыскивает изобличающие улики, в результате чего приходит к решению загадки.

7. Обязательное преступление в детективе — убийство.

8. В решении заданной тайны надо исключить все сверхъестественные силы и обстоятельства.

9. В истории может действовать лишь один детектив — читатель не может соревноваться сразу с тремя-четырьмя членами эстафетной команды.

10. Преступник должен быть одним из наиболее или менее значительных действующих лиц, хорошо известных читателю.

11. Непозволительно дешёвое решение, при котором преступником является один из слуг.

12. Хотя у преступника может быть соучастник, в основном история должна рассказывать о поимке одного человека.

13. Тайным или уголовным сообществам нет места в детективе.

14. Метод совершения убийства и методика расследования должны быть разумными и обоснованными с научной точки зрения.

15. Для сообразительного читателя разгадка должна быть очевидной.

16. В детективе нет места литературщине, описаниям кропотливо разработанных характеров, расцвечиванию обстановки средствами художественной литературы.

17. Преступник ни в коем случае не может быть профессиональным злодеем.

18. Запрещено объяснять тайну несчастным случаем или самоубийством.

19. Мотив преступления всегда частного характера, он не может быть шпионской акцией, приправленной какими-либо международными интригами, мотивами тайных служб.

20. Автору детективов следует избегать всяческих шаблонных решений, идей.

Всем творческих удач! Начали!

+5
875
RSS
10:00
+1
Потрясающе интересное задание! Придётся всё отложить и засесть за детективу.
А вот с некоторыми критериями позже поспорю — шедевры этого жанра их опровергают. Но мы, конечно, будем следовать данным указаниям.
Елена, если Вы про «20 советов», то это не более, чем рекомендации. Критериев всего три.
11:34
+1
Да, я про советы, тоже читала подобные и всегда удивлялась некоторым из них.
Елена, как же остальные разделы?).
07:13
+2
Да, я тоже не согласна с некоторыми пунктами и ограничениями. Но их можно просто принять за основу, а там дальше видно будет. Но задание интересное! Почитаем!
«Правила для авторов детективов» были написаны почти сто лет назад, возможно, что-то и устарело. Но как ориентир — актуальны до сих пор.
А написать? Как эталон?
Очень интересное и захватывающие задание, браво, Виталий.
01:08
+2
Задание само по себе интересное. Но до пятницы придумать крепкий детективный сюжет, на который нужно написать рассказ — для меня это задача трудно выполнимая. У меня рассказ меньше чем за 2 недели не пишется, а то и три. Но почитать приду. smile
Комментарий удален
«Твари дрожащие» pisateli-za-dobro.com/tvari-drozhaschie.html

Первый раз в жизни детектив писал… Елена, Вам вопрос, как юристу: УПК РФ не нарушен?
Для такого короткого рассказа практически нет. Мне понравилось:)
Спасибо!
Уважаемые авторы! Время для выполнения задания Практикума по написанию детективного рассказа продлено до конца октября. Так что у тех, кто уже начал писать или только собирается, есть шанс успеть:)
Для всех остальных завтра будет другое, более лёгкое задание. Не пропустите!
00:07
+1
По заданию детективный рассказ «Место сомнению» pisateli-za-dobro.com/mesto-somneniyu.html Ошибка в названии, как исправить не нашел. Следует читать как «Место сомнению». Приношу извинения, искренне Ваш.
Андрей, любые изменения можно вносить после публикации через Редактирование. Название исправили. всё ок.
Спасибо, Андрей.

Мне рассказ понравился. Похоже, что автор в курсе будничной работы следственных органов и судмедэкспертизы. Отложенные последствия ЗЧМТ — совершенно потрясающий ход, который очень трудно разгадать не специалисту.

Читать интересно, легко. Интрига есть. Вот только правильнописание есть, но хромает…
Тема, очевидным образом, «не зашла», обсуждения не получилось, итогов, чтобы подвести, не набралось. А жаль.
Задача написать детективный рассказ мне кажется сложной вдвойне — расследование требует деталей, описания, а малая форма рассказа, напротив, сокращает, ограничивает объем текста. Плюс ко всему не так много времени, а как раз здесь нужно обдумать детали, мелочи. Все же в повседневной жизни каждый не так часто сталкивается с необходимостью расследовать преступление. Отношения, дружба, любовь, даже смерть чаще встречаются, а, значит, о них проще написать. Идея наличия определенных «вводных» для написания рассказа можно использовать и для других жанров — те же межличностные отношения, расставание или внезапный разрыв.