Семинары по прозе приглашают к обсуждению рассказа!

Семинары по прозе приглашают к обсуждению рассказа!

Дорогие друзья и коллеги!

Рубрика Рецензии и Семинары по прозе под руководством Анны Даниловой возобновляют свою работу в новом сезоне и приглашает вас обсудить рассказ автора, пока ещё не известного на нашем сайте.

Он пока представляет своё произведение инкогнито, но обязательно присоединится к дискуссии.

Семинары задуманы для того, чтобы помогать друг другу в работе над своими текстами, повышать мастерство, работать над ошибками.

Вам предлагается высказать своё мнение об этом произведении в комментариях, поделиться своим впечатлением, замечаниями и пожеланиями. Вспомним, что такое рецензия? Это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, содержит его краткий анализ и оценку достоинств и недостатков, советы по правке и корректировке. Для рецензии очень важна объективность и справедливость в оценках.

Вы можете оставить отклик-впечатление или сделать комплексный анализ (критический разбор) текста произведения, оценить содержание и форму, специфику композиции, особенности индивидуального стиля автора, указать на типичные грамматические и лексические ошибки.

Напоминаю правила обсуждения у Открытого микрофона:

— критика должна быть конструктивной, поддерживающей, мотивирующей;

— необходимо убрать эмоциональную составляющую (иронию, сарказм, высокомерие и т.д.);

— недопустима личная критика, как автора, так и его героев, а также выбранного жанра или стиля;

— недопустима деструктивная, разгромная критика, самореклама и троллинг;

— любые замечания должны быть высказаны дружелюбно, вежливо и тактично;

— автор, представивший своё произведение на рецензирование, должен быть готов воспринимать критические замечания и отвечать на них, соблюдая те же правила.

В завершении семинара свой развёрнутый профессиональный комментарий опубликует Анна Данилова.

Текст публикуется в авторской редакции.

СОРОК ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (СОН)

Был конец августа.

Я вдруг вспомнил, что у Неё скоро день рождения.

Да нет, на самом деле мы каждый год поздравляли Её. Но это было, во-первых, благодаря приходящим из социальных сетей напоминаниям, а во-вторых, мы все состояли в одной группе в мессенджере, куда вошли исключительно только наши институтские сокурсники, а точнее одногруппники. Создал это сообщество наш одногруппник Рональд (или как мы его между собой называли – Рон) вместе с другим одногруппником Леонидом. Чьи контакты удалось найти (а в некоторых случаях даже и сохранить) за 20 лет после институтского выпуска, того и включили в эту группу. А получилось на самом деле очень даже неплохо – 22 человека из 30.

Так что, даже если не все вспомнили про Её день рождения (в силу рабочих или семейных обстоятельств), кто-нибудь один обязательно да вспомнил бы и написал поздравления.

Последний раз я видел Её более десяти лет назад на одной из наших встреч в ресторане. Тем не менее в нашей группе в мессенджере мы продолжали все вместе общаться.

А тут меня вдруг как-то странно осенило ни с того ни с сего…

Короче, помня, что в такое время Она почти всегда живёт на даче, я решил заехать и лично Её поздравить. Самое что интересное – меня не смутило ни то, что здесь в Большом Городе, в Мегаполисе так никогда не было принято (это не то, что у нас в Ашхабаде, из которого я уехал почти что четверть века назад – «где без спроса входят в гости»), и ни то, что человек свой день рождения захочет отметить где-нибудь в ресторане, то есть в этот день Её на даче элементарно может не быть. Тем не менее меня что-то толкнуло, какой-то непонятный внутренний толчок сработал, я купил в ближайшем супермаркете цветы (причём букет собирали тут же при мне, и букет действительно получился такой капитальный), коробку хороших конфет и поехал к Ней.

Надо сказать, что я периодически совершал такие поступки по отношению к женщинам из числа близких знакомых или коллег: возникло желание – мог запросто исключительно от себя подарить коробку конфет или букет на день рождения или же ещё по какому поводу. Причём делал это исключительно потому, что у меня возникло желание сделать человеку не просто приятное, а целый сюрприз. Не знаю, было в этом что-то такое театральное, волшебное магическое… Тем более Женщины на это так непосредственно по-детски реагируют (а ещё говорят, что Мужчины – это взрослые дети).

Так вот с букетом цветов и коробкой конфет я поехал к Ней, намереваясь просто заехать, поздравить, сделав такой вот сюрприз, и уехать обратно.

Я помнил, что дача у Неё была по западному направлению. Хоть и давно там не был, но дом нашёл довольно быстро. Интересно было то, что те же самые массивные многолетние ели, которые росли в посёлке, совсем не изменились, всё также окружая его и как бы обеспечивая естественную защиту и создавая постоянную тень. Сам же посёлок напоминал скорее классические дачные посёлки писателей, художников и им подобных творческих деятелей, нежели современные дачи: не попадались мне по пути трёхэтажные виллы нашего времени с реальными крепостными заборами и видеокамерами. Ни тогда 20 лет назад, ни сейчас не попадались. Может я просто не той дорогой всегда ходил? Вот и Её дом был такой же. Достался он Ей по наследству ещё от родителей Её родителей. И, несмотря на то что простоял уже энное количество десятков лет, смотрелся капитально и добротно. Как Она рассказывала, за ним всегда следили очень хорошо всей семьёй.

Во дворе играл мальчик лет десяти. Я его сразу же узнал (видел на Её фотографиях в социальных сетях) – это был Её сын от второго брака.

— Привет! А мама дома? – окликнул я его.

— Здравствуйте! Нет, мама на работе, будет только поздно вечером. А Вы к ней тоже по работе приехали? — совершенно не смутившись вопросов незнакомого человека и довольно по-деловому спросил он у меня.

«Надо же, не боится сына одного оставлять. Мало ли кто тут может ходить. Хотя может и не один? Может быть, кто из взрослых есть дома?» — подумал я про себя.

— Нет, я с твоей мамой вместе учился. Хотел заскочить, поздравить с днём рождения, да, видимо, не судьба. А кто из взрослых есть ещё дома? Я оставил бы вот скромные презенты, чтобы Ей передали.

— Нет я один, маму жду. Да Вы заходите, подождите Её. Она обязательно сегодня подъедет. День рождения Она всегда здесь отмечает.

Такой вариант меня, конечно, озадачил, если честно. Но что-то внутри подсказывало мне, что не надо отказываться от приглашения: как-то некрасиво это будет что ли…. Мы зашли в дом. И только тут я заметил, что у мальчика в руках были пластмассовые лук и стрелы с резиновыми липучками (почти точь-в-точь с которыми мы в детстве играли). «Странно, дети в его возрасте сейчас из компьютерных игр не вылезают. А он вот в индейцев решил поиграть» — подумал я про себя. И тут меня осенило даже не той мыслью, что ребёнку может быть банально скучно и его нужно развлечь (это уже следствие, его просто домысливаешь), а совершенно другой. А именно: надо спуститься на уровень ребёнка и начать с ним говорить на одном языке. И это первое, что надо сделать.

— Слушай, а у тебя тир от него есть? – спросил я его, показывая на лук со стрелами.

Мальчик озадаченно вскинул брови, наклонив голову набок и повертев ею, показывая, что не совсем меня понимает.

— Точнее не тир, а вот такой металлический круг, на котором цель нарисована и количество очков прописано.

Тут я увидел, что у мальчика загорелись глаза, точно также, когда в детстве выходишь во двор, не зная, чем заняться, а тут кто-то из друзей предлагает новую идею, и ты предвкушаешь, что вот сейчас будет что-то интересное. Вот у парнишки точно также загорелись глаза, поэтому я продолжил:

— Смотри, там с одной стороны нарисованы круги и в каждом круге прописывается количество очков. Чем ближе к центру, тем большее количество очков указано. Твоя задача — из лука попасть по этой цели. В какой круг попал, столько очков и получаешь. Самое сложное – это конечно же попасть в центр, но, если попадёшь – получаешь самое большое количество очков.

Моё объяснения прервал незнакомый мужской голос во дворе: «Хозяева, есть кто дома?». Мальчик сразу насторожился, сказав, что ему нельзя с незнакомыми людьми разговаривать. Я уже не стал разбираться в нелогичности этой ситуации, а просто сказал: «Пойдём, посмотрим, что там за незнакомый человек пришёл».

Во дворе стоял мужчина лет сорока в спортивных шортах и майке, который стал нам что-то сразу же рекламировать. Я немного послушал его, потом аккуратно, перебив и глядя в глаза, сказал: «Да Вы знаете, мы не хозяева, мы гости. А хозяйки дома нет. Поэтому помочь мы Вам точно ничем не сможем». Мужчина поинтересовался: «А когда она будет, не знаете?». «Поздно вечером. Лучше завтра зайдите», — ответил я. Мужчина ушёл.

Но не успел он уйти, как возле дома появился другой мужчина, примерно моего возраста. Судя по тому, что одет он был более представительно, а в руках у него был букет цветов, я понял, что идёт он тоже в этот дом и тоже с той же целью, что и я.

— Добрый день, Мужчины! А не подскажите, Хозяйка дома? – обратился он к нам.

Мы с мальчиком переглянулись, после чего я ответил:

— Да нет, Хозяйки дома нет, будет поздно. Но Вы, судя по букету, здесь с той же целью, что и я? – спросил я, показывая свой букет цветов и коробку конфет.

— Точно так! – рассмеялся Мужчина, помахав своим букетом.

— Ну тогда заходите, будем вместе Её ждать.

Мужчина зашёл, мы поздоровались и присели на лавку. Мальчик присел рядом с нами с интересом смотря то на меня, то на Него.

— А вы работали вместе? – спросил я у Мужчины.

— Да, в банке, лет пятнадцать назад. Всегда Её день рождения с размахом отмечали. Потом, когда случился кризис 2008 года, Она резко сферу деятельности поменяла, я тоже – давно уже на себя работаю. Тем не менее общаемся, друг друга обязательно поздравляем.

— Слушайте, всё-таки это здорово, когда даже спустя более 10 лет между, казалось бы, просто коллегами остаются вот такие вот дружеские отношения. Пусть даже вы и переписывайтесь только пару раз в год. Всё равно – это, как минимум, приятно.

— Это точно: в наше, мягко говоря, странное время (грубо говорить не будут – матом получится) даже такое общение – это очень важно и необходимо.

Наш диалог прервал разговор двух мужчин возле калитки. Один у другого спрашивал адрес дома, в котором мы находились, а другой, смотря, видимо, на навигатор у себя в смартфоне, говорил, что вроде бы здесь. Мы с моим собеседником подозрительно переглянулись, потом одновременно посмотрели на мужчин и, увидев у обоих по букету цветов и по увесистому свёртку (один был даже завязан подарочной лентой), практически одновременно указали руками на этих мужчин и одновременно заржали. Мальчик ничего не понял, но, посмотрев на нас, стал также задорно смеяться. И только мужчины за забором, удивлённо вытянув лица, уставились на нас троих. Чтобы их более не смущать и не озадачивать, мы их решили пригласить во двор:

— Заходите, Мужчины, Вы по адресу! Как и мы, — сказал я.

-Хозяйки-именинницы пока нет, будет поздно, но мы Её ждём-с. Предлагаем и вам к нам присоединиться! – весело смеясь, добавил мой собеседник.

— То есть вы тоже пришли поздравить Её с днём рождения? – спросил один из мужчин.

— Ну да, — ответил мой собеседник.

А я решил продолжить разговор:

— А вот скажите, парни, а как так получилось, что вы так спонтанно решили прийти сюда на дачу? Хозяйка-именинница-то может, вообще, сегодня здесь не появилась бы?

— Да нет, она день рождения всегда здесь на даче отмечает. Хотя…. Не знаю: чего-то меня торкнуло сегодня: дай, думаю, поеду поздравлю, устрою сюрприз, так сказать, — сказал один из Мужчин.

— Кстати, у меня такая же мысль возникла. А я думал телепатия бывает только у знакомых людей, — добавил второй пришедший.

Я продолжил:

— А вы с ней работали вместе?

— Да нет, я с ней на единоборства ходил, — сказал один из них.

— А мы квадроциклах вместе разъезжали. Дни рождения Её с размахом отмечали, — добавил второй.

Наш разговор перебил возглас мальчика: «Смотрите, вон ещё с букетом Мужчина!».

Да, действительно за забором стоял мужчина лет сорока пяти представительной наружности, который по всей видимости хотел задать нам уже известный вопрос.

— Заходите, заходите. Её дома нет, будет нескоро. Мы все Её здесь ждём, — наперебой обратились мы к вновь пришедшему Мужчине.

Мужчина выглядел немного опешившим, тем не менее сказал:

— Да я просто хотел на секунду забежать поздравить. Думал, Она здесь: Она дни рождения всегда здесь отмечает. Мы работали вместе на юридическом сопровождении одного проекта.

— Да мы знаем, все мы Её тут ждём. Так что оставайтесь с нами, устроим коллективный сюрприз, — опять наперебой загалдели мы.

Тут уже, конечно, у всех пришедших Мужчин пошли разные разговоры на разные темы. Самое что интересное – мальчик, с которым теперь никто не общался ввиду объективных причин, совершенно не скучал. Он сидел тут же: что-то рисовал на земле, потом пострелял из лука пластмассовыми стрелами в ствол ели, потом нас послушал, что-то своё добавил…. В общем, получился какой-то такой импровизированный базар-вокзал, но в хорошем смысле слова.

И тут я услышал знакомый голос. Подняв глаза, я увидел за калиткой Рона, разговаривающего по телефону.

Дааааа, Рон оказался, как всегда, в своём репертуаре: видимо решил по-хитрому втихаря тоже Её поздравить. Интересно, что он сказал жене?

Рон был настолько увлечён разговором по телефону, что даже не слышал наши голоса. «Но ничего, не буду ему мешать», — подумал я, продолжив наблюдать за ним. Окончив разговор, Рон поднял глаза и, увидев компанию сорокалетних мужчин с цветами и свёртками (у него в руках они тоже были), вытянул и без того своё продолговатое лицо от удивления. Меня даже не заметил.

— Заходите, Мужчина, гостем будете! – окликнул я его.

Остальные с интересом посмотрели на него, а мальчик с криком «Дядя Рональд!» бросился к нему.

— Парни, это тоже из своих, вместе учились, — объяснил я остальным.

— Да мы так и поняли, — засмеялись они.

— Можешь ничего не рассказывать: тебя утром торкнуло, и ты решил устроить Ей сюрприз, — обратился я к Рону.

— Ёлкала-Палкала-Блин! Ты мало того, что «особист», да ещё и телепат! – озадаченно сказал мне Рон.

«Особистом» он меня назвал из-за того, что я помню, как зовут не только всех наших одногруппников, но и ребят из параллельных групп (в том числе, кто и где учился).

Тут я поймал себя на мысли, что я ведь ни с кем из этих людей даже не познакомился. Но никто из нас никакого дискомфорта по этому поводу даже не ощущал. Мы все пересеклись как-то по одной и той же причине и вот сидим здесь и размышляем за жизнь. Да, видимо правильно пелось в одной песенке лет 15 назад: «Мужики, ребята, пацаны, мужчины, чтобы быть нам вместе не нужны причины!».

И тут я говорю:

— Парни, а давайте сделаем ставки?

— В смысле?

— Как Она нас всех тут встретит. Вот я ставлю на то, чтобы будет в глубоком шоке, но Ей будет реально приятно. Есть у кого-то вариант, что Она сюда придёт со своим Мужчиной и просто пошлёт нас отсюда?

Парни как-то странно задумались.

… Но тут мы услышали Её голос. Она только и успела сказать, что-то вроде «Ох и не хо-хо же себе!», а возле Неё уже был хитрый Рон. Он протянул Ей букет, отдал подарок, приобнял и поцеловал. А потом уже стали и все остальные поздравлять. Я уже не стал здесь суетиться: всё равно поздравим все.

Когда дошла моя очередь, я сказал просто:

— Ты знаешь, наверное, покажусь неоригинальным, но меня тоже сегодня что-то торкнуло, и я вот решил так поступить. Но так как мы живём в Большом Мегаполисе, то я уже давно заметил, как только ты придумаешь что-то интересное и оригинальное……

— Так сразу же сотни человек рядом подумают то же самое, — закончила Она мою мысль.

И мы вместе так задорно и по-детски рассмеялись, что мне почему-то вспомнились какие-то картины из детства. И стало так легко.

А Она продолжала:

— Ребята, спасибо вам всем огромное! Это такой сюрприз для меня был!!! Извините, но у меня просто реально нет слов, я в таком шоке!!!

Я только и успел подумать, что надо было настаивать на пари (интересно – сколько бы выиграл), как Она сказала:

— Ребята, а пойдёмте на пруд. У нас тут Усадьба рядом, она на берегу пруда стоит.

И мы всей толпой пошли на пруд, который оказался совсем рядом….

А вот дальше произошло что-то непонятное и фантастическое….

Мы оказались на берегу Кусковского пруда, а на другой его стороне на нас смотрела Усадьба Шереметьевых!

Как такое могло получиться, если мы находимся в западной части Подмосковья, а Кусково – это Восточный Административный Округ Столицы? Хотя может быть это мне так показалось, а каждый из нас увидел что-то своё? То, что ему самому интересно было увидеть?

Тем не менее на пруду было много людей. В самом пруду, несмотря на запреты, купался народ. Я сразу же предупредил своих, что здесь купаться нельзя. Поэтому мы просто спустились с небольшого обрыва, оставшегося, видимо, после капитального ремонта пруда, к воде. Я и ещё несколько человек как-то опять одновременно разулись и помочили ноги в воде. Потом просто постояли и посмотрели в даль.

После этого я поднялся и подошёл к Ней. Она стояла, облокотившись о железный решетчатый забор.

— Как вода? – спросила Она меня.

— Да скорее тёплая, нежели прохладная, — ответил я.

— Да, здесь в это время всегда так.

— Слушай, а вот всё-таки, давно хотел Тебя спросить….

— Спроси, — загадочно улыбнулась Она.

— Вот к Тебе сейчас разом пришло шестеро мужчин. Можно даже выразиться так, что целых шесть поклонников. Я понимаю, что в Тебе, как в Женщине, в этом плане есть некая магия притяжения. Что Женщине это внимание вообще в принципе приятно – это тоже понятно. Но зачем так много-то сразу? – засмеялся я.

А про себя подумал, обидел ли я Её своим вопросом. Дело в том, что в институте я Её периодически подкалывал и возможно даже злобно. Сейчас бы таких, как я, возможно, назвали бы «Троллем». Это потом, спустя лет пять после окончания института, мне стало совестно. Да и сам потихоньку начинал учиться общаться по-взрослому. Вот и сейчас тоже старался контролировать ситуацию. Но нет, она тоже засмеялась (видимо, давно меня зная):

— Не много, а мало!

И продолжила:

— Ну а на самом деле, а вот ты лично с какой целью сегодня приехал вот так спонтанно?

— Что-то внутреннее сказало…

— Тебя это заставило?

— Нет, мне действительно от души захотелось сделать приятное и неожиданное. Не откладывать, а сделать здесь и сейчас.

— Вот и я решила также жить – здесь и сейчас. Ну не получилось у меня с семейной жизнью, зато есть прекрасные дети. Ты слышал про синдром отложенной жизни?

— Да, конечно.

— Ну вот тебе и ответ: жить здесь и сейчас, — мудро заключила Она.

«А ведь она права!» — подумал я.

Я посмотрел по сторонам. В пруду продолжали плавать местные купальщики. На берегу загорал народ. Мужчины из нашей компании продолжали стоять в воде. Чуть поодаль от них стоял Рон и что-то озадаченно выискивал в своём смартфоне. «Наверное, опять ищет клип с Шуфутинским про третье сентября» — как-то неожиданно и смеясь про себя подумал я. Дело в том, что Рон любил на третье сентября прислать в нашу группу в мессенджере этот клип, добавив в него что-нибудь от себя: то своё лицо, то какие-нибудь фотки из нашей студенческой юности, то ещё что-нибудь. В-общем, получалось забавно. И тут я вспомнил: а у Рона-то тоже скоро день рождения – через недельку с копейками. «Ну да, тогда точно клип про третье сентября мастерит» — подумал я.

Я посмотрел на Неё. Она смотрела куда-то в даль, подставляя лицо августовскому солнцу, которое припекало с уже характерным осенним привкусом. Её белые кудри развивались под лёгким летне-осенним ветерком. Мне ещё в институте было интересно, были ли у Неё в роду северные народы (прибалтийские, скандинавские или финно-угорские). Но сейчас это было неважно, потому что я просто смотрел на белую кожу Её лица и светлые волосы, которые под летне-осенним солнцем казались золотистыми. И сам грелся под этим солнцем.

01.06.2022 г.

+1
12:02
451
RSS
14:35
+1
Добрый день! Я прочла рассказ, опубликованный для обсуждения. Попробую высказать своё видение и впечатления.
Если по сути: непонятно, что хотел сказать автор. Какую цель перед собой ставил. Я всё ждала какого-то развития, интригу, на которых в принципе и держатся хорошие рассказы. Но их не случилось. Если автор ставил перед собой цель дословно описать то, что произошло в жизни, то имеет право, конечно. Но это тогда больше из области публицистики, мемуаров, а не рассказов. В рассказе должно быть какое-то событие с интересными вокруг него нюансами. В данном же рассказе просто собирались мужчины поздравить общую знакомую с днём рождения. Ну и что? Если уж всё повествование было только о сборе для поздравления, то надо было хотя бы показать сам день рождения. А так, это как преамбула. Все собрались, а дальше должно было что-то произойти неожиданное, неординарное, не обязательно плохое, но интересное. Ну, и разгадка в финале. Тогда было бы интересно.
Если же говорить о самом изложении:
1.Много стилистических ошибок. (Примеры: «подумал я про себя», (имея ввиду мысленно),«осенило не той мыслью», «спросил он у меня», «самое, что интересное», «за ним всегда следили» (имея ввиду ухаживали, содержали в порядке) и так далее.
2.Непонятно почему автор пишет «Её», с большой буквы. Насколько мне известно, с большой буквы (если это не название) пишутся собственные имена и если пишут о Боге.
3.Даты и цифры нужно писать прописными буквами, а не цифрами, так как это литература, а не математика. Но не настаиваю. Я не критик, а автор своих произведений и тоже ещё учусь.
4.Ещё, думаю, что нужно всё же пользоваться литературным языком, а не разговорным, который применяет автор. Слава Богу, русский язык богат на эпитеты, метафоры, ассоциации и т.д.
5.Ну и последнее… Есть нелогичности: мальчику запрещено разговаривать с незнакомыми людьми, но он открыто вступил в диалог с первым встречным и сам же пригласил его в дом. А с другими вспомнил, что нельзя. Непонятно также, как мать оставила одного ребёнка в доме, куда может зайти кто угодно под любым предлогом. Мы живём в непростом мире. Мне кажется мать, какой её описывают (умная, интеллигентная, изучала единоборства и т.д.) не могла априори быть такой легкомысленной.
Это, пожалуй, всё. Хочется пожелать автору строк не останавливаться, а продолжать совершенствовать свой русский язык.
С уважением, Майя.
16:15
+1
Майя, спасибо, что откликнулись и начали обсуждение! Думаю, автору будут интересны ваши рассуждения и замечания. Ждём следующих рецензентов!
13:56
+1
У нашего автора возникли небольшие проблемы с авторизацией на сайте, но он следит за обсуждением и пока присылает свои комментарии мне.
С его разрешения публикую их здесь.
Итак, Лев (так зовут автора) отвечает Майе Ласковой:

Здравствуйте, Майя!
Спасибо за Ваши замечания.
1. Начну сразу же с последнего пункта – про нелогичности. Вы абсолютно точно их заметили: сейчас в наше время детям запрещено разговаривать с незнакомыми людьми. Как раз именно поэтому я и дал своему рассказу второе название «СОН». Дело в том, что в нашей нынешней реальности многие моменты в этом рассказе В ПРИНЦИПЕ НЕВОЗМОЖНЫ. И речь здесь идёт не только о факте разговора ребёнка с незнакомым человеком. Например, ещё и тот факт, что мальчик играл с луком и стрелами. Не будут дети сейчас играть в индейцев – они в гаджетах сидят. Или в лучшем случае будут в кружке каком-нибудь заседать или в секции заниматься (в зависимости от того, на что родители смогли направить – это я исхожу из того, что рассказывают мои коллеги, друзья, знакомые про своих детей). Ну и конечно же тот момент, что герои, находясь где-то в западном районе Подмосковья, вдруг очутились на берегу Кусковского пруда с Усадьбой Шереметьевых. Поэтому я и указываю, что это «СОН». Но это на самом деле действительно был сон: я эту зарисовку увидел во сне и решил переложить на бумагу.:)))
2. За указание на то, как пишутся даты и цифры в рассказах – отдельное спасибо: я этих тонкостей не знал. Теперь буду иметь в виду.:)
3. У главной героини рассказа есть реальный прототип. Но во сне я её увидел в некоем образе и посчитал, что, если называть её просто по имени (пусть даже, используя вымышленное имя), то это будет какое-то упрощение Образа что ли…. Собственно, поэтому и называю «Её» с большой буквы: заменяя таким образом имя.
4. По поводу стилистических ошибок: так я же тоже ещё учусь, точнее нахожусь в этом плане, вообще, на зачаточном уровне.:))) Поэтому конечно такие ошибки стилистики могут быть. Но за указание спасибо: тоже буду иметь в виду.
5. Ну и наконец самое главное. В рассказе я делал упор не на завязку и разгадку, а на сам факт такого парадоксального совпадения: то есть сразу же несколько мужчин решили поздравить одну женщину с днём рождения и СДЕЛАТЬ ЭТО АБСОЛЮТНО ОДИНАКОЫМ СПОСОБОМ.:))) Ну можно же было просто обойтись сообщением в «Ватсапе» или «Телеграме» или в каком-либо другом мессенджере. Прислать открытку на худой конец. Ну или даже позвонить. Ну кто при нынешней занятости и загруженности пойдёт поздравлять человека, которого не видел «энное» количество лет, лично? Да ещё и рискуя не найти его на месте? А тут вот мало того, что главный герой решил пойти нестандартным способом: сделать сюрприз. Так у него ещё и такие спонтанные единомышленники нашлись!:))) Кто знает, может достало всех это виртуальное общение, и вот решили люди вернуться к общению РЕАЛЬНОМУ таким вот образом. Поэтому здесь, пожалуй, правильнее будет сказать, что это действительно зарисовка из того, что произошло в жизни. Поэтому, здесь я с Вами тоже соглашусь: наверное, это скорее из области публицистики и мемуаров.
А в целом за замечания – спасибо: это мой первый опыт, и мне очень хотелось послушать всё-таки мнения людей пишущих.
10:51
+2
Вижу примерно те же огрехи, что и Майя, хотя и не считаю, что обязательно надо пользоваться только дистиллированным языком. Но если мелочи устранить, сократить детали — скажем, описать приход шестерых не так однообразно, то получится современная восточная притча. Хорошо, что здесь нет мужского эгоистического интереса, поэтому многие поклонники лучше, чем один.
16:37
+1
Ответ автора рассказа:
Уважаемый Иосиф!

Большое спасибо за Вашу оценку!

Вы так метко попали в суть рассказа: одновременный спонтанный приход шестерых мужчин к одной женщине.:))

Отдельное уточнение по поводу эгоистичности. Её-то здесь и не может быть потому, что главный герой изначально знал, что с этой женщиной у него ничего не было, да и не будет (в силу разных обстоятельств). Также не и исключал, что у неё может быть и другой мужчина тоже. Но симпатия к ней была. Вот он и решил сделать приятное, такой вот сюрприз. По большому счету это его ведь ни к чему не обязывает. Но тут вот происходит удивительное: у него нашлись ещё пять таких же спонтанных единомышленников.:))
Хотя конечно, насколько это вероятно в реальной жизни, это большой вопрос. Собственно, поэтому второе название рассказа — «Сон». Но я сюжет действительно увидел во сне. Меня этот сон очень зацепил чем-то. Вот и решил переложить на «бумагу».))

Отдельное спасибо за возможную аналогию с восточной притчей: отличная идея — можно подумать и проработать.:.))
11:13
+1
Мне история в целом понравилась. Но при повторном прочтении поняла, чего не хватает: личности героини. Читатель узнаёт о ней от гостей, и эти сведения отрывисты, хотя какую-то картинку создают (умная, разносторонняя, привлекательная женщина, очевидно, душа любой компании и т.д.). Но вот появляется Она — и созданный воображением читателя образ тускнеет — первые реплики героини довольно примитивны («Ох и не хо-хо же себе!»), юморок так себе...
Вот эта фраза: «Это такой сюрприз для меня был!!! Извините, но у меня просто реально нет слов, я в таком шоке!!!» — очень штампована для женщины, вроде бы удивленной визитом поклонников (а на самом деле — чему удивляться, если она каждый год здесь, на даче, отмечает ДР и все они об этом знают? думаю, она предвидела такой «сюрприз», потому и сын не удивлен был нашествием гостей). Нет её живых эмоций — или же она манерная кокетка. Но последнее противоречит фабуле рассказа и задумке автора.
Немного теплеет и приобретает живые черты образ героини в финале, в диалоге с автором (так как повествование ведется от его лица). И тут меня осеняет — не о ней рассказ -то! А о чувстве, которое сам автор пронес через время. И эти чувства, их трансформация, сам автор — то, ради чего всё это написано.
11:24
+1
Как и Майя, отметила странную роль мальчика в этом рассказе. Помимо того, что небольшой еще ребенок (лет десяти) один практически целый день (" я один, маму жду… она уехала до позднего вечера") и без опаски пускает в дом толпу незнакомых мужчин (тут опять же можно увидеть нестыковку: если все раньше бывали на даче на ДР, то мальчик с ними знаком), то с появлением матери он вообще пропадает из поля зрения читателя. Героиня приглашает гостей на прогулку к пруду, все уходят, а сын-то где? Опять брошен один во дворе дачи? И любящая мама даже не озаботилась узнать, не голоден ли он, а повлекла за собой мужчин на романтическую прогулку?
Тем «страньше» реплика: «не получилось у меня с семейной жизнью, зато есть прекрасные дети». Почему вдруг «дети»? И почему этому «прекрасному дитя» мать не уделила ни капельки внимания? Да и гости — мужчины тоже странные, как будто не замечают мальчика (кроме автора в начале рассказа, потом и он про его забывает). «А был ли мальчик?» Может, стоит его вообще убрать, а ввести нейтральный персонаж (садовник, присматривающий за домом в отсутствии хозяйки, например, горничная и т.д.)?
Вот над этими бы нестыковками я подумала. Потому что читатель — натура приземленная, цепляется за факты, несуразицы, за которыми теряется главная идея автора.
Публикую ответ автора:
Уважаемая Елена!
Большое спасибо за Ваши замечания!
1. Сразу же хочу отметить свой недочёт, я бы даже сказал – пролёт. К сожалению, только сейчас заметил, что не указал в рассказе тот факт, что у главной героини двое детей. А именно – дочь от первого брака, а сын (собственно этот мальчик) – от второго. Только дочь уже взрослая и учится в институте. Поэтому по задумке рассказа её здесь нет (например, встречается где-то с институтскими друзьями и т. п.). Я хорошо помню, что, когда писал этот рассказ, это был сплошной поток мыслей, которые хотелось поскорее материализовать на бумаге, пока они не ушли безвозвратно.:)) Как я уже говорил, сюжет рассказа я увидел во сне. Этот сюжет меня настолько чем-то зацепил, что я (извините за подробности), не умываясь и не завтракая, сел писать, пока не ушла мысль.:))
2. Касаемо того, знаком ли был мальчик до этого с этими мужчинами или нет. Нет, не был. В том-то и дело, что почти все эти мужчины – это либо бывшие коллеги его матери, либо участники клубов по интересам (квадроциклы, восточные единоборства). То есть они просто знали, что она на даче обычно свой день рождения отмечает. Но не факт, что они сами были на этой даче: всё-таки празднование дня рождения, да ещё в зрелом возрасте – это уже больше семейный праздник с приглашением родных и близких. Вряд ли коллеги сюда допускаются.
3. Именно поэтому-то и удивлена главная героиня – потому что пришли поздравить мужчины не то, чтобы посторонние, но не из близкого круга. А сюрприз для неё это был потому, что с возрастом редко кто поедет вот так поздравлять человека, давно уже вышедшего из твоей жизни (пусть даже в прошлом это был очень хороший знакомый). Тут уж я оперирую своими друзьями и знакомыми (близкими и не очень). У большинства семьи, у кого их нет – свои заботы. Вот так вот собраться спонтанно, да ещё живя в большом мегаполисе – это практически редкость.
4. Касаемо реплик героини: её прототип – женщина не просто привлекательная, но и умная, разносторонняя – в реальности может и не такое сказать (я бы даже сказал «ляпнуть» — извините, пожалуйста, за грубость).:)) А увидел во сне я именно её и писал, соответственно, тоже с неё.
5. Что касается мальчика: так он никуда и не исчезает. Он находится в компании взрослых мужчин, слушает их разговоры, не забывая и играть. Просто у меня, например, в детстве тоже часто были такие ситуации, когда к нам приходили гости (родственники, хорошие знакомые родителей), и я также сидел в компании взрослых мужчин (а мне было-то меньше десяти лет). Конечно, практически ничего не понимал из их разговоров.:)) Но был очень горд тем, что, будучи ребёнком «принимаю участие» во взрослых разговорах на политические или хозяйственно-экономические темы.:))
6. А по поводу семейных деталей (голоден ли мальчик, остался ли он на даче один): эти моменты я не указывал потому, что описывал именно состояние в целом, зарисовку ситуации. То есть писал то, что видел. Но Вы как раз очень чётко к этому подошли в своих замечаниях. Да, рассказ в том числе и о чувстве, которое пронёс главный герой через время. Поэтому-то и идёт описание состояния, так как здесь всё происходит в комплексе: и спонтанное желание поздравить героиню с днём рождения, внезапно появившиеся пятеро спонтанных единомышленников, и мальчик, так или иначе принимающий участие в этом, и сама героиня, и чувства к ней.:)))
Ещё раз больше спасибо за Ваши замечания! Буду думать и прорабатывать
.:))
Ох, уважаемый автор! Вы ведь, как я понимаю, не «юноша пылкий», откуда же такой эйджизм? 42 года — у женщины это самый расцвет, а вы «в зрелом возрасте», «с возрастом» wonder
Да в 42 зажигать и зажигать на праздниках, танцевать, петь в караоке надо, а не скучать в узком кругу домочадцев. Но это так, к слову...
Что касается деталей, о которых я писала, то если вернуться к началу — т.е. ко сну, они уже теряют своё значение.
Возможно, есть смысл в первых строках сделать какую-то отсылку к сновидению главного героя (автора), чтобы читатель тоже воспринимал всё происходящее как во сне.
Ответ автора рассказа:
Уважаемая Елена, это не эйджизм. И я действительно не «юноша пылкий».:.)))
Конечно женщина (тем более свободная) может зажигать в этом возрасте полный вперёд!:)) Кстати, и главный герой это косвенно не исключает: он учитывает, что она может пойти и в ресторан отмечать (взяла и сменила многолетнюю традицию), а там где ресторан, там может и ночной клуб (как пойдёт).:))

Но есть ведь ещё и другие сдерживающие обстоятельства: рабочие, семейные, например. Даже я бы рабочие поставил бы на первое место. То есть, в таком возрасте люди на работе довольно часто достигают больших высот с серьёзным уровнем ответственности, когда от твоего решения зависит работа других людей. А эти люди ждут твоего слова и будут тебе названивать. Не очень-то здесь расслабишься особенно в будний день (опять-таки оперирует как собственным опытом, так и опытом друзей, знакомых). Так что вполне возможно, что героиня в саму дату своего дня рождения будет дома (или на даче), а уж в выходные дни можно и зажечь.:))) Собственно, в будний день её и застали шестеро мужчин.
Конечно, сразу возникает вопрос, а почему эти шестеро мужчин не на на работе?))) Один, например, взял отгул, другой был в отпуске, остальные отпросились на пару часов с работы и т. п.
Вот и ещё одна нестыковка: как в текущей ситуации, когда все загружены работой, всем шестерым одновременно удалось вырваться, чтобы поздравить героиню?:))
Но просто надо ли до таких уточняющих деталей доходить, когда хоче
шь передать именно состояние в рассказе?
Конечно, не надо копаться в таких деталях, так как здесь эти мужчины с их рабочим графиком не первостепенны. И моё замечание про возраст героини касалось не текста рассказа, а вашего комментария.
В тексте же, повторюсь, не хватает отсылок к сновидению автора, которое и порождает некоторые нестыковки сюжета.
23:57
+2
Согласна, Елена, и с Вашими замечаниями и пожеланиями и с другими участниками обсуждения. Я, когда прочла, подумала — странная женщина, странная. И как героиня, о которой мы узнаём со слов гостей, и как мать. Странный самый первый гость, т.е. рассказчик, который вдруг на себя берёт роль хозяина — приглашает в дом других гостей, предлагает им располагаться и т.д. И обидно за ребёнка и даже как-то «тревожно» безразличие к нему самого родного человека — матери. Наверное, над этим стоит подумать и как-то изменить ситуацию.
Мне кажется, что автор тонко даёт понять, что героиня хороший человек, если столько лет заслуживает внимание стольких знакомых, мужчин, но странно, что нет ни одной подруги или хотя бы просто знакомой, что тоже Её характеризует. Автору удачи!
13:18
+1
Хочу предварительно выделить два методологических подхода по написанию рецензий.

Первый – профессиональный – продемонстрировал Иосиф Гальперин. Он встал на позицию редактора и предложил автору кое-что сократить, кое-что поправить. Но такие замечания делаются, когда рукопись готовится к публикации, и начинается обычная работа редактора с автором. Такую работу великолепно демонстрирует у нас на сайте Ольга Которова.

Второй подход -любительский. Прокомментирую его на примере комментария Майи Ласковой. Это ни в коей мере не является переходом на её личность, поскольку – комментируются некоторые её замечания, относящиеся к теории литературы.

1. Утверждение в том, что в рассказе должна быть завязка, кульминация, развязка — - это позапрошлый век. Более того, само определение рассказа как литературного жанра давно вышло из употребления. Профессиональные литераторы пользуются термином «текст», или «проза». Проза должна быть написана ЖИВЫМ языком (неважно каким: литературным или разговорным). Живое Слово в тексте – это «проза», не живое – не «проза». Любой профессиональный писатель, да и читатель тоже — уже в первой фразе определит, каким словом (живым или мертвым) она написана.
2. Так же не актуально утверждение о том, что «текст» должен быть интересен читателю. Поскольку угождают читателю только халтурщики, но у них Слово никогда не бывает живым, поскольку для них главное не Слово, а интерес, который вызывает содержание. «Текст», как его форма, так и содержание должны быть интересны в первую очередь самому автору, на столько интересны, что заслонят собой всю его остальную жизнедеятельность. А уж потом, когда «текст» написан и отдан на суд читателю, у того возникает встречный интерес к тому, что было несказанно интересно самому автору. То есть мастер Слова заражает своим интересом и читателя. Но может и не заразить, когда, скажем, автор перегоняет время и пишет о том, что будет интересно потомкам, Но от этого качество самого «текста» нисколько не преуменьшается, профессиональный читатель (и рецензент) легко может оценить его.
14:03
+1
Работа редактора и рецензирование — совсем не одно и то же. Что до профессионализма комментаторов — неслучайно перед каждым обсуждение я напоминаю, что каждый исходит из своего уровня экспертности. Мы в этой рубрике учимся не только писать тексты и принимать критику, но и оценивать чужие произведения и писать рецензии.
Поэтому будем добры и толерантны ко всем участникам дискуссии.
15:05
+2
Совершенно непонятно, Георгий, отчего Вы перенесли акцент с обсуждения опубликованного рассказа в этой рубрике на мою скромную, ни на что не претендующую личность. Перешли на личности, делая выводы о том что я «плаваю» в теории литературы, исходя из моего скромного утверждения, что я тоже учусь. И посвятили весь свой комментарий только этому. Вы понятия не имеете на каком я этапе развития в области написания прозы, так как моё прозаическое перо не изучали. И да, мы всю жизнь учимся, а тот, кто этого не делает, прекращает своё развитие как автор. Есть разница между понятиями: «ученица» и «учусь». Ваше, конечно, право считать, что автору не должно быть никакого дела до читателя. Не собираюсь даже спорить. Я вообще-то совсем другое имела ввиду: не шаблонное изложение по схеме, а развитие темы, сюжетность, иначе никто не будет читать. Но это моё мнение. Вам не навязываю — имеете право писать как Вам нравится. Повторюсь, не понимаю, почему весь свой комментарий Вы посвятили моей скромной персоне, зато ни слова не сказали по сути и обсуждаемой теме. Есть критика, а есть критикантство. Не отбивайте желания у авторов участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Это так, просьба. Пропадает всякое желание участвовать в проектах сайта из-за Вас.
Уважаемая Майя!
Ради Бога не гневитесь. Просто я выразился (каюсь) несколько неуклюже. Но уже выправился. отредактировал первоначальной комментарий. Прочтите его, в нем вообще не должно быть ничего для Вас обидного.

С уважением, Георгий.
16:45
+1
Георгий, с чего Вы взяли, что я гневаюсь или обижаюсь? Эти юношеские эмоции я уже давным давно преодолела, слава Богу! Досада? Да. Она появилась, так как не нужно быть провидцем, чтобы чувствовать Ваше уважение к авторитетам и неуважение к тем, кого Вы таковыми не считаете. Я в таких случаях предпочитаю молча уходить, не вступая в споры. Но раз Вы сменили тон и пренебрежительное отношение, то отвечу на Ваши замечания в комментарии. Во-1х, я ни в коей мере не замахиваюсь на теорию литературы. Я не литературовед. Но… Мне абсолютно не интересны новые веяния в литературе, если они (в угоду моде) идут вразрез с классикой. Если новый нетрадиционный подход в написании прозы несёт в себе какую-то ценность, то обеими руками за. Однако люди, как читали сто лет назад Льва Толстого (к примеру), так и будут читать, не замечая времени. Потому что интересно. Всё берётся из жизни, а автор строк лишь умеет или не умеет преподнести читателю материал в увлекательной форме. А в жизни, как известно, присутствует сюжет: что-то начинается, как-то оно развивается, затем заканчивается или переходит на новый уровень. Не навязываю своё мнение, но имею право оставаться при своём.
И ответ на Ваше замечание по второму пункту: Ваше утверждение, цитирую "...не актуально утверждение о том, что «текст» должен быть интересен читателю. Поскольку угождают читателю только халтурщики". Я считаю, что это утверждение не правомочно! Вызвать интерес читателя к произведению и угождать читателю, с моей т.з. разные вещи. Интерес предполагает увлекательную подачу материала, при которой читатель не может оторваться и ждёт продолжения. А угождать читателю, это значит писать о том, что именно читатель хочет прочесть, даже если это идёт вразрез с мнением автора. Согласитесь, не одно и тоже. Впрочем, не обязаны соглашаться. Каждый автор имеет право на своё мнение. И лишь время рассудит кто прав: кого с удовольствием читают, а кого не читают вовсе.
Майя, признаюсь, поначалу, прочитав Ваш первый комментарий, мне захотелось обраться к Вам за разъяснениями, потому как существуют и современная тенденции в теории литературе. Но в последнем комментарии Вы это разъяснили. И безусловно Ваша позиция вполне имеет право быть. И я её принимаю и уважаю.
17:16
+1
А Вы посоветуйте мне прочесть какое-нибудь произведение, которое подтверждает Ваши слова (по поводу современных тенденций в литературе и старых форм написания прозы). Можно даже несколько. Хочу понять ЧТО ИМЕННО Вы хвалите.
Кстати, не поняла ещё одно Ваше замечание. Цитирую: «само определение рассказа как литературного жанра давно вышло из употребления. Профессиональные литераторы пользуются термином «текст», или «проза»». Вы что, хотите сказать, что жанров больше не существует? Нет миниатюр, рассказов, новелл, фэнтези, романов, повестей и т.д… Есть только «текст» и «проза»? Если так, то я действительно отстала от жизни. Мне это напоминает роботизацию, только уже перенесенную в область литературы.

Вспомнился почему-то Мольер, его пьеса «Мещанин во дворянстве». Главный герой пьесы г-н Журден, отвечая на вопрос своего учителя: «Что такое проза?» говорит:«Проза — это то, что не стихи. Что не стихи, то проза». И счастливо заключает:«Значит мы сейчас говорим прозой!» smile
18:24
+1
Меня тоже удивило заявление Георгия. И какие же это «профессиональные литераторы» исключили «рассказ» из перечня жанров и отказали ему в праве на существование? Я лично наблюдаю обратную тенденцию — рассказ, как основной жанр малой повествовательной прозы, востребован у читателей иногда более, чем большие формы (романы). А вот писать рассказы сложнее, на это, кстати, на своих мастер-классах всегда обращает внимание Анна Данилова.
19:24
+1
Елена, ныне понятие жанра рассказ, как и других жанров — размыто. И определяется главным образом по объему (количеству знаков) малый объем — считается миниатюрой, средний — рассказом (между ними затесалась новела); большой объем — повестью, гигантский — романом. Возник даже такой термин — романный рассказ, когда по содержанию — романное, а по объёму — рассказ.

Но вполне можно сделать специальное обсуждение по литературным жанрам в «литературной беседке», включить и классические определении жанров и современные синтетические их комбинации. Кстати, они вовсе не исключают друг друга, а вполне себе взаимно обогащают. Чем разнообразнее, тем богаче литература.
17:58
+1
Возвращаясь к теме обсуждения рассказа Льва. Я прочла его ответ на мой комментарий. И вот, что хочется добавить к сказанному ранее. (Я, кстати, хотела спросить, почему в названии в скобках стоит «СОН». Но так и не спросила. Оказывается, это название не по ошибке стоит, а целенаправленно). Дело в том, что (сугубо моё мнение) просто так назвать рассказ сном не достаточно. Это должно и преподноситься текстом как сон. Это должна быть находка автора, как именно он собирается это сделать. Но читатель должен ощущать, что он находится в каком-то сне наяву. Иначе это название выглядит как оправдание автора: мол, если что не стыкуется, то примите как сон. Потому, видимо, и в скобках написано. Я лично находила такие приёмы сама, как показать пером сон, в своих произведениях. Должна чувствоваться атмосфера, будто пребываешь во сне. Никто и не говорил никогда, что это просто. Прозу писать ещё труднее, чем стихи.
18:19
+1
Вот я тоже этот «сон» упустила при чтении, потому как атмосферы нереальности происходящего долго не было (если не считать видения усадьбы в конце). И тут я полностью с вами согласна — читатель не должен додумывать за автора.
20:27
+2
Что радует – автор пишет хоть и мудрёно, но герой получился живенький. Мудрёно – из-за обилия сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, щедро пересыпанных союзами, частицами, запятыми и так далее. Частенько в этих предложениях нарушена последовательность мыслей.
Ой, а можно, я по привычке всё перечеркаю? Для наглядности, так сказать. Свои правки буду выделять капсом. Сначала приведу испорченный мною текст, а потом, для чистоты эксперимента, перепишу его набело.

СОРОК ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (СОН) (хочется перевернуть название рассказа: СОН (СОРОК ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ). Просто потому, что это сон.
Был конец августа. Я вдруг вспомнил, что у Неё скоро день рождения.
Да нет, на самом деле мы каждый год ЕЁ поздравляли Её. Но это было, во-первых, благодаря приходящим из социальных сетей напоминаниям, ТУТ ТОЧКА а во-вторых, мы все НАШ ОДНОГРУППНИК РОНАЛЬД (ПО-ПРОСТОМУ – РОН) СОЗДАЛ В СОЦСЕТИ СООБЩЕСТВО состояли в одной группе в мессенджере, куда вошли исключительно только наши институтские сокурсники, а точнее одногруппники. Создал это сообщество наш одногруппник Рональд (или как мы его между собой называли – Рон) вместе с другим одногруппником Леонидом. Чьи контакты удалось найти (а в некоторых случаях даже и сохранить) за 20 ДВАДЦАТЬ лет после институтского выпуска, того и включили в эту группу. А получилось на самом деле очень даже неплохо –22 ДВАДЦАТЬ ДВА человека из 30 ТРИДЦАТИ.
(ТУТ, ВИДИМО, НАДО ОПИСАТЬ, КАК ВСЕ РАДОСТНО И ДРУЖНО ПОЗДРАВЛЯЛИ ИМЕНИННИКОВ) Так что, даже если не все вспомнили про Её день рождения (в силу рабочих или семейных обстоятельств), кто-нибудь один обязательно да вспомнил бы и написал поздравления. (ЗАЧЕМ ВСПОМИНАТЬ, ЕСЛИ ПРИХОДЯТ НАПОМИНАНИЯ? ГУРППА ЕСТЬ, ЗНАЧИТ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ БУДУТ. СКОРЕЙ ВСЕГО, ТОВАРИЩ УДИВИЛСЯ, ЧТО ЗАРАНЕЕ ВСПОМНИЛ.)
Последний раз я видел Её более десяти лет назад на одной из наших встреч в ресторане. Тем не менее в нашей группе в мессенджере мы продолжали все вместе общаться.
А тут меня вдруг как-то странно ЗАРАНЕЕ осенило ни с того ни с сего… ПОСЕДНИЙ РАЗ Я ВИДЕЛ ЕЁ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ НАЗАД, КОГДА НАША ГРУППА В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ВСТРЕЧАЛИСЬ В РЕСТОРАНЕ, ОНА ГОВОРИЛА, ЧТО ВСЁ ЛЕТО ЖИВЁТ НА ДАЧЕ. )
Короче, помня, что в такое время Она почти всегда живёт на даче, я решил заехать и лично Её поздравить. Самое что интересное – меня не смутило ни то, что здесь ЗПТ в Большом Городе, в Мегаполисе ЗПТ так никогда не было принято ЯВЛЯТЬСЯ БЕЗ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ. (это не то, что у нас в Ашхабаде, из которого я уехал почти что четверть века назад –ЗПТ «где без спроса входят в гости»), и ни то, что И ВООБЩЕ, ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ НЕ ОКАЗАТЬСЯ ДОМА, НАПРИМЕР, человек свой день рождения захочет отметить СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ где-нибудь в ресторане, то есть в этот день Её на даче элементарно может не быть. Тем не менее ЗПТ меня что-то толкнуло, какой-то непонятный внутренний толчок сработал, я купил в ближайшем супермаркете цветы (причём букет собирали тут же при мне, и букет действительно получился такой капитальный), коробку хороших конфет и поехал к Ней.

Конец августа. Я вдруг вспомнил, что у Неё скоро день рождения.
Да нет, на самом деле мы каждый год Её поздравляли, благодаря приходящим из социальных сетей напоминаниям. Наш одногруппник Рональд (по-простому Рон) создал в соцсети сообщество. Чьи контакты удалось найти за двадцать лет после институтского выпуска, того и включили в эту группу. А получилось на самом деле очень даже неплохо – двадцать два человека из тридцати.
В праздники группа оживляется, все размещают открытки. Ещё веселей бывает, когда у кого-то день рождения, — радостно и дружно поздравляем. Спасибо напоминалкам, все даты ведь не упомнишь. А тут меня вдруг как-то заранее осенило ни с того ни с сего…
Последний раз я видел Её более десяти лет назад, когда наша группа в очередной раз встречалась в ресторане, она говорила, что всё лето живёт на даче. Короче, я решил поехать и лично поздравить. Самое что интересное – меня не смутило что здесь, в Мегаполисе, не принято являться без предупреждения (это не у нас в Ашхабаде, из которого я уехал почти четверть века назад, «где без спроса входят в гости»). И вообще, человек может оказаться не дома, например, захочет отметить свой день рождения где-нибудь в ресторане. Тем не менее, я купил в ближайшем супермаркете цветы (причём букет получился такой капитальный), коробку хороших конфет и поехал к Ней.
00:08
+1
Публикую ответ автора Ольге:
Уважаемая Ольга!
Большое спасибо за Ваши правки!
Скажу честно: некоторые предложения в тексте хотелось бы оставить, как было. НО здесь всё-таки Вам видней.:))
Но в целом Вы так очень виртуозно перефразировали многие мои предложения по тексту, и эти предложения приобрели совершенно другое звучание (при этом не поменяв смысл рассказа), что волей-неволей хочется выдать уже заезженную в наше время фразу «А что так можно было?»
07:11
+1
Уважаемый автор, это вовсе не правки, а мой вариант, в котором я хоть и пыталась максимально войти в авторский стиль, но всё же это я, а не Вы.
Просто хотела продемонстрировать, насколько легче читается текст, когда события расставлены в логической цепочке и предложения попроще, не такие многоэтажные.
И мне НЕ ВИДНЕЙ. Это Вам видней, каким должен быть текст. Хотите писать, чтобы у читателя извилины в косички заплетались — пишите на здоровье. Но мне кажется, что от обилия запятых читатель не будет в восторге. Прям озвереет читатель.
Но это его проблемы, правда же? laugh

А вообще-то, как я уже говорила, мне герой понравился. выпуклый такой герой получился. Правда, остальных не видно. Но это дело поправимое.
15:24
+1
Ответ автора Ольге Которовой:
Ольга, Вы правильно заметили, создав Ваш вариант описания в рассказе, получается, что это уже не я, а Вы.
С одной стороны конечно же не хотелось бы, чтобы у читателя извилины в косички заплетались. Но с другой стороны, даже если пишешь правильным литературным языком, где гарантия, что у самого автора не возникнет ощущение, что «ну не моё это, нет здесь в этом изложении меня». Видимо, искать нужно некую золотую середину.:))
Как я уже писал Майе, я на этот поприще даже не учусь, а нахожусь на зачаточном уровне. Поэтому и хотел бы услышать, что скажут люди, которые пишут уже довольно давно.:))
15:29
+1
Вряд ли мой вариант написан правильным литературным. Мне кажется, я писала довольно непринуждённо, без особых изысков.
Комментарий удален
15:44
Полагаю, что настало время раскрыть карты. Лев – мой сын, и я инициатор обсуждения его произведения на сайте. Как писатель тоже вижу у него массу огрехов. Но не указал ни на один, поскольку считаю, что нет надобности на них указывать. Однако хочу воспользоваться имеющейся возможностью вступить с ним в соавторство и сделать, как говорится семейный литературный художественный текст. Более того, подать его в жанре документально-мемуарной прозы, в котором ни одного слова не будет вымышленным. И называю я этот текст:

ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА ЖЕЛАЕТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ДУШЕВНОЙ ЖЕНЩИНОЙ ДЛЯ СЕРЬЕЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Льву сорок четыре года он – холост. У него были два неудачных гражданских брака. Но хочет завести семью. Однако поиск будущей супруги и на сайте знакомств ни к чему не привели. Мы, его родители, стали уже подумывать, что с сыном что-то неладное, коли не может найти с женщинами общий язык, и практически смирились, что он останется бобылем, потому как никакого сознательного решения этой проблемы на ум не приходило. Но зато его нам подсказало подсознание. Сновидения – это ведь и есть язык, с которым с нами разговаривает подсознание.

Но сначала об условиях, которые предшествовали написанию Львом своего сна. Он был уволен с прежнего места работы по согласию сторон, и пребывал в поиске новой работы, но, чтобы использовать образовавшееся свободное время с большей пользой, записался на курсы, на которых профессионально рассказывалось, как писать резюме и как внести себя на собеседовании, что можно и нужно говорить, а что нельзя. Были там и занятия с профессиональными психологами. Так вот, психологиня дала домашнее задание, написать что-либо максимально раскованное для того, чтобы раскрепостить дух, ни на что и ни на кого не оглядываясь. Тут Льву приснился сон, и он решил убить сразу двух, а может быть и трех зайцев. Психологине его текст понравился, она даже посоветовала ему заняться литературной практикой, хотя бы на уровне хобби, то есть для души.

Показал он этот текст и мне. Я поначалу отнесся к нему скептически: что может написать стоящего экономист с двадцатилетним стажем, проводящий чуть ли ни треть всей жизни с бездушными цифрами, за которыми нет живых людей? Но был приятно удивлен, потому как заметил (прочувствовал) душевную теплоту мужчины по отношению к женщине А ведь способность выразить именно душевную теплоту, а для этого нужно поначалу самому пережить её и сохранить в своей душе — и является литературным Даром Божьим, то есть талантом. А не умение грамотно слагать слова и подбирать правильные рифмы, это все безусловно необходимо, но мастерство приходит с опытом и накапливается кропотливым литературным трудом. А если Дара Божьего нет, то нет и произведения, сколько ни ухищряйся с рифмами.

Но записанный сыном его сон показал гораздо большее (по крайней мере, для нас, его родителей). То, что не могло сказать нам сознание (оказалось беспомощным перед проблемой), рассказало его подсознание: в сыне до сих пор, не смотря на утомительную умственную работу с цифрами и негативный опыт с женитьбами – до сих пор сохранено душевное тепло по отношению к женщине. И значит не все потеряно. К тому же его подсознание явно показало, что причина вовсе не в сыне, а в ЖЕНЩИНЕ. Поскольку именно в ней погасло по ряду объективных и субъективных причин душевное тепло по отношению к мужчине. Подсознание показало, что целых шесть мужчин, ведомые душевной теплом к ней лично, приехали поздравить её с Днем Рождения, а она ни к одному из них не сделала встречного движение. И это при том, что ей исполнилось всего сорок два года, когда баба ягодка опять. Она даже ради вежливости не пригласила их в дом, чтобы напоить чаем, а увела на пруд.

Мне подумалось (по крайней мере, так я трактовал сон), что у сына все порядке, а не в порядке у женщин, к которым он проявляет внимание, потому как у них по какой-либо причине отмерло женское начало. А когда я по-своему обыкновению перенес это на глобальный уровень, и попытался в капле разглядеть океан, то увидел, что ныне современные женщин (особенно одинокие) подобны коллапсирующим звездам, превращаются в «белых карликов», полностью или частично лишенных женского начала. И живущих по инерции только умом, поскольку душа у них сгорела. Понятное дело, что это гипотеза, и чтобы проверить её истинность, я и решился уговорить сына отправить произведение на обсуждение в Клуб писателей ха добро, который состоит преимущественно из женщин. С целью проверить, а заметит ли хоть кто-нибудь душевное тепло, с которым было оно написано?

Почему я ничего не поправил в обсуждаемом тексте? Да потому что в контексте нашего соавторства с ним, да под новым названием, а именно – «ОДИНОКИЙ МУЖЧИНА ЖЕЛАЕТ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ДУШЕВНОЙ ЖЕНЩИНОЙ ДЛЯ СЕРЬЕЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ» -текст, написанный экономистом – выглядит вполне литературно.
16:06
+1
Георгий, для дебюта вообще шикарно! Этот Ваш комментарий о сыне я прочла только что, до моего комментария. Лев — молодец!!! Мои поздравления!
16:02
+1
Всех приветствую! Так уж получилось, что я прочла рассказ и сразу же — комментарии. И подумала, что как-то многие строги к автору, между тем, как эта новелла, зарисовка, литературный этюд написан с большой любовью к прототипу. И чувств этих так много, и все они такие тонкие, нежные, что и передать-то их было сложно.
Сначала меня тоже раздражало, что у женщины нет имени, нет описания внешности, но потом я вдруг подумала, что сама попытаюсь представить ее: какая же она внешне? Каким голосом обладает? Чем так привораживает, привлекает к себе мужчин, которые относятся к ней так же с нежностью, уважением и интересом? Да, никто из них не ограничился открыткой в ватсапе, все они хотели прийти к ней, увидеть ее, сделать ей приятное, порадовать. Возможно, большинство мужчин были в нее влюблены, но мы никогда об этом не узнаем. Может, каждый из мужчин по отдельности надеялся на тихое домашнее торжество только вдвоем с шампанским и тихим ночным разговором в саду… Но случилось так, как случилось.
Я понимаю автора, он просто запечатлел свою уникальную историю, свои впечатления о того сентябрьского дня, и хорошо. Но если рассматривать все же это произведение, как литературное, предлагая читателю его прочесть, то вот здесь возникает недоверие… И кое-что так и хочется подправить, добавить.
К примеру, когда я читала (и считала) мужчин-гостей, то вдруг поймала себя на том, что все они как бы на одно лицо. Уж не знаю, как так получилось. Дальше. Ну хотя бы какие-то штрихи к их портретам, микроскопические, но точные. Ведь все они из разных миров (имею в виду профессию и т.п.)
Дальше. Мужчины прождали женщину несколько часов. Да они за это время наверняка сгоняли бы за выпивкой, начали бы уже праздновать (или я что-то не то говорю…) Обязательно угостили бы мальчика сладостями, накормили бы его, ведь взрослые все люди! А на правах друзей наверняка вошли бы в дом (подразумевается, что каждый из них бывал там в свое время, иначе откуда им знать, что свой день рождения женщина всегда справляет на даче), и вот там непременно обнаружили бы признаки готовящегося праздника (запах еды, миска салата в холодильнике, пироги на столе, прикрытые полотенцем, ящик пива в сенях)… Ведь она всегда, всегда (!) праздновала свой день рождения на даче. Знала, чувствовала, что будут гости, не могла не готовиться. И вот она приходит, видит гостей, радуется, но вместо того, чтобы выпить шампанского с друзьями и угостить их, уводит всех на пруд. Голодных и трезвых.
Да, наверное, такое могло бы быть во сне. Но в реальной жизни (это только мое мнение) мужчины ведут себя как-то иначе.
И я ждала, ждала, что в конце рассказа главный герой совершенно случайно, как это всегда бывает, увидит, как в вечернем саду, в голубых тенях яблоневых веток, чуть поодаль от расположившихся вокруг костра гостей, под звук гитары, Рон, уединившись с именинницей, нежно целует ее…
Но история интересная. И женщина удивительная…
Автору спасибо, что позволил нам прочесть рассказ и, отдельно, за такие вежливые, спокойные и корректные объяснения. Удачи!

20:10
+1
Публикую ответ автора рассказа Анне Даниловой:
Анна, огромное спасибо за Ваш глубокий анализ и действительно меткую оценку моего рассказа!:))) Вы настолько чётко и прям до глубины уловили суть тех образов, а точнее той картины-зарисовки, которую я создал. Отдельное спасибо за то, как Вы увиденную Вами картину описали уже своим языком: это конечно заслуживает особого восхищения!:))

А с замечаниями целиком и полностью согласен: конечно можно было и образы героев раскрыть, и расширить сюжетную линию, чтобы в итоге получилась некая завершенная картина.
Но я увидел то, что увидел. И тот поток мыслей, который выходил из меня в момент написания рассказа, материализовал именно вот эти зарисовки.:))

Но, как Вы теперь знаете, это мой дебют. И я хотел услышать мнение именно людей пишущих, набивших на этом поприще руку. Я его получил.:)) С учётом всех замечаний, будем работать дальше.

Ещё раз огромное Вам спасибо и удачи!

С уважением,
Лев Костин.
20:22
+1
Всегда готова Вам помочь, Лев! Начало замечательное! Успехов!
21:25
+1
И от меня (родителя) Вам огромное спасибо, Анна!.. Теперь у меня появился ОЧЕНЬ веский довод привлечь его и к работе в нашем Клубе — участвовать в конкурсах, семинарах и писать комментарии. Полагаю, будет к месту его «профессионально-экономический» взгляд на литературу. :)
20:20
+1
Анна, большое спасибо, что приняли участие в обсуждении и, как всегда, тактично и вместе с тем конструктивно расставили всё по местам.
Ещё раз убеждаюсь, что Семинары по прозе — это просто подарок для всех нас благодаря таким урокам мастерства.
Ну что ж, друзья, начало работы рубрики «Рецензии» получилось очень интересным и насыщенным как эмоциями, так и советами. Мне кажется, обсуждение будет полезным для всех, кто пробует себя в малой прозе. Ведь в процессе дискуссии было высказано немало важных замечаний, которые возьмёт на заметку не только автор рассказа Лев Костин.
Поздравляю Льва с литературным дебютом, благодарю за смелость и готовность (и, как это видно, умение) принимать критику. Будем ждать новых произведений (надеюсь, проблемы со входом на сайт мы сможем решить).
Спасибо всем, кто присоединился к открытому разбору, за ваши комментарии и отклики.

В середине сентября ждём всех в Школе поэтического мастерства — будем рецензировать стихи нашего автора.

И ждем ваши заявки для участия в рубрике.
Комментарий удален
Наверное, нет, раз начинающему автору интересно мнение рецензентов. Но это уже завершенное обсуждение. Приглашаем принять участие в актуальном: pisateli-za-dobro.com/recenzii/143-seminary-po-proze-priglashayut-k-obsuzhdeniyu.html
Комментарий удален
Ну да, я тут самое «стороннее лицо». НО, если бы внимательно почитали вступление, то узнали бы, что автор рассказа по техническим причинам не может зайти на сайт, но присылает свои отклики по почте для ответа рецензентам. И мы перешлем ему ваш комментарий для ответа. Этот случай у нас единичен, во всех остальных авторы участвуют в дискуссии самостоятельно