Мотивация. Вдохновение. Где взять силы писать? Рабочий день писателя

Приветствую всех!

Давно не заглядывала сюда, было много работы. И вот в какой-то момент, занимаясь своими обычными, на первый взгляд, делами, решила поделиться с вами, мои друзья и коллеги, писатели и поэты, люди творческие и необычные, которых все считают «белыми воронами», некоторыми своими мыслями. Многие спрашивают, где нахожу я силы, время и, главное, вдохновение, чтобы так много писать, в таком темпе. Давно уже не подсчитывала, сколько мною написано книг, после 120 — сбилась со счета, но надо будет все-таки последние изданные книги вписать в свой библиографический список. (Примечание: все мои книги издавались и издаются в крупных московских издательствах, в основном в «Эксмо» и «АСТ» за гонорары. Лишь те книги, что представлены в Ридеро, я переиздавала сама, поскольку права на них мне уже давно вернулись, и я вольна была сделать с ними все, что угодно.)

Практически каждый день утром я сажусь за ноутбук, чтобы продолжать работу над очередной книгой. Но мало кто знает, что опытный писатель (но это мое мнение), открывая ноутбук, далеко не сразу начинает стучать по клавишам…

Здесь я должна сделать некоторое пояснение. Это — мой опыт. Если пишете крупное произведение, путь даже не роман, а большой рассказ или повесть, понятно, что за один день вы его не осилите. Так вот. Старайтесь закончить работу одного дня на самом «интересном» для вас месте, не тогда, когда вы окончательно выдохнетесь и почувствуете, что все, на сегодня хватит, потому что в голове пусто. А тогда, когда вы точно знаете, о чем будете писать дальше, с какого момента. И тогда эта «пружинка», это желание поскорее записать то, что уже сформировалось в вашей голове, поможет вам на следующий день с невероятным удовольствием продолжить работу над произведением.

Никогда не надо насиловать себя, заставлять писать то, что пришло вам в голову прямо сейчас, чтобы только заполнить страницу. Считаю, что если не на бумаге (условно говоря), то в уме уж точно должен быть готов основной план произведения. Главное в этом — интересная история.

Вы, автор, точно должны знать, о чем будете писать. Если произведение большое, проведите черту под уже написанным началом, под текстом и записывайте все то важное, что пригодится вам впоследствии. Поначалу это будут (если роман, к примеру) имена и возраст героев, их словесный портрет (цвет глаз и волос, к примеру, что-то особенное). Чтобы не получилось так, что в начале романа героиня распахнула «в ужасе» свои огромные голубые глаза, а в середине — посмотрела на своего любовника уже карими… Тоже самое и про цвет волос.

По большому счету вы должны «увидеть» своих персонажей. Определиться с их характерами, чтобы в дальнейшем их поступки были оправданы. Даже услышать их голоса. Представить себе, что наблюдаете за ними в приоткрытую дверь или смотрите уже готовый фильм по вашему произведению. Это поможет вам строить диалоги. Это очень увлекательное занятие — «придумывать» людей, целые семьи, строить их отношения.

По мере написания у вас появятся интересные, «гениальные» идеи, ходы, которые ни в коем случае не старайтесь просто запомнить, они могут исчезнуть так же, как и появились. И вы можете их просто не поймать. Поэтому проведите еще одну черту, еще ниже, и быстро запишите ваши мысли, детали… К примеру «Про Наташу. Ее вызовут, приедет ее бывший возлюбленный, который сделает ей предложение, захочет воспитывать дочку…». Если поначалу в вашем коротком плане романа все эти ходы будут еще неопределенные, поскольку в большом произведении сложно сразу написать подробный план (да это и ни к чему, пусть вы будете свободны и не скованны вами же придуманными поворотами сюжета), то по мере написания они появятся сами — ведь герои начнут «оживать», и вы сами поймете, как бы они поступили в той или иной ситуации. Главное — не пойти за ними (условно говоря, понимаете, да?). Вы — автор, вы главный, не забывайте об этом.

Я немного отвлеклась. Так вот. Готовьтесь к утренней работе с вечера, а, может, и течение суток или больше. Думайте о том, о чем будете писать в следующий раз. И поэтому, когда утром, на свежую голову сядете за свой ноутбук, откроете текст, прочитаете последнюю главу написанного вчера, скажем, и вот тогда, «провалившись» в тему, плавно продолжите писать. И время тогда пролетит незаметно, и пальцы ваши будут как бы сами стучать по клавишам, а внутреннее зрение видеть «кино» вашей очередной главы.

Здесь я еще раз должна немного отступить от темы (а тема у нас, как вы помните, надеюсь, где черпать вдохновение и силы для работы над литературным произведением!). Время! Временное пространство! Расскажу один эпизод из своей практики, и вы сами все поймете, о чем я хочу сказать, на что обратить внимание.

Я писала роман. Густой, событийный. Была, что называется, в теме. Писала каждый день, знала точно, о чем буду писать завтра. И так хорошо шла работа, что думала, что уже скоро закончу роман. И тут вдруг поехала в гости. Вернулась через день. Ведь точно, повторюсь, знала, о чем буду писать. Мне казалось, что все в порядке. В предыдущей главе мой герой-следователь нашел в кустах, рядом с загородным домом подозреваемого коробку из-под таблеток. Принес в дом, чтобы рассказать ему о своей находке.

Приезжаю я домой, сажусь писать, и пишу такую фразу (к примеру, конечно): «Я же позавчера нашел коробку под-под таблеток…». Вот такая вот грандиозная ошибка! А ведь с момента, когда герой нашел коробку и принес ее в дом и произнес эту фразу, прошло пару минут, если не меньше. Но я-то отсутствовала почти два дня, и для меня это произошло позавчера.

Поэтому, когда у вас случается пауза между работой, и если она затягивается надолго, то перед работой не ленитесь, прочтите внимательнейшим образом чуть ли не все свое произведение, чтобы «занырнуть» туда с головой, все вспомнить, чтобы все ваши персонажи «ожили», и только после этого принимайтесь за работу.

Возможно, я пишу «прописные истины», но, может, кому-то и они пригодятся.

Теперь о главном — что меня вдохновляет? Сад, сад и еще раз сад. Где бы я и жила, у меня везде был сад. И непременно розы. Впрочем, не только розы. Красота цветов и деревьев, восхищение тем, что из земли рождаются прекрасные растения, что за ночь природа проделывает колоссальную работу, чтобы распустился бутон или, сбросив цветы, образовалась вишенка, дают мне мощный заряд энергии. Быть может, это наивно и для некоторых непонятно, но я устроена именно так.

В перерывах между написанием глав романа я переодеваюсь в садовую одежду, надеваю перчатки (их у меня много!), иногда даже на резиновые надеваю специальные садовые, чтобы окончательно уж не испортить руки, и иду в сад. Я всегда знаю, чем буду заниматься. Это как роман. Останавливаюсь на самом «интересном», чтобы в следующий раз вернуться в сад, именно туда, где меня ждет либо осенняя обрезка ирисов и пионов, полив черенков роз (сейчас я вернулась из теплой Болгарии, где прожила 15 лет в Россию, и очень волнуюсь, как перезимуют мои новые русские розы), обрезка дерена или пересадка лилий… Я не то, что разговариваю с растениями, но как-то общаюсь с ними. Мне кажется, что они понимают меня. К примеру, у меня разрослась одна роза, арку к ней еще не купила, и ее ветви каждый раз останавливают меня на дорожке, я задеваю ее и извиняюсь. Говорю, что скоро куплю арку… Иногда, когда распускается роза и она такая красивая, что глаз не оторвать, я могу поцеловать ее… Вот такая сумасшедшая любовь к розам. Переживаю за оставленный (проданный мной) розовый сад в Болгарии, не уверена, что за ними ухаживали новые хозяева (они где-то в Чехии живут, не знаю, приезжают ли), а там такие сорта!!! Волшебные розы! Больше 100 штук… С собой в Россию черенки взять не могла, побоялась, что остановят в аэропорту, по закону растения перевозить запрещено. А поскольку нас летело из Варны в Москву трое плюс наша Лора, собака, и много-много багажа, подумала, что не стоит рисковать…

Всем известно, что очень полезно и приятно чередовать занятия. Главное, чтобы это приносило удовольствие. Так случилось со мной, когда я, живя долгое время в уединении, практически оторванная от цивилизации, в старинной и очень тихой болгарской деревне (а до этого в Делиормане, в дремучей турецкой деревне), занялась живописью.

В какой-то момент я поняла, что могу «выращивать» цветы не только в своих садах, но и на бумаге, причем, любые цветы, создавать любые, самые невероятные и пышные букеты. Начала я с акварели.

Не буду лукавить, живописью я немного занималась и в России, брала частные уроки, ходила с подругой-художницей на этюды. Любимый художник — Огюст Ренуар (кстати вдохновленная его женскими портретами я написала цикл рассказов, он так и называется «Ренуаровский»: «Бал в Ле Мулен де Ла галет», «Девушки в черном», «Спящая Анжель», радиопьеса «Чашка шоколада», «Дама в лодке»…).

Однажды, разглядывая альбом Ренуара, я решила повторить портрет рыжей девочки за шитьем. Меня просто заворожил цвет и блеск ее золотых волос, румянец на щеках… Тогда я еще не писала маслом, хотя краски были. Вот холста не было, просто не успела еще купить. Но так хотелось уже попробовать, как это писать маслом, то взяла картонку, приклеила к ней кусок белой простынной ткани, загрунтовала белой краской, подождала немного, да и принялась писать портрет.

В Болгарии очень мрачные и ветреные зимы. Смотришь через окно в сад, а там снег, бедные розы качаются на ветру, все кажется мертвым… И совершенно случайно, как это всегда и бывает, когда бродишь по интернету, мне попалась на глаза цветочная акварель Елены Базановой. Вот кто любит живопись, акварель, откройте для себя эту невероятно талантливую художницу. Она пишет свои картины в специальной венецианской технике, которую и я потом освоила, подкладывает под толстую бумагу для акварели arches мокрую марлю, что позволяет потом акварели волшебным образом растекаться… Остановлюсь, иначе… Могу об этом говорить часами. Словом, несколько лет тому назад я начала писать акварелью. И поняла, что могу запечатлеть, скажем, навсегда (!) свои великолепные, выращенные в моем саду, груши! И яблоки! Вот просто таз с яблоками!

Это уже пастель, но в тему о грушах и яблоках:

Когда акварель закончилась, а нас всех в январе засыпало снегом по уши, даже невозможно было выйти из дома, я вспомнила, что где-то на чердаке у меня есть коробка подольской пастели. Достала. Сразу скажу — ужасная пастель. Твердая и бледная. Можно было, конечно, порисовать масляной пастелью, но она не такая нежная, как сухая. Вот, кстати, мои яблоки масляной пастелью:

Попробовала рисовать сухой пастелью. Конечно, на акварельной бумаге! Мы же отрезаны от города, в снежной засаде, до магазина не доехать, чтобы купить что-нибудь более подходящее! Поняла одно — этот материал очень послушный, благодарный, нежный… Но мне не хватало яркости! Зимой хочется красных маков, розовых роз! И еще, важное: у меня же контракты на криминальные романы, а это — преступление, убийство, страдания… Так хочется для настроения чего-то светлого, радостного… Для контраста просто необходимы были в доме яркие, пышные натюрморты! Маки! Оказывается, кроме подольской пастели существует профессиональная, роскошная пастель! «Шминке» меня просто околдовала, плюс еще специальная французская бумага «canson», которую пастель просто целует…

И так это меня увлекло, что я уже и не знала, чем мне заниматься— продолжать ли писать книгу или же окунуться в живописный рай. И тогда я поняла, что просто должна научиться чередовать эти занятия.

… Весной сад начал оживать, распустились мои фантастические тюльпаны, расцвели цветы на абрикосовых деревьях, набили бутоны розы… Я отмывала руки от пастели, мазала их кремом (чтобы кожа не сохла), надевала садовые перчатки и в сад, где работы — просто море… Так, живя в каком-то своем мире, общаясь с друзьями и близкими по интернету, я никогда не испытывала какой-то тоски или скуки, мне было просто некогда. В перерывах между садом, живописью и литературой я пекла русские пироги, чтобы угостить моих болгарских друзей, которых частенько приглашала на «русский чай»… Но это уже отдельный разговор. Чего стоят слезы моей подруги, певицы Мики, которая, не понимая слов наших русских народных песен, рыдала, слушая их в нашем с мамой исполнении, говорила, что они за душу берут…

Тут можно вспомнить, что я по первой профессии музыкант, закончила теоретическое отделение музыкального училища, и у меня было пианино (привезенное из Грозного моей соотечественницей во время военных действий и сохраненное чудом в гараже болгарских друзей!)! Вот еще один душевный кайф! Когда ко мне приходили Стоян с Живко, наши друзья, чтобы обрезать виноград, к примеру, я открывала все окна, чтобы они услышали «концерт» — играла им все подряд, от классики до шлягеров. Под фортепьянную игру танцевал и заливался каким-то своим, собачим пением, мой любимый кокер-спаниель Джек, которого уже нет…

Постепенно пришло понимание, что я могу создавать красоту своими руками, и эту красоту люди стали у меня покупать. Ко мне в глухую деревню приезжали друзья и знакомых друзей, из разных стран, чтобы купить мои работы. Как-то зимой мне написала одна моя знакомая, живущая в Лондоне, что на улице снег, дождь, холод, а у нее в спальне висит большая картина с маковым полем, написанная мной, и ей на душе как-то радостно и тепло… Такие слова придают сил, вдохновения…

Осваиваю новый для меня жанр в живописи: пейзаж.

Буквально пару слов о старинных вазах (пять коробок с драгоценной посудой разбились в пыль при международной пересылке, такое не скоро забудешь). Считаю старинные английские вазы сокровищем, так люблю их рассматривать. И поэтому иногда помещаю свои букеты в те вазы, которые существуют, возможно, только в музеях, но фотографии которых можно найти на антикварных сайтах…

Вот так я пишу свои романы. Черпаю вдохновение в цветах, растениях, живописи… Считаю, что это— неиссякаемый источник.

Пишите, творите, открывайте в себе таланты и получайте от вашего творчества наслаждение!

P.S. Забыла сказать: всегда, когда я пропалываю грядки, думаю, где бы я спрятала труп…

+16
16:51
1051
RSS
21:28
+1
Спасибо, что поделились своим образом и стилем жизни, Анна! rose Здорово, что Вы, судя по всему, не умеете скучать! )))
«Поэтому, когда у вас случается пауза между работой, и если она затягивается надолго, то перед работой не ленитесь, прочтите внимательнейшим образом чуть ли не все свое произведение, чтобы «занырнуть» туда с головой, все вспомнить, чтобы все ваши персонажи «ожили», и только после этого принимайтесь за работу». Да, так и есть. Поэтому в идеале вообще писать «блоками», чтобы не было потом нестыковок… Садясь за работу после долгого перерыва (за любую притом!), всегда процентов на 20-30 перерабатываешь!
09:47
+2
Да, наверное. Но и паузы нужны! Можно поднакопить впечатлений, новых мыслей за это время. Заодно и отдохнуть! Рада буду, если кому-нибудь мои советы пригодятся.
Конечно, Ваши советы пригодятся! Я бы даже сказала — пригождаются (здесь и сейчас). Как и любые советы профессионала :). Да и просто интересно почитать про чужой творческий опыт. Конечно, нельзя, да и не нужно полностью копировать чужие модели — каждый человек уникален, у каждого свои сильные и слабые стороны… (Я бы, честно говоря, даже чисто физически не смогла выдавать такое количество текста в год, как Вы — скорость написания у Вас незаурядная). Но такие вещи, как чередование разных видов деятельности, поиски баланса, теплое душевное отношение ко всему живому — это то, что, на мой взгляд, полезно и некоторым образом универсально для всех без исключения: и для новичков, и для тех, кто уже прошел долгий путь в профессии! )))
22:25
+1
Какая прелесть! Не всё прочитала, но ваши работы — прелесть! Мне нравятся., а текст обязательно прочту. Кстати, я тоже неплохо рисую. В детстве могла часами этим заниматься. Жаль, альбом не сохранился(там карандашный рисунок). Вот только сада у меня нет, да и красок хороших, тоже.
09:48
+2
Спасибо Вам за теплые слова!
Это искренно. smile
11:13
+1
Спасибо за мастер-класс. Мотивирующий получился. А постскриптум — просто роскошный ) Сразу видна рука мастера.
13:07
И Вам спасибо. rose
Чужой опыт всегда полезен, и это особенно так, когда им делится человек настолько успешный во многих сферах деятельности.
Впечатляет и число Ваших романов, и Ваше занятие живописью, и остальные Ваши увлечения. Конечно, реализовать все проекты возможно только при умелом подходе, чередуя одно с другим. Я тоже так делаю, правда, живописью никогда не увлекалась. Люблю создавать живые картины, обожаю цветы и камни.
Мне очень понравилось, Анна, как Вы рассказали о себе. Большое спасибо за такую чудесную статью. Уверена, она будет полезна для наших авторов. rose
P.S. Вот только зачем вы написали про труп? Теперь и я буду ломать голову над тем, куда его спрятать! jokingly
13:10
+2
В клумбе, Маргарита! rose Но если серьезно, то я так рада, что в нашем творческом коллективе сейчас так много хороших, ярких личностей, талантливых писателей и поэтов. Прямо сердце радуется. Будем творить дальше! Работать! Всем — вдохновения, новых идей, планов!
13:03
+1
Анна, спасибо за «прописные истины» — бесценные крупицы многолетнего опыта профессионального писателя. Такие мастер-классы дорогого стоят. И, как всегда, отлично мотивируют.
13:12
+1
Спасибо, Елена! Жаль, что так надолго пропала — вью гнездо дома, в Саратове. И так счастлива, что вернулась в Россию.
15:32
+1
Прочитала всё с большим удовольствием! Хотя большие произведения не пишу и не буду, наверное, писать, но так было интересно наблюдать, как Вы это делаете… А Ваше увлечение живописью, Ваши работы — всё это прекрасно! Натюрморты!!! А какие прекрасные пейзажи! Во всём столько радости, такое наслаждение жизнью! Огромное спасибо!
16:07
И Вам спасибо, Юлия! rose
Юлия, как Вы хорошо сформулировали — наслаждение жизнью. Согласна, что витальность, радость от быта и бытия ощущается и в тексте, и в красочных, сочных, если можно так выразиться, натюрмортах Анны, вопреки их названию! )))
Вить гнезда — это всегда здорово! Я рада, что возвращение на Родину даёт новые силы для творчества. Будем ждать новых мастер-классов и новых романов.
18:32
Анна, Вы как будто бы свою творческую жизнь списали с моей. Все совпадает один в один. Разве что только у меня вместо роз – помидоры. Я с ними общаюсь, я их понимаю и чувствую. И они отзываются на мою заботу. Знакомые, когда едят мои помидоры, шутят: ты, наверное, им стихи читаешь. Нет, я им стихи не читаю, Это скорее наоборот – они мне читают стихи, а я их записываю. ))) То же самое с увлечением живописью, разве что у меня – фотоживопись. По мне это гораздо труднее и интереснее, сколько нужно уловок, чтобы превратить фотографию, которая изначально – графическое изображение — в изображение живописное. Да плюс еще и — придать ему ипрессионисткий цвет. Я обожаю Ренуара. У меня есть работы — импровизации по его творчеству. Но мой кумир цвета – Ван Гог.

Поэтому беру на себя дерзость сказать ТО, что Вы не сказали напрямую, но вплотную подвели к этому. Это – ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Профессионал – это далеко не тот, кто может правильно слагать слова в предложения, или подбирать грамотные рифмы. Это всего лишь подмастерье. Профессионал начинается, когда вся его жизнь превращается в служение Искусству. Когда без преувеличения каждый вдох художника подчинен искусству и только искусству. Когда у художника нет ни минуты времени для праздного время провождения. Когда, в конце концов, один вид творчества плавно перетекает в другой вид, потом в третий, четвертый. А у профессионала все, к чему он прикасается, превращается в творчество по определению. И так – все 24 часа в сутки. Когда даже сон – работает на творчество. К такой жизни художник идет долго. И это на несколько порядков труднее, чем овладеть сугубо литературным или каким-либо другим художественным мастерством. Но только когда художнику это удается, он и превращается в Художника. А там уж – как выведет его СУДЬБА. Ван Гог, который за свою жизнь продал только одну картину, и Сезан, который разрезал свои холсты, чтобы каждое выписанное им яблоко продавать по отдельности, и Сальвадор Дали, картины которого продавались при жизни – все они стоят в одном ряду художников-профессионалов. Они жили, служа искусству. И искусство расположило их в вечности…

«Знакомые, когда едят мои помидоры, шутят: ты, наверное, им стихи читаешь» jokingly . А, по-моему, Георгий, Вы к ним относитесь, как к детям или к стихам! )))
Да, Елена, Вы правы, к детям, стихам, помидорам, а так же ко всякой зверюшке и былинке — я отношусь как к абсолютно равноправным собеседникам, но при этом преклоняюсь перед их мудрым умом…
Начала писать, отключаюсь..(это о том как я пишу). У меня нет свободного пространства, чтобы уединиться… Читаю, и думаю, художественные полотна очень обогащают палитру писателя, мне помогает то, что я с внучкой пошла в художественную школу. Всю жизнь тянет рисовать. Всю жизнь некогда. Внучку Бог послал.Осваиваем азы… Многие советы писателей помогают.Сейчас начала читать, как это делают другие, уже после того как написан возок, который стал тянуть и беспокоить.( Кстати, куда б его пристроить. В ЭКСМО, как вы подаете свои произведения? ). В этой статье очень запомнилось, то что вы не пишите до конца, до последнего выдоха… вот мне это интересно. Я пишу до последнего «выстрела». Кажется завтра не сяду. Я же не писатель, я это для удовольствия делаю. И кажется, вот это последнее что напишу, и наступает новый день, и тянет немножко дописать, или исправить.Начинаю читать сначала, и начинаю дописывать, и прописывать второстепенных героев, и прорабатывать диалоги, и тут вот надо про природу, и окружение дописать, и так до бесконечности. Как написать и сказать себе «хватит», я не знаю. Сомнения, мой самый лучший друг, потому что, и показать то некому.Редакторов найти большая проблема. (Где взять редактора, который был бы астрофизик, позарез нужен ?) Все бегут, всем некогда. Вот сейчас готова повесть фэнтези. Прочла статью и подумала, концовку надо доработать. Вся она встала передо мной, куцая. Спасибо, вам.Уважаю. Такой адский труд, вы заслуживаете отдыха… В ваши натюрморты влюбилась!
Спасибо, Анна, за статью! Очень интересно и поучительно. Опыт других всегда дорогого стоит, а опыт опытных вдвойне. Всегда задавалась вопросом, где писатели объемных произведений черпают вдохновение. И что делать, если оно закончилось. Это же не стих или короткий рассказ написать. После прочитанного пришла к выводу, что, видимо, у каждого автора свои источники вдохновения, но так или иначе эти источники связаны либо с вдохновением и творчеством других людей (музыка, картины, проза, поэзия, танцы и т.д.), либо с природой (у Вас это растения, у меня: красивые пейзажи, закат, восход, пение птиц), либо с чувствами, переживаниями каких-либо событий (например, влюбленность). И всё это связано с другим Источником — самым главным. То есть Он создал природу, а мы от нее вдохновляемся. Он дал кому-то вдохновение на какое-либо творение (например, через чувства или плоды творчества других персон), и это творение дает стимул для нового творчества (нашего). Мы маленькие творцы, Он — большой. smile