Литературные имена. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов.

Литературные имена. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов.

Поэтические строки, наполненные верой и любовью к родине, равно, как и к женщине являют нам те непреложные ценности, которые проносятся через годы и столетия. Например, слова стихотворения Василия Чуевского «Гори, гори моя звезда…», ставшего романсом и символическим гимном веры в возрождение России. Уйдём ли мы из этого мира, но звезда России будет сиять вечно. Эти слова окрыляли солдат первой Мировой войны и вели в бой. Другая война, другие имена. Слова стихотворения Александра Алексеевича Суркова грели души солдат в минуты затишья:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

И другое имя, вспыхнувшее яркой звездой в русской поэзии, имя Константина Михайловича Симонова. К началу войны 1941 года К.М. Симонов был профессиональным писателем, киносценаристом, драматургом. Но стихотворение «Жди меня», написанное им в Переделкино летом 1941 года и посвящённое актрисе Валентине Серовой¹ сделало его по настоящему знаменитым. В 1975 году Симонов рассказывал в интервью на ташкентском радио: «Самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонаря переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека». Неоднозначно оценила стихотворение сына Александра Леонидовна, мать поэта. В книге воспоминаний сына поэта Алексея Симонова «Парень с Сивцева Вражка» приведены письма его бабушки отцу:
«Письмо от 26 января 1942 года:
«Не дождавшись ответа на свои письма, ответ на помещенное 14/I-42 в „Правде“ стихах „Жди“. В частности, на строку, особенно бьющую мне по сердцу при твоем упорном молчании: „Пускай забудут сын и мать“.
Конечно, можно клеветать
На сына и на мать,
Учить других, как надо ждать
И как тебя спасать…
Чтоб я ждала, ты не просил
И не учил, как ждать,
Но я ждала всей силой сил,
Как может только мать!
И в глубине своей души
Ты должен сознавать:
Они, мой друг, не хороши
Твои слова про мать.
О ней мне говорят и посторонние, что она не соответствует действительности…»

Кирилл заботился о матери, высылал деньги на продовольствие и хозяйственные нужды во время войны.
В сентябре 1941 года, как специальный корреспондент «Красной звезды» он участвовал в боевом походе подводной лодки Л-4 «Гарибальдиец»², о котором написал очерк «У берегов Румынии». С августа 1941 года «Гарибальдиец» приступил к минным постановкам. В течение остатка 1941 года было произведено 7 минных постановок по 20 мин. «Л-4» входила в состав 1-го дивизиона 1-й бригады подводных лодок Черноморского флота. Интересно, что 12 декабря 1941 года «Л-4» подорвалась на мине в районе Варны. Получив повреждения средней тяжести, лодка продолжила патрулирование. По возвращении на базу стала на ремонт, продлившийся 4 месяца. В дни работы спецкором на подлодке Константин Симонов пишет необыкновенное стихотворение, которое сохранило традиции поэзии классиков прошлых лет, это признание в любви своей родине и любимой женщине. Остаётся только поражаться, что поэтическое творение возникло в начале войны:
Над чёрным носом нашей субмарины
Взошла Венера — странная звезда.
От женских ласк отвыкшие мужчины,
Как женщину, мы ждём её сюда.

Она, как ты, восходит всё позднее,
И, нарушая ход небесных тел,
Другие звёзды всходят рядом с нею,
Гораздо ближе, чем бы я хотел.

Они горят трусливо и бесстыже.
Я никогда не буду в их числе,
Пускай они к тебе на небе ближе,
Чем я, тобой забытый на земле.

Я не прощусь с опасностью земною,
Чтоб в мирном небе мёрзнуть, как они,
Стань лучше ты падучею звездою,
Ко мне на землю руки протяни.

На небе любят женщину от скуки
И отпускают с миром, не скорбя…
Ты упадешь ко мне в земные руки,
Я не звезда. Я удержу тебя.
1941

Ссылки:
¹ https://www.culture.ru/persons/7968/valentina-serova
² https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B-4

+9
538
RSS
15:26
+2
Самая высшая из всех доступных человеку радостей — радость людей, которые спасли других людей.
Константина Симонова.