​Поэт — центробежное солнце иных планетарных систем

​Поэт — центробежное солнце иных планетарных систем

Поэт — центробежное солнце иных планетарных систем

Ольга Говорина — современная поэтесса, громко заявившая о своём таланте в конкурсе Литературного клуба «Писатели за Добро». В знак признания её поэтической победы размещаю краткую рецензию на стихотворение в виде отдельной статьи.

«Будто вздрагивать в ужасе»

Ольга Говорина (псевдоним Хель)

Будто вздрагивать в ужасе, пересдавая экзамен
в полусне на холодной и белой, как ночь, простыне.
Я люблю тебя так, что об этом никто не узнает,
кроме пары-другой населенных неплотно планет,
*
где небесный табун, притираясь крутыми боками,
высекает из черного облака белый разряд.
Я люблю тебя так, что вода превращается в камень,
запечатывая злое слово в кольце у царя.
*
Бесполезную боль заменяет условная польза,
прорастает над пропастью поле непаханой ржи.
Проводить под хоральное пение электровоза —
повстречать у порога, запнувшись о новую жизнь.
*
Без высоких идей человек — вертикальная лужа,
птица-ласточка ищет пути в ледяной темноте.
Я люблю тебя, Ж[из]нь, что само по себе и не нужно
центробежному солнцу иных планетарных систем.
*
Стихотворение Ольги Говориной лишено шероховатостей формы. Иронический пафос приятно оживляет довольно тяжеловесные строки. Пятистопный анапест не способствует “летучести стиха” — но описываемая любовь летучести лишена, а тяжесть — видимо, краеугольный камень характера лирической героини, о который болезненно споткнулись оба — и лирический герой, и лирическое «я» поэтессы.
*
Лирика с образом Петербурга. Антитеза чёрного и белого — самостоятельный мотив. Художественное пространство разделяется на небесное и земное: эта любовь — небесная, и ей место среди “белых небесных разрядов”, а не на плоской белой простыне.
*
Мифологизация действительности призвана показать силу любви. Но — и силу того, кто любит. Это сила ворочать планетами и творить волшебство. Следовательно, любить — это и значит творить волшебство (причём не одно).
*
Стихотворение построено на приёме контраста.
Антитеза: боль — польза. Разве любовь — это бесполезная боль? — задаётся вопросом поэт.
Проводить — повстречать: “новая жизнь” — не более чем препятствие на пути у всё ещё больного любовью человека. Пытаться любить заново — значит растить поле ржи над пропастью потерянной любви (аллюзия на сами знаете что).
*
Речь поэта афористична: “Без высоких идей человек — вертикальная лужа.” Философская лирика. Совмещение любовной лирики с философской, пронизанной тяжёлым пафосом, — лермонтовская поэтика. Без тяжёлой философской «думы», без высокого морального пафоса бытия и свободы не бывает русской любовной лирики.
*
Мотив темноты. Человек — ласточка во тьме. Мотив свободы. Аллюзия на “хит” Константина Ваншенкина “Я люблю тебя, Жизнь”, но оригинальные строки изменены: “<...> что само по себе и не нужно”. Кому? “Центробежному солнцу иных планетарных систем”.
Гениальная строка, блестящее завершение миниатюры пушечным снарядом.
*
Вот причина, почему сильная личность, поэт, не может найти себе место в статической плоскости простыней. Поэт — деятельное солнце своей собственной планетарной системы, “иной”. Ему нужно светить. Желательно всегда и везде, разумеется. Звёздные мотивы.
*
Стихотворение представляет собой поэтический гимн поэтам вообще и претерпевающим трудности в любви — лежащим на жизненных рельсах под погребальное “хоральное пение электровоза” — в частности.
+4
433
RSS
И ведь получается светить!!! Уж не знаю, прям как солнцу ли, тем более центробежному, или может это Лучик его, или зайчик космический, но явный факт в том, что светлее и радостнее мне от прочтения стихотворения стало!!!
Посыл вполне оптимистический: если где-то не везёт, возможно, в иной планетарной системе нас ждёт удача! Как в изменённой песне: не везёт мне в этой, повезёт в другой…
Комментарий удален
14:12
+1
Мне пришло уведомление, что кто-то из наших уважаемых коллег назвал лирику Ольги Говориной «мусором». Владимир Маяковский обычно в таких случаях говорил так: для кого-то жемчужина, а для кого-то — плевочек.

С наслаждением представляю себе творческую встречу поэтов — например, такую, которая состоялась 29 октября 2023 в библиотеке им. Пабло Неруды, — поэты общаются, делятся впечатлениями, читают стихи, Игорь Исаев, к примеру, читает про чёрного ангела… и вот поднимается один из коллег и обращается прямо к читающему: «Это просто кошмар! Графомания в чистом виде, мусор!»

Грубые слова, как топором, раскалывают тёплую обстановку. Все резко умолкают, как будто получили пощёчину, все глаза обращаются к невежливому «коллеге». Как вы думаете, что происходит дальше? Вариантов предостаточно. Потребовать извиниться и уйти. Вывести вон, не дожидаясь извинений. Не марать руки и попросить выполнить работу охранника. А если у несчастного всего лишь обострение синдрома Туретта, то дать горячего чая и дать отсидеться в покое. Разве Пушкин не призывал нас милость к падшим проявлять?

Так что в Интернете, как и в обыденной жизни, совет один: не пишите то, что не сможете сказать в лицо и сохранить при этом собственное лицо.
19:48
+2
Да, Надежда, был такой комментарий, но наши модераторы сочли его слишком грубым и противоречащим правилам сайта. Поэтому он удален.
Думаю, стоит напомнить, что конструктивная критика не имеет ничего общего с подобными высказываниями и в первую очередь должна быть тактичной. Мы всегда начинаем с этого открытые разборы в Школе поэтического мастерства (рубрика Рецензии).
Спасибо, Елена! Согласна с Вами полностью.
20:35
+1
А мне вот ещё что интересно — этот эксперт для начала, как Вы или я, или Елена Асатурова, прочёл все представленные на конкурс стихи? Или выборочно прочитал один текст и «припечатал»?! Никто не утверждает, что стихотворение Ольги Говориной — непревзойденный эталон, если таковые вообще где-то, кроме классики, имеются, но… очевидно, что именно лирика Ольги и по своим художественным достоинствам, и по содержательной глубине стояла выше других текстов в категории «Поэзия 18-40 лет». Все вообще-то всегда познается в сравнении.

А так-то всем нам ещё есть куда расти. И участникам конкурса, и его судьям. И слава Богу. Ещё Ремарк писал, что быть памятником самому себе — " и утомительно, и скучно"… Как-то так:).
Мне понравилось. Спасибо.