Языковая личность автора публицистического текста

 Введение

  

   В современной лингвистической науке учёные обращают всё большее внимание на изучение языка не только художественных текстов, но и текстов официально-делового, научного, разговорного и публицистического стилей. Мне кажется интересным рассмотреть некоторые языковые особенности современного публицистического текста и выявить характерные лингвистические черты языковой личности, создающей тот или иной публицистический текст.

  

  1. Языковая личность и её особенности

  

   Антропоцентрическая парадигма языкознания в настоящее время сфокусировала лингвистические дисциплины на изучении человека говорящего, или homo loquens, или языковой личности. Энциклопедия "Русский язык" представляет два понимания этого термина: "Языковая личность — 1) любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определенных целей в этом мире; 2) наименование комплексного способа описания языковой способности индивида, соединяющего системное представление языка с функциональным анализом текстов" [Русский язык 1997: 671].

   Потребность в понятии и рабочем термине "языковая личность" проявилась в 80-х гг. 20 в. Приоритет его разработки и использования принадлежит русской лингвистике, хотя идея рассматривать существование и функционирование языка в связи с его носителем — человеком, всегда была присуща языкознанию и является, по-видимому, столь же древней, как и сама эта наука. Исторические предпосылки возникновения соответствующей теории можно проследить начиная с 19 в. Из трудов Вильгельма Фон Гумбольдта, трактовавшего язык как "орган внутреннего бытия человека" и как выразитель духа и характера народа, нации, вытекает обобщенное понимание языковой личности и как представителя рода homo sapiens, умеющего соединять мысль со звуком и использовать результаты этой деятельности духа для общения, и как национальной языковой личности, т.е. носителя языка — совокупного представителя своего народа. И.А. Бодуэн де Куртенэ писал в 1899: "Человеческий язык, человеческая речь существует только в мозгу, только в "душе" человека, а основная жизнь языка заключается в ассоциации представлений в самых различных направлениях" (Бодуэн де Куртенэ. Цит. по: [Русский язык 1997: 671]). Уже в начале 20 в. А.А. Шахматов утверждал, что "реальное бытие имеет язык каждого индивидуума; язык села, города, области, народа оказывается известною научною фикцией" (Шахматов. Цит. по: [Русский язык 1997: 671]). Сам термин "языковая личность" впервые употреблен В.В. Виноградовым в 1930 в книге "О художественной прозе".

   Авторы-составители энциклопедии утверждают, что "в современном научном знании тот фон, на котором происходило становление теории языковой личности, характеризуется следующими особенностями:

  1) смещением фокуса интереса во всех гуманитарных областях от элитарного человека к простому смертному, от авторитета к миноритету и от эпохального исторического времени к повседневности и обыденности;

  2) оживлением интереса к проблеме способов существования языка (язык-система, язык-текст, язык-способность),

  3) а также успехами психолингвистики в изучении языковой способности человека.

   Под "языковой личностью", таким образом, потенциально понимается любой носитель языка, а способ представления (изучения и описания) языковой личности предполагает воссоздание её структуры на основе производимых и воспринимаемых ею текстов" [Там же].

   Учёные особенно подчёркивают, что "в самом содержании термина "языковая личность" содержится идея получения — на основе анализа "языка" (а точнее, текстов) — выводного знания о "личности": а) как индивидууме и авторе этих текстов, со своим характером, интересами, социальными и психологическими предпочтениями и установками; б) как типовом представителе данной языковой общности и более узкого входящего в неё речевого коллектива, совокупном или усреднённом носителе данного языка; в) как представителе человеческого рода, неотъемлемым свойством которого является использование знаковых систем, и прежде всего естественного языка. Соответственно комплексность подхода к исследованию языка через языковую личность проявляется в том, что язык в этом случае предстаёт и как система, и как текст, и как способность" [Там же].

   В данной работе я попытаюсь кратко охарактеризовать те лингвистические особенности, которые присущи языковой личности собирательного автора публицистических текстов.

  

  2. Средства массовой информации (СМИ) как активная общественная сила

  

  Роль средств массовой информации (в дальнейшем — СМИ) в нашей жизни трудно переоценить. По мнению Г.Я. Солганика, "никакое другое литературное образование, никакие другие роды и виды словесности не оказывают на общество и его институты столь сильное и всеохватывающее влияние, как СМИ..." [Язык современной публицистики 2005: 4]. Профессор считает, что язык СМИ — это "язык власти и язык оппозиции.., язык науки, дипломатии, искусства, религии и т.п." [Там же]. Именно эти темы и сюжеты и составляют основное содержание СМИ. Рассчитанные на широкую аудиторию, они отражают языковые вкусы и интерес различных социальных групп и часто стремятся говорить на языке этих групп.

  

  3. Характеристика языка современных СМИ

  

  Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей

  литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь — на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль — она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации, требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка. Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи.

  Однако время вносит серьезные изменения в характер функционирования публицистических произведений. Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой — агитационно-пропагандистской — или иначе — воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах (например, информационное сообщение, новостные программы), да и там, благодаря отбору самих фактов и характеру их подачи, оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи. Нестабильность социальной ситуации переживаемого нами периода оказывает немаловажное влияние на публицистику, понимаемую как особый взгляд на мир, и, как следствие, на ее речевой облик, стилевые устремления, язык.

   Н.Г. Аветисян в своей статье "Язык СМИ как фактор развития языка" замечает: "Вряд ли кто будет отрицать, что язык — это зеркало общества, беспристрастный свидетель его уровня развития, национального характера народа, особенностей его истории, культурной традиции и ещё много другого" [Аветисян 2002: 80]. Язык СМИ, как часть всеобщей системы языка, находится в центре стилистической системы современного русского языка и оказывает сильное воздействие на все речевые жанры. Слово в массовой коммуникации обладает повышенной престижностью. Многие неологизмы, прежде чем получить широкое распространение, возникают и апробируются именно в языке СМИ. И конечно, совершенно естественно, что у каждого неологизма имеется свой автор. Вспомним, что схему любой речи можно представить как адресант (производитель речи) — сообщение — адресат. В рамках различных функциональных стилей эта схема (и каждый её компонент) трансформируется в соответствие с установками того или иного стиля, жанра, замысла и т.д.

   И В. Анненкова полагает, что "язык современных СМИ (рубежа XX — XXI вв.) можно рассматривать как двухмерную интерпретацию. С одной стороны он вписывается в новую концепцию постановки основного вопроса философии, когда в центре внимания оказывается уже не проблема соотношения бытия и сознания, а проблема реальности и текста как её возможной интерпретации… С другой стороны, тексты, а значит и язык СМИ, вписываются в систему единиц вербальной коммуникации, которая сегодня сформировалась как культурная информация и включает в себя культурные семы, культурный фон, культурные концепты и коннотации" [Анненкова 2005: 100].

   Особенности языка современных СМИ на сегодняшний день широки и разнообразны. Объём работы не позволяет нам подробно проанализировать их все. Остановимся лишь на некоторых примерах:

   Лексические средства.

  1. Заимствование. Среди заимствований последнего времени существует группа, которую составляют заимствования из английского языка в виде аббревиатур. Особенностью их употребления можно считать то, что они в настоящее время активно осваиваются по всем уровням, а потому используются современными СМИ в разнообразных вариантах. Одним из таких заимствований является широко употребительная аббревиатура VIP (англ. Very Important Person — весьма важное лицо ). Кроме сочетаний с существительными, обозначающими помещение (часть пространства), многие из которых приобрели терминологическое значение (VIP — зал, VIP -ложа, VIP -партер, VIP -клуб и др.) терминологическое значение приобрели и словосочетания, относящиеся к индустрии туризма (VIP -тур — VIP -программа и т.п.). Компонент VIP активно сочетается с существительными со значением лица, образуя плеонастические или даже тавтологические сочетания, так как значение "персона" содержится в одной из букв аббревиатуры .

  2. Использование в заголовках видоизменённых клише и цитат из различных телефильмов, фольклора, рекламы и т.д.: "Дядя Стёпа — коррупционер"; "Сказка о рыбаке и рынке"; "На всякого судью довольно подмастерьев"; "Вы всё ещё не в партии? Тогда мы идём к Вам" и др.

  Стилистические приёмы.

  О.С. Кожевникова в своей статье "Параонтологические риторические приёмы в языке газет" выделяет различные стилистические средства, использующиеся авторами газетных текстов. Назовём лишь некоторые из них:

   1. Развёрнутая метафора, "посредством которой создаётся обратное олицетворение (или деперсонификация)" [Кожевникова 2005: 75]. Например: "Происходит новая линька гадов, элита в очередной раз сбрасывает кожу — струится по-змеиному, силится вползти в новый политический период" [Там же];

   2. Деперсонифицированная метонимия: ""Фабрика звёзд" — это поющее мяса, изготовленное по рецептам Аллы Пугачёвой. "Музыкальные котлеты" скорого приготовления, которые кидают на пол униженному человеку, чтобы он ел с земли" [Там же];

   3. Параонтологические сравнения: "Подавлены олигархи. Трое из них навсегда покинули Россия и могут вернуться лишь в кандалах. Другие выглядят, как поношенный пиджак Примакова и язва желудка Вольского, держатся тихой кучкой, попискивают о патриотизме, поджидают изделия отечественного автопрома — чёрных воронков" [Там же].

   Не подлежит сомнению, что языковые приёмы современных СМИ намного богаче перечисленных выше единиц, но его подробное описание не входит в задачу данной работы.

  

  4. Публицистический текст — особый вид СМИ

  

   Публицистический текст — это особая разновидность СМИ. По мнению учёного Л.Г. Калайда, "публицистика — это открытая авторская речь, обращённая к читателю и до предела насыщенная информацией" [Калайда 2005: 58]. Современный газетный текст не просто сообщает. Доктор филологических наук Е.В. Покровская считает, что этот текст "интригует, убеждает, делает читателя своим соавтором; он востребован читателем" [Покровская 2005: 69]. Говоря об изменении характерных черт газеты в настоящее время, автор замечает: "К прежним признакам современной газеты, таким, как повседневная доступность, расширенный диапазон тем, оперативность, добавляются новые характеристики. Это активная, иногда агрессивная оценочно-воздейственная направленность газетного текста, усиление личностного начала, смысловая многослойность, ориентация на разного адресата, стилистическое разнообразие, смещение приоритетов. Открытость, композиционное варьирование, жанровая размытость делают газетные тексты популярными в любой читательской аудитории" [Там же].

   Автор-публицист в каждом своём выступлении предстаёт как личность с определёнными морально-нравственными принципами, и поэтому его позиция неизбежно становится стилеобразующим компонентом содержательной структуры всего текста.

  

  5. Характерные черты языковой личности автора публицистического текста

  

  По мнению Г.Я. Солганика, "когда мы рассматривает понятие автор как стилеобразующую категорию публицистического текста, речь идёт не о несомненно важных личностных чертах (талант, темперамент, эрудиция и др.), хотя они также имеют важное значение, но прежде всего и родовом понятии автор, характеризующем всех (или многих) творцов публицистических текстов. Иначе говоря, имеются в виду те сторон понятия автор, которые составляют его сущность (независимо от конкретной личности, выступающей как автор), т. е. родовые, типичные черты категории автора, создаваемые временем. Для каждой эпохи характерен свой тип автора..." [Солганик 2005: 14 — 15. Курсив автора — Н.С.]. Развивая свою мысль, профессор указывает на то, что сущность любого понятия проявляется в его отношениях, связях. "Автора — в нашем случае человека, умеющего создавать публицистические тексты, — характеризуют отношение к действительности и связанное с ним отношение к текстам (речи)" [Там же: 15. Курсив автора — Н.С.]. Чтобы создавать публицистические тексты, необходимо адекватное восприятие и понимание действительности, прежде всего социальной, и умение оформлять эти тексты. Это две стороны, две основные составляющие категории автора. Солганик утверждает, что "отношение к действительности подразумевает целый спектр граней, сторон, качеств категории автора, среди которых определяющее значение имеет дихотомия автор — человек социальный и автор — человек частный. Эти две антонимичные и в то же время тесно связанные, взаимозависимые черты, определяющие сущность анализируемой категории, стиль публицистического текста и подразделяемые, в свою очередь, на более частные разновидности" [Там же. Курсив автора — Н.С.].

   О чём бы ни писал публицист, он всегда выступает как человек социальный. Это может быть открытая, энергичная защита (или опровержение) каких-либо тезисов, положений, мнений с использованием различных средств интеллектуального или эмоционального воздействия или сдержанное, почти нейтральное изложение (рассуждение, анализ и т.д.) Профессор Солганик замечает, что "спектр проявлений человека социального в тексте многообразен, практически неисчерпаем. Однако, независимо от меры, степени проявления, нередко маскируемого, социальность позиции — неотъемлемая сторона, принадлежность категории автора" [Там же: 15 — 16].

   Не менее важна и вторая грань категории автора — человек частный. Она редко выдвигает на первый план личность публициста, которая в большей или меньшей мере проявляется в тексте. Выражая социальные или групповые партийные интерес, публицист в то же время говорит от собственного имени, т.е. проявляет себя как человек частный, имеющий такие же интересы, как и его читатели, погруженный в быт, не боящийся земных забот и т.п.

   В проблеме "человек частный" Солганик выделяет два аспекта: "чисто литературный, стилистический, когда автор, использую специальные приёмы интимизации, стремится выглядеть близким читателю человеком, и сущностный аспект, заключающийся в том, что интерес к частному человеку, частной жизни становится определяющей приметой времени, важной политической идеологической тенденцией" [Там же. Выделение наше — Н. С.]. Профессор уверен, что "современный период нашего развития характеризуется сменой структуры категории автора — формированием тенденции к преобладанию в ней человека частного, что объясняется складывающимися новыми общественными идеалами" [Там же: 16].

   Итак, две грани составляют сущность категории автора — человек социальный и человек частный. И хотя, по мнению Солганика, в чистом виде они не встречаются (или встречаются крайне редко), но сущность авторского "я" определяется соотношением именно этих граней. Это крайние точки, два полюса, между которыми располагается огромное количество переходных случаев. Например, "человек социальный в структуре категории автора обязательно предполагает социальный анализ (исследование социальных проблем), объективно-субъективное отношение к действительности, что, как правило, проявляется в слабой авторской модальности, в преобладании мы-предложений и некоторых других чертах" [Там же: 17. Курсив автора — Н.Ш.]. И наоборот, человек частный в структуре категории автора предполагает соответственно анализ с позиций частного человека, субъективно-объективное отношение к действительности, что в речи отражается обычно в высокой авторской модальности, преобладании я-предложений и др.

  Разумеется, наиболее отчетливо можно выделить лишь крайние позиции, очертить главное, существенное, но чрезвычайно трудно охватить все многообразие публицистического творчества, все тона, полутона, нюансы, переходы. Солганик утверждает, что "В действительности происходит постоянное, непрекращающееся взаимодействие между гранями автора, между специализациями (художник, репортер и т.д.), которые в чистом виде, как правило, не встречаются" [Там же: 17].

  Многообразие типов, разновидностей категории автора в публицистике неисчерпаемо. В этом плане публицистика не уступает художественной литературе. Но если в художественной литературе многообразные речевые маски рассказчиков, персонажей и т.п. отделены от автора, неотождествимы с ним (повествование может вестись от имени человека, животного, даже неодушевленного предмета), то в публицистике все ипостаси автора — это разновидности реальной подлинной личности.

  

  Заключение

  

   В работе была предпринята попытка рассмотрения и анализа языковой личности автора публицистического текста. Перечислив характерные социальные и лингвистические черты средств массовой информации и явление языковой личности в современном русском языке с точки зрения лингвокультурологии можно прийти к выводу, что языковая личность автора публицистического текста в настоящее время характеризуется не принадлежностью автора текста к различному социальному слою и уровнем эрудиции, но родовыми, типичными чертами категории автора, создаваемыми временем. Лингвистическая проблема языковой личности автора чрезвычайно широка и не может быть полностью раскрыта в данной работе, но это и не входило в задачу автора работы.

  

  Библиографический список

  

  1. Аветисян Н.Г. Язык СМИ как фактор развития языка // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2002.? 4.

  2. Анненкова И.В. Язык современных СМИ как система интерпретации в контексте русской культуры (попытка риторического осмысления) // Язык современной публицистики. Сборник статей. — М., 2005.

  3. Барт Р. Избранные работы: Семиотика, Поэтика / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. — М., 1994.

  4. Кайда Л.Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики. Сборник статей. — М., 2005.

  5. Кожевникова О.С. Параонтологические риторические приёмы в языке газет // Русская речь.? 5. — 2005.

  6. Покровская Е.В. Газета в современной культурно-речевой ситуации // Русская речь.? 5. — 2005.

  7. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. — М., 1997.

  8. Русский язык. Энциклопедия // Гл. ред. Ю.Н. Караулов. — М., 1997.

  9. Солганик Г.Я. О структуре и важнейших параметрах публицистической речи (языка СМИ) // Язык современной публицистики. Сборник статей. — М., 2005.

  10. Язык современной публицистики. Сборник статей. — М., 2005.

  

0
3294
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!