Ответ на ВОПРОС №23 новогодней викторины
❄ ✅Уважаемые друзья, приветствую вас на ответе №23 Новогодней викторины LiterMort:
Александр Сергеевич Пушкин (1799—1837): 9-летний читатель Плутарха и Гомера
«Воспоминания о детстве А. С. Пушкина (со слов сестры его О. С. Павлищевой), написанные в С.-П.-Бурге 26 октября 1851» сообщают, что Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году, мая 26-го, в четверг, в день Вознесения.
До 6 лет, рассказалаОльга Сергеевна, Александр отличался неповоротливостью, происходившею от тучности тела. Всегдашнею молчаливостью он приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать.
Однажды, гуляя с матерью, он отстал и уселся посереди улицы; заметив, что одна дама смотрит на него в окошко и смеётся, он привстал, говоря: «Ну, нечего скалить зубы».
Первая метаморфоза настигла Александра Сергеевича в 7 лет: он стал резов и шаловлив. Закончился первый 7-летний период в жизни кудрявого шалуна, его первый люстр. Если мерить жизни 7-летками (а один жизненный люстр, почерпнувший своё название из Древнего Рима, с его пятилетками между переписями и жертвоприношениями на Марсовом поле, длится 5-7 лет), то свой 1-ый люстр Александр был тучен младенческим телом, а со 2-го люстра тучность переместилась в области более интеллектуальные. Так, брошюра в мягкой обложке«Анекдоты об А. С. Пушкине» описывает пушкинское остроумие долицейского периода:
Известный писатель, Ив. Ив. Димитриев, однажды посетил дом родных Пушкина, когда последний был еще ребенком.
Подшучивая над кудрявыми смуглым мальчиком, Димитриев сказал:
— Ишь какой арапчик!
На это десятилетний внук Ганнибала отрезал:
— Но зато не рябчик!
Все присутствующие смутились и удивились, что ребенок Пушкин высмеял Димитриева, обезображенного на лице рябинами.
Читать книгу в онлайн-библиотеке:
archive.org/details/ya_chislius_po_rossii__anekdoty_ob_a_s_pushkine/mode/2up
Сестра Оленька оставила воспоминания, что учился Александр Сергеевич лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже 9 лет (!) любил читать Плутарха или «Илиаду» и «Одиссею» в переводе. Так что любым сегодняшним двоечникам, оправдывающим собственную лень и невежество тем, что якобы сам Пушкин учился из рук вон плохо, а гением всё-таки стал, стоит обратить внимание, что Пушкин был третьеклассником, читающим Плутарха. Он был гением, а не стал. И любые лентяи, с начальной школы не обнаружившие у себя тяги к Плутарху или хотя бы Гомеру, могут не брать на себя труд сравнений с Пушкиным.
Домашнее (долицейское) образование Александра было доверено людям достойным: 1-ым воспитателем был французский эмигрант граф Монфор, человек образованный, музыкант и живописец; потом французский поэт Русло, далее Шедель и другие. Уроки велись по-французски. Так, юный Пушкин рос билингвом, что весьма полезно для развития мозга.
В дом Пушкиных было вхоже одарённое общество: граф Местр, художник портретист, девица Першрон-де-Муши, происхождения аристократического, содержавшая себя уроками музыки (обратите внимание: французская аристократка работала и зарабатывала! в самом начале XIX века! Вот истинная героиня если не феминизма, то гуманизма), поэт Василий Львович Пушкин, дядя. Интересы и впечатления юного Александра все лежали в области литературы, художеств, поэзии и полилингвизма. Немудрено, что он начал писать стишки ещё 9 лет. Среда всё-таки решает многое — хоть и не всё.
Сестра Ольга упоминает, что первые опыты стихосложения Александр делал на французском. Это общеизвестный факт. Однако в невежественных кругах из этого лепят шутейку, якобы будущее «солнце русской поэзии» в детстве по-русски не понимало. Естественно, юный Александр был обучен и русскому. Иначе как он, скажите на милость, сигнализировал няне о необходимости посадить его на горшок? По-французски, что ли? Allé, ma nounou, je veux mon pot! (А няне теперь что же, тоже билингвом заделаться?..)
Чтению и письму выучила Александра и сестру бабушка Марья Алексеевна; потом учителем русским был некто Шиллер, а до самого вступления в Лицей — священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, проповедник, учивший заодно с законом Божиим и русскому языку, и арифметике.
Так вот откуда взялся «человек в футляре» Беликов!
Сестра упомянула, что малютку Александра не обучили немецкому, а английский он выучил кое-как, когда у сестры была гувернанткою англичанкаM-me Бели.
Культурой тела родители не пренебрегали: возили детей на уроки танцевания к Трубецким (князю Ивану Дмитриевичу), Бутурлиным (Петру Дмитриевичу), Сушковым (Николаю Михайловичу), а по четвергам на детские балы к танцмейстеру Иогелю, переучившему поколения дворянских чад в Москве.
Ольга Сергеевна вспоминала, что любимым упражнением Александра было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд. Однажды как-то она освистала его пьеску «Escamoteur» (фр. шулер, воришка, карманник). Он не обиделся и сам на себя написал эпиграмму:
Dis-moi, pourquoi l'Escamoteur
Est-il sifflé parterre?
Hélas! c'est que le pauvre auteur
L'escamota de Molière.
(— Скажи, за что партером
Освистан «Похититель» ?
— Его похитил у Мольера
Бедняга сочинитель!)
Очевидно, что гений и талант — это пламя, требующее себе дров. И в качестве дров сойдёт и французский язык, и русский. Родись и живи Александр во Франции, был бы величайший французский поэт, побратался бы с Дюма (с которым его и так любят «братать» любители заговоров). К счастью, свой огненный деятельный талант Пушкин приложил к русской действительности. Отдельные великие личности всегда тянут общественную жизнь на своих плечах, их маленьким шажкам обязана движением вся махина коллективной жизни.
Но чем дальше люди находятся в хвосте «махины», тем менее им видны лидеры. Отсюда и рождается пренебрежение к гениям и авторитетам: оно рождается из арьергардности.
Ольга Сергеевна указала, что 10 от роду Александр Сергеевич начитался «Генриады» Вольтера и написал целую герои-комическую поэму, песнях в 6, под названием «Toliade» (фр. Толиада), которой героем был карла царя-тунеядца Дагоберта, а содержанием — война между карлами и карлицами. Она начиналась так:
Je chante ce combat, que Toly remorta,
Où maint guerrier perit, où Paul se signala,
Nicolas Maturin et la belle Nitouche,
Dont la main fut le prix d'une horrible escarmouche.
(Дословно: Пою бой, в котором Толи одержал верх,
Где немало бойцов погибло, где Поль отличился,
Николая Матюрена и красавицу Нитуш,
Коей рука была наградою победителю в ужасной схватке)
Я схватку воспою, Толи в ней победил,
Бойцов погибло много, себя Поль проявил;
Николу Матюрена, Нитуш, красиву деву:
Рукой своей дарила героя за победу!
Гувернантка подстерегла тетрадку и, отдавая ее гувернёру Шеделю, жаловалась, что m-r Alexandre занимается таким вздором, отчего и не знает никогда своего урока. Шеделъ, прочитав первые стихи, расхохотался. Тогда маленький автор расплакался и в пылу оскорблённого самолюбия бросил свою поэму в печку. Неужели рукописи горят?!
Между прочим, и Александру, и брату Льву досталась гениальная память. Поистине, лучший даритель — это Творитель. Благодаря этой природной особенности (наши Пушкины, выходит, — «особенные дети»!) юный m-r Alexandre не учил уроков, так как всё помнил, не утруждаясь. Эту память Ольга Сергеевна назвала «счастливой». Но сам m-r Alexandre, обычно заливавшийся слезами над первыми четырьмя правилами арифметики, казавшейся для него недоступною, особенно над делением, вряд ли с нею согласился бы.
❄ ✅Благодарю за участие, уважаемые друзья! На этом Новогодняя викторина LiterMort приходит к завершению, результаты будут объявлены завтра в 21:00. Благодарю за эти 24 дня увлекательного путешествия из детства в детство великих писателей!
— С наилучшими пожеланиями,
Надежда Николаевна Бугаёва
Было трудно и интересно.Особенно за любимых творцов.