Философская лирика - обсудим?

Философская лирика - обсудим?

Автор представленного стихотворения утверждает, что находится во «внутренней эмиграции» с момента написания этого произведения. Расскажите, пожалуйста, какое впечатление производят на Вас эти строчки, насколько они отзываются в душе. Заодно оцените технику стихосложения. 

Правила комментирования: 

1. Мы обсуждаем произведение, а вовсе не личность человека, создавшего это произведение.

2. У нас нет цели – разгромить.

3. Наша цель – мотивировать автора к творческому развитию. А это значит:

— непременно и с удовольствием подчёркиваем достоинства текста, техники, смыслов, заложенных в представленные стихи;

— на ошибки и просчёты указываем аргументированно;

— способы исправления недостатков подсказываем тактично и доброжелательно.


О чем же мне еще писать?

Не умереть и не восстать –
мне в этом мире выпал жребий.

Больное сердце, мозг больной,
друзья больные. Понемногу
себя вгоняя в транс любви,

до жути странную дорогу
мы выбираем в эти дни.

Глаза как под золой угли.

А ведь есть в нас огонь чудесный.
Но снова сон… Протухший омут.

Чуть плавниками шевелят
гнилые рыбы (их мы ловим),
разваливаются на куски
от нашего прикосновенья.

И нам с позывом песнопенья
идти б расчистить родники.

Но цепенеем от тоски.

Все в этом омуте убого.

Мой враг — седой автомобиль,
мурлыча, ванну принимает

в протухшей грязи. Задыхаюсь.
Огромный шланг стал испражнять
раствор из банок и покрышек.

Кричим, чтоб тошноту унять.
Но в этом реве кто нас слышит?

Лишь ветерок камыш колышет.

+4
636
RSS
Я более оптимистично смотрю на жизнь, но автора понимаю, конечно… «А ведь есть в нас огонь чудесный» — это я бы поставила в конце, как свет в конце тоннеля.
19:20
+1
Светлана, я и поставил строчку «А ведь есть в нас огонь чудесный»» — в конце. Но не в стихотворении, а в самой своей реальной жизни, когда стал «монахом в миру». Я и сейчас считаю, что позитивные изменения в жизни гораздо важнее позитивности в стихах.
Я этому очень рада! Дальнейших Вам успехов!
Ужас: всё в чёрном свете видится ЛГ. Если ЛГ говорит, что он болен, и все вокруг ему кажутся больными, то лучше не писать хотя бы во время такого мрачного настроения. Желаю здоровья.
Людмила Александровна, если бы я последовал Вашему совету, то все прошедшие 50 лет был бы нем как рыба. Поскольку мрачное, как Вы написали, настроение сопровождает меня и поныне, ибо оно — и есть для меня ТОЧКА ОТСЧЕТА. Я точно знаю ОТ ЧЕГО исхожу, а точнее сказать — ОТ ЧЕГО восхожу к свету…
Георгий, да поможет Вам Бог в этом восхождении к свету.
21:36
+1
А вот за это огромное спасибо!
Комментарий удален
Что касается философии, то это — сплошной пессимизм. Но нельзя всё красить чёрным цветом. Что касается стихотворения: если нет темы для стиха, как пишет автор, то лучше подождать, когда появится вдохновение и тема, и желание о чём-то рассказать читателю. Автор не лишён таланта, но нельзя вот так «от балды» что-то мрачное изливать на читателя. Если автор этого не чувствует, а маскируется под пессимизм, подобно герою Лермонтова Грушницкому, то мне это не интересно. Я считаю, что поэзия должна быть искренней. Известный мастер пародии Александр Иванов написал: " Не писал стихи, и не пиши. Лучше выйди в сад и подыши".) Прогулка не повредит. У нас в Питере, например, отличная, солнечная погода. ) Всё, иду на прогулку.
лучше подождать, когда появится вдохновение и тема, и желание о чём-то рассказать читателю.

Добавлю. В 1976 году у меня и помине не было читателя. В редакциях мне прямо говорили, да и в приватных беседах тоже, что мои стихи НИКОГДА не будут опубликованы. А я не писать не мог. и писал исключительно ДЛЯ СЕБЯ. Но зато какая неограниченная свобода открывалась мне в поэтическом творчестве!

А что касается искренности, то что может быть искреннее, когда пишешь для себя и у тебя один читатель — Бог…
Георгий, стихи могут быть просто самовыражением своих переживаний, но не стоит зацикливаться на негативе. Насчёт искренности, я просто не могла понять: это правда, или вымысел.
Что именно правда, или вымысел? Стихотворение абсолютно правдивое, можно даже сказать — документальное, Но написано традиционным поэтическим языком (тропами).
13:08
+2
Писать о чёрных полосах своей жизни, думаю, надо. Ушло на бумагу — ушло из души… У меня так. Но я такие стихи нигде не публикую: они заражают этим настроением. А люди должны жить радостно, горького и так с избытком. Меня как-то не тронули, не задели строки автора, показались (извините!) не очень искренними. Надеюсь, я ошиблась…
Юлия, Вы похоже человек не верующий (очень надеюсь, что ошибся). Как же может быть неискренним человек верный Богу, и пишущий с Его шепота? Я могу не разобрать шепот Бога ввиду человеческого несовершенства, в том числе и несовершенства моего внутреннего уха. Но обманывать Бога неискренностью -это вообще немыслимо.
Георгий, извините, если вам это показалась обидным. Так восприняла…
Юлия, извинения приняты. Но теперь, надеюсь, я Вас убедил, что мне по определению незачем писать неискренне? Зачем мне обманывать самого себя, ибо я тогда писал исключительно для самого себя. Как писалось — так и писал…
15:48
+2
Прежде чем писать о стихе, решила вспомнить, что же такое философия. Заглянула в Инет. Вариантов ответов на вопрос нашла несколько. Вот один из них.Философия — это особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах действительности, а также о бытии человека и об отношении его и окружающего мира. Буквально термин переводится как «любовь к мудрости». Стихотворение с точки зрения бытия человека и его отношения к окружающему — философское. Но это самое отношение у автора к окружающему нашедшее отражение в стихотворных строках и удивило, и опечалило… неужели у автора всё так плохо, и этот самый окружающий мир настолько грязен, убог и нет в нём светлых сторон, которые бы сподвигли написать позитивное произведение.
Теперь о стихе. Согласна с Полиной. размер гуляет. Автору надо обратить внимание на рифмы. Попыталась разобраться в структуре стихотворения.Вроде бы попытка написать пятистишие.Но, нет.Шестистишие? Восьмистишие? не похоже.Может быть, наши более опытные поэты помогут разобраться в хитросплетении строк.
Автору хочется пожелать совершенствования в написании стихов, позитивного настроя.
16:42
+1
Автор над нами хотел посмеяться:; мол, сочиню-ка я ерунду, а они пусть разбирают!
17:50
+1
Поскольку все комментарии написаны как под копирку с единственным вердиктом – пессимизм, да и я сам, доведись мне прочитать подобное, отреагировал так же. Поэтому не стал дожидаться других комментов, а решил сразу написать, ПОЧЕМУ я на просьбу Ольги Которовой выставил на обсуждение именно это стихотворение.

Я его написал полвека назад, в 1976 году, когда, закончив университет, был отправлен работать по направлению, где и столкнулся с реальной жизнью так называемого тогда, «развитого социализма», а ныне называемой «эпохой застоя». Я его нигде не публиковал, и никому не читал, кроме, как супруге. Оно отлеживалось у меня почти пятьдесят лет. Почему же решил опубликовать именно сейчас?

А чтобы показать одну очень важную составную часть поэзии как творческого процесса, а именно – СУДЬБУ поэта, и по возможности завязать об этом разговор. Обычно стихи воспринимаются сиюминутно: прочитал и стазу же отреагировал, как будто событие, описанное в стихотворении, произошло прямо сейчас. Это относится и к классике. Но Судьба, вереница, написанных поэтом произведений – имеет протяженность во времени. И тут уже в оценке произведений выходит на первое место Судьба (фактология реальных, а не вымышленных биографических данных).

Поэтому хочу, чтобы добряне рассмотрели это стихотворение с позиции моей реальной поэтической Судьбы.

1. Стихотворение безусловно пессимистическое. Но судя по нашей новейшей истории – пессимизм данном конкретном случае разве не оправданный? Где теперь этот прогнивший насквозь «развитой социализм»? А решительное, можно сказать и радикальное неприятие его – разве не правильная, и не убоюсь этого слова, здоровая реакция?
2. У любого человека, в том числе и социального явления в жизни, как протяженности во времени, существует дно (дно кризиса), оттолкнувшись от которого можно всплыть вверх к свету. Это стихотворение указывало (и поныне указывает) моё дно, каковое тогда оно мне представлялось. Ставлю себе в плюс (в плюс, а не в минус, как это считают рецензенты), что у меня тогда хватило мужества взглянуть ужасающей реальности в глаза и выразить этот взгляд в стихах.
3. Считаю это стихотворение судьбоносным. Поскольку после написания его в моей личности произошли радикальные и необратимые изменения. Я всем своим естеством, как говорится, до мозга костей ощутил, что жить так, как жили тогда русские люди (люди русской культуры) невозможно. А непредполагаемый тогда мною развал Советского Союза исторически подтвердил это. А КАК надобно нам жить — я тогда не знал. И тут Сам Господь пришел мне на помощь: Он подвел меня к радикальной мысли: прежде, чем что-либо менять в себе и в мире, нужно ЗНАТЬ, что именно надобно менять и, отчетливо ясно видеть образ этого изменения. Я этот образ не видел, более того, его, как теперь убедился, не видел никто. И представьте любое советское учреждение, в том числе НИИ, куда я бы пришел и сказал, что советскую систему нужно менять, и при этом ни словом не обмолвился на ЧТО и КАК менять.
4. Но Господь опять пришел мне на помощь, он сподвигнул меня на то, чтобы я этот ответ искал сам, в так сказать, самодеятельном порядке. И при этом уберег меня от диссидентства. А искать самостоятельно этот ответ можно было, только наглухо уйдя во внутреннюю эмиграцию. Но, а, чтобы жить в ней, я поклялся себе и Богу, что даже если весь мир вокруг меня будет жить неправедно, то я один, на свой страх и риск, буду стараться жить праведно. И с этого поворотного момента стал считать себя монахом в миру.
5. Теперь, когда мне исполнилось 77 лет, могу сказать, что довольно-таки успешно осуществил задуманное: нашел-таки ответ на главный вопрос «Как нам надобно жить?» Понятное дело — в своей личной интерпретации, не претендующей на абсолютную истину, но как на отдельное личностное мнение – вполне. К тому же с точки зрения обывательской – достаточно успешно прожил и бытовую (семейную) жизнь. Но мне, признаюсь, всегда помогал Господь. До сих пор воспринимаю некоторые моменты в своей судьбе как проявления Чуда.
6. Повторяюсь, считаю вынесенное на обсуждение стихотворение судьбоносным. Убедил ли я вас в этом? И какое влияние по вашему мнению оказывает на восприятие стихотворений (любого произведения искусства) Судьба художника (поэта)? Все-таки что ни говори, а судьбы русских поэтов первой величины – трагичны: золотого века – Пушкин, Лермонтов; серебряного века – Блок, Есенин, Маяковский; бронзового века – Рубцов, Высоцкий…
Комментарий удален
Спасибо за корректорскую подсказку. Внял, исправил. И я спорить не буду. а приведу всего один аргумент. ТИТАНИК. Разве наш «развитой социализм» в 76 году не оказался титаником? И любой, молодой, полный сил человек, прочувствовав, может быть даже седьмым чувством о пробоине, разве не погрузился бы в душевную «пустоту» от безысходности, и неспособности что-либо сделать? Вопрос в другом, а что сделал этот молодой человек, когда таки взял себя в руки? И разве не искренние страдания залог того, чтобы (цитирую ) «Господь принял Вас в свои руки»? Но вот что не понял: причем здесь вы (опять цитирую) «Другое дело -мы. Сами барахтаемся.Ещё поживём-помучимся»? У каждого человека, особенно художника своя Судьба: у вас- своя, у меня — своя. У поэтов одинаковых судеб не бывает. Иначе они и не поэты…
Георгий, Вы говорите всё время о социализме, как о трудном времени. Но разве другие времена были легче, лучше? Перестройка с разгулом криминала, или тяжёлое время СВО, когда погибает много людей? В Вашем стихе ведь и намёка нет на неправильность строя. Есть только мрачные образы, которые импонируют Иосифу Гальперину, а мне, простите, нет.
Людмила Александровна, да, не говорю я о трудном времени при социализме. Я говорю о ТОЧКЕ ОТСЧЕТА (начала радикального изменения в моей судьбе). Ну так получилось, что эта моя индивидуальная ТОЧКА совпала со временем «Развитого социализма». А трудных времен в моей жизни было еще предостаточно, но я их преодолевал уже находясь в новом (обновленном) личностном качестве, когда я в своих устремлениях был верен Богу, и Он поддерживал меня. Скажу больше. Россия ушла от «развитого социализма», но ни к чему еще не пришла, а только-только намечает контуры, к чему должна прийти…
Путь к Богу труден и нелёгок,
но если ты Его найдёшь,
на свет ты выйдешь из потёмок
и в сердце радость обретёшь.

Не должен человек, тем более верящий в Господа, унывать. Христос Воскресе!

И если вспомнить Новый Завет ( Евангелие), то там сказано что из доброго сердца человек выносит сокровища добрые и что словом своим оправдаешься и словом своим осудишься.
Что касается Поэзии и чувства страдания и горя в ней. Эти чувства всёгда возвышенные, как и поэтические образы( Лермонтов, Ахматова, Цветаева и другие великие поэты). Эти чувства в стихотворении всегда мотивированы, читателю понятно, почему Лермонтову " и скучно, и грустно", почему Ахматова, стоя в очереди к тюрьме, для которой так и не открыли засов, пишет в своём «Реквиеме»о своём горе. Эти чувства Поэта трогают сердца, так как они искренни и сильны. Георгий, желаю Вам ориентироваться в своём творчестве на лучшие образцы истинной Поэзии.
Георгий, просто Вы в своём комментарии-пояснении назвали как причину написания стиха разочарование в развитом социализме. В стихе Вы не говорите, чем вызван такой мрачный настрой. Многие видели недостатки социализма.
19:12
+1
Образы нравятся, потому что это и есть поэзия. А какое в них настроение — это уже вопрос читателя, кто-то, как ребенок, пугается, а кто-то вступает в борьбу. Поэзия без образов — рифмованные прописи.
Иосиф, это — набор бессмысленных образов( мрачных ассоциаций) ничем не обоснованных и понятных исключительно только автору стиха. И это Вы называете борьбой и поэзией? Образы, лишённые смысловой нагрузки — это прописи.
Людмила Александровна, образы и не должны быть понятными заранее, тогда это просто вариации на чужие темы, пусть и прочувствованные автором. Ценно в стихах открытие, пусть и не смысловое, не философское, а личное. Смысловая нагрузка — это то, с чем вы не согласны, его позиция в момент написания, вы сами это отмечали. Кроме прочего, сам автор не считал работу над стихотворением завершенной, да и не всегда и не у всех получается это. Я не писал нигде, что мне понравилось стихотворение, я писал о том, что мне понравились образы. А это главное, говорит об глубине переживаний автора.
Судьба любого человека не обходится без трагедий, и очень хорошо, что душевное горе выплёскивается в стихи.Другое дело, что не все такие стихи — лекарства надо публиковать.
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь? "
Ф.Тютчев
Я с Вами согласен, Галина. Я и не публиковал его 50 лет. Но опубликовал, чтобы использовать, как затравку для разговора о СУДЬБЕ ХУДОЖНИКА. Типа разговор не вообще, а на конкретном жизненном примере…
Георгий, прочитала Ваш комментарий. Действительно, согласна с Вами, что даже в самых безвыходных ситуациях помочь может Господь. Судьбы у многих нелёгкие. Не стоит говорить об этом, тяжёлого в жизни предостаточно. Лучше обратиться к светлым моментам в жизни. У Саши Чёрного есть очень хорошее серьёзное стихотворение: " Больному". Прочитайте его, тогда станет понятно, как относиться к трудностям жизни.
Прочитал «Больного» Саши Черного. Возразить нечего. И с Вами тоже согласен, но с оговоркой. Есть два фундаментальных подхода к поэтическому слову. Первый, о которому говорите Вы и Саша Черный — обращение к светлым моментам в жизни (прекрасным мгновениям). А есть другой — я его называю «гармонизацией хаоса». Это когда негативные эпизоды, мысли, чувства, складываются в словесную гармонию, и таким образом преодолеваются. Я прибегаю к тому и другому. Но между ними есть принципиальное отличие. В качестве творца первого выступает Создатель (Господь), а поэт лишь копирует (переводит в слова) божественное совершенство. А во втором случае творцом выступает уже сам автор, с Божьего благословения, понятное дело. Ярчайший представитель первого подхода — Александр Пушкин; второго — Анна Ахматова " из какого сора растут стихи, не ведая стыда..."
Да, два русских гения. Пушкин был оптимистом в отличие от Лермонтова, который был пессимистом. Мне ближе был Лермонтов. Но нам до них очень далеко. Ещё отмечу, что Георгий обладает большим мужеством, если поднимает подобную тяжёлую для него тему.
Что касается Ахматовой, то нет ничего более трагичного, чем её " Реквием" и её судьба.
Я тоже размышляла над трагическими судьбами русских поэтов: Лермонтова, Цветаевой, Мандельштама.
М. Ю. Лермонтов.

Гроза; темны на небе тучи,
Зигзаги молнии гремучей.
Он любовался горной кручей,
На море парусом летучим.

Играет солнце в листьях светлых,
В саду тенистом зреет слива.
И пробегает ветер летний
Поля и реки торопливо.

Любил он русскую деревню,
В колосьях ниву золотую,
И тайный смысл преданий древних,
Россию странную, святую.

Пророк, он видел язвы века,
Дороги, бедные селенья
И дух мятежный человека
Воспел стихами грустный гений.

Страдания души и демон.
Краса, добро и ясность неба.
В нём – столько силы, столько веры.
Был Лермонтов по дару первым.

Его тогда судили строго:
Мол, богоборец, не святоша.
Прекрасный дар имел от Бога.
Он дар трудами приумножил.

А те, кто гения ругали,
Так не любили, не страдали,
Путями лёгкими шагали.
Есть Бог, поэт, не злые дали.

О Мандельштаме.
Жизнь полосатая, как зебра,
Но, выбрав светлую полоску,
Писал не то, что на потребу,
А слыша Неба отголоски.

В стихах — не сладость рафинада,
Не отфильтрованы в угоду.
Печаль сквозила в умных взглядах
На беспробудную невзгоду.

В них чистота была и детскость,
И боль прозрения пророка,
Собранье чувств духовно-светлых
И осуждение порока.

Судьба Марины Цветаевой.
Пусть говорят: Марина грешная
И ей не быть на Небесах.
Глаза горят любовью вешнею,
Стоит, как ангел на часах.

Я не люблю своей поспешности,
Она была в моих словах,
Но жизни лютой неизбежности,
Поэту крылья поломав,

И вместо роз, шипы оставили,
И только горечь на губах,
И только зло читает правило
Её печальная судьба.

Двоих детей она оставила
Их прокормить уж не могла.
И где злодей, где зло лукавое?
Его сокрыла ада мгла.

А мир венчал поэта славою
За дивный дар, за дар Небес.
Не замечал руки лукавого
В её трагической судьбе.

Я вижу боль в глазах отвергнутых,
Я слышу горькие слова.
Её герой, отвергнув, предал их,
Была Марина чуть жива.

Печальны так в нелёгкой участи
Марины светлые глаза.
Её звезда была не лучшею,
Оборвалась её стезя.
11:01
+1
Здравствуйте, Георгий! Как и Вы, я ищу повсюду ответы на мои вопросы. Много читаю, душа устремлена к Богу. Я не монахиня, не считаю себя таковой и от мира не ушла в неё, но стараюсь больше оставаться наедине сама с собой в поисках ответов. Полюбила «отшельничество! и мне совсем не скучно быть одной! И полностью соглашаюсь с тем, что в шестом пункте: „Все-таки что ни говори, а судьбы русских поэтов первой величины – трагичны: золотого века – Пушкин, Лермонтов; серебряного века – Блок, Есенин, Маяковский; бронзового века – Рубцов, Высоцкий… “ Вероятно, поиск истины творческими людьми был всегда, есть и будет! Считаю, что судьба человека зависит от его восприятия всего нас окружающего мира и духа! Отсюда, разный конец её… то ли трагический, то ли естественной смерти.
19:14
+2
Вы знаете, Георгий, меня в Вашем стихотворении привлекло не общее настроение, а точные образы. Они ценнее отображения времени и настроений. Седой автомобиль в грязи — это достоверно. Что касается размера и рифм, в цельном стихе это не важно, изменения показывают движения смысла. Вам важна направляющая рука, а мне — то, что выходит из-под руки человека. Что касаемо главного, единого образа — не так уж Вы были одиноки. Вот мое, написано в то же саое время, в конце 70-х.
* * *

Я видел живое.
Качаясь в грязи
на зыби движений своих и чужих,
текли головастиков мягкие тени
сквозь муть отражений
к истокам явлений.

Толчок и удар…
Где же, лапа и хвост,
я вас потерял при движении в рост,
куда же единство изгибов и волн
отбросил, когда себе руки завёл?
Не выбор, а вместе, не не цель, а поток — забытое бремя скольжения впрок,
набор высоты, подсознание детства,
начинка крови, эволюций наследство…

Меня тяготила животная жизнь.
Из детства, из мира, к себе от чужих
движений и волн, желаний и дел
пробиться руками я захотел.
И вот же — моё, это только моё:
я в луже нашёл отраженье своё…
19:43
+1
Спасибо, Иосиф, за то, что не прошли мимо. Конечно же в 76-м я не был одиноким. Потому и писал — Мы… («есть ведь а нас огонь чудесный»). Но Вы, как понимаю, уже в 76-м были состоявшейся личностью, а я — только на подходе к этому. И полагаю, чтобы ею стать, мне нужно было сильное потрясение…

А стихотворение Ваше понравилось…
Иосиф, бывает, что даже храмы отражаются в лужах.
Дорога в храм.
Пролегла мощёная дорога
Прямо в храм нездешней красоты.
Всё здесь дышит, всё живится Богом:
Зелень лета, лужи и цветы.

В луже храма вижу отраженье,
Словно в зеркале, природа в ней.
Храм застыл в небесном окруженье
Синевы и облачных теней.
В моих стихах юности тоже в 70-х было много грусти, но и любви к человеку.
" Две вечных дороги: любовь и разлука проходят сквозь сердце моё..." ( Булат Окуджава)
10:18
+2
Доброго всем дня! Прочла стихотворение. Мне оно кажется тяжёлым по содержанию, сквозящим неким беспросветом. Похоже, что «огонь чудесный» остался жить лишь в неодушевлённой материи: автомобиля, который «мурлыча, ванну принимает» и ветерка «камыш колышет». Трудности бытия ЛГ не оставляют его и во сне.(Насколько помню, бабушка мне говорила, что рыбы, грязная вода снятся к болезни) Однако, ЛГ пишет, что «А ведь есть в нас огонь чудесный»! Видимо, произошли некие обстоятельства в жизни, что её омрачило, угас тот самый её огонь. Это может быть потеря здоровья, что-то весомое, что не прошло мимо его души, оставив неизгладимый в ней след, потрясения. ЛГ задаётся вопросом, где тот чудесный огонь? По части тонкостей написания стихотворения не берусь судить. Мне это трудно, поскольку у меня нет знаний филолога. Да, времена не простые, но когда они были всецело хорошими, чтобы ЧелОвек жил не чувствовал себя свободным, не обременёнными окружающими нас обстоятельствами, что происходят с завидной периодичностью в жизни страны — смена строя, войны и все вытекающие. Я всегда задаюсь вопросом: а как смогли жить, выживать наши предки? На их период времени было столько бед и горя, но РОД продолжает свою земную жизнь, хвала им за это! Нет, я не говорю, что это есть хорошо, что это норма жизни! Человек пришёл на Землю по воле Творца, явно, не для того, чтобы страдать! Полагаю, что некая закономерность создана искусственно. Всё моё естество, душа противится этому! Даст Бог, и нынешнее время принесёт столь ожидаемую всеми нами стабильность, наполненность души более хорошими моментами жизни, чего особо-то я не вижу! Человечество спит, погрязло в материальном мире, где приветствуется стяжательство, скверна и прочее… Добра и здоровья ЛГ, надежды, и для всех нас. Пишу, а сама, тоже, часто видя всё происходящее, погружаюсь в уныние, печаль… Спасает природа, желание трудиться на земле и жить по-Божески, по совести и что радует душу или, наоборот, переживания, пишу строками стихов. То есть, нашла для себя нишу в творчестве. Если невозможно изменить сей МИР, то стараюсь не привносить в него скверны!
21:04
+1
«Если невозможно изменить сей МИР, то стараюсь не привносить в него скверны!»

Это верно. Но для меня лично этого недостаточно. Мой лозунг звучит так: «Если невозможно изменить мир, то ничто не может помешать — изменять себя. то есть — совершенствовать до бесконечности. и совершенствовать в качестве главного богоподобия — ТВОРЦА. А будучи творцом. можно и совершенствовать мир.

Еще в 70-х годах прошлого века я продолжил для себя известную формулу:
ПОЗНАЙ СЕБЯ;
познав себя, познай мир;
познав мир, переделай себя;
переделав себя — переделывай мир…
19:46
+2
Георгий, Вы же художник…
Художники — творцы, впрочем, как и поэты,...)

Художнику — творцу

Напишите картину «Счастье»! *
Напишите её скорее…
Пусть прогонит она ненастья
И замёрзшего отогреет.
Пусть в жару принесёт прохладу,
Знойный полдень дождём напоит.
А художнику, как награду,
Счастья вечный секрет откроет!

20:53
+3
Так, Елена, у меня чуть ли ни 95 процентов произведений — о счастье: начиная от серьезных философских трактатов-эссе, кончая – куражистыми абсурдистскими стихотворениями-абракадабрами, в которых я гармонизирую хаос, и всевозможную нелепицу. Ибо счастье (переживание благости) – это состояние души. Его можно достигать разными способами. Главное, чтобы при этом дух возносился к небесам. Даже если по смыслу – нелепица. Вроде как «сон разума». А свободный от ума дух – ликует, радуется жизни.

Но раз уж Вы продолжили разговор со мной стихами, то и я последую Вашему примеру. Вот что вышло из-под моего «счастливого» пера буквально вчера.

Веселый цирк. Арбуз вскочил на лошадь,
и дыня в реверансе улыбнулась,
улыбкой вскинув саблю есаула
под купол, словно двести рыжих кошек,
и опустила всех на парашютах
цветами запоздалыми под осень.
А пеликан, слегка пригладив проседь,
аплодисменты выменял на шутки,
и глаз, сияющий лукавой хитрецой,
как мяч, забросил зрителям в награду.
И снег пушистый на арену падал,
и пел в динамике любви бессмертный Цой.
Арбуз скакал, и дыня улыбалась,
и таял снег на девичьих ресницах,
и дирижировала туш вязальной спицей
восторженно заморская синица.
А зрителям все было мало, мало:
им смех и радость в бочках подавай,
в бездонных бочках – счастье и усладу –
и цирк нарисовал губной помадой
корабль летучий, устремленный в рай…
Ах, то лишь сон. Но до чего же сладкий,
и благостное от него похмелье.
Я съел арбуз, как будто выпил зелье,
чтоб побывать в раю, хотя б украдкой…

П.С. разве здесь не таится «секрет вечного счастья»?)))
06:15
Вечный секрет счастья и состояние вечного счастья — это разные смысловые понятия.
Христос сказал; «царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21)
Народ говорит, всегда счастлив только дурак.
Счастье, когда человек находится в гармонии (в мире) с собой и миром. Это, на мой взгляд, и есть смирение.
Есть произведения искусства (картины, стихи и т.д), которые приносят человеку такой мир, а есть,
которые напрочь лишают его этого мира…
А сон может быть и таким…
Хотя, немного похоже на бред, не очень радует «арбуз на лошади»
и «дыня в реверансе с улыбкой»))
12:59
+1
Елена, а еще Иисус говорил: будьте, как дети. А дети воспринимают мир как мультики. Вот и попробуйте представить арбуза на лошади и улыбающуюся дыню мультяшно. А зрителей — детьми, которые весело заливаются звонким смехом, наблюдая за всеми невероятными чудесами, которые происходят на арене. Неужели ваше воображение неспособно нарисовать образ толстяка арбуза на тонких ножках. Неужели Вы в детстве не читали замечательную сказку Джани Родари «Приключение Чиполлино»?
Комментарий удален
08:53
Георгий, соблюдайте правила комментирования в данной рубрике, оставьте в покое моё воображение,
По поводу Вашего первого стихотворения:
"… светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло;
а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.
Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?"
Радует, что преодоление страдания позволило Вам перейти на новый уровень внутренней мудрости,
по-другому увидеть себя и мир, и свое место в нем. По-другому расставить жизненные приоритеты.
Возможно, научило ценить простые человеческие радости, жить в настоящем.
А смаковать жуткие образы больного воображения из прошлого, на мой взгляд, не следует.
Второе стихотворение, которое напоминает весёлый бред, скажу, что мне просто не понравилось.
Это не умаляет достоинств, увиденных другими.
А смаковать жуткие образы больного воображения из прошлого, на мой взгляд, не следует.
Второе стихотворение, которое напоминает весёлый бред, скажу, что мне просто не понравилось.


Прочитал этот Ваш последний комментарий и расстроился от того, что так и не смог донести до Вас очевидную для меня мысль. Лег с расстроенными чувствами, включился в процесс пред творческой медитации и у меня спонтанно родились вот такие строки. Пришел в себя и понял, что написал свой манифест в стиле абракадабры. Жаль, что мы не нашли общий язык, не смотря на то, что мы по большому счету близки духом.

2, 3 и 5;12, 48 –
летают цифры птицами цветными.
Незримое пространство между ними
заполнить его светом духа просит,
чтоб голый костный остов мыслей — телом
живым прекрасным жизнерадостным оброс,
чтобы мадонна Рубенса, слегка припудрив нос,
любую цифирь целовать хотела.
То плоть, и мысль, и дух в пылу блаженства
представил Рубенс дамой пышнотелой,
чтоб даже краски на холсте запели
гимн наступившей эры совершенства
и дружбы искренней людей, идей, цифр голых:
все в каждого безумно влюблены.
В совокупленье в духе нет вины,
как нет греха в ликующем застолье,
коль «свальный грех» возносит в небеса,
где цифры, мысли, чувства — все едино:
как на подбор – все выдержаны вина
за пазухой у Бога, а роса
божественная брызжется в глаза,
любовь людей и цифр благословляя
всех и ко всем. К утраченному раю
любви всеобщей, как пунктир — стезя.
А женщины у Рубенса милы,
и цифры «дважды два – четыре» тоже.
Так пусть тогда любовь мою помножит
на бесконечность ранний цвет ветлы…
Комментарий удален
14:54
Радость – «есть присутствие в душе Святого Духа, Который есть Дух Радости.
В этой радости гаснут все печали, это вечный огонь, в котором сгорает горечь земной иллюзии.
Присутствие такой радости означает, что человек на все смотрит через Бога, весь настроен на Его Волю.»
Раньше про человека в плохом настроение говорили, что он не в Духе (не в Духе Радости),
да и сейчас иногда так говорят. Просто не задумываются, почему так говорят.
14:53
Георгий, с чего Вы взяли, что люди не превозносящие в своем творчестве негатив бегут от реальности?
«Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слёзы,
почувствуй его боль, наткнись на каждый камень, об который он споткнулся, и только
после этого говори, что ты знаешь как правильно жить.»
Далай-лама XIV
«Притом самое для меня печальное – оправдывать это бегство словами из священного писания.»
Не Вам об этом судить.
«Не судите, да не судимы будете» — выражение из Нагорной проповеди
Иисуса Христа, одна из главнейших заповедей Нового Завета.
Если Вы считаете, что не нашли с кем-то общего языка —
это не повод для осуждения.
15:39
+1
Леночка, я перечитала комментарии, никакого осуждения не заметила. Давайте закончим уже этот спор.
Георгий, мне очень понравилось это стихотворение: в нём много ярких образов, метафор, но одна строка звучит жутко:
и глаз, сияющий лукавой хитрецой,
как мяч, забросил зрителям в награду<.
13:04
+1
Галина, звучит жутко, это потому, что Вы восприняли образ буквально. А посмотрите на это как на великолепный фокус, который поначалу ужасает, а потом, когда превращается в радужно-воздушный мячик — все бросаются его ловить… ))

Действие ведь происходит в Цирке…
Галина, конечно, это просто образное сравнение с мячом, а глаз с хитрецой может принадлежать клоуну, или автору, который с юмором пишет о счастье.
Георгий, великолепное стихотворение о счастье с прекрасными образами и изрядной долей иронии! Если бы могла, я бы вам поставила за него не один, а множество лайков.
08:33
+1
Когда я читала это стихотворение, мне было всё равно на рифмы и ритмы — смысл укладывался в голове последовательно и беспрепятственно, картинки рисовались свои, напоминая мне о собственных приступах депрессий. В молодости глубоко и болезненно переживала признаки «эпохи застоя» — соглашательство, пофигизм и формализм — не тому меня в детстве учили. Так что я понимаю Вас, Георгий.
Но здесь развернулся разговор, надо ли публиковать такую «чернуху». А почему нет? Жизнь многогранна, поэт имеет полное право фиксировать в стихах любые её проявления, воплотив их образно и ёмко, в соответствии с законами поэтики.
Ольга я продолжу: и выплёскивать на слушателей своё мрачное настроение!
Георгий 51 год держал это стихотворение в столе. Выставил его только сейчас, так что слушатели все эти годы не страдали.
А мы здесь оцениваем не личность Георгия, а поэтические средства, какими поэт передал своё состояние. Получается, что у него это получилось превосходно, раз Вы до сих пор под впечатлением.
Да, я была в шоке от таких мерзких образов.
17:23
+1
Ольга, Вы максимально точно уловили суть конфликта: (цитирую Вас) «не тому меня в детстве учили». И в самом деле, в дошкольном возрасте меня учила Природа, потом учили в школе и в армии (срочную службу считаю великолепной школой жизни), потом — в университете (филфак) на высочайших образцах русской и зарубежной словесности. То есть двадцать шесть с половиной лет социум лепил из меня порядочную и нравственную личность, а потом на двадцать седьмом году бросил в жизнь, где мягко говоря (опять цитирую Вас) «соглашательство, пофигизм и формализм», а если говорить на чистоту — очковтирательство и матерая ложь. И как тут, выражаясь языком Тургенева «не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»? Если о возможности отчаянии пишет великий русский писатель, не чета нам… Следовательно отчаяние было, есть и будет, и нужно не закрывать на него глаза, а учиться, учиться и еще раз учиться его преодолевать, стараться быть сильне его…
Главное, себе не изменять.
09:16
+2
Странно, но я почему-то сразу отгадала, кто пишет, хоть и не начинала разговор первой. Честно говоря, меня не пугает такая философия в стихах, наоборот, я вдумывалась, вчитывалась и понимала все, о чем пишет автор. Да, стих с тяжелой эмоциональной окраской, гнетущей знергетикой, но надо признаться, что для того времени ( молодости) довольно неплохо. А техническую сторону можно и сейчас обработать.
18:49
+1
Стихотворение – крик души, попавшей в тупик. Если в начале герой еще сохраняет слабую надежду («огонь чудесный»), то к финалу он окончательно тонет в безысходности. Это реквием по утраченной гармонии, где даже искусство (мотив «песнопенья») не может победить гниение. Гнетущее настроение нарастает с каждой строфой: от состояния душевного оцепенения к физическому удушью.
Стиль своими диссонансами и ощущением абсурда напоминает раннего Маяковского, Анненского, такая модернистская меланхолия начала ХХ века. Первое, что пришло в голову после прочтения: "Я, ассенизатор и водовоз… Неважная честь, чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, где харкает туберкулёз,
где блядь с хулиганом да сифилис.
». Как видите, всё уже было написано до нас. Мы лишь ремейки поэтов прошлого...
Вернемся к стихотворению Георгия и поговорим о композиции и стиле.
Чередование коротких и длинных строк создаёт ощущение прерывистого дыхания, спазматичного высказывания.
Контрасты– «огонь чудесный» / «протухший омут», «песнопенье» / «тошнота» – подчеркивают внутренний конфликт.
Обилие глаголов разрушения («разваливаются», «испражнять», «задыхаюсь») – мир не просто умирает, он активно разлагается.
Образы болезни и гибели («транс любви», «протухший омут», «гнилые рыбы») формируют картину внутреннего и внешнего распада, работая на общую концепцию автора.
В качестве символов деградации цивилизации, в которой человек задыхается, использованы образы индустриального кошмара («раствор из банок и покрышек», грязь).
Одиночество в безразличном мире показано через крик в пустоту — «в этом реве кто нас слышит?»
На мой взгляд, автору удалось выполнить задуманное — показать глубокое экзистенциальное отчаяние ЛГ и разочарование в окружающем мире. А мир этот многогранен и по большей части грязен, жесток и враждебен. Увы, как бы не хотели некоторые комментаторы, мы не живём в сказке, где единороги какают бабочками. И где нарисованное счастье разгоняет ненастье. Когда примочек из лирической сладкой ваты уже недостаточно для выздоровления, необходим хирург, кторый вскроет гнойный нарыв. Так и поэзия. Спасибо, Георгий, что достали этот стих из архива.
Остаётся загадкой: какой именно нарыв(гнойник) вскрывал автор стиха, о чём вообще это мрачное стихотворение, и чем оно вызвано. По принципу: догадайся сам. Я считаю, что это так называемая чернуха, а не поэзия.
13:43
+1
Елена, ОГРОМНОЕ СПАСИБО. Так глубоко и проникновенно, а главное, абсолютно точно и по делу в мои тексты еще никто не вникал.

Раньше, до этого обсуждения (буквально, три дня назад) я сам считал, что выставлять «чернуху», или как точно назвала Ольга Которова такие произведение ДЕПРЕССИВНЫМИ – не стоит. Теперь я это мнение поменял – СТОИТ, и даже необходимо. Объясню почему. В ходе обсуждения увидел, что люди, которые ратуют за благостные произведения – по сути дела закрываются от суровой реальности, это как дети, закрывая лицо ладошками, считают, что нет ни окружающего мира, ни самого себя. Но и это еще полбеды: беда в том, что такое бегство от реальности оправдывает их БЕЗДЕЙСТВИЕ: типа, зачем что-либо делать в мире и в себе, коли и так все хорошо, все прекрасно. А это уже благие намерения, которыми вымощена дорога в ад.

Жаль, что мне не удалось донести им свой жизненный принцип: если невозможно что-либо сделать в мире по объективным обстоятельствам, то ничто не мешает каждому совершенствовать себя самого, чтобы стать сильнее духом обстоятельств. А когда ты сильный духом, то и негативные мысли тебя не беспокоят, ибо ты знаешь, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ и делаешь по мере своих сил и возможностей. То есть по мне любой негатив, как в жизни, так и в поэзии должен побуждать к ДЕЙСТВИЮ — деятельной нейтрализации этого негатива, а не к бездействию, а точнее сказать – к бегству от этого негатива. Притом самое для меня печальное – оправдывать это бегство словами из священного писания.

Еще раз спасибо за мощный комментарий.
Увы, дорогой Георгий, не все способны отличить РЕАЛИЗМ от «чернухи». Я из тех, кто считает задачей настоящего писателя не прикрывать изъяны реального мира, как внешнего, так и внутреннего, защитным тентом, на котором нарисована красивая и приятная глазу картинка.
Комментарий удален
05:56
+1
Людмила, перечитайте, пожалуйста, правила комментирования. Нам не должно быть никакого дела до заболеваний или выздоровлений авторов. Как и до предпочтений других комментаторов.
Комментарий удален
06:56
+1
А я не шутила по поводу своих депрессий. Вчитайтесь в смысл моих слов. Я Вам ничего не запрещала, кроме выставления диагнозов другим людям. Ваше мнение и предпочтения Вы уже не один раз высказали, и никто до сих пор не против. Наоборот, дискуссия — это хорошо.
Хорошо, Ольга, я удалю свою шутку, раз она кого-то может обидеть.
Многое пережившие люди уже не умеют обижаться. Так что не надо ничего удалять.
Негатив дна.

Негатив абсурда,
Мерзость мыслей дна,
Низость чувств — под спудом,
Правит сатана.

Ляжет на ладони
Бархатный цветок
Красоты гармонии,
Крокус, Небо, Бог.

Кто-то не приемлет
Чистоту сердец.
Но душа нетленна — Так учил Отец.
07:30
+2
Чистота — не песня,
Как прекрасны дни.
Чистота — есть честность
И с собой, и с Ним.

Всем Творец отмерил
И любви, и зла,
Чтоб дорога к вере
Лёгкой не была.

Но когда не слышишь
Ты чужую боль,
Заберёт Всевышний
Право на любовь.
12:44
По традиции завершаю дискуссию только что написанным стихотворением. в котором высказано мое творческое кредо. ну и, надеюсь, показано принципиальное различие между «чернухой» и реализмом

БАЛЛАДА О ЧУЖИХ ГРЕХАХ

Варфоломеевская ночь луной огромной
в окно уставилась, как взгляд гипнотизера.
Внизу, в лесу раскинулись озера,
и кот у дуба спит и дышит ровно.
Что было – не прошло: оно как ил — осело
в народной памяти. Но всколыхнет кит воду –
всплывают, возвращаясь в ум, невзгоды
и боли те, что ноют на погоду,
уже реально истязают тело.
Уже реально красная луна
уносит в ночь убийств кровопролитных.
Душа болит, страдая челобитно
за убиенных, под луной — без сна.
А кот молчит: он видит сны другие,
где благость с негой, словно сыр и масло.
Будить его в такую ночь опасно –
до крови поцарапает, но выю
свою лохматую не повернет назад.
И я один за ночь ту виноват,
и кто, кроме меня, грехи чужие
возьмет на душу, чтоб просить прощенье,
заглядывая в тайну воскресенья –
узреть Надежду, Веру и Любовь святую.
А боль при этом – даже скулы сводит.
Луна слепит глаза, как медным тазом.
Но все равно я буду раз за разом
просить прощенье при любом исходе…