"Чёрные клобуки"-загадка отечественной истории
«Три богатыря» | |
"Чёрные клобуки"-традиционно в отечественной исторической литературе, так назывался племенной союз тюркоязычных народов: тюрков, берендеев, кокуев и остатки печенегов, которые в годы феодальной раздробленности на Руси служили русским князьям и охраняли южные рубежи русских земель от набегов врагов.Но так ли это?
Клобук-так обычно на Руси назывался головной убор монахов и архиереев-т.е низшего духовенства.На Руси существовало такое выражение:"Дожила голова до чёрного клобука".Оно касалось тех людей, которые решили оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу монашеством в монастыре.
Принятие христианства на Руси привело к появлению первых монастырей.Издревле монастыри на Руси были ни только местом обитания монахов, но и местом ссылок и заточения.Богатства монастырей ежегодно пополнялись за счёт многочисленных пожертвований мирских жителей страны, крупных земельных владений, за счет покровительства торговле русских купцов.Именно монастыри чаще всего помогали государству и простым людям в трудные годы как денежными, так и продовольственными запасами.Поэтому монастыри чаще всего во время набегов врагов подергались грабежу со стороны нападающих.Все монастыри были вынуждены думать о своей защите-все они были обнесены крепостными стенами.С появлением огнестрельного оружия-монастыри превращаются в неприступные форпосты для неприятеля.
Кто же охранял данные объекты? В первую очередь -те, кто в миру был связан с военным делом.Для данной категории людей, желавших посвятить себя служению Богу-было своего рода послушанием.А во время военных действий-они не редко меняли монашеские одежды на боевые доспехи.Вспомним хотя бы героев Куликовской битвы: Александра Пересвета и Андрея Ослябя-иноков Троицкой обители.
Древнерусские летописи XII веков пестрят многочисленными рассказами-о так называемых "Людях Божьих".Чаще всего именно они становятся на защиту как русских земель, так и русских монастырей.Нередко летописные рассказы этого периода упоминают в качестве защитников монастырей и черных клобуков.Случайно ли это? Думается, что нет.
Великие русские историки С.Соловьёв и В.Ключевский склонны видеть в "людях божьих" прообраз былинных богатырей.Богатыри известны на Руси ещё с дохристианских времён.Однако дошедшие до нас былины о богатырях представляют собой синтез как дохристианских, так и поздних рассказов о данном древнерусском воинстве.Богатыри в былинах выступают как охранники южных границ от набегов врагов.Былины содержат материал и о жизни "чёрных клобуков"Клобук является важным атрибутом одежды древнерусских богатырей.Например Добрыня Никитич в былине "Добрыня и Змей"использует его и в качестве метательного оружия:
"Только-то лежит один пухов колпак,
Да насыпан тот колпак да земли греческой,
По весу тот колпак да в целых три пуда,
Как ухватил он колпак земли греческой,
Он шибнет во змею да проклятую
Он отшиб змеи двенадцать да всех хоботов"
Зачем богатырю клобук, да еще наполненный греческой землёй? Это говорит о том, что в мирное время Добрыня носит вместо шлема клобук и о том, что он совершил паломничество по святым местам в Византию.
Большинство богатырей в древнерусских былинах холосты.Женатый богатырь-редкое явление(Если есть и упоминание о жёнах, то эти былины чаще всего имеют истоки с дохристианских времён).Да и сами богатыри далеко не всегда стремятся к женитьбе:
"Хороша жена-чужая корысть,
А худа-то мне-ка ненадобна"
Всё это говорит о том, что богатыри тесно связаны с чёрным духовенством, которое отвергало идею женитьбы для монахов.Все богатыри завершают свою службу великому князю просьбой уйти на покой в монастырь:
"Ты пусти -тко, пусти, Владимир, в монастырь пречестный,
Да во те ли пусти во кельи во низкие,
Да спаси мне-ка, спаси да душу грешную"
Одновременно с упоминанием названия богатырей, в былинах есть упоминание и название"казаки".Чаще всего это относится к Илье Муромце(Его реальный прототип даже признан святым).:
"Ай тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня до посредь двора,
Сам идёт он во палаты белокаменные"
Фактически "богатыри"(чёрные клобуки) и "казаки" есть обозначение одного и того же военного сословия, которое занималось охраной границ государства.
Клобук-так обычно на Руси назывался головной убор монахов и архиереев-т.е низшего духовенства.На Руси существовало такое выражение:"Дожила голова до чёрного клобука".Оно касалось тех людей, которые решили оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу монашеством в монастыре.
Принятие христианства на Руси привело к появлению первых монастырей.Издревле монастыри на Руси были ни только местом обитания монахов, но и местом ссылок и заточения.Богатства монастырей ежегодно пополнялись за счёт многочисленных пожертвований мирских жителей страны, крупных земельных владений, за счет покровительства торговле русских купцов.Именно монастыри чаще всего помогали государству и простым людям в трудные годы как денежными, так и продовольственными запасами.Поэтому монастыри чаще всего во время набегов врагов подергались грабежу со стороны нападающих.Все монастыри были вынуждены думать о своей защите-все они были обнесены крепостными стенами.С появлением огнестрельного оружия-монастыри превращаются в неприступные форпосты для неприятеля.
Кто же охранял данные объекты? В первую очередь -те, кто в миру был связан с военным делом.Для данной категории людей, желавших посвятить себя служению Богу-было своего рода послушанием.А во время военных действий-они не редко меняли монашеские одежды на боевые доспехи.Вспомним хотя бы героев Куликовской битвы: Александра Пересвета и Андрея Ослябя-иноков Троицкой обители.
Древнерусские летописи XII веков пестрят многочисленными рассказами-о так называемых "Людях Божьих".Чаще всего именно они становятся на защиту как русских земель, так и русских монастырей.Нередко летописные рассказы этого периода упоминают в качестве защитников монастырей и черных клобуков.Случайно ли это? Думается, что нет.
Великие русские историки С.Соловьёв и В.Ключевский склонны видеть в "людях божьих" прообраз былинных богатырей.Богатыри известны на Руси ещё с дохристианских времён.Однако дошедшие до нас былины о богатырях представляют собой синтез как дохристианских, так и поздних рассказов о данном древнерусском воинстве.Богатыри в былинах выступают как охранники южных границ от набегов врагов.Былины содержат материал и о жизни "чёрных клобуков"Клобук является важным атрибутом одежды древнерусских богатырей.Например Добрыня Никитич в былине "Добрыня и Змей"использует его и в качестве метательного оружия:
"Только-то лежит один пухов колпак,
Да насыпан тот колпак да земли греческой,
По весу тот колпак да в целых три пуда,
Как ухватил он колпак земли греческой,
Он шибнет во змею да проклятую
Он отшиб змеи двенадцать да всех хоботов"
Зачем богатырю клобук, да еще наполненный греческой землёй? Это говорит о том, что в мирное время Добрыня носит вместо шлема клобук и о том, что он совершил паломничество по святым местам в Византию.
Большинство богатырей в древнерусских былинах холосты.Женатый богатырь-редкое явление(Если есть и упоминание о жёнах, то эти былины чаще всего имеют истоки с дохристианских времён).Да и сами богатыри далеко не всегда стремятся к женитьбе:
"Хороша жена-чужая корысть,
А худа-то мне-ка ненадобна"
Всё это говорит о том, что богатыри тесно связаны с чёрным духовенством, которое отвергало идею женитьбы для монахов.Все богатыри завершают свою службу великому князю просьбой уйти на покой в монастырь:
"Ты пусти -тко, пусти, Владимир, в монастырь пречестный,
Да во те ли пусти во кельи во низкие,
Да спаси мне-ка, спаси да душу грешную"
Одновременно с упоминанием названия богатырей, в былинах есть упоминание и название"казаки".Чаще всего это относится к Илье Муромце(Его реальный прототип даже признан святым).:
"Ай тут старыя казак да Илья Муромец
Становил коня до посредь двора,
Сам идёт он во палаты белокаменные"
Фактически "богатыри"(чёрные клобуки) и "казаки" есть обозначение одного и того же военного сословия, которое занималось охраной границ государства.