​Мир Духовный, в образах зримых являющийся… Гл.1

​Мир Духовный, в образах зримых являющийся… Гл.1

Мир Духовный, в образах зримых являющийся… Гл.1

(Продолжение очерка «Свершилось»…)
Глава первая «Окно» в Мир Духовный…»

Посчастливилось сегодня в Храм Пречистой – Образа Ея, что Взысканием погибших именуют, прийти. Полтора года – возможно, чуть больше возвышается Святыня над шоссе с названием, о духовном вырождении говорящем, – шоссе Энтузиастов. Мы беседовали уже о том, почему названию такому в стране православной быть не должно. Сейчас не об этом – Слава Богу.

Мы сказали тогда, что роспись настенная здесь словно и не нужна – это время покажет. А Образы Иконописные появляются постепенно.

Если нет Иконы, то не значит это, конечно, что «отсутствует» в Храме, куда за помощью молитвенной пришли, сам Святой – но всё же видеть его – лучше.

Ведь и Образы Иконописные как таковые изначально тогда на земле нашей грешной появились, когда связь с Миром Духовным по немощи людской утрачиваться стала…

А иконостас здесь удивительный, хоть и совсем небольшой по сравнению с другими. Так ведь Храм ещё и двух лет не служит. И Врата Царские в древности низкими были – и здесь так же…

В центре Деисус – Спаситель на Троне во Втором Пришествии Своём, а рядом Матерь Его Пречистая и Пророк Иоанн, Иродом обезглавленный. Рядом с Нею Глава Воинства Небесного стоит, а рядом с Пророком – Принесший Весть Благую. И на обоих Образах Иконописных над ними, на земле стоящими, сверху Ангел Господень летит — и, кажется, что держит Книгу Святую. А руки облачением прикрыты – так обычно Святые Евангелие держат, не дерзая просто рукою прикасаться. Без облачения только Спасителю Евангелие держать на Иконе «положено»…

Слева и справа — Апостолы Первоверховные, а по краям коленопреклонённые Святые Русские, народом особо почитаемые. Преподобный из Радонежа и Преподобный из Сарова, которых в жизни земной четыре с половиной века разделяли. И не просто четыреста пятьдесят с лишним лет – один по земле ходил, когда Церковь Русская Патриарху Вселенскому подчинялась, а другой – после нечестивого деяния царя Петра, Патриаршество в Отечестве нашем упразднившего. (См. также «Россия, «чающая движения воды»). Они перед Страданиями Христа и Матери Его Пречистой, перед страданиями от рук язычников за веру Погибших, перед Силами Бесплотными колени преклонили.

Да о скорбях уже беседовали не раз — сейчас всё же цель немного иная…

А над Спасителем самый, наверное, «символичный» Образ Ея – Знамение. Она руки к Небу воздела в молитве за мир наш грешный, а Младенец Христос на груди Пречистой Матери Своей. С двух сторон от Матушки-Царицы два серафима. Вспоминается невольно поэма М.А.Волошина о Святом Серафиме Саровском, где пред Матерью Божией «кольчатая бездна девяти небесных иерархий»

И вокруг Господнего подножья

В самом сердце Вечности и Славы,

Чище всех и ближе всех к престолу –

Пламенные вихри Серафимов

Веют вечной вьюгою любви.

Потому что Она Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим. (См. также «Святость Земли Русской, боговдохновенная русская литература и нравственное воспитание»)…

Многие, возможно, знают, что в иконостасе есть ряд Пророческий, Праздничный, Апостольский – а здесь словно все воедино…

И, конечно, никаких «нарушений» канонических быть не может – разве может Святость временем и пространством «разделяться» и землю с Небесами не соединять?! …

На Царских Вратах чаще всего пишется принесение Вести Благой или Отцы Церкви — создатели Главной Службы Православной. Здесь тоже Матерь Божия, Весть Благую от Архангела Гавриила принимающая, а Святители – по краям ряда Местного.

Справа – Литургию создавшие Иоанн Златоуст и Василий Великий, а слева Григорий, Богословом именуемый, вместе со Святым, через века на земле жившим, – Силуаном Афонским. Старцем русского происхождения, на Святой Горе подвизавшимся. Вместе с Отцами Церкви нашей изображён Старец Силуан не единожды…

На Вратах же Дьяконских не привычные изображения Святых Мучеников Стефана и Лаврентия. Здесь уверовавший во время казни Христа и смерть за веру с товарищами принявшийЛогин Сотник. (См. также «В Обители Святой… Возрождённой»). А этот Образ, особенно крепко задуматься о жизни своей заставляет. Благоразумный разбойник, одесную Христа распятый и по обетованию Спасителя в Рай взятый.

За много лет до того, когда бежали от нечестивого убийцы Ирода спасаясь, Иосиф с Марией и Божественным Младенцем в Египет, напали на них разбойники. И один из них, увидев Младенца, велел не причинять зла Путникам. И сказала Матерь Божия, что воздаст ему Младенец… Это и был тот самый Благоразумный разбойник

Не раз говорили священнослужители, что многие, к скорби великой, другому распятому разбойнику нередко уподобляются. Как было уже сказано, очень серьёзный повод для размышления…

А по сторонам от Царских Врат Спаситель и Образ Пречистой. Не Взыскание погибших – как в ряду Местном «положено». Два этихОбраза в пространстве Храма возвышаются – один совсем рядом с Иконостасом. Мы о них скажем ещё, конечно. А рядом с Вратами Царскими — Образ Владимирский. И шоссе, в Древний Город ведущее, по русским «канонам» Владимирским именоваться должно… Эта мысль уже звучала ранее…

В изображении и Самого Спасителя, иМатери Его Пречистой, иАпостолов с привычным бордовым цветом сочетается синий – словно Небо отразилось — так в Византии писали. Отразилось Небо и в Образах Иконописных Храма самого известного Целителя-Великомученика — в больнице – отсюда совсем неподалёку. (См. также «Страданием своим исцеляющие»)

С двух сторон от Царских Врат небольшие хорошо известные каждому Образы. Икона Пречистой – Казанская и Образ Спасителя, что В Силах именуется. Да как же не быть им здесь?!

А в центре Храма Образ Пречистой с кровью на щеке – как напоминание о дикости иконоборчества, о Чуде, когда Икона стоя по морю плыла, и о Святой Горе. И как вразумление. (См. также «Матерь Пречистая Христа Воскресшего» и «Уголок Богородицы в Храме Пророка»). Сегодня День Памяти Образа – Иверского

Иконостас, как сказал знаменитый священник и философ П.А.Флоренский, — «окно» в Мир Духовный. Как, впрочем, и любой Образ Иконописный. И зримые образы Икон рождаются лишь после того, как душа«напиталась впечатлениями из Мира Духовного». А вслед — и все предОбразами молящиеся и Образы созерцающие…

А о Храме, об Образе Пречистой, в честь которогоСвятыня на«безбожном» шоссе«выросла», иСвятых Прославленных мы беседу в следующей главе продолжим…

(Продолжение следует...)
Аудиофайл:
vzyskanie-pogibshih.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
15:16
391
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!