Над суетою земли поднявшись. Гл. 9

Над суетою земли поднявшись. Гл. 9

Над суетою земли поднявшись. Гл. 9

(О творчестве В.С.Соловьёва)
Часть третья «О Творце Неба и земли и о Пречистой»
Глава девятая

Ты, что вовеки свой слух не закрыла

Верного сердца мольбам…

Дай же прибежище сердцу больному,

Праху земному,

Царица небесная!

Во всех скорбях своих взываем мы к Ней как к Матери Любящей – к Матушке Божией, как говорили в народе.

Все помнят, наверное, что трижды являлась Она поэту, — помнят, надеюсь, и о том, что нам сие постичь не дано, а значит, и «судить» о том права у нас нет…

В творчестве В.С.Соловьёва Деве Пречистой целый цикл посвящён — со строк о Ней мы главу и начали.

Звучит в стихотворении просьба о помощи в одолении скорбей земных. И, конечно, надежда и вера, что вместе чаянием именуется…

Итак, продолжим:

Лилия чистая среди наших терний,

В мрачной пучине жемчужина ясная,

В пламени злом купина не горящая,

В общем потопе ладья безопасная,

Облако светлое, мглою вечерней

Божьим избранникам ярко блестящее,

Радуга, небо с землею мирящая,

Божьих заветов ковчег неизменный,

Манны небесной фиал драгоценный,

Высь неприступная, Бога носящая!

Дольный наш мир осени лучезарным покровом,

Свыше ты осененная,

Вся озаренная

Светом и словом!

Здесь, как и в произведении, которым завершили мы предыдущую главу, предстаёт Она в образе белой лилии, символизирующей девственную чистоту. А все далее звучащие эпитеты тоже отражают антитезу Света Божественного и мрака земного. Она и «в мрачной пучине жемчужина ясная», и «облако светлое, мглою вечерней».

А прежде всего Пречистая Дева«Высь неприступная, Бога носящая!». Всеобщее спасение начинается с Её добровольного выбора, о чём, конечно, не раз говорилось.

А ещё, как объяснили однажды сыновья очень образованного священника — братья Васнецовы своим «товарищам по цеху», Дева – дар Богу, человечеством принесённый...

Кроме того, присутствует в произведении бесчисленно многогранный образ радуги, «небо с землею мирящей». Потому чторадуга, как напишет позже Князь-Философ Е.Н.Трубецкой, — «ворота в Небо». Нельзя не увидеть мысль эту и в стихотворении В.С.Соловьёва.

Лирический герой, восхищаясь Царицею Небесною, в финале словно от имени всех людей, молит Пречистую «дольный наш мир осенить лучезарным покровом».

И вот очень похожее мироощущение – столь присущее поэзии В.С.Соловьёва духовное устремление к Небесам, в котором просит лирический герой у Пресвятой Богородицы помощи:

О Всесвятая, благословенная,

Лествица чудная, к небу ведущая!

С неба ко мне приклони свои очи!

Воду живую, в вечность текущую,

Ты нам дала, голубица смиренная,

Ты Солнце Правды во мрак нашей ночи

Вновь возвела, мать, невеста и дочерь,

Дева Всеславная,

Миродержавная

И таинница Божьих советов!

Проведи ты меня сквозь земные туманы

В горние страны,

В отчизну светов!

Может быть, это тоже субъективно, — но вспоминаются невольно знаменитые «Три очерка о русской иконе» кн. Е.Н.Трубецкого — о том, что византийский купол храма напоминает «небо, покрывшее землю», а наша «отечественная луковица» выражает «молитвенное горение к небесам», через которое наш мир «становится причастным потустороннему «богатству». Так и в приведённых строках лирический герой просит не только о «прибежище сердцу больному», не только об «осенении» мира земного «лучезарным покровом». Просит он о самом главном — о преодолении земных скорбей, заблуждений нашей жизни земной – «туманов». Просит о помощи в восхождении к Небесам, – «в горние страны, в отчизну светов!», как было уже сказано ранее.Снова вспоминается осмогласие духовной музыки, когда на последней – восьмой «ступени» «сливается» творение с Творцом. Впрочем, осмогласии не раз уже упоминалось...

В молитвах – не только к Пречистой обращённых – звучит и «я», и «мы» — так и в произведениях В.С.Соловьёва, воплощающих по сути молитвенное обращение к Пресвятой Богородице, звучат «местоимения первого лица». В последнем стихотворении переходит лирический герой от «мы» к «я» — потому что путь к Богу у каждого свой…

А завершая главу, обратимся к этим строкам Поэта, воплощающим суть литургическую – совместную молитву живых с усопшими – потому что у Бога все живы.

В час безмолвного заката

Об ушедших вспомяни ты,—

Не погибло без возврата,

Что с любовью пережито.

Пусть синеющим туманом

Ночь на землю наступает —

Не страшна ночная тьма нам:

Сердце день грядущий знает.

Новой славою Господней

Озарится свод небесный,

И дойдет до преисподней

Светлый благовест воскресный.

Словно присутствуют незримо усопшие, которых мы любили, которые любили нас, в храме рядом с живущими на земле, внимая звукам Херувимской Песни, Символу Веры и Главной Молитве всего мира христианского. А ещё молятся они за нас. Потому что «не погибло без возврата, что с любовью пережито».

И снова, как в очень многих произведениях Русского Мыслителя, Свет побеждает тьму – потому что «сердце день грядущий знает». А значит, звучит в финале мысль Пасхальная, столь литературой русской любимая.

Новой славою Господней

Озарится свод небесный,

И дойдет до преисподней

Светлый благовест воскресный.

«Где смерть твоё жало? Где ад твоя победа?» Словно предстаёт пред очами Иконописный Образ Воскресения Христова, на котором сокрушаются затворы ада и одолевают ангелы слуг антихриста.

И не могло бы «случиться» победы над смертью, если бы не добрая воля Пречистой, если бы не привела Она людей «в горние страны, в отчизну светов!»…

По сути глава эта – кульминация всего исследования – но всё же есть ещё, о чём побеседовать…

(Продолжение следует)
Аудиофайл:
andrei-istokov-v-chas-bezmolvnogo-zakata.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
15:12
230
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!