"Благословенная Россия"

"Благословенная Россия"

Глобин Сергей Вячеславович

«Благословенная Россия»

Глава первая «Край смиренного народа русского»

 

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

 

Образ России нашей, образ русского народа, его духовное начало  представлены во многих великих произведениях.

  Но в этом хорошо известном всем стихотворении увидел, ощутил поэт самое-самое главное, непреходящее.

 Внешняя бедность, простота, которая вроде бы сразу в глаза бросается – но ведь стихотворение совсем о другом. Потому что она подчеркивает духовное начало, с первого взгляда,  не видную красоту – высоту духовную.

 

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

 

И вот, как нередко бывает в поэзии нашей, отражён образ русского народа через антитезу России  и Запада. Гордый взор Запада не может, не хочет увидеть духовное богатство                     в нашей «смиренной наготе». Потому что взор, ослепленный гордостью, видит только то, что на поверхности, и не способен заглянуть глубже и увидеть красоту внутреннюю. Ослепляющая гордость и высшая добродетель христианская – Смирение – антитеза                        не только этого четверостишия, всего стихотворения, но и всей жизни человеческой.

  И вот заставляющий задуматься финал:                            

 

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде царь небесный

Исходил, благословляя.

 

Это — главная мысль, отражающая  он суть самой России.

 Русская земля благословенная – её Сам Спаситель благословил. Духовное богатство России «гордый взгляд» не увидит – но мы, русские должны видеть и беречь.

 А ещё должны мы помнить, что нашим великим писателям был дан дар пророчества.

Думаю, сказанное более полутора столетий великим Ф.И.Тютчевым не менее «актуально» и сейчас. И ныне не может понять гордый Запад, почему не был побеждён народ русский в годы Великой Отечественной войны, почему все завоеватели «великие», пройдя полмира, на России «спотыкались». И не только… 

                 Глава вторая «Единство  в любви»

 

И словно продолжает мысль эту другое стихотворение Ф.И.Тютчева «Два единства»

 

Из переполненной господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней...

 

В нем отразилась антитеза крови и любви. Запад пытается  «спаять» всех железом, кровью, насилием. Но нам,  русским людям, должно попробовать быть «спаянными» любовью. Насилие, уничтожение людей не для нашей совести православного человека.

Да Россия того и не делала…

И снова невольно переносятся мысли в наш век, когда видим мы происходящее в мире.

Если вдруг «забыть», когда стихотворение написано…

 

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —

Быть может спаяно железом лишь и кровью...»

Но мы попробуем спаять его любовью, —

А там увидим, что прочней...

 

Запад объединяет людей чем-то материальным, прагматичным, а Россия  - духовными ценностями. И не должно русским людям — православным западные «ценности» «копировать».

Ведь в последней строке: "А там увидим, что прочней..." поэт не задает вопрос, а по сути на него отвечает. И ответ этот относится и к нам – живущим ныне. Или забыли мы, что значит русскими быть?

И ныне во многих странах  людей пытаются объединить при помощи материальных благ или запугать. Всем известна трагедия Славянского Мира в Малороссии. Люди, несмотря на наши единые корни, словно память потеряв, выступают против России                              из-за подачек Запада. И льётся кровь тех,  что с распадом не согласны. Не должно нам забывать историю Великой России – Святой Руси.

           Глава третья «О духовном исцелении»

А теперь обратимся ещё к одному стихотворению великого поэта, сказавшего, что                            «в Россию можно только верить».

 

Над этой темною толпой

Непробужденного народа

Взойдешь ли ты, когда, свобода,

 Блеснет ли луч твой золотой?..

Блеснет твой луч и оживит,

И сон разгонит и туманы...

Но старые, гнилые раны,

Рубцы насилий и обид,

Растленье душ и пустота,

Что гложет ум и в сердце ноет,-

Кто их излечит, кто прикроет?..

Ты, риза чистая Христа...

 

    Это — единственный путь преодоления порочности общества – вернее, людей. Людей, превратившихся  в «темную, непробуждённую толпу». Сейчас – ещё больше, чем во времена великого поэта русского. Потому и не погибла Россия в годы девяностые, когда, казалось, рушится всё. Мы тогда к вере православной возвратились – и стали святыни восстанавливать.  

И  путь спасения  — только вера во Христа. Только искренняя вера может излечить нас –                  а без этого от порочности не избавиться.

 А без веры погрязнет России  в порочности и погибнет.

                   Глава четвертая «Крылья Подвига духовного»

Об этом сказал и прекрасный, мудрый поэт А.С.Хомяков в стихотворения «Подвиг».

 

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпеньи

Любви и мольбе.

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились, —

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись:

 

Главная мысль в том, что преодолеть всё плохое, что есть в каждом из нас, преодолеть скорби не меньший подвиг, чем сражаться с врагом внешним. Внутреннего «врага» одолеть порою сложнее. Уныние, гнев могут с легкостью поглотить человека, если                       постоянно не «сражаться» с ними. А иначе, станет человек рабом страстей своих.

Именно это и происходит сейчас со многими — несмотря на то, что храмы возводятся.

Человек должен преодолеть то, что есть плохого именно в нём. И не терять смысла жизни…

А преодолеть скорби может лишь тот, у кого душа не пуста,  а наполнена искренней  верой, желанием делать добро.

 

Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, —
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.

 

И если сможет человек совершить  подвиг, то «крылья» вырастут.  

«И взлетишь ты на них, без труда, без усилья…» — человеку  с «крыльями» намного легче преодолевать житейские невзгоды, чем тому, кто от земли оторваться не способен. Такой человек не боится жизненных неурядиц – он «выше мраков земных, выше крыши темницы». Он свободен от своих «негативных» эмоций, которые разрушают. «Выше злобы слепой» — такого человека никогда не ослепит злоба и ненависть. «Выше воплей и криков, гордой черни людской» — и такой человек нравственно выше погрязшей в пороках толпы.

В произведениях наших великих поэтов показано представление о добре и зле, русскому народу присущее. Невозможно добро без искренней, крепкой веры, понимания того, что Господь   не даёт крест не по силам.

 

0
20:36
230
RSS
Сергей, ваша работа не соответствует тематике конкурса. Просьба обратить внимание на условия: в конкурсных произведениях необходимо
— поделиться своими размышлениями о том, что такое добро, каким вы его видите, ощущаете или даже просто мечтаете увидеть;
— рассказать о добрых делах и поступках, которые делают мир прекраснее, приносят людям радость, счастье, улыбки, и о тех, кто умеет творить добро;
— порассуждать о том, как добро воплощается в творчестве.
Поэтому данное сочинение оцениваться не будет. При желании вы можете заменить его другим произведением, с соблюдением условий конкурса.