Песнопения русского пейзажа

Песнопения русского пейзажа

Глава первая «Небо «над земною суетой»

 

Там, где семьей столпились ивы

И пробивается ручей,

По дну оврага торопливо,

Запел последний соловей.

Что это? Радость обновленья,

Иль безнадежное прости?..

А вдалеке неслось движенье

И гул железного пути.

И небо высилось ночное

С невозмутимостью святой

И над любовию земною,

И над земною суетой...

 

Перед нами строки поэта и философа, покинувшего мир на рубеже столетий, – В.С.Соловьёва. 

 Мысли свои поэт и в этом, и во многих других стихах, словно «сокрыл» в образе природы, показав Вечную Красоту. И ещё очень важно, что ручей только «пробивается».  Значит, символизируют он зарождающуюся жизнь. А может быть, и  зарождающуюся мысль, идею – потому что В.С.Соловьёв не только поэт, но и  философ – вернее, прежде всего философ. И, конечно, образ природы при всей любви к ручью и ивам  прежде всего «даёт повод»  для размышления о Вечном:

Что это? Радость обновленья,

Иль безнадежное прости?..

 В чём же антитеза  «радости обновления» и «безнадёжного прости». Обновление  — это ещё один приход весны, а значит, «приход» жизненных сил, вдохновения. Так было и год назад. И так будет всегда! Это — Вечный цикл Мироздания!

 А почему же тогда «безнадёжное прости»?! Потому, наверное, что «последний соловей» напомнил о том, что кончается весна, уходит юность.  И о том, что в отличие     от Вечного Мироздания, каждый из нас ещё на один год приблизился к концу земной жизни...

   И всё же ради чего создано стихотворение?!  Ведь главная мысль  чаще всего бывает выражена в последнем четверостишии.  И вот говорит в финале поэт и философ о том,  что, проходя через все препятствия, через все трудности жизни – земной суеты, душа устремляется ввысь — к небесам: «С невозмутимостью святой» воспарит она «и над любовию земной, и над земною суетой». А понять разумом и  всем сердцем ощутить это помогает нам образ русской природы – скромные ивы и пробивающийся, почти незаметный ручей.

А ещё, конечно, такой  любимый каждым русским человеком и русской поэзией образ маленькой птички – соловья. Соловьи, конечно, поют в очень многих стихах русских поэтов.    

 

 

Глава  вторая «Божья Весна» русского сердца»

 

Ты запой, соловей,

Ты запой, мой родной

Средь зеленых ветвей

Песни Господу пой.

Пой о радостном дне

И о встрече с весной,

О ночной тишине

И о жизни иной.

Ночь весны хороша.

Так зачем же молчать?

Пусть больная душа

Перестанет страдать!

Пусть теперь улетит

Она к жизни другой,

Где мир зла не царит,

Где любовь, где покой...

 

  Эти строки создал покинувший земной мир почти перед наступлением двадцать первого века Архидиакон Роман. (Очень рано, к сожалению). И названо стихотворение очень просто и ясно — «Соловей».

В этом произведении, как и в предыдущем,  звучит песнь соловья – и не оставляющие никого равнодушным трели этой маленькой птички, снова символизирует музыку мироздания. Музыку, звучащую из ночного мрака и берущую за душу человека.                          И, наверное, образ соловья здесь несколько больше значим. Потому что Ангельской Песне – Песне Небес вторит прежде всего эта маленькая, на первый взгляд, незаметная птичка. Незаметная, пока не запела свою главную песню — Песню о весеннем обновлении, «о Жизни Иной» -  «Песню Господу».   Словно от всего Мироздания!                                 

 

Пусть на сердце весна

Всегда Божья царит.

Пусть и в ночь среди сна

 Мое сердце не спит...  

 

  Божья весна символизирует Мир Иной, Мир Небесный, где царит добро и Свет; где нет зла и тьмы. Мир, который живёт и всегда будет жить в наших сердцах!  В сердцах всех верующих людей!!!

Образ весны, когда заливается соловей, символизирует оживление природы, душевный                       и духовный подъём человека, посланное ему Свыше вдохновение. Образ весны передаёт глубинный смысл – самое главное, ради чего создана эта песня.  Вне времени и пространства!

 

 

Глава третья  «Глас, к Небесам зовущий».

 

  И, приближаясь к финалу, обратимся к удивительным строкам поэта, родившегося                         в окаянные тридцатые годы двадцатого века, но истинно русской души не утратившего – Н.М.Рубцова. К строкам, посвященным хорошо известной каждому русскому человеку          и  одной из самых любимых  картин «Вечерний звон» великого И.И.Левитана.  

 

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла,

Над колокольчиковым лугом

Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн,-

Я слышу звон и колокольный,

И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси…

 

   И через сто с лишним лет после жизни великого живописца, уцелевший в годы воинствующего безбожия колокольный звон зовёт на Родину к «бревенчатым лачугам»                 и «колокольчиковому лугу», над которым возвышается уцелевший сельский храм.  Не к безликим улицам города,  исторические названия которых поменяли на безликие, безжизненные, желая сделать безликими, не помнящими корней своих и нас. А именно                      к русскому пейзажу, к корням нашим, от колокольного звона неотделимого.

Колокольный звон созывает народ ради очищения души его. Люди понимают колокольный звон как собственный язык – неслучайно у колокола есть язык, а также уши и плечи, как у человека. Колокол — Глас Божий, обращённый к людям. Он словно «смотрит» на людей как на трудолюбивых муравьёв. На людей, которые льют колокола, совершая Дело Божие.

 Когда-то хотели запретить колокольный звон -  вроде бы ради спокойствия – на самом же деле – для того, чтобы «отлучить» людей от Неба, от Создателя. Законы времён безбожника Хрущёва,  запрещавшие звон колоколов, были отменены – колокольный звон звучал ещё при Советской власти. Отменены, прежде всего, самой жизнью! Вера, Церковь, созданная Самим Спасителем, превыше всего. И не земным правителям решать, куда душе «направляться».

  И сейчас, к сожалению, иногда встречаются такие, спокойствию которых  «мешают»  колокольные звоны, но таких немного.  И поют колокола – и в селе, и в городе.

Без веры в Жизнь Вечную и жизнь земная лишается смысла. И звон колокольный, призывный Благовест нам о том напоминает.

   Этот звон проникает глубоко в душу человека и дарит радость.  И хочется побывать                  на просторах Руси, увидеть красоту Родного Края.

Давай не забывать о своей  Родине, о своих корнях -  ведь только мы можем поддержать её, дать ей жить и процветать. И сделать так, чтобы больше не разрушались храмы                        и не умолкал колокольный звон.

(Эссе написано вместе с Онищенко  Кириллом Дмитриевичем)

0
00:57
237
RSS
Образ русского соловья от русского пейзажа неотделим. Во все времена.
21:52
Уважаемый автор, в этом конкурсе принимают участие авторы старше 18 лет.
Прошу извинения. У меня как у руководителя есть все даты рождения участников «Алтаря Отечества». Иван родился 08.06.2005 — т.е. ему исполнится 18 до окончания срока приёма работ.