Под Седьмым небом
На территории Пермского края была страна, которую называли Великой Пермью, или просто Пармой. Эклектичную легенду по мотивам уральских дохристианских верований, в которых после смерти можно превратиться в скалу, птицу или животное, я написала после посещения вогульского капища в таёжной пещере, где на протяжении тысячелетий совершались жертвоприношения ещё со времён палеолита. Это одно из главных мест силы, культовых с глубокой древности. Капище расположено в Чаньвинской пещере, у истока реки Капижная, что раньше звалась Капищной – от слова «капище». Сначала до него добираешься безлюдной грунтовкой со скоростью 5 км в час, затем 5 км пешком через тайгу, ориентируясь на три оставленные путникам вехи – древние магические символы на камне, на деревьях. Мы тяжело поднялись в гору вдоль реки Чаньвы, обнаружили свежие медвежьи следы и мгновенно взбодрились.
Тысячелетиями местные племена совершали в пещере языческие обряды жертвоприношения духам-предкам. Сопротивлявшиеся христианизации вогулы вплоть до середины прошлого века совершали здесь шаманские ритуалы, приходя из-за гор. Под двухметровым слоем древнего огнища были найдены предметы каменного века, обереги пермского звериного стиля, украшения, оружие, монеты Х–ХI веков и скелеты человеческих жертв. Сохранился старый жертвенный камень. Страшно подумать, какими реками крови он омыт!
У манси существует предание об огромном идоле — Сорни-Экве, бабе, которая кричит столь страшно, что от голоса её умирает всё живое на много вёрст кругом. Имя вогульской богини в переводе означает «Золотая баба».
Первое письменное упоминание о ней нашли в Новгородской летописи 1538 года, посвящённой миссионерской деятельности Стефана Пермского, что разрушал в Парме древние святилища и ставил на их месте храмы. В летописи сказано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и Золотой Бабе. Святилище её днем и ночью охраняли шесть шаманов, и много сокровищ было накоплено служителями. Славилась Парма ценными пушными зверями, и не скупясь платили за них хазары и викинги. Новгородцы часто грабили языческие святилища. Разыскивали они и Золотую бабу, но поиски были безуспешными. Интересовались статуей также отряды Ермака, прознавшие о том, что в городище молятся «богу золотому, что в чаше сидит, а поставлен он на стол, и кругом жир, и курится сера, аки в ковше». Удалые и алчные казаки неоднократно шли на приступ и одерживали победу, но драгоценного идола не находили: накануне штурма жители выносили его из осаждённого городища по тайным подземным ходам, но при расспросах подтверждали, что было «мольбище богине древней, наго на стуле сидящей; приемлющей дары […], а ежели кто по обету не даст, мучит и томит».
Охота на Золотую Бабу продолжается по сей день. Одни ищут бесценную историческую реликвию, вторые – золото. А эта легенда, как и любая другая, — о вере, любви, добре и зле.
________________________________________________
Демиург Ен — верховное божество коми, в дуалистических мифах ему противостоит брат Омэль. Ен творит небо, Омэль его перекрывает вторым небом. Ен строит третье небо – Омэль четвертое... Ен победил брата, создав для всей Земли последнее, Седьмое, небо. Каждое небо имело свой цвет. Так появились цвета радуги.
Ош — медведь, сильное, разумное, сверхъестественное существо, сын Ена.
Скажите ему, пожалуйста, что я по нему скучаю и когда-нибудь вернусь!