Святая Русь вне времени земного и пространства

Святая Русь вне времени земного и пространства

      Черняков Дмитрий Сергеевич

Святая Русь вне времени земного и пространства.

                                                          «Русь Святая, храни ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ,

в ней же тебе утверждение...»

(Святитель Афанасий — епископ Ковровский)

 

     

        Глава первая. «Устремление к Миру Иному».

 Белый храм над рекою — Алавастр чистоты.

(Иеромонах Роман)

 

Русь называют Святою.

Поле, да лес, да вода,

Церковь над тихой рекою

И в два оконца изба.

Разрезал небо пополам

Закат багряной полосой,

И над Российскою землею

Свет тихой славы просиял.

 

Мироздание -  мир красоты, в котором всё живое радуется каждому дарованному дню. Потому что  красота эта создана Самим Творцом.

И, конечно,  русская поэзия, да и вся литература наша не могла не прикоснуться к этой мысли,  не выразить её во всей полноте чувств.

Русская природа словно сама за себя говорит и раскрывает духовную  суть России, русской души. Русский пейзаж отражает духовную красоту – Святость Руси.

  И приведённые строки – один из самых ярких тому примеров. Знаменитый Архидиакон Роман и его, наверное, самое известное, ставшее песней стихотворение «Русь называют Святой»! Родина наша Самим Творцом хранима.                                                                                                  

 

 

 А над протоками — туман,

 Как дым, курится над водою,

И между небом и землею

В знак примиренья — белый храм.

 

Белый храм «между небом и землёю» — связующая нить Творца и мира, Им сотворённого. Белый Храм символизирует защиту от зла — ведь белый цвет – символ Святости!

 

    А что такое Святость?! У святого человека душа светлая -  душа, в которой нет места злобе, зависти,  в которой нет места чёрным помыслам.

Святость  — идеал, к которому должно стремиться в меру сил своих. В народе русском, как написал И.А.Ильин, всегда «жила жажда праведности», даже при  внешней греховности. Неслучайно на Руси, в России, как ни в какой другой стране мира, так много к Лику Святых причисленных – Преподобный Сергий Радонежский, Святой Александр Свирский, Преподобный Старец Серафим Саровский.

И писались во все времена Жития Святых как пример для подражания. И родители читали Жития своим детям.

 

Слушая и читая в детстве Евангелие и Жития Святых, Святыми хотели стать многие наши соотечественники. «Мне хочется стать Святым, навёртываются даже слёзы», — вспоминал известный писатель-эмигрант И.С.Шмелёв. А старейший звонарь Свято-Данилова Монастыря М.И.Макаров  думал, что сможет стать таким, как Святой Сергий, как Святой Серафим, если будет поступать так, как они.

    Господь даровал Руси Святость как  духовный щит от врага рода человеческого. Чтобы зло не проникло на нашу Землю, дабы избежать наказания, которое может за это настигнуть. 

  Святость Руси всем сердцем ощущали благочестивые люди, независимо от сословия –                      и князья, и простые крестьяне – «ощущала», можно сказать,  и вся русская природа.                                         

 

Взметнулись к небу стаи птиц,

Все громче голос колокольный,

Проснулся в поле ветер вольный

И тихо травы пали ниц.

 

   Люди и природа всегда составлял неделимое единство!

                   

                        Глава  вторая. «Святые Заступники Руси».

Годы прошли, но чудесного

Старца с любовью мы чтим.

Помощь дает нам небесную

Батюшка наш Серафим.

  (Святой Исповедник Серафим Вырицкий).

А потому мы оставим ненадолго строки Архидиакона Романа о птицах    над спокойной гладью озера, о колокольном звоне над пробуждающимися сёлами

и обратимся  к образу глубоко почитаемого Старца Серафима Саровского в рассказе И.С.Лукаша «Медведь Святого Серафима».

  «И они пошли, медведь и монах, оба прозрачные…Те же холодные утра на русской земле, как при Серафиме… Кто знает, может быть, эта тугая медвежья голова и есть Россия. А на ней покоится святая рука Серафима.

В рассказе, кто только не пытался завладеть медведем – и цыгане, и торговцы — но были все они лживыми и жестокими, пытавшимися поработить, найти свою выгоду, о душе забывшими. И только от руки Святого Серафима становилось вдруг «светло   и тепло».

  Становилось оттого, что душа русского человека с Русью Святой,      к «Русью Серафимовой», как называет её писатель,  незримыми нитями связана.

 Молитва Батюшки Серафима Саровского сохраняет нас — людей от гнева, от хитрости,                  от неверия. Он, как и все Святые Угодники, — Великий Защитник Руси.                                       А без  заступничества Угодников Святых, без искренней веры русского человека будет царить хаос, разрушение. (Как и было у нас не один десяток лет. Дай Бог, чтобы никогда такого не повторилось.   Но ведь это и от нашего разумения зависит).

  И словно «продолжает» раздумье о Русской Святости благочестивый поэт двадцатого века М.А.Волошин. Вот  финал поэмы о Святом Старце — «Святой Серафим»:

 

            Тутошний я… тутошний...» Из вьюги,

Из лесов, из родников, из ветра

Шепчет старческий любовный голос.

Серафим и мертвый не покинул

Этих мест, проплавленных молитвой,                          

И, великое имея дерзновенье

Перед Господом, заступником остался

За Святую Русь, за грешную Россию.

 

А значит, и за нас, ныне в России живущих. И забывать о том нам,  народу  русскому, никак нельзя!

 

                                 Глава третья «Небесная молитва за Русь».

Сердцем покаянным,
С пламенной молитвою
Припадем к Создателю:
Боже, храни родную Русь!

(Духовное песнопение Валаамского Монастыря)

А теперь возвратимся к финалу стихотворения Архидиакона Романа – того,      с которого беседу начали:

 

Вьется к погосту дорога,

Звон колокольный затих.

Молят усопшие Бога

О заплутавших живых.

Там, в недоступных небесах

За Русь свершается молитва.

И светлым облаком покрыта

Россия все-таки жива.

 

 

Усопшие – те, что на Небесах, молят Творца об отпущении грехов Руси, русских людей, словно стараясь «смягчить» Гнев Божий, отвратить наказание, отвратить трагедии, которые могут постичь нас за отступничество. По их молитве – молитве благочестивых предков наших, Святая Русь жива!

    Святость Руси — вершина духовной жизни! То, что нетленно. В какую бы нравственную пропасть ни пал человек, он всегда осознает свое падение и всеми силами пытается найти путь возвращения к Богу. 

 Снова вспоминаются слова великого русского мыслителя И.А.Ильина  о том, что в русском человеке живёт жажда праведности при внешней греховности.  А ещё стихи, ставшие песней, Иеромонаха Романа: «Лучшая молитва — покаяние».  Конечно!                          В словах этих, из самого сердца исходящих, воплотился весь образ мышления, воплотилось самое главное в мировоззрении русского человека,  от Библейской Истины неотделимого! Молитвою наших благочестивых предков, что на нас с Небес смотрят,  жива  и будет жить Россия, корнями из Святой  Руси «выросшая»!

 

 

0
10:24
249
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!