(Вне конкурса) «Светлый покой» мироздания и души».

(Вне конкурса) «Светлый покой» мироздания и души».

Светлый покой 
Опустился с небе 
И посетил мою душу! 
Светлый покой, 
Простираясь окрест, 
Воды объемлет и сушу... 
О, этот светлый 
Покой-чародей! 
Очарованием смелым 
Сделай меж белых 
Своих лебедей 
Черного лебедя — белым!

«Светлый покой», воцарившейся в душе лирического героя, — это посланная свыше благодать. Это — Образ Света Небесного, который нисходит на грешную землю нашу –   и объемлет всё живое — и воды, и сушу, и души людей. И понятно, что  образ этот главный, всеобъемлющий в стихотворении – и не только в нём, конечно. (Неслучайно, слово «светлый» в таком небольшом произведении встречается трижды).  И вот душа,  с радостью Свет восприявшая, стремится очиститься от всего безблагодатного  и греховного – но об этом чуть-чуть позже.

  А пока  обратимся к началу произведения. Благодатные, благочестивые мысли навеял – лирическому герою  образ  русской природы – ведь стихотворение называется «На озере». И вот тогда оказывается,  что всего лишь двенадцать строк могут вместить такую глубину мыслей, дна которой не достать.

    «На озере»! Наверное, прежде всего следует мысленно «возвратиться»  к  Началу Дней Творения, когда была лишь вода —  и над ней витал Дух Божий. И на лирического героя «светлый покой» — Свет нисходит с небес  при созерцании водной глади.

     В отличие от многих прекрасных стихов, в которых присутствует образ природы, поэт   не говорит о каком-то конкретном времени года или суток, хотя, думаю, многие представляют себе летнее утро – даже, скорее всего, рассвет, Впрочем, может быть, и тихий вечер, закат. А может быть, всё это «происходит» поздней весной или ранней осенью — только ясно, что в реальности духовной.

А ещё многие стихи Н.М.Рубцова «перекликаются» с творениями И.И.Левитана –   и об этом будет ещё сказано. Сейчас же речь о том, что стихотворение «На озере» «перекликается» с великими творениями художника: «Тихая обитель», «Вечерний звон», «Вечер. Золотой плёс» —  и, конечно, «Озеро. Русь» — тем, прежде всего, что время года   и суток вторично  по сравнению с образом Вечности; по сравнению с единством  природы и храма. А природа для христианского понимания мира  — это «Нерукотворный Храм Творца» и «Книга Премудрости Божией», как писал М.В.Ломоносов. Даже если зримый образ храма в произведении отсутствует или не упоминается.

 «Эстетический образ» озера раскрывает «эстетический предмет» Света, благодати, данной земному мирозданию Небом, о чём говорилось в самом начале.  И в прекрасных стихах, и в великих полотнах «проносятся веяния Духа Божьего», даже тогда, когда «внешне нет ничего церковного  и религиозного». (Понятия: «эстетический образ», «эстетический предмет» — а также последующие цитаты принадлежат великому русскому мыслителю И.А.Ильину.  С «эстетическим образом» всё более или менее ясно – можно сказать, что это в данном случае — образ литературный, А  «эстетическим предметом» русский мыслитель называет Высшее Духовное Начало, которым создаются все великие произведения искусства, как, например, в пушкинском «Пророке». Также в  трудах И.А.Ильина звучит слово «Предметность», очевидно, как синоним духовной реальности -  прим. автора).  

   А теперь вспомним о благих устремлениях лирического героя. В произведении отразились вечные мысли, «преломлённые» русским сознанием, русской душою — ведь образ белого лебедя  - очень известный символ, начиная со времён Древней Руси.  Это – символ чистоты, верности; с  белыми лебедями сравнивали, идущих в бой русских, православных воинов. А о чёрных лебедях в древности не знали – скорее всего не видел их и сам поэт. Только понятно, что дело вовсе не в новой породе лебедей, а в противостоянии добра и зла –  а белый и чёрный цвета – слишком хорошо понятные всем символы.

Однако, как мы помним, во многих произведениях русской литературы антитеза добра   и зла воплощается в образе белого лебедя и чёрного ворона – а здесь чёрный   всё-таки лебедь. Выскажу предположение, что отразилась в столь непривычном  для русского человека образе одна из главных тем русской литературы – покаяние!  Все мы созданы единым Творцом – но одни стали праведными, другие по разным причинам – заблудшими. В стихотворении нет ни сражения, ни наказания. Звучит в нём «просьба», вернее даже, молитва об очищении;  о том, чтобы, очистившись, грешники «соединились» с праведниками! И подчёркнутые строки – самое яркое тому доказательство – и прежде всего, слово «твоих»!!!  Оттого и можно говорить о Создателе и обращённой к Нему молитве!  

     Так снизошёл к людям после Вознесения Господня Утешитель – Святой Дух, Которым «всяка душа живится», Который «дышит, где хочет».  И вот «посетил» Он  душу лирического героя! Тогда становится совершенно очевидным, что в стихотворении, особенно, в выделенных финальных строках по сути звучит молитва Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Вот и в стихотворении  «Светлый покой… воды объемлет и сушу».  А лирический герой молится  об очищении от  скверны и о спасении души – и не только своей!!!

    Великий Святитель двадцатого века Николай Сербский мысли о Вечном выразил в книге с поэтическим названием «Моление на озере» — звучит «моление на озере» и в двенадцати удивительных строках русского поэта!  «Что свершилось на небе, свершилось и на земле», — пишет Святитель –  Свет, сошедший  с небес, объемлет землю  в стихотворении.

  Говоря словами того же Святителя, свершившееся в вечности и во времени «должно свершиться» и в человеке –  и вот «свершается оно в душе лирического героя. И, конечно, не только его одного!

   Поэт не мог, просто не имел возможности читать трудов Святителя Николая —  только вот образы стихотворения – и не только — «На озере» как будто взяты из его книги. Потому что «Дух дышит, где хочет»!              

     У упоминаемого выше великого русского мыслителя И.А.Ильина есть прекрасные слова о том, что Родина – это дар Духа Святого – а потому человек должен «духом одухотворить и себя, и природу». И мысль это сполна воплотилась в стихотворении,  где Высшее Духовное начало отражено в истинно русских, столь привычных нам поэтических образах  - лебедя и озера.

  А ещё кажется удивительным, непостижимым, что строки эти принадлежат поэту, рождённому в годы разгула сталинских репрессий, «безбожной пятилетки»; в годы колхозов, заменивших сёла с храмом, который был не только центром села, но и центром всего распорядка крестьянской жизни. Но время показало, что не удалось пришедшим  к власти бесам до конца убить, растоптать душу народа; уничтожить то, что можно назвать духовным «генетическим кодом». Да и слово крестьянин происходит от слова «христианин». А потому поэзия Н.М.Рубцова – яркий пример того, что Святая Русь жива!

Аудиофайл:
arhidiakon-roman-rus-nazyvayut-svjatoyu.mp3
0
23:54
119
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!