Вне конкурса "Воскресшая, обновлённая, торжествующая природа».

Вне конкурса "Воскресшая, обновлённая, торжествующая природа».

«                            Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех  живот даровал. 

      Воскресение Христово дарует Вечную Жизнь человеку, всей твари Божией, потому и приходится наш Главный  Праздник всегда  на весну, когда обновляется вся природа, когда из-под ледяных оков вырывается жизнь и вселяется радость  в сердца людей.  Для христиан, в отличие от язычников, природа – Нерукотворный Храм  Творца, в котором человек  ощущает свою причастность Вечному Мирозданию, Вечной  Жизни.  Естественно, что этот образ,  эта мысль  красной нитью проходят через всё  классическое   искусство, и в частности,   литературу. И, наверное, один из самых ярких тому примеров – стихотворение  без названия из цикла «Весна» А.А.Фета.   (Оно интересно ещё и тем, что само слово «весна» встречается только в названии цикла и ни разу в самом произведении.)

Пришла – и тает всё вокруг,

Всё жаждет жизни отдаваться,

И сердце, пленник зимних вьюг,

Вдруг разучилося сжиматься.

Образ зимы, который во многих других  стихах может олицетворять чистоту, величие, о чём будет сказано далее, в данном произведении является символом духовной смерти, отсутствия духовной свободы.  Именно в таком  контексте  показана антитеза зимы и весны.  Зима символизирует безысходность оттого, что  Рай  после грехопадения закрыт, даже для праведников – и  поэтому все  и всё  в плену греха и смерти.

Заговорило, зацвело

Всё, что вчера томилось немо,

И вздохи неба принесло

Из растворённых врат Эдема —

      Весна же  -  победа над смертью, открывшая Рай всем людям. Искупительная Жертва Спасителя сделала  возможным теперь для каждого войти в Царствие Небесное, в Жизнь Вечную!  «Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа?!» — говорится в Священном Писании. Но возможность эта зависит от доброй воли,  от чистоты сердца каждого  из нас. Спаситель не может спасти «нас без нас», как  учат  Отцы Церкви.                       

Грехопадение изменило и весь тварный мир, принеся боль, страдания и смерть, –  а теперь вся обновленная природа  радуется, торжествует:

Как весел мелких туч поход!

И в торжестве неизъяснимом

Сквозных деревьев хоровод

Зеленоватым пышет дымом.

И это торжество, эта радость приходит с неба и одухотворяет природу:

Поёт сверкающий ручей,

А с неба песня, как бывало,

Как будто говорится в ней:

Всё, что ковало,  -  миновало.

 У Святителя 20-векаНиколая Сербского есть прекрасные слова:    «Что свершилось на небе, свершилось и на земле, что свершилось   в Вечности, свершилось и во времени». И, кажется, произведение А.А.Фета, написанное задолго до того, как Святитель  пришёл в этот мир, воплощает высказанное им – мысль вне времени и пространства.  И «вздохи неба … из  растворённых врат эдема», и  «с неба песня» пробуждают и ручей, который вторит этой песне, и деревья, которые стоят в хороводе, и весело идущие по небу тучки. И все радуются – радуются  песне неба!  Всё здесь живое, как на иконе, отражающей «грядущий, прославленный мир»,  как писал князь Е.Н.Трубецкой в своих знаменитых «Трёх очерках о русской иконе».

И вот – финал стихотворения:

Нельзя заботы мелочной

Хотя на миг не устыдиться…

По сути, это – слова Херувимской песни, исполняемой во время главной православной службы – Литургии: «Всякое ныне житейское отложим попечение».  Слова эти поют херувимы, как будто говоря нам о том, что всё, пусть самое прекрасное, на земле, в нашей  бренной жизни закончится, а главное – Там, в Вечности.

«…И вот то, что однажды свершилось на небе и не земле, должно свершиться и в тебе» — т.е. в каждом из нас. Как слова  Великого Святителя Николая Сербского, обобщающие духовный опыт созерцающего сердца, завершают всё сказанное ранее, так  и последнее четверостишие  стихотворение  А.А.Фета являет нам духовный вывод  и лирического героя, и каждого человека, уверовавшего в Жизнь Вечную.

(При этом  неважно, на какой духовной  высоте  был сам поэт, потому что все великие произведения всегда шире  и глубже любой жизненной ситуации -   в них раскрывается «сверхвременное созерцание временной последовательности», как писал упоминаемый уже князь Е.Н.Трубецкой в книге «Смысл жизни»). 

            И вот апогей всего произведения -  вершиной  духовной лествицы. Эта  духовная лествица воплощена также и в осмогласии  православного  духовного пения, где каждая ступень – шаг, приближающий  к Творцу, а последняя  — слияние с Ним:             

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.

Это – гимн Творцу, звучащий отовсюду: «Всякое дыхание да хвалит Господа»   (150 псалом).

        Невольно вспоминаются слова послов Святого Князя Владимира после посещения Литургии в византийском храме  о том, что они не знали, где находятся: на небе или на земле. Эта сокральная идея соединения неба и земли символически воплощается и в архитектуре Православного  Храма,  и в Нерукотворном  Храме Творца, коим является природа. Недаром  М.В.Ломоносов говорил о природе как о Книге Величия Божьего. Этой мыслью пронизано и радостное, весеннее произведение А.А.Фета.  И, конечно, не только оно…

Аудиофайл:
hristos-voskrese-iz-mertvyh.mp3
0
22:08
189
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!