О русской душе и отнятой у нас России. Гл.4

О русской душе и отнятой у нас России. Гл.4

О русской душе и отнятой у нас России. Гл.4

Глава четвёртая
«Евангельские события в русской душе запечатлённые»
Когда мне впервые посчастливилось держать в руках эту замечательную книгу, купленную, разумеется, в храме, то сначала было чуть-чуть сложно, вернее, даже, непривычно погружаться в этот стиль изложения. Но совсем недолго – потому что всё изображённое – наш код генетический.
Снова хочется сказать, что нет здесь углублённого богословия – для всех героев оно само собою разумеющееся. Всё, о чём говорится, – и не только в этой главе – в душах и умах. Обычный русский уклад, без Бога смысл теряющий, единство во Христе всех сословий, как на полотнах М.В.Нестерова.
А ещё вся повесть «Лето Господне», конечно, о воспитании. То, что читаем мы дальше о Празднике, рассказывает Ване любимый М.П.Горкин – потому что мальчику скоро в гимназию поступать – ведь на дворе август. Вопросы из Священного Писания — Священной Истории при поступлении в гимназию, разумеется, очень важны – это — тоже вопрос воспитания, выходящего «за рамки» семейного, – воспитания русского, православного человека. Главное, чтобы не стало оно лишь «юридическим». Но мы не будем сейчас затрагивать тему трагедии России без Патриарха…
Итак, в Священной Истории, которую читает Ваня, говорится, конечно, о Самом Событии, происходящем незадолго до Крестной Смерти Спасителя. О Горе Фавор, о сходящем с Небес Гласе Господнем, о беседе Христа с Пророками Илией и Моисеем. О поражённых Видением Апостолах – Петре, Иоанне и Иакове – и желании их на Горе остаться. И, конечно, о Сиянии Света Фаворского — Света Божественных Энергий, о сути которого столько сказано в трудах богословских…
М.П.Горкин, как и все остальные участники подготовки и празднования, всё это знают, конечно, и как истинно православные люди «переносят» События Евангельские, от которых две тысячи лет отделяют, на почву русскую, соединяя не только Ветхий и Новый Завет, но с ними и Русь Святую. Как в русской иконографии.
«Три Спаса. Первый Спас – загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, – медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной – для розговин».
Как мы помним, произошло Восхождение Христа на Гору незадолго до Крестной Смерти – весною. Но на Руси «переходят» События Библейские в ту пору, что к осени близка, — когда собраны уже плоды трудов земных. Словно некий «итог». Эта глава и называется «Яблочный Спас», что к происходящему подходит, наверное, несколько больше, чем Преображение. И должны плоды, выращенные и собранные, стать освящёнными – а до окропления вкушать не дозволяется.
Какая глубинная связь всего мироздания! От запретного плода и грехопадения до Восшествия Спасителя на гору Фавор. И тут же ставшая почти ругательством русская «холера». Да и плод с Древа познания добра и зла, яблоком ставший, — тоже истинно русская интерпретация…
Конечно, объяснения благочестивого плотника, как и в других главах, «неканонично», но какое глубокое понимание истинно нравственного начала, от Евангельской Истины неотделимого!
Преображение Господне – Праздник Двунадесятый. А кроме него, устами своего героя упоминает писатель и Обретение честных древ Животворящего Креста Господня – Спас Медовый, и Спас Ореховый – День Главного Образа Спасителя – Нерукотворного.
И всё в нераздельном, неразрывном единстве с трудами русского крестьянина – вернее, как было уже ранее сказано, все труды Истиною Евангельскою освящены. И пчела, которая «не обижается», — тоже часть этого нераздельного единства, пример истинно славянского взгляда на мир – на Мироздание Божие. Ведь слово «крестьянин», как В.М.Васнецов сказал, означает «христианин»… Разве надо это объяснять? …
Неслучайно, наверное, именно здесь и сейчас говорим мы и о воспитании, об образовании. Потому что слова: «образование» и «Преображение» — однокоренные — и происходят от Образа – Образа Божьего в человеке. Именно на Горе Фавор увидели ученики Истинную Суть Сына Божьего и Свет, от Него исходящий. Свет, означающий отсутствие тьмы. И истинная суть образования не в бездумном, хаотическом «наполнении» знаниями, а в восстановлении Образа – иначе, и знания впрок не пойдут. Оттого и спрашивают на вступительном экзамене знание Книги Книг …
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе – доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, – зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август...»
Умиротворённость, с Небес сходящая Благодать, одухотворённый русский пейзаж, Светом Евангельским, Светом Фаворским просвещённый и освящённый…
А о других Праздниках Лета Господне – и не только – в следующих главах побеседуем…
(Продолжение следует)
Аудиофайл:
preobrazhenie.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
00:58
202
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!