​Очерк "Храм цвета зари".

​Очерк "Храм цвета зари".

Очерк «Храм цвета зари».

Золотая осень в столице задержалась, «замешкалась». Да и не только в столице, наверное. Вот уж и ноябрь к середине приближается, а увядающее золото ещё со многих деревьев не облетело. И синее око неба, какое обычно в начале осени бывает, смотрит пристально и на остатки увядающего золота, и на этот удивительный район Москвы, где храмовые и исторические названия улиц с «новоявленными», богоборческими «перемешаны». (Долго нам ещё в «реальности» сей пребывать – только не о том сейчас повествование). Смотрит око лазурное на этот район Покровского Благочиния, на Покровский тракт, что к спасённому подвигом архитектора Храму неземной красоты ведёт. Смотрит на великое множество возвышающихся здесь святынь – и чудом от рук бесноватых палачей в окаянные годы спасённых, и тех, что ныне из мерзости запустения возрождаются. Смотрит и на этот словно в небеса уносящийся крест, венчающий Храм цвета зари. Иногда за выросшими домами Святыня словно «прячется», а крест над домами высится.
В честь Святыни три переулка названы – только вот «упираются» они в улицу, что до сих пор имя одного из «вдохновителей» классовой ненависти, идеологов кровопролития, одной из «ипостасей» бесовской «антитроицы» носит. Сколько ещё эти «кандалы» позора носить?! А ведь раньше, как и у трёх переулков, было имя святое. Украли его вместе с единственной законной властью ироды «новоявленные»! …
Довольно! Конечно, гладя и размышляя, о русской трагедии невольно вспоминаешь...
Только по Милости Божией более четверти века назад снова в лоно Матери — Церкви возвратилась Святыня сия – а потом и Патриаршим Подворьем стала! И переулки имя Древней Святой носят! И никого не заставляют больше безбожной «антитроице» поклоняться! И смотрит на Святыню, смотрит на молящихся лазурное око Вечного Неба. Око Мира Духовного – Око Творца.
Глава вторая «Святыня, века соединяющая»
Возведён этот удивительный Храм цвета зари в честь Древней Святой — первой из женщин в Лике Великомучениц прославленной. Имя её значит «мир», «покой».
Как рассказывает житие, юную деву и под ноги лошадям бросали, и голову отсечь пытались – но сохранил Великомученицу Господь для проповеди Слова Божия.
Великомученица Ирина! Святая, как и Храм, в честь неё возведённый, для русского православного человека тысячелетия «соединяют».
В Храм можно войти и с «безбожной» улицы — но всё же главный вход с переулка, имя Великомученицы носящего. Через главный вход и войдём с благоговением и молитвой. Со словами, над входом в начертанными: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему».
Образ Великомученицы Ирины рядом с Алтарём — там, где Казанская Чудотворная. А ещё изображена юная прекрасная Великомученица вместе с другой Великомученицей – Екатериной. В земной жизни их не менее века отделяло, а на иконе стоят они рядом — ведь нет у образов иконописных ни времени земного, ни пространства. Смотрят на нас с иконы две знатные красавицы, от знатности, роскоши и почестей Во Имя Христово отказавшиеся. И нечеловеческие истязания претерпевшие. Какая сила духа, какая вера непоколебимая! И мудрость не по возрасту земному! Истинная красота возвышает, а не пробуждает низменные страсти. И образы Великомучениц мысль сию зримо воплощают…
А сколько поводов для размышлений для нас, ныне живущих и часто из-за мелких житейских неурядиц ропщущих! ...
Несколько ближе ко входу Образ Святителя, почитаемого и в России, и в Италии. И не только, конечно.
Николай Чудотворец! Из глубины веков пришедший, стал Святитель Мирликийский одним из самых «русских» святых, к которому и неправедно осуждённые, и в под гнётом нищеты согнувшиеся, и в опасное путешествие отправляющие с молитвой обращаются.
И Храм, в честь самого Святителя Николая возведённый, тоже здесь неподалёку – в двух-трёх остановках. Две Святыни, корнями историческими соединённые...
А рядом со Святителем стоит на иконе Мученица Александра, во время пути на казнь Господом с земли взятая. Жена нечестивого, отличавшегося запредельной жестокостью императора Диоклетиана, уговаривала она юного воина Георгия не губить красоты и юности – а потому от Христа отречься и идолам поклониться, как император велел. А потом, видя крепкую веру юноши, нечеловеческими пытками не сломленную, сама христианкой стала и на казнь вслед за Георгием и другими мучениками за веру Христову пошла.
Озверевший, в бессильной злобе, до беснования дошедшей, отправил нечестивый император языческий на казнь свою супругу! Тоже повод для размышления…
Святитель Николай и Мученица Александра по земле нашей грешной в одно время ходили – и ко Христу разными путями пришли. А ныне смотрят они на нас с Образа иконописного в этом удивительном Храме цвета зари, в честь Великомученицы возведённом, напоминая о том, что Истина земного благополучия дороже. И самой жизни земной!...
А на другой иконе стоит рядом со Святителем Мирликийским Святитель Московский Алексий. Четвёртый век и век четырнадцатый. Ещё один из великого множества примеров единства времени и пространства – вернее – того, что в Духовном Мире границы эти полностью себя исчерпали.
Говорить о Великом Заступничестве Святителя Московского Алексия, как, впрочем, и всех Святителях Московских незачем – не было бы их, скорее всего, растоптали бы Русь кони ордынские. А для остального другое место и время надобно.
Просто именно здесь, в этом удивительном районе Столицы нашей вспоминаются Святители Московские по-особому. Неподалёку отсюда – в Посланниковом переулке в честь Четырёх Святых Митрополитов Московских — Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Храм возведён был по просьбе тех, кто на свечном епархиальном заводе трудился. Храм, что ныне лишь на втором этаже здания, там же звонница. Невольно к властям столичным вопрос возникает: не пора ли историческую справедливость восстановить?! Ну да не об этом сейчас…
Эти же Святители со стенной росписи взирают на предстоящих пред Образом Казанским Чудотворным, что в знаменитом Храме Богоявления на Елоховской площади – тоже совсем недалеко. Наконец, там же Мощи Святителя Алексия – вскоре после Великой Победы из закрытого в то время Успенского Собора Кремля перевезённые на грузовике. Не полагается так со Святыми Мощами – ну да и на том спасибо. Нельзя было в то время Крестным Ходом по Столице идти…
И смотрят с иконы на молящихся два Великих Святителя, пространство и время соединяя, в Храме цвета зари, в честь Великомученицы Ирины возведённом…
Здесь, как, впрочем, и во всех храмах, множество образов Царицы Небесной – Казанская, Смоленская и Владимирская – а как им не быть?! И даже не по одной.
А ещё Нечаянная Радость – наверное, знаменитый некрасовский Кудеяр во многом напоминает стоящего перед Образом в слезах раскаяния разбойника.
А вот Образ о событиях на Святой Горе Афон напоминающий – Отрада и Утешение.
Умолила Мира Заступница Сына Своего, чтобы не наказывал монахов за ослушание.
Образ Балыкинский – его мало где увидеть можно. Божественный Младенец лежит на коленях Матери Своей, словно дитя распеленатое.
И, наконец, Живоносный Источник – напоминание о том, что создан человек по Его Образу и Подобию — и потому надо всё наносное, всё непотребное расчистить, чтобы Образ Сей просиял. Живоносный Источник ещё и над входом в Храм из притвора.
А с другой стороны двери Троица Новозаветная, напоминающая Образ, Отечеством именуемый. У Престола Божия Серафим шестикрылый цвета огненного.
Невольно вспоминаются строки М.А.Волошина из поэмы про Святого Старца Серафима:

И вокруг Господнего подножья
В самом сердце
Вечности и Славы
Чище всех и ближе всех к престолу
Пламенные вихри Серафимов
Веют вечной вьюгою любви…
Глава третья «К Крещенской Купели Отечества нашего»
Почти рядом – над лестницей воплощение единства славянского — Образ Почаевский. Богоматерь с Младенцем над облаком возвышается – а облако словно гору покрывает.
А на горе след, Пресвятой оставленный…
Лестница же сия в нижний Храм ведёт – Храм, освящённый в Честь Князя, Русь к вере Христовой приведшего. И снова века, тысячелетия, в Вечности соединённые и в образе зримом явленные! …
А где Князь-Креститель, там и первые иноки русские – Феодосий и Антоний.
И Лавра на Днепром, в честь Последнего перед Новолетием Церковным Праздника Двунадесятого возведённая. Последние оплоты веры Истинной среди взбесившихся!
Ну да об этом уж сказано-пересказано… Мы от Святых Киево-Печерских и Почаевских не отрекались и не отречёмся!
По обеим сторонам Собора Святых Киево-Печерских Воин Рати Небесной Гавриил и Глава Воинства Небесного Михаил — Стражи, на пути брани духовной стоящие.
Глава четвёртая «Вразумление и научение».
Ныне храмовая роспись постепенно возрождается – так и должно быть. Но даже при взгляде на стёртые лики на стенах и в куполе, никогда не возникало ощущения скудости и запустения – а вспоминались невольно церкви катакомбные, в которые христиане много веков назад молиться тайком приходили…
А давно ли и у нас Церковь Православная – основа русской жизни, культуры русской гонимой была?! Тем, кому сейчас тридцать и немного более, знают о том уже только от старших поколений. И дай Господь, чтобы никогда больше не познали этого люди русские на собственном опыте, собственных жизнях. Должна же трагедия века двадцатого хоть чему-то нас научить!
Дай Господь, чтобы не было больше мерзости запустения в Святынях русских, а главное – в душах наших!
Пресвятая Богородица! Спаси от трагических заблуждений Отечество наше!
Святые Великомученицы Ирина и Екатерина, Святая Мученица Александра и Святитель Николай! Молите Бога о нас!     

(Маленькая часть большого произведения. Но Храм и сама Великомученица Ирина стоят того, чтобы о них отдельно написать).   

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
17:56
390
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!