Погружение в незнакомое, неизведанное Ч. 1. Гл. 1

Погружение в незнакомое, неизведанное Ч. 1. Гл. 1

Погружение в незнакомое, неизведанное…

Часть первая «Мысль философская, в поэзии воплотившаяся»
Глава первая «О Главном Подвиге»
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной;
Если скорби земные
Жалом в душу впились, -
С верой доброй и смелой
Ты за подвиг берись…
Произведение, ставшее песней, благодаря П.И.Чайковскому. Музыка «строгая», чем-то канты древние напоминающая. Вспоминается сразу подвиг русских людей – благочестивых предков наших – и на поле брани убиенных, и врагом умученных, и в тишине лесов подвиг монашеский совершавших.
И как литературе нашей присуще, привычно, отражает стихотворение не только то, что было, но и то, что через много лет будет. Потому что сказанное вне времени, «сверхвременно», как князь-философ Е.Н.Трубецкой в конце жизни написал. Потому что даже при всей гениальности, при всём глубочайшем видении русских корней духовных, не мог православный в самом страшном сне увидеть, в самых «диких» фантазиях вообразить, что Предстоятеля Церкви на суд поведут, а Помазанника Божьего с Семьёю зверски умучат. А говорить, что строки эти и о Новомучениках, новым властителем — антихристом убиенных…
А разве кто-то не видит? И неважно, что поэт лет за шестьдесят до того мир земной покинул ...
Имя автора стихотворения с кратким и всеобъемлющим названием «Подвиг» чуть позже назовём, а сначала скажем, что он поэт поколения А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева, земной путь которого был не очень «длинным», — мир он оставил за несколько месяцев до знаменитой Реформы, что с неволей крепостной покончила.
Этому русскому мыслителю и поэту принадлежит удивительно ёмкое по сути своей слово – «Соборность». Духовное Единство, от веры истинной неотделимое. Невозможно в связи с ним не вспомнить слова Самого Спасителя: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Русский мыслитель, написавший книгу «Церковь одна», сказал сначала, что перевёл какого-то греческого писателя первых веков Христианских. Лишь после правду узнали.
Помнят, наверное, многие ошельмованную в годы безбожные Триаду – Православие, Самодержавие, Народность. Потому что это – три столпа России Православной, во главе которой Помазанник Божий. Это сродни: «За Бога, Царя и Отечество».
Кстати, в строках этих, в отличие от других стихов поэта, не слов: «Россия» или «русский» — но, наверное, только истинно русский, православный поэт, мыслитель — просто русский, православный человек мог так написать. Кстати, за год до смерти…
Был он похоронен на территории Самой Древней Обители Московской – ныне от захоронений лишь фотография осталась. Бесы, власть захватившие, разрушили, с лица земли стёрли. Разорению, осквернению мест последнего приюта прощения нет. Отмаливать преступление многим поколениям – только мы не о том сейчас…
С портрета смотрит на нас преисполненный ума, глубины духовной человек. Имя его – Алексей Степанович Хомяков, имя, что не одно десятилетие убрать из русской литературы, из истории русской пытались.
А мы всё равно помним!
«Высший подвиг в терпеньи, любви и мольбе» — и встают перед нами нечестивцами убиенные братья — Страстотерпцы Борис и Глеб. И через века подвиг их «повторившие» Царственные Великомученики и иже с ними, матушка Елизавета и Инокиня Варвара, Священномученики Владимир, Вениамин, Серафим, Иоанн, Ефрем, Фаддей, Патриарх-Исповедник Тихон и целый сонм Мучеников явленных и неявленных – да о них мы уже говорили …
Как известно, В.М.Васнецов был одним из тех, кто Владимирский Собор в Киеве в год 900-летия Крещения Руси расписывал. Нет, мы не будем сейчас сокрушаться о трагедии Мира Славянского – цель иная. Да и у А.С.Хомякова есть стихотворение «Киев» — потому позже к Колыбели Русской вернёмся…
Среди росписей Собора есть Образ Христа в Небесах на Троне, а есть Крест в Небесах.
Сначала Образ несколько удивляет – Христос же Воскрес… А после становится понятным, что Крестная Жертва к Небесам возносит, смерть победив.
А вспомнили мы об этом, потому что Возношение к Небесам отразилось и в стихотворении А.С.Хомякова:
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных, -
Выше крыши темницы,
Выше злобы слепой,
Выше воплей и криков,
Гордой черни людской.
Словно некий итог размышлений о подвиге – вне времени и пространства. Не только в самом стихотворении, конечно.
Возношение – вспоминаются невольно эти строки цикла с таким названием:
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенных в прах,
Из мук казненных поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.
Я за нее за всю молюсь
И верю замыслам предвечным:
Ее куют ударом мечным,
Она мостится на костях,
Она святится в ярых битвах,
На жгучих строится мощах,
В безумных плавится молитвах.
Создано было стихотворение через шестьдесят лет после того, как А.С.Хомяков землю покинул, – и написал их в годы красного террора поэт серебряного века М.А.Волошин.
Но если не знать этого, разве не сродни друг другу мысли двух великих русских поэтов, Отечество своё беззаветно любивших?! (См. также «Готовность к Сораспятию»).
Словно сказанное А.С.Хомяковым о каждом «обобщается», доходит до «предела», когда судьба Отечества на переломе…
Как мы уже говорили, немало стихов, к России обращённых и у А.С.Хомякова.
Об этом беседа дальше будет...
(Продолжение следует)
Аудиофайл:
podvig-p-i-chaikovskii.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
22:13
390
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!