Погружение в незнакомое, неизведанное Ч. 1. Гл. 2

Погружение в незнакомое, неизведанное Ч. 1. Гл. 2

Глава вторая «Духовная беседа с Россией».

Твое всё то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокой!
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный -
Прозрачный вышнего покров!
Замечательный, жизнеутверждающий финал одного из лучших, наверное, произведений не только А.С.Хомякова, но и всей русской поэзии – литературы об Отечестве нашем. Стихотворение «России» — и звучит уже в самом названии обращение к Родине нашей – по сути – ко всему народу русскому. Снова незачем, наверное, долго объяснять «сверхактуальность» строк этих для жизни нашей – очень непростой.
Об «уделе высоком» России говорят и не разучившиеся мыслить иностранцы – сказал, снявшийся в фильме «Осенний марафон» Норберт Кубинке, что только на русских вся надежда. Не читал он скорее всего стихов и статей нашего великого Соотечественника — а главную мысль через полтора века повторил – потому что она вне времени. Предназначение России в том, чтобы сказать народам о вере и свободе, не порабощая, не «ассимилируя» против воли, как на протяжении истории не раз бывало, а с любовью. Да ведь так и было всегда. Потому что Россия — «славянское племя, Православная Империя», — как написал в своё время известный поэт того же поколения — Ф.И.Тютчев. Потому что Святая Русь — понятие не историческое, не географическое, а духовное, словно только духовным зрением видимый град Китеж.
И прежде, чем сказать эти прекрасные слова о предназначении Отечества нашего, поэт словно «выстраивает» все размышления на антитезе.

«Гордись! — тебе льстецы сказали: -
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озера...»
Не верь, не слушай, не гордись!
Прежде всего «льстецы» — те, которые дьяволу служат. Они восхищаются Россией? Вовсе нет – им нужно, как в знаменитой басне И.А.Крылова, обмануть, «ослепить». А после ослабить, уничтожить и получить несметные богатства. Разве требует это ещё каких-то объяснений?! Историю нашу многострадальную каждый мало-мальски культурный человек знает. И называет А.С.Хомяков всё богатства земные «прахом» — и слово это рядом с «силой» и «славой» земной.
А дальше говорится поэт-славянофил о падении Рима, об уничтожении Орды, о том, как некогда «Царица западных морей» — Альбион ныне «кует бессильные крамолы, дрожа над бездной».
Оттого что забыли некогда великие державы о Духовном Начале, о совести, о милосердии.
Через несколько десятилетий напишет русский мыслитель В.С.Соловьёв л том, что «Рим обожествил сам себя… и пал». Знает любой русский человек о чудовищной жестокости кочевников-язычников — о мученической смерти русских князей, не пожелавших идолам поклониться и жён своих венчанных на блуд привести. Знает весь мир о том, как английские войска людьми из пушек выстреливали…
«Не гордись», — этот идущий от сердца призыв звучит трижды. Потому что
Бесплоден всякой дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!
Оттого Россия стоит – много выстрадавшая, но непобедимая, молитву к Небесам вознося.
Век спустя напишет в одной из статей писатель-эмигрант И.С.Шмелёв: «…Москва стоит, живая. Чем держится? Не сказать ли народным словом – «Николай-Угодником держится»? не под незримым ли Покровом-Омофором?»
И разве не относятся с полным правом слова эти ко всей России нашей?! Потому что Третий Рим – прежде всего «Московское Царство», которое «стоит, а четвёртому не бывать»…
Построенное на антитезе духовного и материального – «бренного» богатства, ослепляющей гордыни и высокого смирения, «синоним» которого – любовь, произведение словно являет собою размышление, приводящее к совершенно очевидному для писателя, как, впрочем, и для каждого истинно русского человека, выводу:
И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол творца прияла ты,-
Тебе он дал свое призванье,
Тебе он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительной сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
А дальше финал, к которому обратились мы в самом начале главы...
Кому много дано, с того много спросится – дано Создателем, конечно. Говорится так о человеке – а у А.С.Хомякова звучит мысль эта обо всей России…
(Продолжение следует)

Аудиофайл:
arhidiakon-roman-rus-nazyvayut-svjatoyu.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
01:03
290
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!