​Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.1.Гл.4

​Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.1.Гл.4

Глава четвёртая «О соборном покаянии…»

В одном из трудов своих упомянул известный русский мыслитель И.А.Ильин покаянные стихи славянофила А.С.Хомякова. Потому прежде, чем продолжить, вспомним ещё раз, что покаяние означает «изменение сознания» — переоценку, вразумление, просветление.
Вспомним, что не единожды слова, к каждому из нас словно Самим Творцом обращённые, звучат в произведениях нашего Великого Соотечественника как обращение ко всей России – и, разумеется, никакого противоречия в том нет. Даровал Господь А.С.Хомякову ощущать себя неотъемлемой частью России, Мира Славянского – на «уровне», можно сказать, «физическом». Ощущать связь с Отечеством своим, живую, нерушимую…
А ещё в связи с этим невозможно забыть о ставшем в наше время «сверхактуальным». Нередко потерявшие совесть современные «писатели», в стране своей что-то высмеивая или обличая, своё «я» от «мерзости», творящейся вокруг, словно «отделяют», будучи мерзкими гораздо больше. Только никогда не было свойственно это истинно русским писателям – а уж тем паче – славянофилам. Если творится мерзость, то я лично и все мы её «разделяем» — потому что есть в ней и наша вина…
А.С.Хомяков создал не одно произведение, которое можно назвать покаянным — и начнём мы с этого стихотворения, на мой взгляд, самого философски углублённого, более всех скорбей преисполненного и самого животрепещущего:
Не говорите: «То былое,
То старина, то грех отцов,
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов».
Нет, этот грех – он вечно с вами,
Он в вас, он в жилах и крови,
Он сросся с вашими сердцами –
Сердцами, мёртвыми к любви.
Молитесь, кайтесь, к небу длани!
За все грехи былых времён,
За ваши каинские брани
Ещё с младенческих пелён;
За слёзы страшной той годины,
Когда, враждой упоены,
Вы звали чуждые дружины
На гибель Русской стороны;
За рабство вековому плену,
За робость пред мечом Литвы,
За Новгoрoд и его измену,
За двоедушие Москвы;
За стыд и скорбь святой царицы,
За узаконенный разврат,
За грех царя-святоубийцы,
За разорённый Новоград;
За клевету на Годунова,
За смерть и стыд его детей…
А далее перечисляет поэт ещё много скорбей исторических. И вспоминаются, конечно, слова Священного Писания: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». А как же: «Сын за отца не отвечает»?! Не отвечает – только не должно сыновьям грехи отцов повторять, «преумножая». И пытаться понять, как жить по-иному – по Правде Божией…
Снова, как ни прискорбно, легче уразуметь более полутора веков назад созданное на примере истории века окаянного, до которого великий Поэт-Славянофил почти полвека не дожил. Потому прежде всего, что всё, в стихотворении перечисленное, ни в какое сравнение с трагедией прихода в Россию антихриста и попыткой разрушить всё «до основания» не идёт. И миллионы жизней искалеченных к трагедии этой вольно ли невольно причастны. И потому, что, как не раз уже говорилось, всё, в произведениях А.С.Хомякова отражённое, ныне ещё большую «актуальность» приобрело.
Кровоточащие вопросы, на которые сразу ответить очень сложно – почти невозможно, наверное: насколько виноват каждый, носивший на себе изображение крови жаждущего вождя мирового пролетариата – по сути символ неоязыческий, повторявший за учителями, что Бога нет, и что «надо было» Царскую Семью убить. Каждый, партийный билет иметь желавший, каждый плававший в бассейне «Москва», на долгие годы незаконно занявшем место Храма Христа Спасителя…
Главное, что должно осознать, — мерзость, греховность деяний – именно осознать прежде всего – иначе грех так и останется навсегда «в жилах и крови».
Ныне восстанавливаются повсюду порушенные Святыни, памятники Помазанникам Божиим – разве это не покаяние за то, что предки наши, обезумев, ослепнув духовно, натворили?! Но остались, к скорби великой, в ком-то «метастазы» богоборчества и «классовых разделений» — оттого остались, что сердца стали «мёртвыми к любви»…
И звучит почти сто восемьдесят лет назад написанный призыв к соотечественникам нашим, словно ныне произнесённый.
За всё, за всякие страданья,
За всякий попранный закон,
За тёмные отцов деянья,
За тёмный грех своих времён,
За все беды родного края, –
Пред Богом благости и сил
Молитесь, плача и рыдая,
Чтоб Он простил, чтоб Он простил!
А без покаяния, без прощения жизни хорошей не построить – несмотря на все «технологии» – фундамент не устоит…
Наверное, это произведение, как мы уже сказали, самое «кровоточащее» и сердце сотрясающее, самое глобальное по мыслям своим. Но, конечно, призыв к покаянию звучит и в других стихах. Звучит в единстве со словами о предназначении России. Звучит, продолжая мысль о том, что дан Отечеству нашему «светлый удел хранить для мира достоянье высоких жертв и чистых дел». Потому что без чистоты сердца, чистоты помыслов невозможно свершать благие дела – невозможно войти в Царствие Небесное.
Не в пьянстве похвальбы безумной,
Не в пьянстве гордости слепой,
Не в буйстве смеха, песни шумной,
Не с звоном чаши круговой;
Но в силе трезвенной смиренья
И обновленной чистоты
На дело грозного служенья
В кровавый бой предстанешь ты.
И называется произведение «Раскаявшейся России». Тоже обращение к Отечеству нашему – к русским людям – призыв прежде всего на жизнь свою «очами духовными», как сказал в одном из произведений С.А.Нилус, взглянуть...
Звучит призыв к покаянию, очищению для исполнения предназначения своего и в этих строках:
Молись молитвою смиренной
И раны совести растленной
Елеем плача исцели!
И встань потом, верна призванью,
И бросься в пыл кровавых сеч!
Борись за братьев крепкой бранью,
Держи стяг божий крепкой дланью,
Рази мечом — то божий меч!
И приходит на ум невольно главное произведение всей русской литературы – «Пророк» А.С.Пушкина. Цитировать его необходимости, наверное, нет. Итак, тот, кому Самим Творцом предназначено «глаголом жечь сердца людей», сначала должен очиститься духовно – преобразит и очи, и уши, и язык, и сердце — а после услышать Бога Глас, чтобы «трупом» духовным не быть.
Очищение духовное должно случиться, произойти и со всей Россией, чтобы предназначение, к которому Творец призвал, исполнить…
А в финале главы снова мост в век двадцатый «перекинем» — в очень непростые годы девяностые.
Ой, не время нынче спать, православные!
Белый голубь пал в бою с чёрным коршуном.
То, что горько вам сейчас, вряд ли главное –
Было горше на Руси, было горше нам.
Слова этой довольно известной песни, как, впрочем, и музыку, создал прошедший войну в Афганистане, тот, кому даровал Создатель лишь сорок семь лет жизни земной, истинно русский, православный «бард» Владимир Григорьевич Волков.
Скорбные во многом строки — но звучит в них вера, звучит надежда – «было горше на Руси» — а Русь жива…
И завершается произведение трижды повторяющимися – самыми главными словами. Призывом к людям, что русскими себя считают:
По церквам – запустенье и тлен,
Без царя голова, без креста душа.
Ну-ка, матушка, встань с колен –
Надо сделать последний шаг!
Пережил наш современник, как и большинство из нас, годы богоборческие, которые нашему Соотечественнику-Славянофилу в самом страшном сне привидеться не могли. Но финал стихотворения словно через века продолжает мысли того, кто о Соборности – о Единстве Духовном сказал. Мысли о Высоком предназначении Отечества нашего – о том, что людям русским забывать никогда не должно…
А ещё об одной русской боли в следующей главе побеседуем…
(Продолжение следует) 
Аудиофайл:
hor-danilovskogo-monastyrja-nasha-vera-pravoslavna-goodmp3-ru.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
22:21
149
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!