Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.2.Гл.1

Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.2.Гл.1

Часть вторая «Об искусстве христианском…»

Глава первая «Пробуждение спящих во мраке…»
Начинается новая часть исследования – тоже посвящённая творчеству великого Славянофила А.С.Хомякова. «Представитель нового – христианского искусства», –сказал в одной из «Трёх речей» о Ф.М.Достоевском русский мыслитель Серебряного века В.С.Соловьёв.
Но разве не относятся слова эти и к А.С.Хомякову, чьи мысли пророческие приобрели ныне ещё большую остроту?!
Только сейчас несколько об ином, хотя тема, конечно, очень близкая…
«Национальна духовна культура есть как бы гимн, всенародно пропетый Богу в истории, или духовная симфония, прозвучавшая Творцу Всяческих», — сказал мыслитель двадцатого века И.А.Ильин.
Оттого и звучит в искусстве – настоящем, конечно, тема связи с Миром Духовным. Оттого и создаются стихи, по словам того же Мыслителя, «там, где проносятся Веяния Духа Божьего, даже когда внешне нет ничего церковного и религиозного». Не только стихи, конечно. Оттого преисполнена наша боговдохновенная литература образами Мира Духовного, иногда несколько завуалированными, но всё равно истинно русскому человеку понятными. Оттого тема Праздников Церковных в русской литературе – одна из главных.
Мы позже обратимся и к Ночи Начала Всеобщего Спасения, и к Ночи, когда поют во всех храмах Славу Христу Воскресшему…
А пока перед нами произведение, благодаря Архидиакону Роману и Иерею Алексею Грачёву песней ставшему. «Ночь» — какое глубокое, какое многоплановое название!
Как зима или осень, может символизировать ночь и добро, и зло – и таинство красоты, общение с Миром Духовным, и обман лукавого и страх перед ним. (См. также «Лето Господне русской природы. Ч.1»).
Но перед нами истинно русский, православный поэт — правда в этом произведении отражена и не Пасхальная Ночь, и не Рождественская…
Спала ночь с померкшей вышины.
В небе сумрак, над землёю тени,
И под кровом тёмной тишины
Ходит сонм обманчивых видений.
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Освяти молитвой час полночи!
Божьи духи землю сторожат;
Звёзды светят, словно божьи очи.
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Разорви ночных обманов сети!
В городах к заутрене звонят:
В божью церковь идут божьи дети.
Помолися о себе, о всех,
Для кого тяжка земная битва,
О рабах бессмысленных утех!
Верь, для всех нужна твоя молитва.
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Пусть зажжётся дух твой пробуждённый
Так, как звёзды на небе горят,
Как горит лампада пред иконой.
Вспомним сначала, что нередко в литературе нашей – в поэзии особенно – образ природы отражает «оставленные позади» земное время и пространство земное – и говорит образ мироздания об ином.
Сразу на ум приходит один из шедевров М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива», где словно «сошлись» воедино все времена года. Или не столь давно упоминаемое произведение Н.М.Языкова «Пловец», в котором «блаженная страна», явно, не место с тропическим климатом. А ещё замечательное стихотворение о «мыслях без речи и чувствах без названия» В.С.Соловьёва. Называется оно «В Альпах» — но ни о горах, ни о лугах альпийских ни слова – только о чувствах и желании над землёю подняться…
И здесь ночь – образ многоплановый.
Итак, «под кровом тёмной тишины ходит сонм обманчивых видений». Вспоминаются
слова одного из Отцов Церкви, сравнившего с темнотою, когда передвигаясь ощупью, натыкаются на разные предметы, жизнь во грехе — потерянные нравственные ориентиры. И у А.С.Хомякова в произведении «померкшая вышина» и «в небе сумрак», и «над землёю тени».
Но всё же это не «полуночные образы», которые сначала реют, после стонут — и, наконец, воют в произведении А.А.Фета. И не ночь, которая страшна – оттого что «сорвала» и «отбросила прочь» «ткань благодатного покрова» и «обнажила бездну» у Ф.И.Тютчева. Нет здесь страха — потому что «Божьи духи землю сторожат; звёзды светят, словно божьи очи», от козней лукавого оберегая. И, конечно, приходит на ум: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».
И звучит в стихотворении трижды: «Ты вставай во мраке, спящий брат!». Вряд ли кто-то воспринимает это как «буквальное руководство к действию». «Спящий» не после трудов праведных и после вечерней молитвы, а во мраке греховности. Духовно ослепший и, возможно, ставший ленивым душою.
Вот от этого сна греховного и должно пробудиться — «разорвать ночных обманов сети» — сети страстей греховных, что лукавым расставлены, соблазнов — и устремиться в Дом Божий – «в Божью Церковь». И обращается лирический герой к нам, русским людям как к братьям во Христе, призывая к молитве соборной, к молитве о тех, за кого некому помолиться…
И словно вершина духовного прозрения последние строки:
Ты вставай во мраке, спящий брат!
Пусть зажжётся дух твой пробуждённый
Так, как звёзды на небе горят,
Как горит лампада пред иконой.
«Разорвав ночных обманов сети», под звон колокольный «в божью церковь идут божьи дети» — русские люди православные...
Через полвека напишет князь-философ Е.Н.Трубецкой о том, что купол православного храма, на пламя свечи похожий, выражает «молитвенное горение к Небесам». Горение душ, к Творцу в молитве устремлённых.
…А пред иконами так трепетно, так сильно,
Прочь разгоняя сумрак теплится свеча –
напишет в двадцатом веке Иеромонах Роман, воплощая суть молитвы, образ горящего пламени свечи, что ещё и саму жизнь символизирует. И словно продолжая мысли стихотворения, почти в конце жизни земной созданного нашим великим соотечественником – славянофилом Алексеем Степановичем Хомяковым...
А призыв пробудить сердце своё для молитвы и благих свершений звучит не только в этом стихотворении с таким многогранным, символическим названием.
Но и об этом, и о Главных Праздниках Мира Христианского следующий раз побеседуем
(Продолжение следует...)

Аудиофайл:
arhidiakon-roman-noch.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
13:02
157
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!