Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.3 Гл.2

Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.3 Гл.2

Глава вторая «Осенняя молитва вместе с Мирозданием Божиим».

Есть пора святая в жизни деревенской —
Осени прозрачной тихая пора.
В ясный день природа — это храм вселенский:
В нём богослуженье до ночи с утра.
Лишь с долин росистых волны фимиама
Возлетят навстречу утренней заре,
Для молитв открыты на просторе храма
Всюду алтари.
На холме высоком, и под скромной ивой,
И в лугу безмолвном, где стоят стоги —
Алтари повсюду, где благочестиво
Остановит путник взоры и шаги.
Паутиной чистой серебрятся жнивья;
Нивы в изумрудный облеклись наряд;
Как паникадила, стройные деревья
Золотом горят.
Произведение с красивым и мудрым названием «Святая пора». Мы уже беседовали о нём однажды, говоря о Лете Господнем, «в ритме» которого живут не только благочестивые русские люди, но и само Мироздание Божие. (См. также «Лето Господне русской природы». Очерк второй, часть 2).
Сейчас же беседа наша о творчестве русского поэта А.М.Жемчужникова, видящего, по словам Иеромонах Романа, «таинственную оживляющую силу» «в любой букашке и в любом листе, в мерцанье звёзд, и на земле унылой» — иначе не увидеть, не ощутить, не изобразить Красоту Мироздания Божьего…
К строкам хорошо известно многим автора, Церкви принадлежащего, будем ещё по мере необходимости обращаться, а пока возвратимся к поэту, о котором беседу начали...
Красота русского осеннего пейзажа стала, конечно, источником вдохновения, предметом изображения для многих русских писателей — но в произведении А.М.Жемчужникова самое главное – Святость, к которой прикасается через красоту русской осени лирический герой, а вместе с ним и читатель, если обладает внемлющим слухом и зрением.
Блажен, кто, наполняясь тишиной
И внемля ей благоговейным слухом,
В обыденном постигнет мир иной –
Дыханье созидающего Духа –
сказал упомянутый уже Иеромонах Роман. И лирический герой поэта 19 века, внимая тишине осеннего деревенского пейзажа, видит прежде всего Красоту Мира Духовного, без которой и красоты земли не было бы. Потому что для христианина природа – Нерукотворный Храм Творца – и, наверное, русский пейзаж – ранней осени особенно — более всех зримо Храм этот воплощает. Наверное, заметили многие, что золотые листья словно сами «свет излучают» — и вокруг светло становится, даже если солнца нет и небо пасмурное…
Мыслитель Н.М.Тарабукин назвал Софию – Премудрость Божию «Художницей», мир создающей – и родилась эта мысль тоже в пору «осени прозрачной» — времени удивительной красоты пейзажа, что только в России – на Руси Святой узреть возможно. И вспоминает философ известные всем строки Ф.И.Тютчева:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Книга называется «Смысл иконы»).
«Дивная пора» и «день хрустальный» отражены и А.М.Жемчужникова – только для него пейзаж словно первая ступень богопознания. Литургия только начинается…
Словно кадит над холмами и лугами, над ивами у ручья и стогами незримый священник — Сам Творец Неба и земли – открывается Алтарь вселенский — и начинается Литургия всего мироздания.
И причастны ей те, что «остановят… взоры и шаги», а не пройдут мимо. Те, что ищут Создателя – и внемлют Ему…
И, может быть, «ясный день», когда небо расчистилось от серых туч, грустные мысли наводящих, подчёркивает, усиливает образ прояснившегося сознания. И образ души, соблазны преодолевшей, — подобно тому, как очищается небо от туч – и яркой синевою сияет. Оттого стал видеть человек в Мироздании Божиим «всюду алтари» — и с Мироздании Божиим в единстве молитву Творцу возносить…
А стихотворение словно из трёх частей состоит – потому беседу в следующей главе продолжим…
(Продолжение следует...) 
Аудиофайл:
osennii-son.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
18:12
181
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!