Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.3 Гл.3

Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.3 Гл.3

    Глава третья «Смерть ради Воскресения…»

Время гроз гремящих, время неги знойной
От земли умчалось… Ей его не жаль.
Вся теперь объята думою спокойной,
Взор она возносит в голубую даль;
Небу за былое шлёт благодаренья;
Знает, что ей ныне дни уж сочтены;
И готова к смерти, чая воскресенья
От лучей весны...
Итак, прежде, чем продолжить, стоит сначала кое о чём поразмыслить…
Святая пора «осени прозрачной»! Конечно, на Руси Святой поры «несвятой» быть не может. (Её навязывать пытаться будут не одно десятилетие уже после того, как отойдёт поэт в мир иной).
А узреть Святость природы русской, как было уже сказано, может только верующая душа.
Просто привычнее, конечно, особенно русским поэтам, говоря о Святости вспоминать всё, связанное с Воскресением Христовым или Приходом в мир Спасителя Беззащитным Младенцем. (См. также часть 2, гл. 2, «Лето Господне русской природы»).
Но осень русская прежде всего под Покровом Пречистой, а ещё с Новолетием Церковным неразрывно связна. Завершается Круг Лета Господня Успением Пресвятой Богородицы, а начинается с Рождества Пречистой. (См. также «Лето Господне русской природы» Очерк второй).
Сказал ещё в детстве И.С.Шмелёв, что без Благовещенья никаких праздников христианских не было бы. Конечно, но без Её Прихода в мир, без горячей молитвы Святых Иоакима и Анны о даровании чада не было бы и самого Благовещенья, не свершилось бы Спасение рода человеческого...
Конечно, А.М.Жемчужников дней этих прямо не называет, но всё, в стихотворении изображённое, – точнее будет — отражённое, ассоциируется, с Днём Начала Нового Года Церковного, с Рождеством Пречистой или Воздвижением Креста Господня в четвёртом веке. (Для Покрова рановато, наверное). А ещё с Днями Памяти особо почитаемых Образов Ея Чудотворных. (См. также «Наша осень под Покровом Богородицы»)…
Нельзя забывать и того, что осень, как вечер, — время размышления, подведения «итогов», когда «время гроз гремящих, время неги знойной от земли умчалось». Прошло время юных страстей и мечтаний, время молодости, когда свершается во многом главное в жизни. А ныне — время размышления о Вечном. (Звучит, конечно, мысль эта не только здесь — и мы ещё встретимся с нею после, но не очень скоро).
Осень — пора, когда приходит мудрость и особенное понимание того, что жизнь на земле не вечна, что плоть человеческая увядает, подобно листьям осенним, — но впереди Жизнь Вечная, о которой думать надо было всегда – но теперь, в приближении конца, — особенно.
И не должно «цепляться» за то, что тленно – от смерти это не спасёт, как и ропот, что «мало осталось» и почему чего-то «не было раньше».
Оттого и пролетевших, от «земли умчавшихся» весны и лета «не жаль» — и «Небу за былое» мироздание «шлёт благодаренья». Оттого земля «готова к смерти, чая воскресенья от лучей весны», когда пропоют «Христос Воскресе» — и смерть будет побеждена…
Мы сказали в предыдущей главе, что начинается Литургия каждением — а здесь, наверное, звучат соединяющая землю с Небесами Херувимская, воплощающий чаяние Воскресения мертвых и Жизни Будущего Века «Символ веры» и Самим Христом дарованная Молитва «Отче Наш».
Возносящиеся соборно в Храме, возносятся они здесь всем Мирозданием Божиим. И слышны, как не раз уже говорилось, тем, кто Творцу внимает…
А о финальных строках в следующей главе побеседуем…
(Продолжение следует)
Аудиофайл:
heruvimskaja.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
15:58
157
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!