​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.3 Гл.4

​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.3 Гл.4

Глава четвёртая «Слава Творцу Неба и земли»!

И вот финал, который можно назвать «логическим» — только «логика» здесь не формальная, а духовная, если угодно. Потому что, как не раз уже сказано было, словно наполняется лирический герой Высшей Мудростью – и к Небесам душою и мыслями восходит. И пребывает, как век спустя скажет – вернее – споёт В.Г.Волоков, «телом здесь, а душой в Небесе»…
Богом именуем, о, Великий Зодчий!
Осенью прозрачной в сельской тишине
Ты перед природой мне с любовью отчей
Снял с очей завесу и открыл их мне.
И Твой храм я вижу просветлённым взором,
Храм, где вечно служба в славу бытия;
И духовным слухом слышу пенье хором:
Аллилуйя!
«Великий Зодчий», творящая мир «художница» — Премудрость Божия – всё это снова и снова возвращает к мысли о «Единой Руке» Творца Неба и земли – и не может быть иначе. (См. также две предыдущие главы).
А если бы не было этого Творцом «продуманного Единства», то, как сказал математик Б.В.Раушенбах, последствия были бы страшны и непредсказуемы. Ведь и сам учёный, работая с космонавтами, к мысли этой пришёл — и в трудах своих отразил. Какое точное, глубинное по сути своей название — «Предстоя Святой Троице»! Триединому Божеству весь мир предстоит — и разве не предстояние отражено в стихотворении А.М.Жемчужникова?! …
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою –
воскликнет через несколько десятилетий поэт Серебряного века Б.Л. Пастернак. Стоит «службу долгую» и лирический герой его предшественника – вместе со всем Мирозданием Божиим. И завершает стихотворение восклицание «Аллилуйя», означающее, о чём, наверное, многие знают, «Слава Господу»! И звучит оно почти одинаково на канонических языках двух христианских конфессий…
И вот ещё один пример духовной преемственности – со строками не раз упомянутого Иеромонаха Романа:
Царю Небесный, Душе Всеблагий!
Тобой живится всякое творенье!
Пошли, да не похвалятся враги,
Лицу России Воду Обновленья.
Господь вдохнул жизнь во всё на земле сущее – потому и существует на земле грешной эта Красота — и сердце щемит.
Неслучайно говорил под конец жизни земной великий живописец русский – И.И.Левитан о «Божественном Нечто, разлитом во всём», что «постигается только любовью». Невозможно без любви ни постичь Вечного, ни создать ничего великого. И стихотворение А.М.Жемчужникова любовью преисполнено…
И если говорили мы в двух главах предыдущих о Главной Службе нашей – Литургии, то здесь уже происходит Таинство Причастия – то, ради чего Богослужение совершалось. А когда свершилось, звучит Аллилуйя! Звучит как Благодарность Создателю за то, что позволил нам, недостойным, причаститься.
Ощущение причастности своей Вечному, идущая от сердца благодарность отразились и в произведении А.М.Жемчужникова. Благодарность за духовное прозрение, за дарование, как сказал С.А.Нилус, «очей духовных»…
Не называет А.М.Жемчужников, в отличие от поэта, Церкви принадлежащего, Россию по имени – да разве не виден с первых строк пейзаж осенний, который только на Руси Святой быть может?!
(См. также «Лето Господне русской природы» Очерк второй)…
А ещё один одухотворённый пейзаж ранней осени мы в другом стихотворении увидим – и в следующей главе о нём побеседуем…
(Продолжение следует)

Аудиофайл:
telo-hristovo-priimite-a-bessarabov.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
03:47
159
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!