​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.5 Гл.1

​Погружение в незнакомое, неизведанное Ч.5 Гл.1

Часть пятая «О русских скорбях и Святости Русской»

Глава первая «Молитва «высоких душ»
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
Эти пронзительные строки песней ныне стали. Их нашли в дневнике убиенной Царевны Ольги после свершения хасидами жертвы кровавой. (Думаю, о том, как Царскую Семью убили, знают теперь многие). И даже убиенной Царевне сначала приписывали.
А произведение с всеобъемлющим названием «Молитва», коих на Руси множество великое, старшим Царевнам посвящено.
А по сути оно обо всех — не только роду Романовых принадлежащих, — обо всех русских, православных людях, в «когти» зверя, антихристом именуемого, попавших в годы окаянные самого трагического века истории нашей многострадальной.
И написано произведение от первого лица – только не «я», а «мы» – как Молитва Соборная.
Создал его поэт Серебряного века, у кого главной темой творчества была Россия Царская – потому что это – единственно законная власть, Самим Творцом Свыше Данная.
Звали поэта Сергей Сергеевич Бехтеев — его творчеству и будет посвящена последняя часть исследования…
Конечно, отражено в поэзии вечное, «актуальное» на все времена – но эти строки, как и многие, поэтом созданные, могли родиться только в те годы скорби великой, когда пришёл на Русь Святую враг, что хуже, страшнее любого захватчика иноземного. Враг, души людей в полон взявший, разум и совесть отнявший — об этом в следующих главах. Не у всех, конечно, отнявший — иначе бы никогда не возродились Святыни, не был бы прославлен Сонм Новомучеников и Исповедников Земли Русской.
А всех верных хочет зверь уничтожить. Думаю, снова и снова перечислять примеры, которым нет числа, незачем – с этой раной кровоточащей нам долго ещё жить – и о том не раз уже беседовали. (См. также «За Истину жизни отдавшие», «Северовосток, дорогу к Храму нашедший»).
Есть в замечательном, самом поэтическом Акафисте «Слава Богу за всё» такие слова: «Удел высоких душ». Конечно, это и о Царской Семье, и о Елизавете Фёдоровне с Инокиней Варварой, и о погибшем раньше их Священномученике Владимире Киевском – и о Сонме Мучеников смерть за Христа принявших.
Ведь молитва эта о том, чтобы уметь прощать врагов – сразу вспоминается, что Святой Митрополит Владимир попросил перед расстрелом дать ему помолиться – и за палачей, «не ведавших, что творили». Почти через два тысячелетия повторил Святой Мученик слова Самого Спасителя.
«Удел высоких душ» — молиться за врагов, за палачей.
И звучит словно «продолжение»: «Мы выучились верить и молиться за палачей» у М.А.Волошина в обращении к «Потомкам». (См. также «Готовность к Сораспятию»)…
А вот ещё «продолжение», созданное родившимся уже в начале шестидесятых века окаянного, — Архидиаконом Романом:
Спасай, Госпоже, их и милуй,
Когда отступают от Бога,
Спасай их, когда они гибнут,
И сами спастись уж не могут.
Грехами Тебя прогневляют,
И горе одно лишь приносят.
Спасай их, когда они сами
Спасенья себе уж не просят.
Верни мою Родину Богу,
От уз сатанинских избави.
Сердца, помрачённые злобой,
Смягчив, к покаянью направи.
Смыкались усталостью вежды,
Но скорбь ото сна пробуждала.
Боролась с уныньем Надежда,
И к жертве Любовь призывала.
Это – молитва Царя — Мученика – и называется произведения «Святой Николай».
Молитва за Россию того, кто в жертву себя принёс, когда были кругом только «трусость, обман и измена». Снова молитва о заблудших – сродни словам Христа перед казнью.
Оттого и взывает С.С.Бехтеев – как-то неуместно говорить здесь о лирическом герое:
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!
Чтобы душу перед кончиной от злобы, от гнева, пусть и во многом праведного, очистить — и обрести Царствие Небесное. И только об этом просит он Создателя – когда рушатся кругом вековые, как ещё недавно казалось, незыблемые ценности…
О пророчествах поэта скажем в следующих побеседуем, а пока вспомним, что сказали мы о некой духовной преемственности – эту мысль и продолжим.
Далекие потомки наши, знайте,
Что если вы живете во вселенной,
Где каждая частица вещества
С другою слита жертвенной любовью
И человечеством преодолен
Закон необходимости и смерти,
То в этом мире есть и наша доля!
Так завершает обращение к потомкам – а значит, ко всем нам. Звучит здесь так или иначе присущая русской литературе тема Откровения — Второго Пришествия – когда всё земное своё предназначение «исполнило», когда из пролитой жертвенной крови любовь «произросла», когда смерть «преодолена». (На одном из Образов Новомучеников и Исповедников все они словно из земли цветами произрастают. К сожалению, Образа этого в пространстве интернета не найти. А Икона в Храме Рождества Христова, что в Измайлове).
И до конца претерпевшие, от Христа не отрекшиеся Вечности в Обителях Райских причастны. Ведь строки эти созданы в годы террора — почти вслед «Молитве» С.С.Бехтеева...
А вот финал песней ставшего стихотворения Архидиакона Романа о Святом Царе.
И вновь за народ, на коленях,
Уже ни правитель, ни Царь,
За Русскую молится землю
Раб Божий святой Николай —
говорит поэт и служитель Церкви, двух лет до прославления не доживший. (Они с Иереем Алексеем в 1998 году в аварии погибли).
Жертва сделала Царя и Семью его Лику Причастными.
С календаря смотрит мне в душу
Царь Николай взором Христа –
написал не так давно Г.Р.Пономарёв – автор многих песен о Великомучениках Царственных…
Тема Святой Царской Семьи, как и боль и стыд России, Помазанника Божьего убившей, неисчерпаема.
Потому, возвращаясь в конце главы к произведению С.С.Бехтеева, вспомним ещё раз, что посвящены строки в жертву за Россию – тогда обезумевшую – себя принесшим Великомученикам Царственным. А по сути, как жизнь показала, всем Новомученикам и Исповедникам России многострадальной.
Беседа продолжится – и, наверное, первый раз не знаешь, о чём именно говорить дальше. Посмотрим…
Аудиофайл:
zhanna-bichevskaja-molitva-poshli-nam-gospodi-terpene.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
13:54
150
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!