​Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.5 Гл.2

​Погружение в незнакомое,неизведанное Ч.5 Гл.2

Глава вторая «Главная русская скорбь…»

(В этой главе, наверное, больше, чем в других, отражена связь, преемственность, «перекличка» со строками других поэтов – и не только. Потому что… всё и так ясно).
Честно говоря, во время работы над первой частью ком в горле стоял, когда приходило осознание того, что мысли А.С.Хомякова стали в наше время непростое ещё более «актуальными», за живое задевающими. Но сейчас боль многократно усиливается. Эта часть, исследование завершающая и самая скорбная. И скорбь эта сильнее, глубже, чем даже сначала показаться могло. Всё в своё время скажется, а пока перед нами строки С.С.Бехтеева., которые без боли душевной не читаются:
Где ты, кроткая, православная,
Наша матушка Русь широкая,
Меж сестер славян сестра главная,
Светлокудрая, синеокая?
У тебя ли нет голубых морей,
Вековых лесов, поднебесных гор,
У тебя ли нет тучных нив-степей,
Городов и сел, веселящих взор?...
Не может не броситься в глаза сходство «ритмическое» — и не только«ритмическое», конечно, с известными каждому с детства строками А.В.Кольцова:
Ax ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной,
Вдоль и поперек
С ней хотелося…
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньей, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная;
Поклонись, цветы,
Головой земле! …
Само стихотворение, конечно, больше – и говорит не только о степи бескрайней, но и о горе простого, русского мужика — косаря, за которого не хочет любимую её отец-староста замуж отдавать. Горе, которое главный герой всё же надеется преодолеть.
А у С.С.Бехтеева беда всей Руси Святой, России Православной отразилась.
И прежде, чем дальше произведение читать, обратимся уже не к «предшественнику» в истории, а к поэту, лишь на два года старше С.С.Бехтеева – исповеднику неявленному — М.А.Волошину. (Мнение личное – да не на пустом месте возникшее. См. также «Готовность к Сораспятию»).
Суздаль да Москва не для тебя ли
По уделам землю собирали
Да тугую золотом суму?
В рундуках приданое копили
И тебя невестою растили
В расписном да тесном терему?
Не тебе ли на речных истоках
Плотник-Царь построил дом широко —
Окнами на пять земных морей?
Из невест красой да силой бранной
Не была ль ты самою желанной
Для заморских княжих сыновей?
Нельзя не увидеть схожести мыслей и чувств, не услышать скорби преисполненного риторического вопроса как преддверия главной русской трагедии. У обоих поэтов названы произведения: «Святая Русь» — и звучит название это с горечью великой.
Кстати, заметили уже, наверное, что слово «скорбь» сейчас у нас ключевое.
А созданы оба произведения в годы, говоря словами М.А.Волошина, «смут, побоищ и погромов». И у обоих поэтов скорбью великой, болью неутихающей каждая строка преисполнена.
Итак, что же дальше?! Разумеется, сначала в произведении С.С.Бехтеева:
Что ж стоишь в углу, пригорюнилась,
В жалком рубище, Русь державная,
Бровью черною принахмурилась,
Обнищавшая и бесславная?
Нет парчи цветной на твоих плечах,
Нет венца Царей на твоем челе,
Грусть-тоска глядят у тебя в очах,
Сор-бурьян порос на твоей земле.
И вещает Русь, Русь убогая:
«Люди добрые, чужестранные,
Велика моя скорбь, и много я
Претерпела мук в дни желанные!
Изменила я Царю-Батюшке,
На гульбу пошла, врагом званная,
Я поверила воле-татюшке,
Продалась жиду, окаянная!
Обобрал меня душегубец-враг,
Истерзал мое тело белое,
Опоганил он мой родной очаг,
Загубил мое войско смелое.
Смолкла песня моя, песня вольная,
В дни кровавые, непогожие;
Не зовет молва колокольная
Люд молитвенный в Церкви Божии…
Да разве могло ещё недавно такое кому-нибудь в самом страшном сне привидеться?! Были, конечно, пророчества явлены и в литературе отражены. (См. также «Готовность к Сораспятию»). Да не услышали пророчеств. И вот, как сказал Патриарх-Исповедник Тихон: «Мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания наши…Вместо великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части… и вся эта разруха и недостатки от того, что без Бога строится ныне Русское государство… Успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге».
И все горькие мысли эти в строках поэта отражены. И звучит в произведении плач, как звучал в древнерусской литературе во времена татаро-монгольского нашествия. Только ныне всё намного-намного трагичнее.
Тогда – много веков назад наказал Господь Русь за княжеские междоусобицы – а ныне обезумели многие настолько, что корни свои выкорчёвывать стали, что фундамент духовный разрушили «до основанья».
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам –
Напишет через десятилетия И.В.Тальков…
Изменила я Царю-Батюшке,
На гульбу пошла, врагом званная,
Я поверила воле-татюшке –
звучит в произведении, как и во многих, мысль о том, что истинную свободу на пьяное гульбище и рабство променяли. Рабство в плену антихриста. Неслучайно звучит слово «враг» — враг рода человеческого.
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил— засек кнутом? —
крик души поэта — тоже Серебряного века — З.Н.Гиппиус. (Не время сейчас в мировоззрении «разбираться». Не самый близкий мне по духу поэт – но слова эти бьют наотмашь).
«Продалась жиду», — звучит у С.С.Бехтеева. Снова вспомнить должно, как растолковал в «Дневнике писателя» великий Ф.М.Достоевский принципиальную разницу между национальностью как таковой и врагами Русской, Православной Соборности. Нельзя же, прошу извинения, поставить великого И.И.Левитана – с храмами на известных всему миру полотнах в один ряд с циничными убийцами – Юровским, Губельманом и т.п., с сектой хасидов, Россию 17 июля обезглавившей. Ко времени написания этих строк своё чёрное дело в Екатеринбурге они уже совершили. (См. также «Россия, «чающая» движения воды»)…
И снова обратимся к строкам М.А.Волошина, созданным чуть ранее:
Но тебе сыздетства были любы —
По лесам глубоких скитов срубы,
По степям кочевья без дорог,
Вольные раздолья да вериги,
Самозванцы, воры да расстриги,
Соловьиный посвист да острог.
Быть царевой ты не захотела —
Уж такое подвернулось дело:
Враг шептал: развей да расточи,
Ты отдай казну свою богатым,
Власть — холопам, силу — супостатам,
Смердам — честь, изменникам — ключи.
Поддалась лихому подговору,
Отдалась разбойнику и вору,
Подожгла посады и хлеба,
Разорила древнее жилище
И пошла поруганной и нищей
И рабой последнего раба.
В обоих произведениях говорится и об отречении от Царя – у С.С.Бехтеева мысль эта самая главная, упоминается, как мы уже сказали, враг рода человеческого, душами людей завладеть пожелавший. (См. также «Готовность к Сораспятию», «О русской душе и отнятой у нас России» Гл. 11)…
Прозвучала эта мысль — чуть раньше — и в печально известном» сборнике М.И.Цветаевой «Лебединый стан».
Нет лиц у них и нет имен, —
Песен нету! —
Потому что они слуги антихриста — врага, Русь, «обобравшего», «опоганившего». Потому и в трагических строках С.С.Бехтеева «смолкла песня» Руси – «песня вольная»…
— Голубочки где твои? — Нет корму.
— Кто унес его? — Да ворон черный.
— Где кресты твои святые? — Сбиты.
— Где сыны твои, Москва? — Убиты.
Кажется, строки С.С.Бехтеева звучат, словно «продолжение», — и тоже придающим драматизм, трагизм, плач напоминающим анапестом написанные...
И вот снова строки «Лебединого стана», что тоже читать возможно, лишь сердце скрепя, – иначе, может оно не выдержать:
Коли в землю солдаты всадили — штык,
Коли красною тряпкой затмили — Лик,
Коли Бог под ударами — глух и нем,
Коль на Пасху народ не пустили в Кремль —
Надо бражникам старым засесть за холст,
Рыбам — петь, бабам — умствовать, птицам — ползть,
Конь на всаднике должен скакать верхом,
Новорожденных надо поить вином,
Реки — жечь, мертвецов выносить — в окно,
Солнце красное в полночь всходить должно,
Имя суженой должен забыть жених...
Государыням нужно любить — простых.
Говорить, насколько перекликается произведение с созданным С.С.Бехтеевым, незачем – всё само за себя говорит.
Только здесь не плач, а отражение разрушенных основ, на которых жизнь человеческая зиждется. Потому что, если можно было от Бога отречься, – то вся жизнь смысла, любой «логики» лишается. Сказал же капитан в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского в ответ революционеру на бред его о том, что Бога нет: «Какой же я после этого капитан»? 
(Даже в знаменитом детском стихотворении К.И.Чуковского «Путаница», по словам самого автора, в этом нежелании «мяукать» и «крякать», как «говорили» всегда, отражена революция, а говоря языком русских философов, духовный кризис. Оттого и море от спички загорелось. Единственный же необезумевший «заинька» говорит по сути: должно исполнять, что «велено. А «повелеть» мог только Создатель)...
Русь наводнили чуждые силы,
Честь опозорена, храм осквернили –
знаменитая песня «За Русь Святую», слугами антихриста украденная — потому что без Бога творить нельзя – не получится. Говорить о единой по сути мысли – так этого только слепоглухой не понимает, хотя бы на уровне интуитивном. И очевидно, даже в этих двух строках, что отразилось здесь противостояние Руси Святой-Православной с войском антихриста – «бой святых и тёмных сил», как напишет через полвека Н.А.Мельников в поэме «Русский Крест».
А русский мыслитель И.А.Ильин сравнивает воинствующих безбожников с теми, что, находясь на берегу и в реку не входя, утверждают, что вода «сухая»…
Идет по луговинам лития.
Таинственная книга бытия
Российского — где судьбы мира скрыты —
Дочитана и наглухо закрыта.
И рыщет ветер, рыщет по степи:
— Россия! — Мученица! — С миром — спи!...
Россия похоронена?! Нет! И даже в скорбных строках С.С.Бехтеева звучат привычные для литературы русской мысли Последней Книги Писания.
В следующей главе побеседуем…
(Продолжение следует)
Аудиофайл:
za-rus-svjatuyu.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
14:05
155
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!