Студент "О сути бытия земного..."

Студент "О сути бытия земного..."

РУБРИКА «СТУДЕНТЫ ГАЙКОВОЙ Н.Н.» Гриневский Тимур Кириллович. (Студент дал согласие на публикацию)

1. Творческое исследование «О сути бытия земного…»
Глава первая «Во имя чего?!»
Мы не раз слышали, как друзья и родные спрашивали: «В чем же смысл жизни?»; «Зачем мы были рождены?» И тому подобное. Да вы и сами не раз задавались этими не имеющими ответа вопросами…
В чем же суть жизни человека на этой планете? Что говорят об этом писатели? Ведь они прежде всех задавались этими в одночасье сложными и кажущимися ясными вопросами…
Итак, начнём со строк одного современного автора Дунина Станислава Сергеевича:
«…Жизнь есть — дети и любовь!»
Конечно, дети и любовь очень важны в жизни каждого человека, Дети — продолжатели нашего рода - тут не поспоришь. Но любовь — очень многогранное понятие - любовь к своему делу, к своей работе, любовь к Родине и, конечно, любовь родных и близких людей. И всё же любовь со стороны родных и близких — это то, что уже во всех нас словно бы заложено. Значит, если смысл бытия будет только в любви к родителям, то ничего уже не нужно добиваться: любовь и так уже есть. Любовь, изначально заложенная во всех! Так же, как утро, день и вечер, которые превращают наше бытие в повседневность.
Именно эту форму бытия, наверное, и исследовал А. П. Чехов в своей знаменитой пьесе «Вишневый сад». У его героев каждый день был похож один на другой. Брат и сестра озабочены своими долгами, Ермолай Лопахин, тем, как приумножить свое состояние, а сам вишневый сад, получается, вообще никого не заботит!
На примере своих героев Чехов пытается показать, что смысл жизни заключается
И дело не в не в следовании призрачным идеалам, а в умении быть счастливым, радоваться мелочам в самой повседневности. Например, героиня пьесы Любовь Андреевна Раневская испытывает стремление ощутить радостный миг, преодолеть отчаяние, забыть о плохом. Её волнует эта несчастливая, нескладная жизнь, ей хочется найти радость в каждой минуте, подняться над хаосом, несчастьем. Петя Трофимов полон дум о будущем, он заражает своими мечтами и Аню. Лопахин видит смысл жизни в приобретении имения, в овладении тем, о чём его дед и отец мечтать не могли, так как были здесь крепостными.
Лопахин, как все знают, своей цели достиг - стал владельцем вишневого сада, но не стал счастливее, когда понял, что это – «ненужная победа», что не только о потере сада грустят его владельцы, что есть нечто иное – ему недоступное.
Думаю, что Вишневый сад символизирует Россию - с ее прошлым, настоящим и будущим. И каждый персонаж имеет определенную задачу это раскрыть, о чём мы уже сказали раньше.
Глава вторая «Век жестокий, век проданный»
И образ этот не остался только в предсмертной пьесе А.П.Чехова, в начале двадцатого века созданной. Девяносто лет спустя известный поэт напишет эти пронзительные строки:
Вишнёвый сад, все в белом, как невесты…
Вишнёвый сад, трепещут занавески.
Вишнёвый сад – последний бал Раневской,
Нашей любви брошенный сад, проданный сад.
А я мечтал спасти твою обитель,
А я шептал чуть слышно:
«Не рубите!»
А я шептал: «Спасите нас, спасите
Нашей любви брошенный зал, проданный бал».
Жестокий век, летят иные птицы.
Жестокий век – кому теперь молиться?
Жестокий век – дрожат твои ресницы.
Нашей любви брошенный век, проданный век.
Прости меня, что свергнуты святые,
Прости меня, что мы теперь – другие.
Прости меня, сады стоят нагие –
Дом без меня, дом без огня, свет без огня.
Но есть душа – она осталась прежней,
Жива душа, оставшаяся нежной.
Осталась жизнь в глухой степи безбрежной:
Всё-таки жизнь, даже теперь, так хороша!
Вишнёвый сад, больной природой гений,
Вишнёвый сад, последний вздох весенний,
Вишнёвый сад моих стихотворений –
Нашей любви брошенный сад, проданный сад.
Если Вишневый сад – олицетворение самой жизни, страны, любви, времени, устоев, то даже «жестокий век» - «век проданный», «когда свергнуты святые», и «мы теперь другие», не смогут разрушить этот прекрасный образ.
Вишневый сад можно назвать, наверное, русской мечтой. Это лелеемый, созданный писателем образ России. А пьеса, наверное, о том, что с его мечтой происходило. С его мечтою и мечтою многих русских людей.
А Ермолая Лопахина, наверное, можно назвать «представителем» того «нового поколения», что зарождалось в Российской Империи – «поколением» промышленного прогресса.
Этот «герой» вырубил и выкорчевал Сад - а после только и знал, что «делал деньги», искал выгоду, не считаясь ни с кем и ни с чем. Вырубка сада не останавливается ни на минуту, несмотря на просьбу дать старым хозяевам сначала уехать.
И если Вишнёвый Сад – образ России, очевидно, что разрушал Ермолай Лопахин и подобные ему Россию… Россию, что создавали веками их отцы и деды.
Как перекликаются с этим события «лихих» девяностых… Тоже искали выгоду, произносили, на задумываясь об их абсурдности, слова о том, что «рынок всё расставит». И разрушали…
Глава третья «Путь разрушителям?!»
И вдруг с ужасом начинаешь понимать, что всё это перекликается с известными многим словами, о сути которых, наверное, перестали задумываться – словами о «разрушении до основания старого мира» и «строительстве нового». Ведь «Интернационал» тоже «отрицает старое», что создавалось веками. Неслучайно русский писатель И.С.Шмелёв назвал его всечеловеческой песней ненависти.
Итак, «построим наши фабрики и заводы, чтобы рабочие в поте лица работали на нас». А душу человека «на свалку» - потому что скрыто в этой «песне» обращение к дьяволу… Повод задуматься, наконец…
Вишневый сад — уходящая Россия с её традициями, нравственными устоями, с её вековым укладом, с нашими предками. И вот «новое поколение» с «новым» мировоззрением, с «новыми» взглядами на жизнь разрушает всё ради прогресса – ради сиюминутной выгоды – без мыслей о будущем.
Эти «новые люди» забыли устои своих отцов – а потому безжалостно вырубают «Вишневый сад». Лопахин всё время вспоминает деда, что был здесь крепостным, отца, которого дальше кухни не пускали – но никогда не задумывается о том, что вряд ли предки его обрадовались бы вырубке векового сада…
Все меньше и меньше становилось таких садов в Российской империи — все больше и больше вырастали заводы, из труб которых вылетал смрадный дым. Вместе с которым словно «улетучивалась» душа. Об этом с болью в сердце говорил наделённый даром пророчества писатель …
Зарождается капитализм, как учили нас много лет. Капитализм, как общественная система, в первую очередь, подразумевает первенство товарно-денежных отношений. Отношений во многом важных, неизбежных. Но когда становятся они главными в обществе людей, то превращаются в самое настоящее идолопоклонство. В поклонение тому самому золотому тельцу, которое было осуждено ещё в Ветхом Завете…
И вот через девяносто лет снова развал «империи…». Девяностые… страшные девяностые!
Беззаконие, застой в развитии, желание иметь все и сразу. И непонятно ради чего…
Капитализм «осуждался» сказавшим, что по Европе «бродит призрак коммунизма». Но не приемлет капитализм и наша Церковь Православная – потому что отношения, отражённые А. П. Чеховым в последнем его произведении, потому что разгул девяностых душу человеческую убивают. Потому что «милость» сердца, христианская любовь становятся «объектом» насмешек «сильных мира сего».
Духовное благополучие и самосохранение общества возможны только тогда, когда людьми быть не перестают!..
Построим ли новое? Вернем ли былое величие и процветание в стране?..
Может быть, появится новое поколение — мы — чтобы начать новое время…
И Н.Н. Добронравов словно обращается к великому А.П. Чехову, чтобы найти силы и для своей Русской мечты о Вишневом саде - о России.
Не удалось уничтожить, убить, растоптать её несмотря на то, что «Вишневый сад – последний бал Раневской». Потому что…
«Осталась жизнь в глухой степи безбрежной:
Все-таки жизнь, даже теперь, так хороша!»
О том, что жизнь, Господом дарованная, сама по себе прекрасна, и говорит известный всей России поэт!..
Образ Вишневого сада заставляет задуматься о личной причастности к Вечной Красоте. Образ, зовущий к поиску смысла жизни…
Глава четвёртая «Вспомнить о Главном»
А в заключении обратимся к очень известным строкам А. С. Пушкина, в которых словно звучит вопрос Создателю – вопрос, переходящий в ропот:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
То есть, для него нет смысла жизни? Конечно, если нет цели, то тогда нет смысла! Кажется, после таких слов с жизнью можно распрощаться…
Но, словно тонущий спасательный круг, получает поэт ответ на каждую строку.
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Душу сам наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забытый мною!
Просияй сквозь мрачных дум!
И созиждется Тобою
Сердце чисто, правый ум!
Слова эти принадлежат Святителю Филарету Московскому, всей Россией почитаемому, а после завершения земной жизни к Лику причисленному
Что же главное в этих строках? То, что они дали ответ не только А.С.Пушкину, который после будет «в свящённом ужасе» «внимать арфе Серафима», но и нам — всем людям.
Каждый ищет смысл жизни, и каждый должен когда-то понять, то, что сказал любимый, почитаемый всеми Владыка! И строки Святителя Филарета Московского можно считать спасительными для нас всех!.. Вспомнить Его - «Забытого», и только тогда созиждется чистое сердце, светлый ум в человеке! И обретёт смысл наша земная жизнь!
P.S. Кажется, всё уже сказано – и всё же мы начали с творчества, с мыслей А.П.Чехова, а потому, думаю, ими следует и завершить. «Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть. Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек». 

 2. Во имя любви! (Завершённый фрагмент)

Вступление
Любовь – одна из главных тем в русской, да и всей мировой литературы. Конечно, ведь это чувство, которое не передать словами, это - Дар Божий, который каждому человеку дан быть может. Любовь может вскружить голову, подтолкнуть человека на безумные поступки, может изменить его, может погубить, а может и воскресить. Поэтому писатели часто отражают силу любви в своих произведениях.
Наблюдать за влюбленными парами очень интересно, они выглядят счастливыми - у них глаза сияют от счастья. Это особое чувство окрыляет человека, раскрывая в нем массу положительных сторон и, даже, талантов. Кто-то начинает петь, сочинять стихи, играть на гитаре, а некоторые просто пишут на асфальте теплые и нежные слова, так как влюбленные не могут скрывать своих чувств, нужно кричать на весь мир о них!...
Глава первая «О любви в высшем смысле»
Но о любви говорят и в Высшем смысле - как об основа христианского отношения к жизни. Неслучайно сказано в Писании, что любовь «никогда не перестанет».
Вот и в философском романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» рассматриваются такие проблемы, как поиск жизненного пути, решение вопроса истины. Однако, не может не быть, конечно, и темы любви.
И чтобы понять смысл одной из главных цитат ; «Их воскресила любовь» ; нужно понять историю, почему любовь должна воскресить главных героев, из чего «воскресить»…
Главный герой романа — Родион Раскольников, молодой человек, страдающий от бедности. Он вынужден был бросить университет из-за нехватки денег. Родион Раскольников не имел постоянной работы, перебивался временными заработками и нередко приходил к старухе-процентщице. И все бы так скорее всего продолжалось - изо дня в день, если бы в недрах ума и души Раскольникова не была возникла некая… «философия»! Из-за неё начинается, по сути, переворот всех событий в жизни героя.Мысль эта в том, что есть «люди великие» и «люди обыкновенные».
Вы можете предположить, что причиной преступления Раскольникова является его нищета, но на самом деле главной причиной его преступления становится именно теория.
«...А убил, двух убил, по теории...» Раскольников довольно подробно объясняет свою идею в нескольких эпизодах романа. Суть её сводится к тому, что всех людей можно разделить на два «вида»: «низшие» - то есть обычные, заурядные «материал», по словам Раскольникова. А есть «Собственно» люди - то есть выдающиеся - «Наполеоны», которые управляют миром, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.
И тут же, наверное, «срабатывает» человеческая страсть узнавать новое – и Раскольников словно решает «проверить» свою - выдуманную им теорию.
До совершения убийства Раскольников надеется, что сам относится к числу выдающихся людей. Он хочет верить, что является человеком, который способен сказать «новое слово» в своей среде...
Подготовившись, он убивает старуху, у которой закладывал драгоценности - но очень скоро понимает, что совершил роковую ошибку. А пока главный герой не понимает, что, убив старуху-процентщицу и сестру её - просто как «свидетеля», он уничтожил себя, вырубил топором свою душу, вырвал ее из себя с корнями. Что по сути «умер» он сам. Герой страдал и не мог выбраться из состояния лжи и «загнивания».
Глава вторая «Страдание во искупление»
Тут и появляется в его жизни Соня Мармеладова, которая в конце концов и помогла Раскольникову «выбраться» из этого замкнутого круга. Именно ей признается Раскольников в совершенном убийстве. «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил!» – объясняет герой. Тут он уже ближе к тому пути спасения, по которому они с Соней пойдут в конце романа. Своим признанием Раскольников отвергает собственную теорию.
«От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!» – с ужасом говорит Соня и предлагает Раскольникову покаяться – «страдание взять на себя». Соня протягивает убийце крест со словами: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!» С чувством приговоренного к смерти Раскольников приходит на Сенную площадь: ...Встал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием».
И, наверное, «продолжением» этих мыслей, этих переживаний можно считать сон главного героя на каторге во время болезни – сон, который можно считать пророческим…
(Сон Раскольникова… До мурашек пробирает…)
Глава третья «Избавление от трихин в душе»
Как связан сон этот с самим Раскольниковым? Главному герою привиделись люди, уничтожающие, раздирающие, убивающие друг друга... Люди, которые сами не осознавая причин того, становились сумасшедшими, бредили… Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности, помощи друг другу, они тут же меняли свои решение. Вокруг был только распад – распад всего.
Заражаясь бессмысленной злобой, люди, если их можно назвать таковыми, считали себя умными, были непоколебимыми в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это - люди чистые сердцем, светлые, не заражённые. Именно они должны возродить мир и спасти человечество, начать новую – духовную жизнь!
Неслучайно Ф.М.Достоевский «помещает» последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне главный герой словно физически ощущает, к чему приводи его жуткая теория. Трихины являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех нравственных, моральных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба! Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихин» в его душе. Раскольников, благодаря этому, начитает воскресать для новой жизни...
Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех мук… Истинное наказание в невозможности жить как прежде – до того, как перешёл черту, в муках, которые испытывает человек после совершённого.
И говорит писатель о том, что у всех есть шанс на спасение. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться... Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает главные ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов, в помыслах и в реальности…
Глава четвёртая «Великие пророчества»
А ещё мы скажем о пророчестве снов в романе.
Благодаря снам читатель может посмотреть вглубь, как бы войти во внутренний мир переживаний и эмоций, разума того героя, который, казалось, просто спит. Благодаря снам вы можете увидеть то, что человек скрывает ото всех в реальности. Читатель словно заглядывает в «мастерскую» писателя…
Страшно становится после прочитанного - и не только из-за такой детализации и сюжета сна… Ведь мы, читатели, прочитали пророческий сон Федора Михайловича Достоевского!.. Цель сна – двойственна, для героя – это путь к исцелению; для нас, читателей – пророчество на будущее…
Мы видим, как заражается общество в его «фантазии» …
Мы видим «трихины» и в нашем обществе во время кризисов, развалов и революций, слушаясь тех, кто разжигает страсти людей лишь ради своей выгоды…
А ведь сколько лет прошло после того, как Ф. М. Достоевский предсказал это…
Мы утратили почти все традиции и принципы наших далеких предков-славян… Не это ли хотел донести до нас автор произведения еще тогда? Не это ли нужно было услышать всем, чтобы остаться русскими, а не теми, кем не были во все предыдущие века?..
Глава пятая «Воскрешающая Любовь»
А потому теперь должно сказать о Соне. Она пример, «образец» самопожертвования. Это - чистая, светлая, искренняя девушка. Семья ее жила в бедности, поэтому она, чтобы спасти от голода мачеху с ее детьми, вынуждена была стать блудницей и жить «по желтому билету». Соне, конечно, не хотелось так жить — поэтому девушка искала утешение в религии – точнее, в вере. Она знала, что такое настоящая любовь, понимала и принимала ее ценность и значимость.
Постепенно герои все чаще общаются и больше узнают друг друга. Родион вдруг понимает, что из всех своих друзей и близких может доверять лишь Соне (ведь она действительно хочет помочь ему). Девушка пришла в ужас от рассказа и мыслей Раскольникова. Она считала, что никто не имеет право убивать другого человека, и настаивала, чтобы убийца признался в содеянном. Так будет проще загладить вину.
Со временем герои влюбляются друг в друга. Когда Раскольников был осужден, а Соня поехала за ним, они начинают понимать это. Любовь, вспыхнувшая между Раскольниковым и Соней, заставила их высвободиться от грязи обыденного мира и двигаться дальше… «Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь.
«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого…» Именно это «бурление внутри» побудило обоих измениться и стать кем-то другим - стать лучше. Любовь приводит героев Ф. М. Достоевского к духовному воскресению, возрождению. После они соединились и больше не расставались…
Но они не «замыкаются» в своем чувстве. Писатель показывает их в эпилоге на пороге новой, неведомой и прекрасной жизни. Они очистились от грехов, умершие заживо и возродившиеся заново.
Их воскресила любовь! Ради любви они отринули всю суетность, всю греховность прошлой жизни и устремиться вперед, к свету.Это чувство помогло Соне и Родиону познать истину – потому что любовь является правдой жизни. Неслучайно скажет в конце жизни и великий И.С.Тургенев: «Только ею, только любовью держится и движется мир». Именно потому любовь воскресила героев! Читая Раскольникову Евангелие о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова в финале романа: «Разве могут её убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…»
Я считаю этот роман великого Ф.М.Достоевского прекрасным примером, как любовь воскресила души. И он, конечно, не единственный. Великое чувство заставляет встать и идти после многих неудач, даёт силы построить новую жизнь; спасает тех, кто, кажется, потерял смысл жизни…
0
20:58
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!