«Праздник Света» и победа Русского Воинства.
«Праздник Света» и победа Русского Воинства.
Глава первая «Духовно-историческая окраина Столицы»
Праздником Света русский поэт К.Д.Бальмонт назвал тот День, в который шестнадцатилетняя Мария, смиренно преклонив голову пред Архангелом Гавриилом, выбрала путь Спасения для всего человечества. Праздник, без которого, как сказал И.С.Шмелёв, никаких праздников христианских не было бы.
Благовещенье — день, в который даже Великий Пост слегка ослабляется. Да, впрочем, кто же этого не знает?!
Мы же обратимся сегодня к Святыне, в честь Великого Дня сего возведённой. Не той, что в Сердце Столицы и всей России, что великий Андрей Рублёв со товарищами расписывал, а на окраине – правда, не по меркам современной Москвы. Святыне той части Столицы, что в память о соколиной охоте названа. И память духовно-историческую сохраняет....
Итак, на противоположной от метро стороне пожарная часть – и рядом как пример памяти исторической каланча. Как сложно представить ныне, что была она когда-то намного выше всех окружающих зданий…
Направо, немного вперёд – и открывается из-за домов Храм цвета, наверное, «темного пламени».
Над ним словно два купола — маленький над большим, а под ним георгиевские кресты и георгиевский ленточки — потому что Храм этот неразрывно с воинской доблестью русской связан.
Если говорить о святынях, в Сокольниках возведённых, то все они словно в мир пришли век окаянный встречать. Скоро наступят, как напишет А.А.Ахматова, «сроки страшные» и
«приблизится… не календарный – настоящий двадцатый век» — Мировой пожар, в котором будут «гореть» устоявшаяся жизнь, веками установленные традиции духовные. Совсем немного тогда оставалось…
А пока возводились святыни по единому проекту – Святыни русских полков. И один из них – этот – Храм Благовещения Пресвятой Богородицы шестой сапёрной бригады. Сапёрные бригады – кажется, служащим в них молитвенная помощь особенно нужна…
Совсем скоро Святыня, как и великое множество других, свергнута будет, отнята, отдана «попечениям житейским»… И возвратится в начале века нынешнего, века, безумные поступки «предшественника» своего исправляющего…
Глава вторая «Преемственность духовная…»
Итак, в притворе удивительная роспись – словно небо тёмно-синее, полное звёзд. И Образ Второго Пришествия, Образ-напоминание о том, как одни пойдут в Жизнь Вечную, другие же по делам своим в муку вечную.
Конечно, напоминание это не только здесь — но при взгляде на роспись в притворе вспоминается сразу В.М.Васнецов и знаменитый Владимирский Собор в Киеве, что к 900-летию Крещения Руси возведён был, — Шествии Праведных в Рай, под куполом написанное. (Не будем сейчас о расколах, предательстве – о главной боли Мира Славянского).
Нет, здесь – в Храме сапёрной бригады, что в Сокольниках, не сам великий художник трудился – просто решили, очевидно, создатели Святыни осуществить духовную преемственность.
При входе в само пространство храмовое словно «встречают» всех два ангела – такое видели уже — и не раз. Но здесь один из них держит в руках не свиток, не книгу, а кисть – словно напоминание, что для росписи места святого одного таланта живописного мало.
И о том ещё, наверное, что великий, легендарный художник, сын священника, всегда был для нас примером высокой, духовной культуры.
Вспоминаются невольно известные строки о новом храме И.А.Бунина:
Мы шли в широких балахонах,
С кистями, в купол, к небесам.
И о том, что песни иконописцев и маляров слышит сам Христос и словно труды их благословляет. Да и в любом пространстве храмовом причастность Небесам вдруг особенно ощутимой становится. А уж тем более, если Лики Святые, с такой высоты взирают. (Конечно, по меркам земным).
Храм Православный, по канонам, корнями в века и Вечность восходящими устроенный!
Только мы побеседуем сегодня о том, что именно ему – этому Храму Воинской Славы присуще.
Глава третья «Постижение Истины через страдания…»
Справа высоко над головами удивительная, неповторимая роспись, которую можно назвать духовно-исторической, как и саму Святыню, как и весь этот район, о соколиной охоте напоминающий. Снова образ, великим Васнецовым старшим созданный и художниками, что Храм почти через два десятилетия расписывали, «повторённый» — Крещение Руси – да кто же его не знает?!
А рядом, конечно, Святые, с которых Русь Святая начиналась — иноки Киево- Печерские Федосий и Антоний.
Поле Куликово, символом Руси навеки ставшее. Вот они воины-иноки – Андрей Ослябя и Александр Пересвет, которых Преподобный Сергий вместе с Князем Дмитрием на поле битвы отправил. Иноки на поле брани с оружием?! Так они же за веру православную против слуг антихриста сражались. Ведь и Силы Бесплотные Воинством Небесным именуются. Вроде бы тоже об этом все знают…
А вот… Впрочем перенесёмся сначала в Подмосковье на Юго-востоке – в Николо-Угрешскую обитель. «Се угреша сердце моё», — эти слова Князя Дмитрия на битву великую идущего, и дали название монастырю – и неважно, что сама Обитель за тридевять земель от Главной Обители Троицы, Игуменом Земли Русской возведённой.
Князь с воинами своими Чудо Великое узрел – образ Святителя Николая на дереве. Вот и вспомнил о том художник, мысль о Чуде до самых глубин доведя. Изображены здесь Князь и воины его с самим Святителем Николаем беседующие. (Вспомним, как на одном из этюдов к картине «На Руси» изобразил М.В.Нестеров не Образ Спаса Нерукотворного, что крестным ходом несут, а Самого Христа, впереди всех русских людей идущего). Беседуют русские воины со Святителем любимым, из века четвёртого на Русь пришедшим и истинно «русским» ставшим. Да и как же мог он не помочь русскому воинству, с антихристом сражавшемуся?!
Да и где же нет образов Чудотворца, всем миром христианским почитаемого?! Здесь он на иконе, что в рост человеческий, на русском поле стоит, как Святой Целитель Пантелеймон в строках А.К.Толстого. Так люди русские любовь свою передавали. И глубинную мысль о том, мы всё, от Христа идущее, через душу свою, через сознание своё «пропустили». На уровне «генетическом» — даже после стольких лет насильственного отлучения.
А этот Образ о Пожаре Мировом, более века назад разгоревшемся, напоминает — Образ Ея Августовский. Явилась Матерь Божия над окопом – и молятся в трепете солдаты и офицеры…
Только Россия, тогда от Бога отступившая, в которой вразумлению сему не вняли… Вспоминается, как Образ Ея Песчанский на поле битвы привезли – да молебен только в одном полку отслужили… Наверное, довольно – мы за то не один десяток лет расплачивались — и расплачиваемся доныне…
Глава четвёртая — завершающая. «Молитва Воинства Небесного».
Мы начали с росписи, столь похожей на созданную в год 900-летия Крещения Руси великим художником из духовного сословия – так здесь под куполом словно список образов, что во Владимирском Соборе — Силы Бесплотные, шествие праведных…
Напротив – над Алтарём Образ поистине удивительный. Стоят два ангела в белых одеяниях — на русском поле стоят — потому что за ними цветы и деревья. А под ногами на облака похожий тающий весною снег. Именно это время более всех с Главным Праздником в сознании русском связано…
А теперь «спускаемся». Пред нами образы и Святителя Николая, о котором уже сказано было, и Образ Преподобного Сергия. Образы Ея – Скоропослушница и Взыскание Погибших. (Мы о них не раз уже беседовали). Но, конечно, прежде всего здесь целый сонм Святых Воинов – Дмитрий Донской, Александр Невский, Святые Мученики Борис и Глеб, на ладье на помощь ему явившиеся. Феодор Ушаков, ставший почти нарицательным образом Илья Муромец (Думаю, все знают, что образ этот не вымышленный, не фольклорный). А вот роспись настенная, отражающая житие Иоанна Русского, к которому даже захватившие его в плен иноверцы с уважением относиться стали...
Воины, более полутора тысяч лет назад смерть за Христа принявшие, врагам-иноверцам не поклонившиеся. А вот древние Святые Мученики Сергий и Вакх, в День Памяти которых Варфоломей, стал иноком Сергием...
Изображены здесь и Храмы Воинской Славы. Убиенная и возродившаяся Святыня, в честь победы над Наполеоном возведённая. Собор в Кронштадте, что в народе морским называют. А вот не раз в литературе рубежа веков упоминаемый Храм в честь Исаакия Далматского...
Недалеко от Алтаря Крест – такие не в храме обычно стоят, а на куполе. Именно так.
Вспоминается невольно, как шли русские солдаты воевать за «братьев страждущих славян» в веке девятнадцатом, как потомки их освобождали славянские страны от возомнивших себя «сверхлюдьми» в веке двадцатом, как внуки и правнуки ветеранов на рубеже веков спасали от разорения православные храмы Сербии.
Вот там и был этот Крест лётчиками русскими спасён и привезён в Столицу Православную. Спасённый Крест – рядом с Ним молебны для русского воинства служатся…
А теперь напоследок подойдём к Образу, пред которым обычно не молятся – а задумываются о том, что Там — после земной жизни. Образ Суда Божьего – Страшного Суда. Есть Он, конечно, в любом храме – или почти любом. Но здесь пред Лицем Божием стоят воины – ведь Храм этот Воинской Славы. Воины и во флотской форме века восемнадцатого, и советские воины Великой Отечественной. Потому что слова о том, что «Бога нет» «хороши» только на партийных собраниях, а перед лицом смерти атеизм, словно дым, улетучивается. Всё-таки гениальный замысел художника!
Вспоминается невольно «Страстная Пятница» М.В.Нестерова — русские люди – некоторые вполне «узнаваемые» стоят пред Распятием, головы склонив или на колени опустившись. А ещё вспоминается знаменитый Храм Воинской Славы, в год 75-летия Великой Победы в Кубинке возведённый.
Всё, наверное. Прекрасно, что возрождаются в России Храмы Воинской Славы, напоминая, что есть в жизни такое, что делать без Бога, без молитвы особенно опасно.
Учить, лечить, судить и воевать. Иначе, не избежать снова рек крови невинных жертв. Дай Господь, чтобы и история этой Святыни, и вся история наша многострадальная тому научила.
Небесное Воинство! Святые Воины Христианские! Молите Бога о нас, о России нашей!
Прочли стихотворение или рассказ???
Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.
И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!