Трудно ли писать детектив? "Балеточка"
БАЛЕТОЧКА
или
мои вольные размышления о том, как пишется детектив
Часть 1.
Поскольку произведение «Балеточка»не закончено, сказать о том, получился ли детектив, сложно. Общее впечатление: по стилю и легкости написания я отнесла бы эту повесть к ироническому детективу. Никакой мрачности, трагедии, да и убийств пока нет, повесть пропитана летом, солнцем, гротескными персонажами, и в общем-то чувствуется атмосфера и даже проступают какие-то лица… Но над текстом надо работать очень много. Чистить от ненужных слов, избавляться от миллиона лишних запятых и расставлять правильные.Очень много описаний и подробностей, которые совершенно не имеют отношения к сюжету. Все-таки, это предполагается детектив. Описания я всегда приветствую даже в детективе, это помогает читателю увидеть «картинку», однако, почему же тогда отсутствуют подробности, когда речь идет о таких важных деталях, как, к примеру, где именно на месте обнаружения байка Ботан увидел майку (на сидении байка, траве?...)? Откуда кровь на траве под окнами дома? Девушка-то оказалась живой, и нос у нее не сломан, чтобы столько натекло крови. И почему трава примята? Может, мы просто еще не знаем, кого скинули на эту траву? И если это был человек, то за несколько минут трава вряд ли успеет примяться.
Много ошибок, связанных со слиянием косвенной и прямой речи.
Непонятно, почему Ботан со следователем (хоть и бывшим), увидев Нинель с саквояжем, не остановили ее и дали уехать? Ведь налицо как бы цель, вот она, девушка, которую искали! Да и выглядит она нездоровой, слабой. И как это она так быстро поймала такси…
В детективе все должно быть четко в хронологическом плане. А уж о деталях и говорить не приходиться — они главные! Деталь для читателя — это та самая зацепка, которая и дает работу для ума, чтобы он думал и гадал, какая же их них и «выстрелит», чтобы проверить себя, свою догадку о развязке.
Возможно, некоторые читатели, да и авторы полагают, что писать детектив просто. Убили, нашли преступника и все — готово дело! Вся сложность написания заключается в том, чтобы: 1. Создать атмосферу, построить декорации места, где будут происходить действия. 2. Создать персонажей и наделить их внешностью и характерами. Что касается характера, то это очень важно, поскольку именно характер, личность преступника или жертвы и являются источником движения в детективе. 2. Сама история, сюжет должны быть, что называется, «лихо закрученными», чтобы произведение было переполнены интригой, загадками и какими-то внешними нестыковками, непонятностями, странностями, которые в финале плавно и ровно распускаются, как нити тугого клубка, и приобретают самые простые объяснения, где важную роль играет, безусловно, логика.
3. В детективной повести ли, рассказе или романе должны присутствовать ответвления-обманки, когда те персонажи, что расследуют преступление, время от времени выдают свои версии, сбивая с толку читателя, идущего у них на поводу, подозревают тех, кто, как правило, вообще не имеет отношение к убийству (или другому преступлению). Иногда случается и такое, что все как бы указывает на какого-то «г-на Ш.», и все улики против него, и дело, как говориться, в шляпе, но потом, почти в самом конце у него появляется железное алиби, и он оказывается вне подозрения. Все, о нем забыли, надо искать настоящего преступника. И в финале оказывается, что именно он-то и есть убийца, и алиби — мыльный пузырь…
4. Чтобы читатель сразу же «провалился» в книгу, желательно с самого начала зацепить его чем-то ярким, шокирующим, страшным, чтобы понятно было, что преступление уже совершено, что, к примеру, девушка задушена и лежит себе в спальне на полу, той самой спальне, где обои в цветочек, и где в следующей главе будет припудриваться за туалетным столиком «кто-то», она ли, ее подружка или сестра… Это я схематично, конечно.
5. Хороший прием, который меня всегда, как читателя завораживает, когда кто-то, кого уже давно уже нет в живых (погиб, убит, пропал), вдруг появляется среди тех, кто потом будет косвенно или реально ввинчен в преступление против него…
6. Не приветствую сюжет, где много чего понакручено, и в конце оказывается, что главному герою все это приснилось. Это полное разочарование для читателя (на мой взгляд).
7. Но люблю истории, где роман, с хорошо закрученной интригой, глотаешь, не можешь оторваться, и в конце оказывается, что это роман в романе. То есть, описывается криминальная история, которая имеет отношение к реальной жизни персонажа. Это сложная конструкция, но заводит читателя, потому что в конце внутренний роман должен каким-то оригинальнейшим образом слиться с реальной ситуацией, и тогда финал— просто бомба!
Вот пока и все на сегодня. Прошу меня извинить, что не могу ПОКА прокомментировать остальные конкурсные произведения, но сделаю это в самое ближайшее время. Сама сейчас работаю над романом, а там сроки поджимают, да и за розами ухаживаю…