Открытый разбор рассказа "Май" Эйлин Огата
Сегодня в рубрике «Рецензии. Семинары по прозе» – Открытое обсуждение рассказа нашего автора Эйлин Огата.
Ведущая семинаров Анна Данилова в настоящее время находится в деловой поездке, поэтому не сможет рецензировать произведение.
Мы приглашаем всех прочитать рассказ и высказать своё мнение и критические замечания. Рецензентом же сегодня выступит писательница Виктория Левина.
Май
Несмотря на то, что просвет для неё наступил холодным декабрем, весна приносила свои краски в жизнь полную отчаяния и разрушений. Она продолжала сидеть в заточении уютной коробки. Девочка Май, которая, находясь на грани улыбчивого рассвета, плыла в течение безумства, как ее друзья, которые носили имена Март и Апрель. Март был прохладным и рассудительным, а Апрель казался ничуть не примечательным, не считая его переменчивого настроения. Все они имели долю сумасшествия. Одним словом — весна.
Май, как всегда, веселилась в преддверии солнечных деньков, которые приносит с собой Июнь. А Апрель скрывал свою потерю, свое ближайшее одиночество, за маской улыбчивого мальчика. Он всегда улыбался для неё, храня тень в глубинах своей души. Психи одиночки или боящиеся причинить чувство одиночества? Они не могли понять, в чём суть их сущности. Май и Апрель всегда задавали множество вопросов, блуждая в поисках ответов, и тщетно пытались остановить себя. Их интересы совпадали, поэтому говорили они ночами напролёт, любовались звездами, а утром встречали рассвет. Однако всегда наступает момент расставания. Момент, когда одиночество пожирает тебя изнутри. Неужели они были настолько одиноки, что остаться одному, уже не так и сложно.
Однажды Апрель позвал прогуляться свою подругу Май. Так, блуждая, они пришли на пляж. Молодой человек, который на самом деле не был таким уж молодым, странным образом молча смотрел вдаль. Май, ощущая его тревогу, решила разузнать, что же такого произошло. Тогда Апрель рассказал о своих тревогах, ему оставалась всего неделя, после которой он, не имея на то желания должен попрощаться со своими друзьями. Парень готов был молить, что бы его жизнь обрела хоть малую долю смысла. Май понимала его чувства, но давно смирилась с тем, что её солнце забирает Июнь.
Неделя пролетела с невероятной скоростью, этого было достаточно, чтобы погрузиться в печаль. Знаете? Последнее, что она видела, была его улыбка. А после волшебным образом они вновь стояли на берегу, в тот самый день, неделю назад. В день, когда просьбы на спасение уже не имели смысла. Стоило только обняться на прощание. Странность их весны заключалась в том, что тем вечером шел снег. Весна обернулась зимой. А он, идя навстречу, оказался незнакомцем. Незнакомцем, чей силуэт преследовал Май многие годы. Это была их последняя встреча, несмотря на нить, которая уходила вдаль. Вдаль холодной зимы. Нет, он не ушёл, он просто не излечился. Остался в своём одиночестве, так ему было комфортно. До смерти комфортно.
Успокоившись, поутру Май направилась собирать туман. Чтобы тщательно скрыть свой маленький уютный дом от лишних глаз. Сидя днями, неделями, годами она сплетала нити, превращая их в красочные ковры. А после девушка поливала готовые работы, чтобы сияющие разным цветом цветы как можно быстрей проросли. Если приглядеться, это сумасшествие. Так многие считали, наблюдая за исходными действиями, не видя всей прелести ее вдохновение. Сплетая нить за нитью, Май надеялась, что когда-то Апрель найдёт верную дорогу, ту, где он сможет освободиться от своего имени. Но Вселенная казалась такой беспощадной, говоря, что их судьба уже решена. Вспоминая об этом, улыбка становилась холодной, как ее песня, звучащая из-под тени, которая держала девушку в плену без какого-либо принуждения. Однако каждую свободную минуту Май ткала, оставляя под вопросом обречённость их судьбы.
Приглашаем к Открытому микрофону для обсуждения рассказа нашего автора. Ждём ваши отзывы и критику.
1. А в чем смысл рассказа -" суть его сущности"? (хотя резануло, но имеет место быть).
2. Если они психи-одиночки… «Их интересы совпадали, поэтому говорили они ночами напролёт, любовались звездами, а утром встречали рассвет», они — друзья. Получается, не такие уж они и одиночки?! Просто приходит время для расставания, чтобы через год опять встретиться, наверное??!!.. В чем тогда обреченность?
3. А какой тогда июнь и декабрь?? Они от них отличаются? Их описания нет, для чего тогда упомянуты?
как-то так…
2.«Психи-одиночки или боящиеся причинить чувство одиночества?». Здесь нет однозначного утверждения, психи они или нет, каждый посмотрит на таких людей по разному. Люди впадающие в длительную депрессию как правило неизлечимы, поэтому даже имея семью и друзей они будут одиноки. Так же сюда можно отнести подростков-изгоев.
3. Июнь упоминается только как месяц, который сменяет Май, он более тёплый :«Май давно смирилась с тем, что её солнце забирает Июнь». А декабрь не является персонажем.
По всему видно – они подростки. Отсюда и тревожное состояние, сходное с сумасшествием, и частая смена настроения. Апрель, должно быть, имеет с Маем более близкие отношения, что и понятно. Поэтому автор мало говорит о Марте и акцентирует внимание на двух. Характеры героев раскрыты не полностью. И сложно проследить сюжетную линию.
Что мне удалось понять? Май влюблена. Апрель холоден в своем одиночестве. Возможно, он даже не замечает ее чувства. Апрель погибает нелепо, как кажется Маю, и она, как свойственно подросткам, может решить уйти вслед за ним, или впасть в глубокую депрессию. Что она выбирает? Выбирает время, которое поможет им встретиться во Вселенной. Ведь это уже происходило. Они прощались и встречались не раз, не узнавая друг друга, так как принимали различные образы.
Миниатюра, бесспорно, требует доработки. «Разным цветом цветы», «Плыла в течение безумства» и т. д. В тексте присутствуют ошибки и стилистические, и пунктуационные.
Автору необходимо выбрать жанр. Если это сказка, то пусть будет сказка, если фэнтези, то фэнтези. Или это мистическая миниатюра? Также нужно продумать сюжетную линию. Уделить внимание концовке, усилив ее.
И конечно перво-наперво поставить для себя вопросы (целеполагание – с этого и начинается любая работа) – о чем я хочу рассказать читателю и какие методы, способы буду для этого использовать.
Огата – начинающий автор и пишет о том, о чем думает или какие эмоции испытывает. Нужно научить себя работать с текстом и со своими мыслями.
Несмотря на недочеты, автор стремится сделать свое повествование необычным. Продолжать писать и находить новые подходы — вот, что хочется пожелать Огате.
-«Апрель скрывал свою потерю, свое ближайшее одиночество, за маской улыбчивого мальчика.»
-«Остался в своём одиночестве, так ему было комфортно. До смерти, комфортно.»
Если это детская литература, то это вредная литература.
Придет к тебе, Зимы, моложе
И разогнав туман, наступят дни,
Когда печалиться негоже.
Цветы твои добром цветут
Апрель встречай, он, у порога
И все плохое, Май, забудь,
Весна идет, Весне дорогу!
"… очень неестественная фантазия, начиная с замысла, автор пытается ее натурализовать, но еще больше запутывается. И не может в русской традиции Май быть девочкой, надумано..."
Возьму на себя смелость не согласиться с нашим уважаемым мэтром. Замысел (мне, по крайней мере) сразу был понятен, да и фантазия вполне естественная. В литературе и раньше встречались друг с другом месяцы, даже не идущие друг за другом.
Возможно, из-за несколько сумбурной и местами неточной манеры изложения, смысл рассказа при первом прочтении ускользает, искажается. Я тоже сначала увидела простую историю несостоявшейся любви, неизбежной разлуки и практически безнадёжного ожидания, облечённую в картинку смены времён года.
Но, перечитав, поняла, что речь не только и не столько об этом. А о поиске себя, своего места в постоянно меняющемся мире, где недостаточно обняться, чтобы удержаться на краю. И тут мне близка версия Ирины Коробейниковой. Апрель и Май — это подростки, взрослеющие, мятущиеся, переживающие муки первой влюблённости, пугающиеся перемен и одиночества, но сбегающие в неизвестность и одиночество от проблем. Видя сейчас рядом с собой именно такого подростка, я понимаю, что он — мой Апрель. «Нет, он не ушёл, он просто не излечился. Остался в своём одиночестве, так ему было комфортно. До смерти комфортно», — возможно, эти слова поймут только родители современных подростков, этих сумасшедших одиночек среди толпы.
Остаётся надеяться, что цветочные ковры Мая когда-то распустятся во всю мощь и эту дорогу укажут. И здесь опять же (для меня) Май может быть не только девочкой-возлюбленной. Май может быть мной, матерью, любящей, но не способной удержать взрослеющего ребёнка рядом с собой.
Это о смысле, каким его увидела я, как читатель.
Теперь о форме. Присоединюсь к советам поработать над грамматическими ошибками, над не совсем удачными оборотами (причинить чувство одиночества, сияющие разным цветом цветы и т.д.) и над более внятной последовательностью изложения. Более выпукло выписать характеры героев. Сделать выразительнее финал.
И продолжать писать, не бояться писать, искать свой стиль, свой язык.
А я тут ещё подумала. Эйлин, возможно, стоит немного изменить структуру рассказа — разбить его на большее количество абзацев, что сделает изложении проще для прочтения и восприятия. И укоротить предложения, разбив особо длинные на 2-3. Я сама любитель длинных фраз, но редакторы советуют от них избавляться. Одной-двух длинных на такой рассказ достаточно.