Родная, любимая Русь!

Родная, любимая Русь!

«Солнце общее и сердце общее

У земли моей и у меня»

Р.И.Рождественский

«Я люблю тебя, Россия

Дорогая наша Русь.

Нерастраченная сила,

Неразгаданная грусть».

М.И.Ножкин

Глава первая «Старый клён, стерегущий Русь».

Малая Родина! То место на планете, где навсегда осталась частичка души! Там мы родились, там прошла юность.

Часто людям приходится навсегда уезжать из родных мест, но всё равно остаётся Малая Родина в сердце. И связь с ней неразрушима временем и расстоянием.

Оттого так часто образ Малой Родины отражён в русской литературе, особенно – в поэзии. И образ этот неотделим от души русского народа – оттого и берут стихи эти за душу – и часто песнями становятся.

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Стихотворение без названия С.А. Есенина.Прощание с отчим домом приобретает в произведении глубокое значение. Оно символизирует прощание со всем прежним укладом жизни.

Автор словно «сливается» с лирическим героем в понимании, в ощущении происходящего. Он уже точно знает, что даже если и вернётся назад в деревню, то жизнь его не будет прежней.

И, конечно, большую роль в произведение играют образы родителей, тоже навсегда связанных с тем, что дорого, чего никогда не отнять.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

Лирический герой понимает, что возвращение на родину произойдёт ещё очень нескоро. Но всё же надеется, что в его отсутствие родное село ещё будет хранить былые черты. И «залогом» этой надежды становится старый клён.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.

(Образ клёна становится главным и в одном из самых известных «песенных» стихов поэта, в котором лирический герой тоже «сам себе казался таким же клёном»). Клён воплощает кровную связь с малой родиной.

Глававторая «Тихая Родина детства».

И вот звучит похожая мысль у того, кого многие считают «продолжателем» мыслей и чувств С.А.Есенина.

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Стихотворение «Тихая моя родина» родившегося через сорок с лишним лет Н.М. Рубцова. Только здесь лирический герой возвращается через много лет на свою малую родину – туда, где провёл своё детство. Но, как и у С.А.Есенина, лирический герой и сам поэт «сливаются» воедино.

Итак, лирический герой Н.М.Рубцова видит, что его малая родина сильно изменилась за время его отсутствия, люди, захотев взять верх над природой, вырыли канал — и речка превратилась в болото. (И каналы, и болота связаны для русского человека двадцатого века с отторжением души – но сейчас не об этом).

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!

Главное слово, которое звучит здесь, — «тишина» на разные лады. Потому, наверное, что отразил поэт суть Руси, русской души. Стук сердца, движение души только в тишине «слышны».

А дальше вспоминает лирический герой, что скоро придёт время снова уезжать. И душа наполняется грустью.

Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

Он помнит эту речку прежней, неиспорченной людьми. И школа деревянная возвращает в детство. Наверное, и как любимый С.А.Есениным клён.

Оттого и такой, похожий на крик души, финал.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

И хоть всё стихотворение, как, наверное, и произведение С.А.Есенина, проникнуто грустью – но всё-таки финал не выражает безысходной тоски, отчаяния — он глубоко философский. И вряд ли эти мысли — только личное переживание лирического героя, да и самого поэта, большая часть детства которого прошла в детском доме.

Крик души – души любящей – но не крик отчаяния. Потому что выше отчаяния любовь. Признание в любви малой родине говорит не только о связи поэта с родиной. Это — «смертная связь» — здесь похоронена его мать и, наверное, далёкие предки, которых он не видел, а только слышал о них от матери.

Глава третья «Берёзы Родной Руси».

И потому вот ещё одно — не менее пронзительное стихотворение Н.М. Рубцова с коротким и таким глубоким названием — «Берёзы».

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю — и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Все очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно

Будто кто-то шепчет о любви.

Образ лирического героя один из главных – после берёз, конечно, потому что всё проходит через его сердце.

Берёзы вызывают воспоминания, заставляющие сердце и радоваться, и болеть – только боли гораздо больше – ведь лирический герой, как и в стихотворении о «Тихой Родине», как и в безымянном стихотворении С.А.Есенина, — сам много выстрадавший поэт.

Оттого и вызывает шум листопада слёзы на глазах, плакать давно отвыкших.

Вызывает слёзы потому хотя бы, что растёт берёза на могиле матери, из жизни ушедшей, когда было Николаю Михайловичу всего шесть лет.

Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же берёза
Над могилой матери моей.

Возможно, именно с осенним берёзовым листопадом связано известие о том, что «на войне отца убила пуля».

На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград

С ветром и дождём шумел, как улей,
Вот такой же жёлтый листопад…

Как бесчеловечно поступил с детьми вернувшийся с войны отец, обсуждать здесь не будем. Ведь лирический герой, как было уже сказано ранее, со всей Россией чувствует «самую жгучую, самую смертную связь». И у скольких на Руси отцов «убило пулей» и матери лежат в могилах под раскинувшей ветви русской берёзой! Под берёзой завещали хоронить себя и многие из эмигрантов, вынужденных закончить свой земной путь вдали от родины.

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз…

В последнем четверостишии поэт вместе со своим лирическим героем обращается к Родине этими из сердца исходящими словами. В них заложен очень глубокий смысл, раскрывающий суть русской души. Русский человек продолжает жить — любить и ненавидеть, радоваться и страдать – и прежде всего остаться человеком, корней своих не утратившим. Человеком, любящим свою Родину, со смирением свой жизненный крест несущим.

Любящим не только то, что видит рядом, — оттого и называет поэт Родину «Русью», как наши предки называли — человеком, у которого жива память сердца…

И через годы связь с Малой Родиной не исчезает — она проходит сквозь время. Она вне времени. У С.А.Есенина выражена она в образе клёна, который на лирического героя «головой похож»; а у Н.М.Рубцова в образе родного села, берёз, растущих «в деревне у оград» – а по сути в образе всей России — «каждой избы и тучи».

Потому и пронизаны произведения о Малой Родине глубоким чувством любви. Малая Родина всегда с нами, она живёт в наших сердцах. Малая Родина — часть нас самих.

Аудиофайл:
2-ty-poila-konja.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+2
20:46
333
RSS