слеза невольно накатила...

слеза невольно накатила...

Древняя избушка
А из трубы дымок.
И грязное окошко,
На стенке вьюнок…

А в окне старушка,
Её уставшие глаза.
За избой околица,
Глянешь — пустота…

И с ямами дороги,
Глухомань кругом.
Её изба на отшибе,
И соседей разгром…

Скорбная деревня,
И покинутые дома.
Это исчезло племя,
Кого земля родила?

           12.02.20.

Нам бы жить привольно,
И себя в радости блюсти.
Земли по миру довольно,
Где нам не скажут: люби...

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

-2
10:18
416
RSS
Первый катрен:
Древняя избушка /---/- хорей 3 стопы, 2 ударных слога, клаузула мужская,
А из трубы дымок. ---/-/ ямб 3 стопы, 2 ударных слога, клаузула мужская,
И грязное окошко,-/---/- ямб 3 стопы, 2 ударных слога, клаузула мужская,
На стенке вьюнок… -/--/ амфибрахий 2 стопы, 2 ударных слога, клаузула мужская,
В катрене смешанные размеры: хорей, ямб, ямб, амфибрахий. Если и другие катрены
В таком же ритме – стихотворение выполнено в тонике, с упорядоченным сочетанием разных размеров — то есть – строфный логаэд.
Второй катрен:
А в окне старушка,--/-/- хорей 3 стопы, 2 ударных слога,
Её уставшие глаза. -/-/---/ ямб 4 стопы, 3 ударных слога,
За избой околица, --/-/-- хорей 3 стопы, 2 ударных слога, клаузула дактилическая,
Глянешь — пустота… /---/ хорей 3 стопы, 2 ударных слога,
Видим что ритм изменился и не соответствует первому катрену: хорей, ямб, хорей, хорей.

И с ямами дороги, -/---/- ямб 3 стопы,
Глухомань кругом. --/-/ хорей 3 стопы,
Её изба на отшибе, -/-/--/- ямб+ямб+анапест, клаузула женская,
И соседей разгром… --/--/ анапест 2 стопы.
Что здесь остаётся упорядоченным? Это количество ударных слогов, почти кВ каждосм стихе по 2 ударных, за исключением стихов:
Её уставшие глаза. -/-/---/ ямб 4 стопы, 3 ударных слога,
Это исчезло племя, /--/-/- дактиль+хорей+хорей, 3 ударных слога.
Кого земля родила? -/-/-/- ямб 3стопы, 3 ударных слога,
Скорей всего это тонический стих с малым количеством ударных слогов.
Но в стихотворении не упорядочены клаузулы (окончания стихов)
И грязное окошко. — женская,
А в окне старушка. – женская
За избой околица. – дактилическая,
И с ямами дороги. – женская,
Её изба на отшибе. – женская,
Это исчезло племя. – женская,
Кого земля родила. – женская.
Стихотворение – не силлабо-тоническое. Не упорядоченное тоническое – не логаэд.
Просто – тоническое.
Рифмовка первой строфы не полная, не рифмуются (избушка и окошко).
Рифмовка второй строфы не полная, не рифмуются (старушка и околица), а рифма (глаза – пустота) слабая, не точная, рифмуются только ударные гласные «а».
Рифмовка третьего катрена не полная, не рифмуются (дороги и отшибе).
Скорей всего стихотворение изначально было в такой графике:
Древняя избушка // А из трубы дымок. /- — - /- — - -/-/ для хорея лишний безударный слог между 2 и третьим ударными слогами а конкретно союз «А».
И грязное окошко,// На стенке вьюнок… -/- — -/- — -/-/ ямб 6 стоп,
А в окне старушка, // Её уставшие глаза. — -/-/- -/-/- — -/ для хорея лишний безударный слог между 2 и 3м ударным слогом.
За избой околица, // Глянешь — пустота…
И с ямами дороги, // Глухомань кругом.
Её изба на отшибе, // И соседей разгром…
Скорбная деревня, // И покинутые дома.
Это исчезло племя,// Кого земля родила?
Тогда рифмовка парная. А ритм тонический. Рифма слабая.
То есть технически стихотворение не совершенно. Содержание социальное (соцреализм). Стихотворение о исчезающих деревнях – тема злободневная, но не новая.
Уважаемый Александр, это очень хорошо, что вы подходите с таким вниманием к анализу некоторых произведений. Хочу обратить ваше внимание, что для подробных критических разборов у нас есть рубрика Рецензии (вы найдёте её в нашем расписании и в основном меню на главной странице через кнопку Ещё). Совсем недавно мы обсуждали виды критики в нашей Литературной Беседке. Думаю, вам будет небезынтересно.