​В Обители Святой Возрождённой. Гл.3

​В Обители Святой Возрождённой. Гл.3

В Обители Святой Возрождённой. Гл.3

Глава третья «Небольшое отступление о «Пространстве» Святости»
Мы говорили уже не раз о том, что есть образы, что каждому верующему хорошо известны, а есть такие, знакомство с которыми побуждает обращаться к источникам литературным и историческим. И все в «Пространстве» Святости соседствуют, словно в Мире Духовном. И здесь – а где, как было обещано, в финале скажем.
А ещё здесь много образов греческих, со Святой Горою связанных. Потому прежде, чем продолжить, отступим ненадолго от рассказа о Святынях Монастыря и вспомним вот о чём…
Есть три места на земле с «эпитетами» Святости — Святая Земля, Святая Гора и наша Русь Святая.
Русь называют Святою.
Поле, да лес, да вода,
Церковь над тихой рекою
И в два оконца изба –
сказал об Отечестве нашем знаменитый Архидиакон Роман.
Одухотворённый русский пейзаж – одухотворённый — потому что над рекою, на окраине села или в лесу Храм, который, как сказал другой известный автор с именем Романа Сладкопевца, «благовествует о мире ином».
Вьется к погосту дорога,
Звон колокольный затих.
Молят усопшие Бога
О заплутавших живых.
Там, в недоступных небесах
За Русь свершается молитва.
И светлым облаком покрыта
Россия все-таки жива -
Духовное Единство Неба и земли – оттого и Русь Святая.
Но не только, конечно. Многие забывают почему-то, что Святою Русь именуется не с тех времён, когда шли люди в Днепр погружаться, — сколько тогда ещё племён языческих от властей в лесах скрывалось и христиан ненавидело. (Вспомнить хотя бы фильм А.А.Тарковского «Андрей Рублёв»).
Святою Русь именоваться стала в те времена, когда прозвучали известные всем слова Инока Псково-Печерской Лавры Филофея: «Два Рима пали, Третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не быти». Слова, прозвучавшие, когда пала утратившая духовное начало Византия – и Русь последним оплотом духовным стала. Потому, очевидно, так «всколыхнул» продавших совесть либералов фильм Архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель Империи». Русь стала «единственным Православным Царством», как сказал на рубеже века окаянного, русский мыслитель В.С.Соловьёв. На Руси Святой – вернее, в ней живёт «жажда праведности… при внешней греховности», как позже скажет другой русский мыслитель И.А.Ильин. Царство здесь – слово ключевое.
К чему всё это сказано? К тому, что Русь Святая – понятие не историческое и не географическое, а духовное, что пятью чувствами физическими не постигается.
Не станет же сразу святым, благодатным возведённый храм — без освящения, без молитвы – не зря же говорят: «место намоленное» — само собою оно таким не станет.
А дом? Кто и как жить в нём станет…
Русь Святая словно Китеж, что на дно озера от всякой мерзости укрылся — но напоминает о нём «подводный благовест церквей», как написал в годы богоборчества М.А.Волошин.
Напоминает, что мы христиане и должны оставаться ими при всех скорбях ниспосланных, что Царство Божие нудится, завоёвывается подвигом и жизнью праведной – оно внутри каждого, если не «изгнано», не «вытравлено»...
И Монастырь – подобие Китежа – должен быть таковым, должен «звучать» призывом, словно Китеж со дна Светлояра.
А здесь — в центе Столицы… Сказал экскурсовод одной из таких Обителей, что хорошо спасаться на отдалённом острове, а здесь словно все соблазны мира сего собрались воедино. Здесь, наверное, дух «трижды» укреплённым, «закалённым» быть должен...
А Гора Святая, что с Русью Святою связь «кровную» имеет? Мы сейчас не о Святых Подвижниках, речь о которых дальше пойдёт, не о силе духовной, которую никто в мире «разгадать» не может, не о Святых Образах Ея, что на Русь словно со Святой Горы «спустились». (См. «Небольшие путевые заметки»).
Замечательный Образ Пречистой Отрада и Утешение. Милость Ея к заблудшим, оступившимся, даже монахам, о предназначении своём забывшим, просьба к Сыну о помиловании — само собою понятно. Нам важно случившееся с монахами, а ещё, прочитанное в книге «Украденные мощи» С.Л.Сенькина. Есть место, что называют «Антиафоном», есть змея, «охраняющая» «в наследство» от язычества доставшийся храм Артемиды. А Святость, веками намоленная, прежде внутри подвизающихся.
И, наконец, Земля Святая. Вспоминаются невольно рассказы И.А.Бунина – прежде всех – «Геннисарет» с постоянным цитированием Евангелие, благодаря которому живая связь времён, почти на две тысячи лет друг от друга отстоящих, ощущается «кожей».
Но, к скорби великой, не всеми – иначе бы не творились там ныне дела небогоугодные, не был бы нарушен запрет Господа создавать государство...
Но Огонь Благодатный сходит там, где Спаситель принял муки за грехи наши и Воскрес, каждый год накануне Пасхи Православной! …
«Живы ещё проповедники Истины» — сказал Иеромонах Роман. Оттого и Святость не иссякнет…
Мы же возвращаемся в Пространство Монастырское – к Святым, из глубины веков на Русь пришедшим. В следующей главе…
(Продолжение следует)

Аудиофайл:
arhidiakon-roman-rus-nazyvayut-svjatoyu.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
14:11
185
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!