Крымский исход

Крымский исход

Сколько пройдено пыльных дорог и бескрайних полей. 
Под горячим седлом  сквозь суровые бури летели.
И запутались в шелковых гривах ретивых коней
Звёзды тихого Дона, Сибири седые метели... 
Гнал ноябрьский ветер их в спины к последнему берегу. 
То ли слёзы в глазах, то ли морось упала туманная.
Разметало нещадно всех, словно осколки Империи.
Судьбы горькие, головы окаянные.
Сотни тысяч последних по Графской шли пристани,
Как потоки речные, Россию вспоровшие. 
Плач отчаянья, и одиночные выстрелы
Ставят точку на чьё-то счастливое прошлое... 
И когда, переполнены горем, ушли корабли, 
В серой дымке растаяв, ведомые верой
Кони бросились в воду и прочь от земли 
Плыли, громко хрипя. И кровавою пеной
Застилало глаза у гнедых жеребцов и кобыл, 
А волна  накрывала их  гривы, как саван прощальный...
И в предсмертной агонии гнулся у церкви ковыль, 
Где поверженный колокол пел свой псалом поминальный...
В этой битве жестокой нет правых. Но всё таки жаль
Этих преданных, выбравших божию милость... 
И смотрел Севастополь в пустую безмолвную даль -
Это белое солнце России навек закатилось... 

 


 

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

+1
00:35
1230
RSS
Тяжело все это, хотя и справедливо.
01:10
Извините, но влезу по технике исполнения и смыслу:
«Под горячим седлом  сквозь суровые бури летели.
И запутались в шелковых гривах ретивых коней
Звёзды тихого Дона, Сибири седые метели... »

Мне, кажется, точка в первом предложении сбивает с толку. Кто летел «под горячим седлом»? «Звёзды тихого Дона»? Но почему «под седлом», а не над головой?

Кроме того, «седые метели», «суровые бури», «шелковые гривы», на мой взгляд, слишком уж замыленные штампы. Из-за этого пропадают образы и страдает произведение.
Летели, конечно, кони — главные персонажи стихотворения, поэтому и под седлом. Это законченное предложение, где опущено подлежащее. Поэтому в конце стоит точка. В следующем предложении всё просто — Звезды и метели (подлежащие) запутались (сказуемое) в гривах коней.
По поводу штампов согласна, сама их не очень люблю. Но практически вся гражданская лирика из них состоит, это особенность данного стиля и направления, с моей точки зрения. В отличии от лирики любовной или философской, в гражданской штампы играют особую роль, так как подкрепляют позицию автора. В таких произведениях, как правило, важен не художественный размах и выверт, а смысл и описание события, положенного в основу.
00:45
Мне кажется, это сразу непросто понять, кто там летел.

Для поэзии, Елена, не очень важно (исключительно мое мнение) гражданская она, любовная или еще какая другая. Главное точность и образность. Штампы убивают и то, и другое, обесценивая стихи. Вы правы, штампы во всю используются в «датских» рифмовочках, но ведь это одноразовый ширпотреб, не имеющий никакого отношения к поэзии.

Вы же не к событию пишите, а от души. Или я что-то не понял?
01:51
Что бы не быть голословным, приведу современное стихотворение украинского журналиста и поэта Ольги Кашпор, которое можно смело отнести к гражданской лирике. Искренность и сопричастность — вот его отличительные черты:

Мальчиков укрывают флагом. С головой.
Не вой, дура, говорю. Твой — живой. Живой.
Он такой же, как они — тоже рвется в бой.
Долго трубку не берет. Но не вой. Не вой.

Мальчиков кладут рядком. Прям на мостовой.
Лиц не видно. Не смотри. И не вой. Не вой.
Твой такой же — как они — на передовой.
Разбирает мостовую по кускам. Живой.

Мальчиков выносят строем. Траурный конвой.
Не считай. Зажмурься. Помни, Бог с тобой.
Он придет. Под утро. Мятый и седой.
Ты отпустишь снова. Просто жди. Не вой.
Неплохое стихотворение. Задевает. Но, если разбирать с технической стороны, квадратные рифмы — это очень банально, упрощает произведение. Хотя, может быть автор хотел этой простотой донести смысл. Меня почему то это царапает. Я бы не стала его перечитывать.
06:11
+1
В этом стихотворении главное то, что оно читается на одном дыхании, и читатель вовлечен в происходящее, сопереживает конкретной женщине в конкретной ситуации. Автор внутри происходящего. Он не сторонний наблюдатель. Он не «над», а «в». Воющая от страха потерять сына мать показана с простотой и естественностью времени. В этом его эмоциональная сила и гражданственность.
09:22
-2
А вот еще одно стихотворение из «гражданской лирики». Обратите внимание, как хлестко оно подано. И кстати, совершенно без красивостей:

«Мухосранск. Говно. Тоскливо.
Дети.Дом.Работа.Пиво.
Геморрой.Камаз.Гараж.
Десять лет водилой стаж.
Раз в пять лет с женой в кино.
Мухосранск.Тоска.Говно.
Водка.Патриот.Россия.
Шарфик красно-бело-синий.
Ящик. Киселев на Первом.
Украина.Киев.Нервы.
Танцы. Шум. Крымнаш. Веселье.
Утро. Санкции. Похмелье.
Цены. Доллар. Банк. Кредит.
Теща как всегда нудит.
Снова Киселев на Первом.
Водка. Вещмешок. Консервы.
Секс с женой как в первый раз.
Поезд. В путь. Спасать Донбасс.
Форма. Каска. Полигон.
Гумконвоем в Краснодон.
ЛНР. Блокпост. Укропы.
Первый бой. Три пули в жопе.
Страх. Обстрел. Осколок Града.
Труп. Мешок. Рефрижератор.
Крест. Венок. Вдова. Плаксиво.
Мухосранск. Говно. Тоскливо».

Такие вещи не забудешь на следующий день. Бьют по нервам. Поэтому и гражданские. Они кричат.
12:59
+1
Ох, ну вот такие произведения, которыми сейчас забиты все сети, с нарочитой «простотой», грубостью, матерком — честно, ненавижу и поэзией вообще не считаю. Писанина в угоду определенным вкусам, на потребу времени, извините. Молодые современные авторы считают, что если не сдобрить свое творение площадной бранью или хотя бы говном, то это не будет читаться.
В приведенном тексте не вижу ни глубокого смысла, ни гражданственности, ни патриотизма, о котором оно якобы написано. Остается ощущение грязных помоев, от которых хочется скорее отмыться. И это даже не о смысле, а о том, КАК это написано.
Вот о тех же событиях, но мне гораздо ближе:
Пряталась девочка вместе с котёнком
В тёмном подвале разбитого дома.
А над испуганным насмерть ребёнком
Небо ревело раскатами грома.

Только не гром это был, а снаряды
Рвали июльское небо Донбасса.
Девочка плакала. Плакал с ней рядом
Рыжий котёнок на клочьях матраса.

Страшно им было. Хотелось им к свету.
Там, наверху – золотая погода…
Чёрные взрывы шатали планету,
Дом их и мёртвую маму у входа.

— Мамочка, милая, дай мне печенья
И обними свою доченьку Женю.
Папка ушёл воевать в ополченье,
Ты почему-то лежишь без движенья.

— Ты говорила, целуя мой крестик:
«Боженьку в помощь зови, когда страшно».
Мама, мне страшно! Давай с тобой вместе…
Ты помоги мне! Ты всё-таки старше.

— Боженька, где Ты? – и девочка снова,
Снова и снова ручонки тянула
К небу сквозь плиты подвала сырого,
Сквозь пелену канонадного гула.

И отступили служители ада
Перед невидимым образом Спаса.
И развернулось военным парадом
Русское Небо над русским Донбассом.
автор: Мария Смородина.
02:11
+1
Видимо, есть такие «штампы», которые либо впитались вместе с эпохой, либо не осознаются как таковые. И у всех они разные, в зависимости от возраста, воспитания, образования. В принципе любое словосочетание рано или поздно может стать штампом.
Вот почитаем:
На землю саван тягостный возложен,
Торжественно гудят колокола,
И снова дух смятён и потревожен
Истомной скукой Царского Села.
Пять лет прошло. Здесь всё мертво и немо,
Как будто мира наступил конец.
Как навсегда исчерпанная тема,
В смертельном сне покоится дворец.
*** Тягостный саван, гудят колокола, смятенный дух, смертельный сон… Если с такой позиции смотреть, набор штампов?
06:04
Итак, Елена, штампы в своей «молодости» были потрясающими метафорами, настоящими находками, но со временем из-за их слишком усердного эксплуатирования поизносились и потеряли былую свежесть. Поэтому стихотворение, написанное Ахматовой более ста лет назад не самый лучший пример того, что классики тоже использовали сегодняшние штампы:).
12:25
+1
Не соглашусь. Они использовали не сегодняшние, а классические для них штампы, из предшествовавшей литературы:) В частности, образ савана идет из делёкого далека, из эпохи Средневековья. Та же Ахматова переводила стихи Гюго с этим образом — до написания своего. А литературоведы относят «саван» не к штампу, а к образу — символу. Например, практически вся поэзия Есенина строится на образах — символах, и это не умаляет её значение, не так ли? Поэтому я считаю вполне допустимым использование таких образов, если они уместны для отражения определенных событий или чувств. В противном случае любые устойчивые выражения, определения могут считаться штампами. «Рвется в бой», «траурный конвой» — при желании и это можно назвать штампами, если придираться:)
И не соглашусь, что для поэзии главное — точность. Если говорить о точности исторических событий, то даже здесь иногда можно допустить вольности (примеров тому масса у классиков). А во всем остальном — поэзия не отчет, не энциклопедия. «Не лишай стихи тумана – иной раз он убережёт от сухости, став дождём» — Федерико Гарсиа Лорка.
06:00
+1
Речь идет о точности подбора слов. Точности эмоционального воздействия. Чувственной концентрации. Такие слова не лежат на поверхности.
Сейчас Вы говорите о поэзии как о ремесле. Это моя излюбленная для спора тема. Конечно, стихи, которые автор доносит публике, а не убирает в стол, нуждаются в некоторой проверке, хотя бы на исправление грамматических ошибок. А вот что касается подбора слов, или укладывания в размер и ритм не интуитивно, а по схеме, нарисованной на бумажке, — это, на мой взгляд, не творчество, это ремесло. Его можно отточить, сделать безупречным с точки зрения критики, но — оно станет бездушным. Я знаю, что многие переписывают одно стихотворение десятки раз, проверяют с помощью компьютерных программ синонимы, подбирают рифмы и др. И выносят на суд критиков чистое, правильное и даже красивое нечто, похожее по вкусу на доклад на съезде КПСС. Или, напротив, что-то чрезмерно приукрашенное, усложненное — но такое же по вкусу.
Я практически никогда не правлю свои стихи. Я не профессиональный поэт и, наверное, рассуждаю неправильно. Но я стихи не произвожу, я ими думаю, не ставя целью поразить кого-то соответствием канонам. И в них — мои эмоции и чувства, такие, какие есть. Без редактуры.
09:55
Нет, Елена, я говорю о поэзии как о призвании. Если Вы предпочитаете не править своих стихов, то это Ваш выбор. Только причем здесь поэзия и… доклад на съезде КПСС:). По мне, так и поэзия, и проза это громадный, подчеркну, громадный труд в поисках слова. Остальное — из другой области. Но это лишь мое и абсолютно субъективное мнение. Допускаю и принимаю, что у других людей оно может быть иным.
01:16
«Гнал ноябрьский ветер их в спины к последнему берегу. 
То ли слёзы в глазах, то ли морось упала туманная.
Разметало нещадно всех, словно осколки Империи.
Судьбы горькие, головы окаянные.
Сотни тысяч последних по Графской шли пристани,
Как потоки речные, Россию вспоровшие». 

«То ли слёзы в глазах, то ли морось упала туманная» — это хорошо, очень зримо, а вот «осколки Империи» — по моему разумению, никуда не годится. Особенно для стихов. Затерто до дыр. Сюда же «судьбы горькие, головы окаянные».

Кроме того, Графская пристань и примыкающая к ней площадь Нахимова не такие большие, чтобы вместить сотни тысяч. Подобное преувеличение вызывает улыбку, а это произведение улыбки, как я понимаю, не предполагает.

«Как потоки речные, Россию вспоровшие» — замечательно. Не просто красиво, а образно.

Рада, что Вам понравились лирические образы, которыми я пыталась разбавить штампы:)
Осколки Империи — хоть и распространенное описание белоэмигрантов, но ведь оно точное. Империя рухнула, её осколки разлетелись по всему свету. Кстати, в наше время этот образ, как ни странно, в основном употребляется по отношению к разрушенным памятникам или сооружениям советского периода и в фантастике. Специально гуглила, проверяла.
Теперь про Графскую пристань. Я, хоть и лирик, но по профессии юрист. И всегда читаю разные источники, если пишу на историческую тему. Оттуда и цифры, и факты. Естественно, не сразу, не в одночасье прошли сотни тысяч по этой пристани. Эвакуация длилась несколько дней. Белый флот насчитывал более 120 судов с примерно 150 тыс. изгнанников, которые на рейде образовали целый плавучий город. Русская армия Врангеля была эвакуирована полностью. Так что это не преувеличение, хотя в литературе это один из типичных приёмов:), а реальность.
06:15
Все правильно. Именно так и было. Но это не сотни тысяч. Десятков тысяч хватило бы:). Это тоже очень много. Кроме того, погрузка не шла только на Графской пристани. Слишком мало там места. Здесь явное преувеличение.
Владимир, опять же, это стихи, а не исторический очерк. Поэзии вообще свойственно преувеличение. Этому учат даже в школе на уроках литературы. Гипербола — средство литературной выразительности, стилистический прием. Есть даже понятие — числовая гипербола. В данном случае ( при полном соответствии общим цифрам покинувших Крым офицеров, солдатов Белой армии и членов их семей) «сотни тысяч» призваны показать масштаб исхода, масштаб трагедии страны, расколотой революцией и войной.
Добавлю также, что когда пишу, размер соблюдаю интуитивно, практически всегда сохраняя нужный ритм. Так вот «десятки тысяч» на один слог длиннее, и ритм был бы нарушен.
Вы, наверное, обиделись на мои рассуждения об уроках литературы? Я только вчера узнала, что Вы — филолог:)
09:27
+1
Абсолютно не обиделся. Что тут обижаться? Просто мы с Вами, Елена, по-разному слышим и понимаем стихи и, возможно, поэзию в целом. Но это нормально. Здесь у каждого свое видение и свои ценности. Я изложил Вам свое видение, Вы с ним не согласились. It's OK.
Конечно, каждый чувствует по-своему. Но всегда интересна иная точка зрения, для саморазвития. Спасибо Вам за это.
01:43
«Плач отчаянья, и одиночные выстрелы
Ставят точку на чьё-то счастливое прошлое...»

С «плачем отчаяния», думаю, ясно. А вот на «счастливом прошлом» хотелось бы остановиться. Врангелевцы уходили из Севастополя в 13-16 ноября 1920 года. Люди воевали последние 6 лет. Было ли у них «счастливое прошлое»? И да, и нет. Но ближайшее прошлое было наполнено войной, кровью и горем. Таким образом, сама эта фраза кажется слишком обобщенной.

Опять же читала исторические очерки. Процитирую из Военного обозрения: «Гражданское население Крымского полуострова до последнего дня пребывало в состоянии блаженного неведения. Белое командование, чтобы не провоцировать панических настроений и не вызвать активизации большевистского подполья, после провала октябрьского наступления, сообщило населению, что отход был совершен организованно и с незначительными потерями. Было сообщено, что Красная Армия в ближайшие дни будет пытаться прорваться на полуостров, но получит должный отпор. Крым объявлялся «осажденной крепостью», которая будет держаться, пока не произойдёт перелом в общей обстановке. В газетах тему развили, «творчески» дополнили. Сообщалось, что за «перекопскими твердынями» население Крыма может «спокойно смотреть на своё будущее». Появились даже заявления, что численность Русской армии Врангеля избыточна для защиты «твердынь» Перекопа. Так, генерал Слащев 7 ноября заявил, что «Армия наша настолько велика, что одной пятой её состава хватило бы на защиты Крыма…».
В результате полуостров до последнего момента жил спокойно. Работали кинотеатры, ставились пьесы, внепартийное общественное совещание во главе с князем Долгоруким приняло обращение к Антанте, где «ключом спасения от большевизма» был назван Крым. Только наиболее дальновидные искали пути спасения и скупали валюту. Для большинства же людей поражение 8-11 ноября стало как гром среди ясного неба. Люди знали, что ожесточённый бой неизбежен, но верили, что наступление Красной Армии разобьётся об оборонительные линии Перекопа». Так что даже самое ближайшее к описываемым событиям прошлое было для этих людей счастливым. Уж не говоря о далеком, дореволюционном прошлом.
И еще — даже в боях можно быть счастливым, если ты сражаешься за идею, за свою родину, за веру, как говорили — за царя и отечество. И когда остается надежда на то, что этот страшный сон закончится, и всё станет прежним. Поражение, исход поставили точку и на прошлом, и на этой последней надежде.
01:45
«И кровавою пеной
Застилало глаза у гнедых жеребцов и кобыл...»

Прежде всего, почему пена была кровавой? Если это морская пена, то она белая. Кроме того, у каурых, вороных или белых коней пена глаза не застилала? Или кони были исключительно гнедые?
Ну вот тут, Владимир, смею напомнить, что это стихи, а не исторический и тем более не анатомически — зоологический очерк. Поэзии вообще свойственны метафоры, преувеличения. Кровавая пена — как признак близкой смерти.
Но, опять же из исторических фактов, нашедших отражение и в кинематографе. Некоторые офицеры пристреливали своих коней, понимая, что они не доплывут. Мне кажется, что у смертельно раненого животного может идти кровавая пена… у людей же идёт.
Почему кони гнедые? Самое простое объяснение — для соблюдения ритма и размера стиха. Но: есть и другое, опять же основанное на фактах. Хорошей коннице нужны лучшие скакуны. Замечено, что у скакунов преобладает именно гнедая масть, из которой формируются другие окрасы. Цвет имеет прямую связь с нервной системой лошади и её здоровьем. Так, белые имеют слабый костяк, о серый оттенок свидетельствует о нежности и слабой выносливости, а вороные считаются горячими и злобными. А вот гнедые кони уравновешены, выносливы и надежны. Это подтверждается тем фактом, что чаще всего в состязаниях побеждают скакуны именно этой масти.

10:05
Улыбнули «фактами». Очень субъективно. Первое, что приходит в голову, так это буденовская порода лошадей, выведенная специально для кавалерии из лошадей донской породы. Так вот они практически поголовно были рыжими. Таким образом, гнедые «для соблюдения ритма и размера стиха» все-таки самое лучшее объяснение.
Замечу, что буденновская порода была выведена только в 1948 (!) году, а работы по её выведению начались как раз после описываемых событий:) Не могло у белой гвардии быть буденновских коней.
А вот донская порода вполне могла быть основой Донской конницы. Масть у них преимущественно рыжая с золотистым отливом, встречаются и гнедые, и вороные дончаки. И вообще-то гнедая масть — это красновато-рыжая или темно-рыжая, как Вы и пишете.
К сожалению, в огромном количестве источников о конницах белой армии нет точных сведений о породах и мастях лошадей.
01:50
«А волна  накрывала их  гривы, как саван прощальный…
И в предсмертной агонии гнулся у церкви ковыль, 
Где поверженный колокол пел свой псалом поминальный...»

По мне, это просто красивость. Волна в море, ковыль на берегу. И с какой стати он гнулся «в предсмертной агонии»?

Помимо этого, «поверженный колокол» видится сброшенным с колокольни. В этом случае, как он мог петь «свой псалом поминальный»?
Да, это действительно красивости, метафоры опять же. Море воды, море ковыля — два разных моря для тонущих коней, одно провожает (и поэтому агонизирует), другое — встречает.
Колокол — Вы правильно увидели, что он повержен, сброшен, что было типичным там, где проходила доблестная красная армия во главе с большевиками. А теперь представьте, что будет, когда падает на землю колокол? Будет долгий гул, как поминальный псалом. И — колокола, даже упав, разбившись, лишившись языка, умеют петь. Просто не каждому дано их услышать. Мне кажется, что те, кто уплывали из Крыма, еще долго слышали эти поверженные русские колокола…
09:31
Ох, Елена, романтическая Вы душа. А все было намного горше и тривиальней и в этом куда трагичней. Кстати, до прихода красных в Севастополе никто колокола с церквей не сбрасывал. Так что красивости остаются красивостями и, на мой взгляд, не делают стихи краше.
Я знаю, я романтик… Так у меня колокол падает как раз с приходом красных. А уж как они расправлялись с храмами, я знаю не по наслышке. Мой прадед был священником и после революции дважды был арестован, сейчас представлен на канонизацию от Владимирской епархии как исповедник российский. Так вот на всю округу только его храм прерывал служение исключительно на время его арестов, а все остальные были разрушены и разорены…
01:52
Все предыдущее было по технике. Если Вас, уважаемый автор, не обидели моя дотошность и придирчивость, то у меня есть несколько соображений и по смыслу Вашего произведения.
Никаких обид, очень важно и интересно, тем более, что именно это стихотворение вызывает у мужчин желание обсудить и поспорить. А я люблю спорить. И критику принимаю, буду впредь еще внимательнее относиться к тому, что вызывает вопросы и замечания. Спасибо Вам, Владимир, большое. Готова послушать про смысл!
09:41
-2
Теперь о смысле стихотворения. К сожалению, смысл этот самый здесь, увы, не первой свежести, что стихотворению, на мой взгляд, чрезвычайно вредит. Об эвакуации из Севастополя написано много, а в «Служили два товарища» и показано наглядно. К сожалению, данное стихотворение ничего нового не добавляет. А может и нельзя ничего добавить? Почему же нет? Можно. Если взглянуть на все немного другими глазами. Например, глазами мальчишки-кадета, который в 42-м, уже взрослым мужчиной, стоит в немецкой форме у той же самой Графской пристани и видит прошлое иными глазами. Экстрим? Конечно. Но гражданская лирика должна пробивать людей. Иначе она не достигает своей цели.

Вот Вам еще одно стихотворение из этой же оперы, но сильное отменно. Оно долго не забудется:

Юрий Нестеренко

Держава
Ностальгирующим

Ах, какая была держава!
Ах, какие в ней люди были!
Как торжественно-величаво
Звуки гимна над миром плыли!
Ах, как были открыты лица,
Как наполнены светом взгляды!
Как красива была столица!
Как величественны парады!
Проходя триумфальным маршем,
Безупречно красивым строем,
Молодежь присягала старшим,
Закаленным в боях героям — Не деляги и прохиндеи
Попадали у нас в кумиры…
Ибо в людях жила — идея!
Жажда быть в авангарде мира!
Что же было такого злого
В том, что мы понимали твердо,
Что «товарищ» — не просто слово,
И звучит это слово гордо?
В том, что были одним народом,
Крепко спаянным общей верой,
Что достоинства — не доходом,
А иной измеряли мерой?
В том, что пошлости на потребу
Не топили в грязи искусство?
Что мальчишек манило небо?
Что у девушек были чувства?
Ах, насколько все нынче гаже,
Хуже, ниже и даже реже:
Пусть мелодия гимна — та же,
Но порыв и идея — где же?
И всего нестерпимей горе
В невозможности примирений
Не с утратою территорий,
Но с потерею поколений!
Как ни пыжатся эти рожи,
Разве место при них надежде?
Ах, как все это непохоже
На страну, что мы знали прежде!
Что была молода, крылата,
Силы множила год за годом,
Где народ уважал солдата
И гордился солдат народом.
Ту, где светлыми были дали,
Ту, где были чисты просторы…
А какое кино снимали
Наши лучшие режиссеры!
А какие звенели песни!
Как от них расправлялись плечи!
Как под них мы шагали вместе
Ранним утром заре навстречу!
Эти песни — о главном в жизни:
О свободе, мечте, полете,
О любви к дорогой отчизне,
О труде, что всегда в почете,
И о девушках, что цветами
Расцветают под солнцем мая,
И о ждущей нас дома маме,
И о с детства знакомом крае,
И о чести, и об отваге,
И о верном, надежном друге…
И алели над нами флаги
С черной свастикой в белом круге.
Я полностью согласна, что тема не нова. У меня и не было задачи как-то её обыгрывать. Написалось стихотворение после увиденной информации об открытии памятника, того, что на иллюстрации. И посвящено оно не людям, не историческим событиям и их оценке, а тем самым коням. Их верности. Тому, что именно они пошли до конца. Мне виделось именно так. История только обрамление. Если не получилось, если этого не видит читатель — жаль, значит, что-то упустила. Буду работать над ошибками.
Огромное Вам спасибо за такую подробную рецензию, Ваше мнение и замечания очень важны для меня. Я редко пишу гражданскую лирику, и любой опыт ценен.
Хорошая рецензия на такое сложное произведение. Россию только жалко — «Россию вспоровшие» «Это белое солнце России навек закатилось» Успехов автору!
Наталья, спасибо за отклик! События и время действительно были неоднозначные, мне кажется, отголоски, как от землетрясений, до сих пор слышны.
Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален