Практикум: волшебное оживление

Практикум: волшебное оживление

Здравствуйте, дорогие друзья!

На предыдущем практикуме мы убедились, насколько богат русский язык, - красочно изобразили уход мужчины от женщины более чем в пятидесяти вариантах! .

Сегодня продолжим наши упражнения. В русском языке достаточно средств, чтобы сделать стихи образными, неповторимыми. Один из таких приёмов – одушевление неодушевлённого. Или наделение человеческими качествами объектов и явлений.

Примеров в классике – множество. Достаточно вспомнить самые известные стихи, и мы убедимся, что это так.

Например, у М.Ю. Лермонтова одинокий парус ищет что-то в стране далёкой, кинув нечто в краю родном. Разве может парус заниматься поисками? Но поэт очеловечивает кусок ткани - парус.

Александр Сергеевич, наше всё, утверждал, будто вьюга может злиться: «вечор, ты помнишь, вьюга злилась…». Вьюга – это снег, поднятый мощным движением воздуха над поверхностью земли. Мы точно знаем, что у природных явлений не бывает эмоций, а Пушкин решил, что вьюга умеет злиться. 

Владимир Владимирович Маяковский убеждал и был прав, что его стихи через много-много времени самостоятельно «дойдут» до читателей: «…мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств…» Вот такая поэзия «с ногами».

Одушевление неодушевлённого – это волшебный поэтический приём, который помогает создавать яркие образы. Для сегодняшнего практикума я опять напрягла мозг и сочинила незатейливый стишок:


Над землёю голубое небо,
Шелестит зелёная листва,
Ты мне шепчешь нежные слова,
Я от них испытываю негу.


Посмотрите, как буквально я описала ситуацию: небо голубое, листва зелёная, слова приятные, слова шепчутся, нега испытывается. А потом оживила всё, что смогла:


Льёт тепло приветливое небо
Шепчет сказки нежная листва.
Греют чуткий слух твои слова,
И по телу пробегает нега.


В данном варианте всё гораздо выразительней:
-  небо теперь стало приветливым, мало того, оно льёт на людей тепло, в воображении рисуется ещё и солнце; 
-  нежная листва, шепчущая сказки, подсознательно создаёт ощущение весны, когда зелень ещё не огрубела;
- слова греют слух, как будто они умеют передавать температуру. Они, стали живые!
- упоминаю, что у барышни чуткий слух и мы сразу видим и его, и её: они идут, или сидят, или стоят, но она всей душой к нему тянется;
- нега пробегает по телу, как будто у неё есть ножки. О! Так это мурашки!


В общем, четверостишие стало гораздо объёмнее, правда же?

Задание: необходимо написать два стихотворения: в одном все явления и предметы описаны без изысков, как в первом четверостишии, а во втором эти объекты наделяются человеческими эмоциями и способностями.

Размер, рифмы, сюжет стихотворения – любые.


Желаю всем творческого азарта! 

+7
349
RSS
10:05
+1
Это из старенького. Задание обязуюсь выполнить. smile

Ночь заметно устала — легко ли беречь чей-то сон,
звёзды пересчитать,
посудачить с луной непременно…
Ей пора на покой,
завершая нелёгкую смену.
Мне б отправить бессонницу
ночи нелёгкой вдогон.
За высоткой напротив
уже притаился рассвет.
И вот-вот чёрно-синее небо
над ней посветлеет…
Смена разных оттенков его
всё быстрей и смелее…
И обратного хода событий
в движении суточном нет.
А рассвет улыбнётся,
расширив пространство окна.
И увижу — как свет заструится
из окон высотки…
Но пока ещё ночь…
Предрассветный отрезок короткий,
может быть, мне подарит
минуты спокойного сна.

Первые строки можно написать и так:

Заметная усталость ночи — Беречь легко ль чужие сны,
вести счёт звёздам между прочим,
искать совета у луны…
13:48
Осенний день

День то темнел лицом и хмурил брови-тучи:
поток холодных слёз струился по щекам.
То солнечным венцом светился из-за кручи
и сразу радость нёс с теплом в своих руках.
*****
Осенний день

Дня хмурое лицо… и будто брови тучи…
И дождевой поток летящий из- под них…
Вдруг — солнечный венец из-за небесной кручи,
Во-первых,
и тепло, и радость во- вторых…
17:59
+2
Спасибо, Ирина за Ваши стихи. Но надо написать два стихотворения: одно с обычными определениями, второе с оживляющими. И потом сравним, насколько они отличаются. У Вас в обоих стихах у дня лицо, у туч хмурые брови. Видимо, я не сумела объяснить суть задания.
Мне очень понравилось Ваше стихотворение. inlove
Комментарий удален
Комментарий удален
19:42
+2
Уважаемый Иосиф, подскажите мне, пожалуйста, зачем здесь эти стихи? У нас практикум, а не литературное кафе.
Комментарий удален
У нас в задании написано, что надо оживить предметы и явления. Собака это предмет или явление?
Произведения мы разбираем в рубрике «Рецензии». И эти разборы весьма полезны для всех нас.
Чтобы обсудить Ваше творчество, Вы можете пригласить всех в рубрику «Литературное кафе» и там выставить любые произведения с предысториями и пояснениями.
А в рубрике «Практикум» надо внимательно читать задание и выполнять его, если возникло такое желание.
Комментарий удален
Вы на рецензии рассказ выставляли? Если на собственной странице, то мы с Виталиной предупреждали Вас, что вряд ли получите бурную реакцию.
Комментарий удален
Нужно написать Елене Асатуровой, что хотите выставить на обсуждение свой произведение..
Комментарий удален
Уважаемый Иосиф! Я ничего не переставляла и вашего рассказа пока в рубрике «Рецензии» не было, поэтому его никто и не обсуждал. Поэтому не надо делать преждевременные выводы. Я вам писала, что для открытого разбора рассказ надо прислать мне на почту, чтобы его обсуждение включить в расписание. Но ничего от вас не приходило.
Комментарий удален
А стихи вы почему-то упрятали в архив рубрики «Рецензии», где их опять же никто не видит и обсуждать не будет. Напишите мне, что и когда вы хотите представить для критического разбора, и тогда ваши произведения в нужное время появятся в нужном месте и будет организовано открытое обсуждение.
Комментарий удален
У нас, уважаемый Иосиф, напротив, всё максимально открыто и доступно: на главной странице сайта вверху постоянная ссылка pisateli-za-dobro.com/pages/osnovnye-polozheniya.html
Там находятся контакты всей команды МСП (КМ). Кроме того, и мне, модераторам, любому участнику можно написать личное сообщение, если есть вопросы. Для этого достаточно нажать на аватар и, перейдя на личную страницу, найти вверху строку «Написать сообщение». Наконец, есть кнопка «ЧАТ», вверху справа на главной странице. А в моём профиле указан даже скайп для экстренной связи и адрес почты.
В еженедельных расписаниях, которые публикуются каждое воскресенье, помимо мероприятий будущей недели (конкурсы, практикумы и т.д.), регулярно даётся информация о том, как принять участие в рубрике «Рецензии».
В форме публикации произведений есть отметка «Авторский анонс» — если автор ставит галочку, то его произведение автоматически попадает в окошко анонса на главной странице сайта.
Иосиф, а мне вспомнилось стихотворение Есенина: «Лисица»…
Комментарий удален
Иосиф, есть люди хитрые, как лисы, и жестокие, как волки. Но лучше не писать о таких: много чести. А. С. Пушкин писал о себе: " чувства добрые я лирой пробуждал" и " милость к падшим призывал".
Комментарий удален
Тот стог, который золотился
Под летним солнечным лучом,
Холодной пеленой покрылся,
Зимы заснеженным плащом.
Тот стог, который золотился
Под радостным, незлым лучом,
Печальной пеленой покрылся,
Замкнулся гордо; и о чём
Задумался, о чём горюет
Средь равнодушной белизны,
Где лишь студёный ветер дует,
Плохие навевая сны.
Он вспомнил, как он был травою,
Зелёною волной ходил
Под ветром, пробегавшим поле.
Но слёз тоскливых стог не лил.
Я считаю, что это очень хорошая работа! Спасибо Вам, Людмила.
Единственное что хочу сказать (по привычке, выработанной редакторскими обязанностями)))), я бы заменила беспощадно-злой луч на какой-нибудь добрый. Тут же по смыслу сопоставление. Вроде как, стог золотился, и ему было хорошо, а потом наступили холода, и счастье закончилось.
А так-то я впечатлилась образами! Отличные образы!
Спасибо, Ольга! Вы правы: здесь, действительно. должно быть противопоставление, и солнечный луч, золотистый и незлой.
Но хочу заметить, что прекрасные солнечные лучи могут быть и жестокими по отношению к стогу. Ведь именно лучи солнца иссушили траву. превратив траву в сено.
И сразу всё в душе увяло,
Что так безудержно цвело,
Всё вдруг ненужным, блёклым стало,
Всё миновало, всё прошло.
Ушла любовь к цветам душистым.
К росе, прозрачной поутру,
К шмелям, жужжащим и пушистым.
И стог подумал: я умру.
Уж умер; мне теперь не мило
И луг, и солнце и цветы,
И на душе моей уныло-
Плоды сердечной пустоты.
Образ стога очень выразительный!
Большое спасибо! rose
Надеюсь я правильно поняла задание.
1. Археологи
Копаем глубже – пыль веков.
Подняли свитки бересты.
А в них – откроем тот Кучков –
Москву былую – как он жил…

2. История
Смахнуло время пыль веков,
Раскрылись свитки бересты…
Восстал из прошлого Кучков –
Москва былая. Век застыл.
12:49
+1
В принципе, вижу только одно одушевление: время смахнуло пыль. А свитки раскрылись — это, скорей, не слишком живой объект. Если бы свитки рассказали, было бы другое дело.
А Кучков — это географическое название? Тогда второе одушевление получилось.
Век застыл — это, вроде, не одушевление, а просто человеческое восприятие куска времени.
Смахнуло время пыль веков,
Промолвил свиток бересты…
И в нём восстал для нас Кучков –
Москва былая. Век открыл.
Москва выросла из владений боярина Кучки — небольшого городка Кучков.
14:48
+1
Ну вот теперь все объекты и понятия ожили!
20:07
+3
Уже над морем всходит солнце.
В часы прилива и отлива
Вздыхает море и смеётся
И кажется вполне счастливым.

Х Х Х
Море розовеет в час рассвета,
Счастьем за волной волна бежит.
Солнце в вазе голубого цвета
Золотым подсолнухом глядит.
Сначала про первое четверостишие.
Солнце всходит над морем в часы прилива и отлива. — простое описание обычными словами.

Море вздыхает и смеётся, и кажется вполне счастливым — это наделение человеческими качествами неживого объекта.

Второе четверостишие:
Море розовеет — нет одушевления.
Волны бегут счастьем — нет одушевления, так как счастье, видимо, испытывает тот, кто об этом рассказывает, то есть. литературный герой.
Солнце находится в голубой вазе — нет одушевления.
Солнце глядит подсолнухом — есть одушевление, ведь солнце глядит, как человек.

Отсюда вывод: в обоих стихотворениях есть объекты, наделённые человеческими чертами. А у нас было задание написать одно стихотворение без одушевления, второе с ним.

21:16
И уже на земле белый иней иными утрами…
Смотрятся нежность его и мерцанье богато…
Как печальна задумчивость осени вкупе с дождями:
в сезонной судьбе не отмечена точка возврата.
-"-"-"-"-
Вот иней ложится на землю иными утрами:
рисунок искрится и выглядит очень богато…
Задумалась Осень… Печаль изливает дождями:
в сезонной судьбе не отмечена точка возврата.
-"-"-"-
У Вас, Ирина, и в первом и во втором четверостишиях осень умеет думать.
Плещется море. Я шум его слышу тревожный.
И чайки горланят, кричат перед бурей — такая примета.
Хочу я тепло сохранить, но, увы, невозможно
Оторванный лист возвратить в календарь. И закончилось лето.

*****
Море ворчит и тревожно, взволнованно стонет.
Бурю несёт к берегам крик испуганных чаек.
Словно песок, утекает тепло из ладоней.
Лето стоит на пороге и Осень встречает.
Вот это интересный подход!
В первом четверостишии ЛГ слышит тревожный шум, это его личное восприятие. А во втором море само тревожится, как живое. Трудноуловимый нюанс, а задание выполнено с блеском! Кроме того, море ещё и ворчит, и взволнованно стонет.

Тепло утекает, как песок — это, образ без одушевления, потому что энергия тепла сравнивается с песком — минеральной крошкой.
Лето встало на пороге, встречая осень, как человек — это тоже одушевление.
Задание выполнено, Леночка!

Лето, поле — васильки,
Белые ромашки,
Как красивы вы цветки,
Аж берут мурашки

В летнем поле, Васильки,
Говорят Ромашке _
Вы прекрасны, хороши,
Как в волшебной сказке!
13:08
+1
Простенько, но задание выполнено легко и непринуждённо! Молодец, Анатолий!
Ольга, спасибо. Хотелось разбавить задание капелькой шутки.
14:36
+1
Новый день на подходе — меняют окрас небеса
Звёзд не видно — исчезли в бездонности синей…
Незаметно теплеет… Ещё подождать полчаса:
Без следа вдруг исчезнет морозцем подаренный иней.

Вариант 2.
Новый день на подходе — меняют окрас небеса
Звёзд не видно — исчезли в бездонности синей…
Незаметно теплеет… Ещё подождать полчаса:
Без следа вдруг исчезнет на крышах, траве нежный иней.

Зарождается день. И восход тьму стирает с небес.
И мерцание звёзд исчезает в бездонности синей…
А погода тепло продавать начинает на вес
по цене дорогой, и… на крышах, траве тает иней.


Вариант 2

Зарождается день. И восход тьму стирает с небес.
И мерцание звёзд исчезает в бездонности синей…
А погода тепло продавать начинает на вес
по цене дорогой, и… растает морозцем подаренный иней...

14:52
+2
Восход стирает тьму, как будто у него есть руки.
Погода продаёт тепло — прелесть!
Два симпатичных и убедительных одушевления есть! Ура!

А в первом одно — мороз дарит иней. Нельзя ли поменять последние строчки местами, чтобы было выполнено задание?
16:14
Надо подумать smile smile smile Уже готово — вариант 2 smile
Очень образное стихотворение!
Колокольчик голубой.
В васильках всё поле,
Словно голубой прибой,
Словно видишь море.

Колокольчик погрустнел.
Васильки притихли.
Вижу власти беспредел
В сильном, гордом вихре.
17:37
+1
Отлично, Людмила!
23:23
За вольнодумство далеко сослали.
Добро, хоть не в тюрьме да без оков!
Виднеется Земля в небесной дали
Средь марсианской пыли и песков.

Земля глядит, манит, зовёт обратно,
Но ведь за вольнодумство в ссылке я.
Песок мне красный намекнул понятно,
Что Марс на много лет тюрьма моя.
А фот и фантастика!
Мне кажется, что это удачное упражнение! Второй вариант гораздо выразительней, загадочней, чем первый. У него совсем другая подача.
07:40
1 Уже над морем всходит солнце,
И наступает час рассвета,
А море как стекло в оконце
Иль ваза голубого цвета.

2 Качалось золотым младенцем солнце
В ладонях тёплых ласкового моря,
Которое вздыхает и смеётся
Услышав, как волна с волною спорит.
Изумительная картинка во втором четверостишии, Танечка!
08:30
Спасибо, Ольга! Ваши советы помогли.
08:35
+1
На вскидку…

Осень. Слетает листва у берёз.
Ветер. За окнами сыро, туман.
Холод. С утра обещали — мороз.
Морось. И волны покрыли лиман.

Осень. Раздеты, озябли берёзы.
Ветер. Спустился коварный туман.
Холод. Лютуют злые морозы.
Морось. Покрыт гололёдом лиман.
09:28
+2
Машуня, последнюю строчку не дотянула? laugh
Морось. И волны тревожат лиман. А? Теперь волны получились с человеческим настроением.
Но всё равно ты технично всё сделала. Целую тебя!
11:08
+1
Олечка, спасибо! Как всегда направляешь в нужное русло. Последнюю строку знаю, что не дотянула. Твоя корректировка мне очень нравится! inlove
1
Вижу: ближайший мой лес стал прозрачней, просторней.
Грустно и мне, вспоминая прошедшее лето.
Тихо кругом, только грай раздаётся вороний
Стая кружится над домом--плохая примета.

2
Лес расшумелся, как пьяный с ветрами хохочет
И не стыдится уже наготы своих веток.
Нет, он не сходит с ума--всего-навсего хочет
Просто запомнить весёлый свой день на последок.
Картина в глазах встаёт! Мне понравился Ваш лес, Галина.
Ольга, я рада.
22:58
СТАРОСТЬ?

У истоков лет или на склоне
Грусти влиться в душу не давай!
… Далеко в цветущем Лиссабоне
Ездит жёлтый старенький трамвай.

Больше сотни португальских вёсен
Видел он с железных узких рельс,
По маршруту номер двадцать восемь
Совершая свой победный рейс.

В лабиринте тонких жил Алфамы,
В солнцепёк ныряя под бельё,
Он скрипит-вздыхает, но упрямо,
Повторяет действие своё.

Тяжело на резких поворотах,
Трудно на подъёмах, только он
Не хандрит — работа есть работа!
Без него не сможет Лиссабон!

Новый транспорт дразнится: «Немоден!
По-смешному в дерево одет!»
Но куда их больше профпригоден
Этот золотистый раритет!

Он пыхтит: «Да будь хоть новым самым,
Современным будь, а между тем
Не пройдёшь по улочкам Алфамы,
Не пролезешь в жёлоб узких стен!»

Да, немоден, мелок, перетружен,
Но с одышкой он бросает им:
«Жив старик, пока кому-то нужен
И пока никем незаменим!»

Прижимаясь к каждому фасаду,
Он ликует под трамвайный звон.
И в ночи пантографному фаду
Тихо вторит старый Лиссабон.

Алфама — старинный район Лиссабона с очень узкими улицами и крутыми подъёмами.
Фаду — городской португальский романс.
Пантограф — инструмент, которым трамвай цепляется за провода для получения электричества.