АКРОСТИХ
Здравствуйте, добряне. Я отрываю третий практикум из серии «Экспериментальная поэзия». Впереди у нас длинные и насыщенные семейными делами праздники, надолго вырывающие авторов из сети в реальность. А потому я решил посвятить эту заметку, не требующему пространных объяснений, акростиху.
Считается, что у истоков акросложения стоял древнегреческий поэт, философ и комедиограф Эпихарм, известный нам по гномическим изречениям, к примеру, «рука руку моет». В Россию акростих пришёл из Византии. Популярным он становится благодаря усилиям иеромонаха Германа, применявшего акро при переложении псалмов. Стоит отметить, что появлением привычного нам обозначения нот можно считать использованием данного приёма.
Первый слог показался потомкам неблагозвучным и в XVII веке по этой причине «Ut» заменили на более мелодичное «До», предположительно акро от латинского слова DOMINUS (Господь).
Как вы, наверно, уже поняли акростих может быть исполнен не только по первым буквам строк, но и быть слоговым. Есть и другие более редкие разновидности акросложения, как в поэзии, так и в прозе. В качестве примера приведу абзац из известного произведения Пикуля «Слово и дело»:
Интересно использование акро в твёрдых формах, особенно когда в акрослово вложено другое акрослово:
Задание:
- 1. Предлагаю написать акростих или /и миниатюру, где в качестве акрофразы выступает палиндром (см 2-ой практикум: https://pisateli-za-dobro.com/articles/1554-perevedi-pereverten-iz-teni.html )
- 2. Написать акростих в любой твёрдой форме и/или 55-словник с любым словом/фразой (естественно не нарушающей правила сайта).
(Твёрдая форма — совокупность тех или иных характеристик стихотворения (метрических, строфических, рифменных и др.), являющаяся устойчивой (константной) в рамках национальной или интернациональной поэтической традиции и объединяющая обладающие этими характеристиками тексты в единый тип (парадигму) с точки зрения автора и читателя. «Форма, введённая одним поэтом или (чаще) группой их, становится твёрдой (канонической) с того времени, когда она, во-первых, принимается другими поэтами (элемент выживаемости) и, во-вторых, изучается специалистами» Иван Рукавишников).
Краткий список твёрдых форм (можно и другие. Указывайте какую именно твёрдую форму вы используете) можно посмотреть, к примеру, здесь: http://litset.ru/stuff/19
Геннадий
(Акростих)
Где-то на белом свете
Есть один человек,
Нежность в глазах его светит,
Нежность и в складочках век.
Ах, так пускай улыбнётся
Доброму сердцу судьба!
И пожелать остаётся
Искренне мира, добра!
(акростих)
Почему-то раньше я любила
Редкие часы побыть одной.
Естеством, прохладою манила
Дрёма — ночь, красуясь предо мной.
Расплескалось бликами светило,
Алость зорьки гаснет среди гор.
Суета, как будто, растворилась,
Сладко спят берёзы, рощи, бор.
Величаво солнце в цвет шафрана,
Еле красит бледный горизонт.
Тяжело проснуться ветру рано,
Надо досмотреть хороший сон.
А с низин до самого лимана
Ясно видно, тянется туман.
Торжествует сон путём обмана.
Или он завёл с рекой роман?
Шепоток его с водою слышен,
Искрами мерцает рябь от звёзд.
На восходе всё прохладой дышит,
А мечты растают в мире грёз.
Дар принёс
Ангел нам:
Рос куст роз
У окна.
Радость — сам.
Ангел Свят
Для Тебя.
Только музыка
Одна
Нам на улице
Дана.
Ангел пением
Ласкал.
Лоб с лилеями.
Астрал.
Дивной музыки
Напев.
Отблеск в лужицах
Там — хлеб.
Удивляет
Мир реальный.
Есть в нём тайна:
Мир блистает,
Улетая.
Роз огни.
Отсвет солнца.
Зачерпни
У колодца
Зорь рассвет.
Он прольётся
Розой вслед.
Это опять не подходит? Если да, то почему?
СНЕГОПАД (акростих)
Серая туча спускается ниже:
Нету для солнца у неба и щёлки.
Еле заметно жемчужины нижет
Где-то волшебник на сонные ёлки.
Он не торопится, пряжу свивая;
Пухом лебяжъим покрыты все реки.
Алой полоской закат потухает-
Дрёма сомкнула небесные веки.
Я добавил ссылку в конце заметки на возможные твёрдые формы (возможны и другие):
Твёрдые формы
Фиалка
Фонарь высвечивает тускло
Изгиб открытого окна.
А ей сегодня очень грустно:
Любовь прошла, она одна.
Какое трудное искусство — Аукать " бывших" имена!
Зачем опять мне вспомнился Восток!
Зачем пустынный вспомнился песок!
Зачем опять я вспомнил караваны!
Зачем зовут неведомые страны!
Зачем я вспомнил смутный аромат
И росной розы розовый наряд!
Как слитно-многокрасочен Восток!
Как грустен нескончаемый песок!
Как движутся размерно караваны!
Как манят неизведанные страны!
Как опьяняет юный аромат
И росной розы розовый наряд!
Моей мечты подобие – Восток,
Моей тоски подобие – песок,
Моих стихов подобье – караваны,
Моих надежд – неведомые страны,
Моей любви подобье – аромат
И росной розы розовый наряд!
Вот почему мне помнится Восток,
Вот почему мне видится песок,
Вот почему я слышу караваны,
Вот почему зовут скитаться страны.
Вот почему мне снится аромат
И росной розы розовый наряд.
______________________К. Липскеров (1915 г.)
(Акростих)
Василий Мелехов
Взгляд Ваших глаз, прикованых к бумаге,
Архитектуру леса сохранит:
Cосны столетней горделивый вид
И ручеёк, что прячеется в овраге.
Лик Богородицы в себе печаль таит
И щемит сердце, пострадав от влаги.
Иконописца труд святой и благий
Мазком своим художник укрепит.
Едва заметен тонкой кисти взмах — Легко, крылато каждое движенье.
Единство чувств, свет радости в глазах,-
Художник мой, не это ль вдохновенье?
Огромный мир наш в радости, в слезах
В палитре Вашей ищет отраженье.
А как соткана она!
Любовался целый вечер,
Ах как в ней ты хороша!
Шепот слов, вино и свечи…
За основу взяла палиндром, фразу: Аргентина манит негра.
Акростих
Аргентина манит негра.
Розалинду влечёт Кавказ.
Голубикой цветёт небо,
Ежедневно творя свой сказ.
Навсегда и моё счастье.
Тишину обрели уста,
Истолочь все свои страсти.
Неприметна, не тронь, пуста.
Ароматно моё небо…
Аргентина манит негра.
Розалинду влечёт Кавказ.
Голубикой цветёт небо,
Ежедневно творя свой сказ.
Навсегда и моё счастье.
Тишину обрели уста,
Истолочь все свои страсти.
Неприметна, не тронь, пуста.
Ароматно моё небо…
М…
А…
Н…
И…
Т…
Н…
Е…
Г…
Р…
А…
Но я бы выбрал симметрию: девятистишие+кода+девятистишие:
Аргентина манит негра.
Розалинду влечёт Кавказ.
Голубикой цветёт небо,
Ежедневно творя свой сказ.
Навсегда и моё счастье.
Тишину обрели уста,
Истолочь все свои страсти.
Неприметна, не тронь, пуста.
Ароматно моё небо…
Money-манит Аргентина! ( Money [ˈmʌni]-[мани])
А… Ароматно моё небо…
Н…
И…
Т…
Н…
Е…
Г…
Р…
А… Аргентина манит негра.
В идеале второе девятистишие должно быть как перевёрнутое первое (такой приём есть в экспериментальной поэзии, но применяется в другой форме).
(акро.)
Пришла с капелями весна,
Она так весело звенела.
Душистый запах и нет сна,
Стрела Амура цель задела.
Наутро первенец зацвёл,
Едва коснулся луч весенний.
Желанный миг с ума всех свёл,
Настало время пробуждений.
И нежный маленький цветок,
Как кроха в мир земной явился.
Аргентина манит негра.
Розалинду влечёт Кавказ.
Голубикой цветёт небо,
Ежедневно творя свой сказ.
Навсегда и моё счастье.
Тишину обрели уста
Истолочь все свои страсти.
Неприметна, не тронь, пуста.
Ароматно моё небо…
Аргентина моя проста:
Розоватых садов нега,
Грубоватая ткань холста.
Евпатория. Крым… нежность
Навсегда покорила свет.
Терпеливо терплю вести.
Истомил городской рассвет.
Напои, ангел мой, лестью –
Ароматным весны небом.
Ах, как прекрасен был твой танец!
Ночные отблески костра.
Наверно, я смертельно ранен.
Актриса — вечная игра.
Михаил, так или я не поняла?
И небо будет голубое,
Малышка птаха запоет,
А аромат какой. Пионы.
.
Да вскоре с неба белый пух,
Алмазов блеск, морозный дух.
Сонет − классическая твердая форма европейской лирической поэзии.
Английский (шекспировский) сонет считается наиболее простой формой классического сонета. Он состоит из трех катренов и завершающего двустишия.
Катрен правда один)))
.
Зарница, солнышко взойдет
И небо будет голубое,
Малышка птаха запоет,
А аромат какой. Пионы.
.
Да валет с неба белый пух,
Алмазов блеск, морозный дух
Два СИНХРОФАЗАТРОНА (акро-теле)
(опрокинутый сонет с эпиграфом и кодой)
_________ Оберон: Пока еще петух не прокричал.
_________Быть или не быть?
___________________________ Шекспир
Семейный Новый Год, как никогда: __________[А]
Иммуно-Петербург, иммуно-Магадан. _______ [Н]
Нам в масках и перчатках нелегко ___________[О]
Хватать навскидку скидочный товар. ________ [Р]
Растаял праздник, как чеширский кот, – ______[Т]
Отметила народная молва. _________________[А]
Фонарщик звёзд, космический Мороз, _______ [З]
Аббат созвездий – в тучах на глаза. _________ [А]
Зашторил небо облачный ланграф, __________[Ф]
А мэр закрыл полночное метро! ____________ [О]
Трудом такси? Но таксы алькасар____________[Р]
Решишься взять из внебюджетных крох? _____[Х]
Огней орнамент – город-Оберон! ___________ [Н]
Набег – поздравить. Досказал я и ___________ [И]
Автономно на авто? Таков вопрос. __________[С]
На самом деле сонет довольно прост и тяжеловесен по исполнению, да и выглядит так же в сравнении с заставкой статьи практикума (стихотворение «Зима» выглядит просто, но простым не является, оно сложнее приведённого примера).
Шекспир
Сонет 92
Ты от меня не можешь ускользнуть.
Моей ты будешь до последних дней.
С любовью связан жизненный мой путь,
И кончиться он должен вместе с ней.
.
Зачем же мне бояться худших бед,
Когда мне смертью меньшая грозит?
И у меня зависимости нет
От прихотей твоих или обид.
.
Не опасаюсь я твоих измен.
Твоя измена — беспощадный нож.
О, как печальный жребий мой блажен:
Я был твоим, и ты меня убьешь.
.
Но счастья нет на свете без пятна.
Кто скажет мне, что ты сейчас верна?
Lie low — «залечь на дно» («Много шума из ничего»)
Аргентина (палиндром)
Аргентина манит негра.
Розалинду влечёт Кавказ.
Голубикой цветёт небо,
Ежедневно творя свой сказ.
Навсегда и моё счастье.
Тишину обрели уста
Истолочь все свои страсти.
Неприметна, не тронь, пуста.
Ароматно моё небо.
Мелодична моя нега.
Аргентина моя проста.
Неприметна – не тронь холста.
Изумрудна весны свежесть.
Тишину обрели уста.
Незабудкой цветёт небо,
Ежедневно творя свой сказ.
Голубикой дрожит нежность.
Розалинду влечёт Кавказ.
Аргентина манит негра.
Секстина.Палиндром
Отблеск вечерней зари
Каждой волной повторяет
Озеро.Тихо вдали
Лето в ладье уплывает.
Отблеск вечерней зари
Медленно в озере тает.
Мудрая ночь, говори!
Отрока сердце не знает
Ласок любви, подари!
Он лишь мечтой наполняет
Каждую ночь до зари.
Опыта, правда, не знает.