Переведи перевертень из тени…
Здравствуйте уважаемые авторы, читатели и гости сайта!
Второй практикум по прозе и поэзии я решил посвятить простой и в тоже время порою неочевидной для непосвящённых многослойной теме палиндромов.
Палиндро́м (от др.-греч. πάλιν — «назад, снова» и др.-греч. δρóμος — «бег, движение»), а иначе палиндро́мон (от др.-греч. πᾰλίν-δρομος — движущийся обратно, возвращающийся) или пе́ревертень, — число, буквосочетание, слово или текст, одинаково читающееся в обоих направлениях.
Я неслучайно выбрал для сегодняшнего упражнения именно эту тему, а никакую другую, так как равнобуквица (см. предыдущий практикум https://pisateli-za-dobro.com/articles/1518-ravnobukovica.html ) имеет общие черты с палиндромами. Дело в том, перевертень необязательно точное прочтение фразы в обратном направлении, как в широко известной строке Афанасия Фета «А роза упала на лапу Азора», но и целое семейство подвидов построения текста на этом принципе. Это и чтение не в обратном направлении, а с другой буквы фразы; прочтение на другом языке; обратное прочтение связного, но совсем другого текста и множество других вариантов.
Палиндром – это очень древнее искусство письма. К примеру, палиндром «Омой [свои] грехи, а не только [свое] лицо» («νιψον ανομηματα μη μοναν οψιν») приписываемый Григорию Назианзинскому, был в Святой Софии в Константинополе. И это тоже неслучайно, так как «София» в переводе означает «мудрость», а Святая София соответственно «Премудрость Божия». И как тут не вспомнить слова из стихотворения Мандельштама 1912-го года скрывающее по Слову Христа «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (подобная фраза Исаии говорит о том, что палиндром не только письменная, но и устная дописьменная традиция, начало которой теряется в глубине веков):
«Айя-София — здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам»
* Мицар – звезда в созвездии Большой Медведицы.
Палиндром Святой Софии византийскими греками был воспроизведён на многих купелях.
Ещё хочу привести пример палиндрома непривычного для наших современников, который тесно связан так называемыми волшебными и магическими квадратами. Для примера, что собой представляет такой квадрат, приведу фото гравюры Дюрера «Меланхолия»:
https://st03.kakprosto.ru/images/article/2018/7/20/335372_5b520d4accf7d5b520d4accfb6.jpeg
Так вот существует весьма распространённый в древности магический квадрат с фразой:
«Sator arepo tenet opera rotas» (латынь, но слова «arepo» в лат. яз. нет), одинаково читающаяся слева направо и справа налево; читалась и бустрофедоном (первая строка слева направо, вторая справа налево, третья как первая и так далее змейкой). Долгое время считалось, что это просто ритуальная или магическая фраза без особого смысла, в дословном переводе что-то типа «Сеятель Арепо трудится с помощью колесного плуга». Подобные квадраты были в Абиссинии. Самый древний квадрат обнаружен на одной из колонн в Помпеях (город уничтожен извержением в 79 г н. э.), но с другим порядком слов.
Так бы и считалось до сих пор, что этот палиндром сродни бессмысленным фразам ради формы как таковой, но с изобретением искусственного интеллекта и возросших вычислительных возможностях наших современников оказалось, что можно собрать крест, состоящий из двух надписей «Pater noster» («Отче наш»). А две «A» и две «O», оставшиеся от этой перестановки, предположительно «Альфа и Омега».
А теперь вернёмся к современности. Вот пример приведённый в практикуме «Равнобуквица», только на этот раз выделены элементы палиндрома.
И в талии в Италии
Или в иной из стран
Стройнее не видали вы
“Японских” россиян.
Ни кони – кони-иноки,
Ни кони циркачи,
Но коль коленце выкинут –
Николе две свечи!
На троицу на Троицу
Искать такси – тоска:
Таскаешься пристроиться
В хвосте у ишака.
Но стройные настроены!
В настрое – трое нас:
Я — пони из Японии
И кони русских фраз.
Задание:
- 1.Составить перевертень (любой разновидности, чем более редким видом палиндрома вы нас познакомите, тем более познавательным будет практикум). Некоторые виды палиндромов для поиска: оборотень, слоговый, двуязычный, кабанкабан…
- 2.Напишите стихотворение, в которое органично будет вплетён палиндром.
Просьба не слишком увлекаться, лучше мало, но метко. А вот такого не надо: «В 2002 году (год – тоже палиндром) Peter Norvig составил палиндром на английском языке из 17 259 слов».
А ещё выделяйте то, что вы считаете палиндромом и укажите предполагаемое его название (можно своими словами, главное, чтобы вас поняли правильно).
Желаю участникам творческого настроя и открытия для себя и других чего-то нового и интересного.
Как с неба манны
ждать, как свободы на Руси…
Хоть город весь с пустым карманом,
хоть днём, хоть вечером, хоть ранью —
(туда-сюда), хоть ночью странной
(без буквы «Т») исколеси,
хоть ТАК прочти, хоть ТАК спроси —
успешней поиски не станут.
ИСКАТЬ ТАКСИ.
Она — нам манна, но
Искать такси — оно!
Искать такси — оно! (М.Кульков)
Кто ищет истину давно,
то помнит: «Истина – вино!»
Вино – оно, но знай супреж, де,
суть: поиск истины – в надежде.
А впрочем… — к Блоку, не ко мне.
In aqua sanitas, — давно
Я воду пью, а не вино.
Беру шинель, иду назад.
У муза-разума – лоза? А зола – муза разуму?
Уму – заразу? Мало «за»? А. зол? А муза – раз… Уму?
Ах, да, искать такси… Ад? Ха-ха-ха…
Под локоточек дев беря,
Он им шептал, лаская косы:
Мол «ЯРОК Я, КАК ЯКОРЯ!»
ИКАР И РАКИ.
Молчал Дедал.
«Полёты – враки!»
Дедал молчал.
«Рождённым ползать
невмочь летать.
Когда без пользы –
зачем мечтать?»
ИКАР И РАКИ.
(Молчал Дедал)
А он не всякий,
а он летал.
А он — инакий.
Высокий дух.
Икар иль раки:
одно из двух?
Не боль, не страхи:
как в штопор – в дрожь.
ИКАР И РАКИ –
одно и то ж?
Вне персоналий –
поэт, Вольтер –
вне всех моралей,
вне всяких мер,
вне всяких мнений
(икай, Икар) –
не просто гений,
а суперстарр.
Икар – не раки.
Юнец, пацан, — взлетает, аки
аэроплан.
ИКАР И РАКИ –
антимиры
одной атаки,
одной игры.
ИКАР И РАКИ –
оксюморон:
как боги, аки
орда ворон.
В размахе крыльев –
не воск. Металл!
На небо или,
как ты, Дедал?
ИКАР И РАКИ?
Смерть и любовь.
Потом, как маки,
взорвётся кровь.
Как после драки,
у дней в горсти,
слухи, как раки,
начнут ползти.
Его не смогут
остановить
ни чернь, не боги,
не высь, не быт,
не боль, не страхи,
не штопор-дрожь.
Сквозь плач и ахи,
как будто нож –
как будто в хлеба
земную твердь.
Земля и небо.
Полёт и смерть.
Есть такой палиндром
про тебя: «ИНГА, ГНИ!».
Если мы прочитаем обратно,
выражение в собственной встанет тени.
Даже, если мы неоднократно
фразу перевернём,
если даже напеть
попытаемся, вставив мелизмы,
в этот наш палиндром,
чтобы преодолеть
«правоту» несгибаемой жизни,
фраза дважды в воде
побывает одной,
завершая цикличность движенья:
инга-гни-инга,-где
она вместе с тобой
будет множить свои отраженья,
бесконечно дробя
их… Возьми палиндром,
чтоб вглядеться пытливо сквозь призму
палиндрома в себя…
Правда, дело не в нём,
не в словах, не в цикличности жизни:
суть – в движеньи, в таком,
когда помнишь свой путь
и в углу безысходного ринга…
Вот такой «палиндром»,
Инга, с тегою «гнуть»…
Так что, гни свою линию, Инга!
ТЕАТР ТАЕТ! Станиславский
— разжалованный Карабас
и Буратино ставит сказки
про кукол, значится, — про нас.
*** *** ***
Театру ДНТ посв.
«Театр тает» — палиндром.
То бишь: при чтении обратном
Суть не меняется, притом
Театр останется театром.
Нам нужен тающий театр?
Растают заодно с театром
Любовь, печаль, восторг, азарт,
Как вешний снег в финале марта.
«Весь мир – театр!». Вильям Шекспир.
Сия цитата означает,
Что весь земной, подлунный мир
Вслед палиндрому также тает!
Нам нужен тающий театр?
Конечно, нет! Пусть каждый знает:
Хоть на дворе весна и март,
Но «Драма номер три» не тает!
И в мире событий тоже:
Первая мировая: 28.07.1914 г., 28 + 07 + 19 + 14 = 68
Вторая мировая: 01.09.1939 г., 01 + 09 + 19 + 39 = 68
Начало спецоперации: 24.02.2022 г. 24 + 02 + 20 + 22 = 68
Был такой человек Бартини, возможно вам будет интересно…
Но тема у нас узкая, так что по верхам.
P.S.
«Админ темы» считает, что следует руководствоваться духом и буквой правил сайта.
Палиндромопасьянс: палиндромом на палиндром
Палиндром анатомического любопытства:
ОГО! ВИЖУ У ЖИВОГО!
© К.Комаров
#палиндромыКМК
1.
«Палиндром анатомического любопытства»
Ого! В сей теме много чего найдётся такого,
что (при условии непоэтического бесстыдства)
потрафит вкусу К.М.Комарова:
«Оголи жопу пожилого!»
2.
Коль любопытничаешь, Костя,
то в морг, пожалуй, не ходи –
зачем, скажи, глядеть «на кости»? –
не выглядишь, хоть сколь гляди.
Я, как патологоанатом
патологоанатому,
скажу одно: жизнь чудесата,
а смерть – болтлива, как Муму
Не как патологоанатом –
вглядись в живое, как поэт:
как Пушкин, Блок, как Фет когда-то
гляделись в божий белый свет — на срезе истинного слова
давили сущего прыщи…
ОГОЛИ ЖОПУ ПОЖИЛОГО —
ИЩИ!
15:08 27.07.2020
Просто предлагаю задуматься над сказанным.
лыжи жилы — слоговый палиндром
не жили, не были нигде...» (О.Э.Мандельштам)
Не палиндром, конечно, но… Хотя? Если прочесть в обратном порядке первую строку, то можно «высосать из пальца» вполне себе осмысленный текст:
и лыбили-жЫли ж, и лунят тянули жилы: жили-были…
Словно, продолжение мандельштамовского же «На луне не растёт ни одной былинки»
Там очень погоже, что змейкой цитата *МИРО, паче асан я есм(ять)
** «Стихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г.) по праву считается одним из лучших произведений поэта. Критики отмечают особое совершенство стихотворения: «не зная автора», его «можно было бы приписать самому Пушкину (такие случаи были)» [Баевский B.C. История русской поэзии. – Смоленск, 1994. – С. 72]. Первые строки стихотворения, кстати, не оцененные Пушкиным, стали своеобразной «визитной карточкой» Батюшкова, и именно их посчитал пушкинскими Ап. Майков, взяв в качестве эпиграфа к одному из собраний своих стихотворений [См. об этом: Горохова Р. М. Пушкин и элегия К.Н. Батюшкова «Умирающий Тасс» Временник Пушкинской комиссии. 1976. – Л., 1979. – С.45].»
Брус Л. «Лингвопоэтический анализ стихотворения „Мой гений“
пусть не Египет,
Я ЕДУ, ИУДЕЯ!
Мой посох — скипетр
Дули ветры в Иудею.
ВЕЕР ВЕЯЛ ДЛЯ ЕВРЕЕВ:
Дули ветры в Иудею.
Так хороши,
Кирилл — лирик! _
Писал критик.
Юре верю,
Он не врет!
«Лето. Летом снег идёт?!»
А гений он давно!
СОН: ЁЖ УЖЕ НОС
Чёрный, как уголёк,
Тянет к цветку, прост,
Нюхает он цветок.
И ЖУТЬ — ТУЖИ,
Коль не ежи,
А злой Ежов
Средь этих снов.
В.В.
У жары на острие,
в эпогее
измеряется в три «Е»
жирафа шея.
Я мангуст, я — змЕЕЕд.
Я ЕМ ЗМЕЯ!
Знать, и у меня в три «Е» — шея.
Проговоришь «часы» наоборот:
ысач в потёмках шевелит усами,
ысач съедает с кровью бутерброд
и шлёт e-mail Бен Ладену Усаме.
В ответ Бен Ладен шлёт ему Биг-Бен –
подточенную вирусом открытку.
И дольше века длится этот дзен,
и динь-дилинь без права на ошибку.
Пружинка – украинская вдова,
рождественская в яблоках кукушка,
ысач глядит на нас во все слова,
и даже в цифрах прячется подслушка.
Так, проходя сквозь воздух ножевой,
нащупывая мостик через Лету,
мы встретимся под стрелкой часовой,
стреляя у бессмертья сигарету.
Александр Кабанов
Я иду съ мечемъ судия
Я иду с мячом судья
на футбольную площадку,
где стоят мои друзья –
две команды, по порядку
номеров. Я дам свисток,
и борьба начнётся с центра
поля. Каждый здесь — игрок,
не уступит и полметра.
Как за пядь родной земли,
будет биться за победу…
На табло горят нули –
хороша ничья к обеду.
Вот кузнечик выпрыгнул из скобок
в палиндром аквариумных рыбок.
Я предпочитаю метод пробок,
винных пробок и своих ошибок.
Сизая бетонная мешалка,
а внутри неё – оранжерея.
Этот мир любить совсем не жалко –
вот Господь и любит, не жалея.
Виктор Соснора.
Палиндром — и ни морд, ни лап:
я — дядя,
я ем, умея,
я пишу, шипя.
Я уж и лгу, угли жуя.
эпиграф посвящения:
Я остра и есть покуда силы.
Как не назовите, хоть горшком
— столь я через душу пропустила,
как через игольное ушко,
что не затуплюсь вовек, и что бы
не стряслось, всегда сумею я
ниткою суровою заштопать
лоскутки живые бытия!
авторское
Ты часто колешь правдой,
Мадам Игла.
Тебе такое надо?
Ведь жизнь игра.
Какие аргументы?
Ты против лжи?
Мол, марку и в комментах
всегда держи!
Друзья тебе – бла-бла,
бла-бла – враги:
«А ЛГИ, МАДАМ ИГЛА!
Игла, солги!
Кто колет, не сошьёт,
мол, свой узор!»
— уже который год
горланит хор,
"… Не время для отваги…
К чему кричать?
Пора иглу от шпаги
нам отличать.
Не будет ни награды,
и ни бабла
тебе за эту правду,
Мадам Игла…"
… но кружится планета,
аки юла,
вот на таких, как эта
Мадам Игла!
абы дыба
и нет тени
идем к меди
ТЕ ЧО, КОЧЕТКОВ, ОСНОВУ НАДО?
Кому — тяжёлый рок,
кому-то жизнь — эстрада.
АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА.
Растамана — Африка.
Там играют танго с регги
без пальто и шарфиков.
решил попробовать ВИНО.
НО СОН сморил, присел на стул,
повесил НОС ОН и уснул…
Хозяин слышит ШОРОХ: что ж -
попался, братец! ну ХОРОШ!
Залаял пёс, звенят ключи...
и ТОПОТ слышится в ночи…
***
Репортаж из Лукоморга
(развёрнутый и сдвоенный палиндром)
КОТУ СКОРО СОРОК СУТОК —
В Лукоморье нынче мор.
«КОТ УЧЕН, НО КАК ОН НЕЧУТОК!» —
молвил дядька Черномор.
хлеб хлебороба.
Сколько усилий, чтобы
— плевел зеро от зёрен
и горб труда от гроба…
«ВУЗы — студентам!», «Школьникам — школы!»,
«Всем пионерам — синие ночи!»,
«МЫЛО — ГОЛЫМ!»
Век с поэтом делит время.
Больше дела, меньше слов.
Мысли — в стихо. Ногу — в стремя.
Лыко… нитку… шутку… семя…
ВОШЬ — В ШОВ?
Спешим вперёд за вехой веха,
но память нас стремит туда,
где нам аукается эхо
на наши первые «у-а»
Давно ли было, а не вспомнить…
Не мы там что ли были иль м-
ы? Крути, кинахемоник,
беспутной жизни нашей фильм!….
Афоризм неоспорим.
И пока подлунный Рим
сущ, наш мир — неповторим.
Только миру — не до жиру.
"Мир" рухнул! В «Рим» дорогой сей?
И «Рим» и «Мир»… Гляжу отсель:
Развалины, как Колизей!
а Нерон — оре, на?
Что Нерону Рим? — Резец!
А народ – арена!
Мне, глядя вслед мужчины.
Хочу своё хозяйство
В деревне. Коль грешу,
Простит меня Всевышний!
Пусть это суетное,
УЛЫБОК И КОБЫЛУ
У Бога попрошу.
Ещё бы — ведь парочку раков поймал!
Пусть жинька ворчит, как железо ржа точит,
И всё-таки РАКАМ, ДА, РАД МАКАР очень.
Ведь парочка раков, как нам пельмень.
Да зазря к Макару придираться:
— Что же ты поймал так мало, гад?
А Макар и мелочи-то рад.
Лес, ель.
Соло голос
Лепо пел!
ЗВОН НОВ: «З».
НОВ — ВОН жизнь.
«На западном фронте без перемен».
Боль, кровь, тлен.
ГОН НОГ.
Маятник стронь,
бега бог
Валерий Борзов.
НОГ ОГОНЬ.
Бегал, не жалея сил
— почём силы?
Не напрасно тратил пыл:
ОЛИМП? МИЛО!
За злую жизнь мою,
За одиночество вдвоём,
И за тебя я пью,—
За ложь меня предавших губ,
За мёртвый холод глаз,
За то, что мир жесток и груб…
© Анна Ахматова
Я не плачу за свет, оттиснутый в стекло…
© Ольга Добрицына.
Я пью за разорённый дом,
утрату всех надежд,
за одиночество вдвоём,
за боль сомкнутых вежд.
Он был прекрасен, этот дом,
как дева без одежд.
Он гол и ныне, но при том
пристанищем невежд
он стал. Он мёртв, он сер, мой дом,
как день без солнца, меж
окон и стен, где мы вдвоём
заполоняли брешь
меж небом, счастьем и столом
и день был чист и свеж.
Сегодня верится с трудом
в то счастие, зане ж
я пью за разорённый дом,
но тост подняв, супреж
я тишиной сомкнутым ртом,
пью вечер цвета беж.
Свет съела сырь и сутемь. Он
(жена проела плешь)
за неуплату отключён.
ЖДЕТ ТОК КОТТЕДЖ
С 1 апреля!
О, ЛИК — С КИЛО!
Перва рожа на село.
Частушка
У милОва у мово
– с килограммами – того:
О, ЛИК — С КИЛО!
Перва рожа на село.
Ногам, не душам?!
Но щит гласит:
«Замри и слушай...»
Типа:
ДОРОГОГО — ЛИК С КИЛО!
ГОГО-РОД — велик зело.
огороды:
ДОРОГОЙ ОГОРОД
«Москва – Минводы».
чад. Холод.
ДОРОГ, ГРУБ ЕБУРГ–ГОРОД.
Кто деревню опозорит,
тот село — порадует:
как же, Роза, ты Азору
прямо в лапы падала?
припев: О, ЛИК — С КИЛО!
Перва рожа на село.
Обхитрила с ходу волка.
«Ты, кум, диву не дивись —
В хитрости ведь СИЛА ЛИС».
Степан работой брезговал, ленился.
В конце концов, Петро стал жить богато,
Купил рубаху новую и хату.
А КУМА МУКА жуткая терзает-
Ведь зависть, злоба душу убивает.
В Японии уж сакура цветёт,
И ЛИЧИ В ЧИЛИ уж давно созрели,
Лишь только нам с погодой не везёт.
За то, что сотню попугаев поглотал,
А с ними пять слонов и трёх мартышек –
Невинных душ сгубил он много слишком!
РЕВИЗОР, РОЗИ, ВЕРЬ,
Постучит в твою дверь,
И кошмар хуже нави
Для тебя станет явью.
«У-у-у, КОНИ, ТОПОТ!», — ИНОК в озвереньи.
Мигрень принять так трудно со смиреньем!
«Ну, как тебе о том сказать, Маринка?
Не нравится кой-что в твоём мне Димке.
НО НЕ РЕЧЬ, А ЧЁРЕН ОН душой.
Подумала б ты, дочка, хорошо».