ПРАКТИКУМ «УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО»
«Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда»
… Эзоп
«Несмотря на то, что Эзоп жил давно, он в своём высказывании поднимает
актуальную проблему роли образования для человека в любом возрасте,
включая зрелых и пожилых. Смысл высказывания в том, что образование
носит непрерывный характер. Никакого уровня образования не хватит на
всю жизнь, потому что знания постоянно обновляются, и поэтому мы
должны учиться постоянно, в любом возрасте.» Ощепков Андрей Игоревич.
Уважаемые добряне, мы давно не выполняли упражнения для прозаиков. Предлагаю попробовать свои силы в написании эссе.
Напомним:
Эссе(от фран. essai «попытка», «проба», «очерк») — это литературный жанр прозаического сочинения небольшого объема и свободной композиции. Выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу и не претендует на исчерпывающую трактовку темы. Здесь можно быть настолько субъективным, насколько хочется. Эссе пишется, если нет задачи осветить тему целиком, если автор не претендует на мнение в последней инстанции, если это только соображения по конкретной теме.
Критерии жанра эссе:
- Небольшой объем и конкретная тема
- Личностный подход к раскрытию, субъективность
- Свободная композиция: впечатления, воспоминания, ассоциации
- Свободное использование лексического состава языка
- Атмосфера доверия, беседа
- «Я в мире»и«мир во мне»
Правила написания эссе:
- Писать о том, что интересно
- О том, что думаешь или ощущаешь
- Писать так, как хочется
Существует четыре основных типа эссе:
- Повествовательное
- Описательное
- Объяснительное
- Аргументированно
Примеры написания эссе. Отрывок из материала посвящённого творчеству академика Д.С.Лихачёва.
«Письма о добром и прекрасном» – книга, которую академик Лихачёв посвятил российскому юношеству. В этом произведении ученый, которого неоднократно называли «совестью нации», обращается к проблемам нравственного воспитания молодежи. «Честь», «искренность», «правдолюбие», «бескорыстие», «интеллигентность», «достоинство» – как редко, увы, сегодня вспоминает о них подрастающее поколение, с малолетства нацеленное на успех и материальные блага. Быть может, книга Лихачёва научит их, что прежде всего человеку следует быть человеком – уметь любить, верить, бороться за свои убеждения и видеть и ценить красоту?.. "
Отрывок из эссе посвящённому одному из героев романа «Война и мир» — Андрею Болконскому.
«Страницы романов Льва Толстого решают самые сложные проблемы людей. Жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, смысл жизни. Андрей Болконский, один из главных героев романа Льва Николаевича, пытается найти ответы на эти вопросы.
В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет. Ему все, что его окружает, кажется обманчивым и неправильным. Он жаждет войны, исполнения своей мечты о славе и любви людей. А в свете ему все неприятно и утомительно. «Гостиная, сплетни, тщеславие, пустые разговоры — это заколдованный круг, из которого я не могу выбраться», — говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, почему он рвется на войну. Психическое состояние героя часто меняется.»
Тема практикума„УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО.“
Раскрывая тему, будем писать эссе в двух вариантах:
1.не используем местоимение«Я»
2.используем в каждом предложении местоимение«ОН»
Выбираем любой вариант. Объём эссе-до 500 слов.
Успешного выполнения задания.
Так, как видят, чувствуют, думают наши дети, больше не может никто, уверена в этом. Потому что, детство – это особая страна и там всё особенное. У её жителей, то есть, детей свои представления обо всём существующем в мире, фантазии до которых нам, взрослым не додуматься и не дорасти, нет, ведь у детских фантазий нет каких либо границ, так называемого, «потолка», какие-то невероятные сопоставления и выводы. Просто изумляешься их способности оценивать, анализировать, радоваться и огорчаться, удивляешься их симпатиям и антипатиям, ничем необъяснимым предпочтениям и склонностям…
У детей всё гораздо острее, проще и одновременно сложнее, искреннее…Потому что они открыты и доверчивы…и беззащитны и трогательны в своей открытости и готовности верить. Нельзя отмахиваться от их вопросов, как правило, задаваемых в самое неподходящее время в самом неподходящем месте. Это для нас, взрослых, они неподходящие, а для них – самое то! Нельзя откладывать ответы на их вопросы " на потом", им важно сейчас и здесь, срочно и безотлагательно, и кто знает, может, действительно, срочно, нужно жертвовать своим временем, интересами, отдыхом… Не жертвовать, нет, это естественное состояние и необходимость – отдавать время своим детям. Обязательно разговаривать с ними, своими «почемучками» и непоседами, вникать в их проблемы и помогать их решать, потому что для нас, взрослых, они важнее наших – мы, взрослые, более защищены от разного рода невзгод, у нас выработался иммунитет. Нужно помогать детям пережить их огорчения и радоваться их радостям и успехам, и главное, чтобы ребёнок знал, что ему есть к кому прийти, что вы вместе. Очень важно – быть вместе! Это запоминается на годы, на всю жизнь! Стоит помнить, какими мы были…когда-то в далёкое и прекрасное время своего детства…
Итак, друзья, поговорим о «засилии» женщин в современной литературе, ибо как в дореволюционной, так и в советской гендерное превосходство мужчин было очевидным. Но на дворе ХХI век, время равноправия и широких возможностей.
Что мы имеем: крупнейшим издательством РФ «Эксмо» руководят мужчины — Олег Новиков и Евгений Капьёв, АСТ до слияния с ЭКСМО возглавлял Андрей Герцев, издательство МиФ основали Игорь Манн, Михаил Иванов и Михаил Фербер, РОСМЭНом владеет Михаил Маркотин и т.д. Крупные книготорговые сети также возглавляют мужчины, например, Библио-Глобус — Борис Есенькин. Стихи.ру и Проза. ру принадлежат Дмитрию Кравчуку. Известную издательскую платформу РИДЕРО основали Александр Касьяненко, Алексей Кулаков и Александр Остапенко, а возглавляет Александр Краснокутский. Кстати, наш Союз и сайт тоже созданы мужчинами — Ивайло Петровым и Михаилом Александровым...
Поверхностный анализ крупнейших литературных премий в России, увы, свидетельствует о гендерном неравноправии, опять же в сторону мужчин. Открываем наугад интернет. Короткий список номинации «Современная русская проза» литературной премии «Ясная Поляна», в жюри которой, кстати, снова мужчины. Из семи «шортников» пять представителей сильного пола и всего две женщины, одна из которых — дочь известного писателя Виктора Астафьева Анастасия. В начале июня в Москве огласили имена финалистов премии «Большая книга», у которой самый крупный призовой фонд из российских литературных наград. Первые места там традиционно занимают мужчины, например, Леонид Юзефович аж три раза. Вот и в этот раз среди десятка финалистов всего пара женских имён… В «Золотом пере Руси» соотношение М и Ж примерно 80% к 20%.
Тут в пору нам, женщинам, впасть в депрессию и, бросив перья и бумагу, поголовно уйти в декрет, к плите и пелёнкам.
Философия, как и многие другие науки, в том числе культурология, всегда противопоставляла мужское и женское, Инь и Янь, где маскулинное начало – доминирующее, а феминное – вторичное. Мужскому свойственен порядок, рациональность, женскому – хаос, преобладание чувств над логикой. Это отчетливо прослеживается на примере героев и героинь русской классики: начиная от восторженной пушкинской Татьяны до тургеневских барышень и трёх чеховских сестёр мы видим некий миф, идеал женственности, лишённый реализма. Им противостоят цельные мужские характеры, наделённые умом, силой, способностью на серьёзные поступки. До сих пор большинство писателей – мужчин следуют этому шаблону, в лучшем случае женщина у их героев – помощница в делах или возлюбленная, мотивирующая к подвигам и свершениям.
В то же время в современной «женской» литературе отношения полов претерпевают изменения, они сложнее, многограннее, происходит переосмысление классических гендерных ролей, их взаимопроникновение. Это связано со многими факторами: тенденциями современного общества, политическим режимом, историческими событиями, формированием нового самосознания и т.д.
Именно женская проза показывает эти изменения во всей их полноте: героини Петрушевской, Улицкой, Щербаковой уже не укладываются в традиционную концепцию «мужской доминанты» и «женской слабости», опровергают устойчивое социальное представление о месте женщины -Kinder, Küche, Kirche.
Обратимся к статистике, которая говорит: женщины в принципе читают значительно больше, чем мужчины (по данным ВЦИОМ). Поскольку «женские» книги читают именно женщины (81% против 19%), то и востребованность такой литературы выше. Отсюда видимость гендерного засилия, с которого мы начали наш разговор.
Любое деление книг на условные группы, в том числе по полу автора или гендеру читателя, устарело и неэффективно. Пора отказаться от навязываемых стереотипов и признать, что книга как инструмент познания не зависит от пола, расы, цвета кожи её автора. Вам ведь неважно, кто вырастил яблоко – мужчина или женщина? Главное, чтобы оно было вкусным.
А что касается моей персоны, коей вы так заинтересовались, то предполагаемый психолог навряд ли отыщет в моём детстве перечисленные вами ущербности.))) И любимая жена у меня есть, и три дочери-красавицы.
Искренне желаю вам успехов!
А вот банить я вас не стану, дабы не доставить вам удовольствие везде рассказывать, как вас гнобят тётеньки — «литераторши», увязшие в своих пледах.
Немного стихов об этом нелюбимом вами предмете:
Укутав ноги в плед верблюжий,
Отбросив томик Оноре,
В объятьях нежных мыслей кружев
Одна в бесснежном декабре. — автор: Игорь Трушин
Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолёте бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым —
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым!. — Игорь Северянин
Я укутаю в плед тебя, сонную,
Обниму и теплом убаюкаю,
Стану ночью безлунно-бездонною,
Горьким счастьем твоим, сладкой мукою… — Юрий Егоров
На одном из заседаний лит.клуба «Окраина»
Чтобы понять, что происходит сегодня, необходимо вернутся в прошлое. Всё зависит от того, что ты хочешь узнать, понять, осмыслить или осознать.
Всё зависит от твоего вопроса и желания понять истинные вещи и процессы, происходящие с твоим участием на этой планете.
• Иногда, ты стоишь перед выбором: Он это или нет?! Это моя «судьба» или нет?!
• Иногда, ты сетуешь на то, что всё в твоей жизни ломается, крушится, не за что уцепиться…
• Иногда, ты склоняешь правительство и власти потому, что приняли не те законы, ввели новые налоги, новые непонятные реформы, которые вредят тебе, твоим близким…
• Иногда, ты начинаешь болеть и не понимаешь причины этих болезней, а врачи бессильны, хоть и стараются помочь тебе…
• Иногда, ты сталкиваешься с религиями, для тебя не понятными, которые ты отказываешься понимать и осуждаешь их, не осознавая, что каждый миг твоей жизни преподносит тебе что-то новое, может быть, тайное, не осознанное – это твой путь к совершенству… или назад – в глубокий тупик. Смотря, как ты воспринял новую для тебя информацию.
Есть много в твоей и моей жизни таких «иногда».
Но, суть от этого не меняется, а Истина совсем рядом.
Она в тебе!
Случайностей нет – их просто не бывает!
Всё, слишком, закономерно!
И каждый твой поступок, твоя любая мысль – это невидимый бумеранг. Он может быть, как с хорошим началом, так и с плохим концом.
Чтобы разобраться с той или иной ситуацией – вернись в прошлое!
Всё зависит от твоего намерения разобраться в той или иной ситуации, от твоего внутреннего запроса на познание истины, а не для подтверждения или опровержения сказанного или навязанного кем-то извне (СМИ или «одна бабка сказала»)!
Не поленись – удели время Себе и тому, чтобы понять и осознать:
Что происходит с тобой, с твоими близкими и родными, вокруг тебя, в твоей стране и, в конце концов, в мире!
Познав себя – ты познаешь Мир!
Разберись в своих заблуждениях.
Вспомни, о чём печалился или радовался ты ещё несколько лет назад.
Какие решения ты принимал или нет. Где промолчал, а может быть, сказал что-то лишнее.
Разложи себя «по полочкам».
И, даст Бог, тебе удастся понять, что этот мир и всё, что происходит вокруг – зависит только от тебя, от ТВОИХ желаний и намерений.
И как раз не от тех, кто навязывает тебе какие-либо решения, мысли, планы, желания, преподнося СВОИ личные амбиции и намерения за истину.
Ты можешь их принять за «свои» мысли, за «свои» решения, за «свои» желания.
Но, только, ЗНАЙ!
За свою жизнь ты отвечаешь сам и сам несёшь ответственность!
Что посеешь, то и пожнёшь!
Незнание законов Вселенной не освобождает тебя от ответственности!
И, прежде всего, от ответственности перед самим Собой и перед родом твоим!
Разум – поле сражения. Интуиция – «шестое чувство».
Ты можешь управлять своей реальностью и получать истинные знания, которыми безвозмездно делится Вселенная.
Вернись назад – в своё прошлое!
Осознай!
Ты должен быть в курсе времени, чтобы помочь себе и другим! Время не всегда благоприятно, но ничего не бывает «просто так».
Наберись Терпения и действуй! Иногда, необходимо терпение и лишь для того, чтобы не сделать скоропалительные выводы. Не навредить Себе самому. Всё почему-то и зачем-то происходит. Для этого человеку дан разум, сердце и духовные энергии. Всегда есть Начало и есть Конец!
И как раз не от тех, кто навязывает тебе какие-либо решения, мысли, планы, желания, преподнося СВОИ личные амбиции и намерения за истину.» Как верно вы написали!
Ну вот, опять скажут – женская тема. Неправда, мне кажется, это самое главное, что у нас есть – верное любящее сердце, любовь в её всеобъемлемости, различных оттенков её проявления, в отблеске алых парусов.
Куда уходит любовь? Это странное чувство-таинство, когда подставляешь знойному солнцу не только ладонь, но и свою душу. В светлой пустоте отражается высокое небо с тронутыми слабым румянцем облаками. С робкой сосредоточенностью глубоких душ смотрят глаза.
Любовь очаровывает. Вода из её колодца вкусна и на её поверхности дрожат солнечные зайчики. Черпать – не вычерпать, пить – не напиться. Душа задумчива и хмельна и живёт во власти сказки и обаяния.
Но вот музыка в душе стихает, – недомолвки, обиды, молчание или взрыв. Не хватает времени, чтобы узнавать. Отчего так мало, так мало её, так мало времени? …
А может она просто притаилась и ждёт нового пробуждения? Где ты, Любовь? Волноваться и тревожиться, не это ли было счастье? – таинственный свет верного сердца.
Он разбежался, взлетел, сделал тройное сальто в воздухе, приземлился на прямые ноги, как умелый гимнаст на маты; но тотчас снова взлетел, потому что ему понравилось свободно кувыркаться в воздухе, как это делают домашние голуби; и, по-птичьи раскинув руки, полетел куда глаза глядят, громко оглашая округу восторженными криками: «Лечу. Лечу, Господи! Господи, лечу!!!» А Господь смотрел на него одновременно с земли и неба, и одобряюще улыбался: ибо он, человек, изначально сотворен Им для полета, как птица для счастья. Потому как человек и птица – близнецы братья: кто более матушке-природе ценен? Она говорит: человек — подразумевает птицу, говорит: птица — подразумевает человека, который в полете безусловно звучит гордо.
Налетавшись вдоволь, до сладкого головокружения, белоснежный голубь сел на плечо Господа образом Духа Святого, почистил взволнованным клювом перышки, а потом, вдохнув свежий воздух полной грудью, по-русски воскликнул: «Лепота! Лепота – летать, и лепота — быть человеком, чтобы уноситься духом в бескрайние небесные просторы: туда, где синь непроглядная, а облака – белоснежная воздушная сахарная вата, сваренная мастеровитым добрым фокусником в черном цилиндре-шляпе на просторной арене, вселенского цирка, в купол которого даже днем заглядывают любопытные звезды, и тихо шепчутся между собой, глядя на которые великий поэт и сочинил бессмертную стихотворную строчку: «и звезда с звездою говорит».
— Это и есть свобода, сын Мой. Великая свобода духа. — Ободряюще заметил Господь обретшему способность летать человеку. – Человек силен духом своим. И только им, духом своим, он подобен Мне. Пусть пока это подобие – относительное, пусть пока только малой толикой свободы человек подобен Мне: в Конце Концов оно станет абсолютным; и человек сам сделается Богом, и сотворит себе новую, не бывалую еще человеческую вселенную, а именно – рай на земле. А пока – учись летать, сын Мой: ты уже вкусил сладость духовного полета. Теперь вливай эту сладость в свои земные дела: пусть в каждом твоем деянии присутствует дух свободного полета».
Белоснежный голубь, послушно кивнув хохлатой головкой, взлетел с плеча Господня, и теперь по-хозяйски оглядывал с горних небес бескрайнее русское поле, находя его несказанно прекрасным, и думал, что лучшей основы-фундамента для созидания рая на земле не найти. В его вдохновенном от полета сознании стали спонтанно возникать смутные разнообразные контуры моделей и чертежей грядущего человеческого мироздания, и он деловито отметил себе, что, когда вернется на плечо Господа, нужно будет спокойно и обстоятельно собрать эти озарения воедино, чтобы облечь их в Слово, которое вновь будет в Начале.
Будни
— Лечу во Вселенную. Страшно. Что там? Это подвиг. Герой!
— У космонавта учащенный пульс, повышено давление. Волнуется. Меняем на дублера?
— Это просто задание Родины. Выполняю свою работу.
— Успокоился. Все данные в норме. Старт.
— Поехали.
В конце 70-х годов прошлого столетия, в одной интеллигентной семье родился мальчик.
Родители по роду службы часто проживали за границей, поэтому ребенок менял детские сады и школы. Это дало ему замечательный навык коммуникации и адаптации к переменам в жизни. Мальчик был очень веселым и сообразительным. Занимался спортом, музыкой, хорошо учился. Всегда был любимцем в компании сверстников. Родители гордились своим сыном и его талантами.
Закончив школу он поступил в университет, чтобы получить высшее образование. Но там случился с ним КВН. Потом первые роли в кино. И вот у него уже своя киностудия и свои актеры.
А потом, ему захотелось власти, и он ее получил!
«Весь мир -театр и люди в нем актеры!»
Обаяние, коммуникабельность и шутки «мальчика» уже не вызывают восторг и веселье.
Мир содрогается от «фильмов» его киностудии.
Когда и в каком возрасте «переключился тумблер» в сознании данного человека?
Что дало «напряжение»? Или это было всегда, но маскировалось?
Вот так, вырастаем мы, вырастают наши дети, что становится той гранью в поведении и в какой момент наступает «невозвратность» поступков?
На сколько мы знаем, своего ребенка?
Я играл в пинг-понг каплей раба, которую выдавил Антон Павлович Чехов из собственной отчаянно протестующей против рабства души. Отскакивая от деревянного настила самодельного теннисного стола, капля звонко цокала, как стучащие мерно подкованные копыта проезжающей мимо дородной лошади по мощеной булыжником, омытой недавно прошедшим дождем, мостовой. К тому же у кареты, которую неторопливо тянула эта лошадь, надоедливо громко скрипели не смазанные колеса, а их железные обода лязгали по брусчатке, словно гвоздем по стеклу – неприятно до ломоты зубов.
Но, добропорядочные господа и милые дамы, выдавливание из себя раба – и в самом деле пренеприятнейшая процедура. Даже выдернуть больной зуб из обмотанной шерстяным платком воспаленной десны гораздо легче: зубная боль, хоть и несопоставимо острее и нетерпимее – излечивается суровой ниткой чуть ли ни мгновенно… А ведь в громыхающей и скрипящей карете ехали барин в добротной лисьей шубе до пят в образе знаменитого певца Шаляпина с картины Кустодиева, а напротив сидел юный Михаил Лермонтов который, не желая, возможно, по молодости лет выдавливать из себя по капле раба, как это делал в зрелом возрасте Чехов, а наоборот, то ли по малодушию то ли по несуразному разумению, потакая собственным рабским каплям, сочинял ставшие впоследствии знаменитыми стихи «Прощай немытая Россия, страна господ, страна рабов…»
И вот тогда я в сердцах ударил что было у меня мочи по шарику пинг-понга, в который превратилась выдавленная-таки Чеховым рабская капля, зашвырнул в небеса ракетку, как это сделал с ананасом поэт Андрей Белый, и побежал вслед за каретой, словно за уходящим поездом, настиг, вскочил на подножку и запыхавшимся от стремительного бега голосом вежливо попросил Лермонтова: «Подвиньтесь, пожалуйста». И тут же, не давая себе отдышаться, полу гневным, полу обиженным голосом стал ему вычитывать:
— Ну, Господи, Михаил Юрьевич, ежели вы, широко раскрыв поэтические глаза на родное отечество, увидели, что оно немытое, что вам лично мешало организовать баньку, пусть даже по-черному, и выкупать его?! Пусть даже сразу не всю Россию (невозможно построить такаю баню, чтобы в неё уместилась вся Россия), а хотя бы самую-самую малую толику, можно даже в размере одной деревушки. Но каков был бы пример! Ведь ни только дурные примеры заразительны, но и добрые. Да еще если со всей силой своего божьего дара обратились к нации: «Мытье в бане — свет, а не мытье – тьма», разве тогда после этого Россия в конечном итоге не была бы вымытой…»
Но Михаил Юрьевич, отворотив от меня нос, стал смотреть в противоположное окно: вид немытой России был ему привлекательнее моей отчаянно произнесенной тирады. А барин в лисьей шубе и вовсе схоронил лицо в пушистый воротник, сделав вид, что дремлет. Оба они в мыслях своих и наяву ехали в Европу, которая к тому времени была вымыта. Ну, конечно же, в отличии от наших господ, европейцы, увидев родную Европу немытой (а она была, пожалуй, погрязнее, чем Россия), взяли и отмыли её. А что мешало русским образованным по-европейски людям сделать то же самое? Да – ничего! Кроме одного – нужно было сначала выдавить из себя раба, как это начал делать Антон Павлович. А то, что образованные русские люди были в подавляющем большинстве своем – господами, так раб и господин – это две стороны одной медали.
Через дорогу от моего дома находится совершенно прелестный сквер, где всегда свежо от гуляющего ветерка и цветущих клумб. Мне доставляет удовольствие приходить сюда днём и по вечерам особенно, слушать музыку. Ею пронизан весь квартал – в сквере находится музыкальное училище в каком-то старинном особняке. Музыка звучит и зимой и летом, осенью и весной, разная – весёлая и грустная, быстрая и медленная. Слышатся звуки фортепиано, трубы, то плачет скрипка, то разливается баян, грустит виолончель, раскрывает душу аккордеон…
Вот полилась мелодия, скрипка, присоединилась виолончель… Боже мой, это Бетховен, опус 27 2-3 часть! Красиво, тонко… Прекрасно! Как будто сливаются, сплетаются, идут рядом, прижавшись, два голоса – любящих друг друга мужчины и женщины…
Вот опять грустит скрипка, и душа моя начинает волноваться, и сердце уже пропустило такт… Это снова Бетховен, его «Сурок»! Песня мальчика-савояра на стихи И.В. Гёте. Вот неназойливо вплёлся голос: « По разным странам я бродил и мой сурок со мною…»
Мне вспомнилась картина Антуана Ватто «Савояр с сурком» — мальчик, бродячий музыкант со зверьком и шарманкой. Припомнилось, что Савояр историческая юго-восточная область Франции у подножия Альп. Когда в домах заканчивались припасы, то мальчики-савояры отправлялись странствовать с дрессированным сурком и шарманкой, и тем зарабатывали себе и семье на хлеб.
Вспомнилось, что слова Гёте звучали иначе:
Из края в край вперёд иду
И мой сурок со мною.
Под вечер кров себе найду
И мой сурок со мною.
Может быть, сам Бетховен так любил эту песню потому, что девизом жизни прекрасного, теряющего слух музыканта были слова – через борьбу к победе, то есть вперёд?
Долго сидела и вспоминала и размышляла. В Канаде и США ежегодно второго февраля отмечается День этого милого животного-сурка. По его поведению гадают, какая будет весна, ранняя и тёплая или затяжная, холодная. А в Древнем Риме второго февраля отмечали День ёжика! А музыка всё звучала! Звала, вела за собой…
Удивительна сила музыки, неистребима! И это прекрасно, она нас делает внимательнее друг к другу, добрее, приглашает в чудесный мир, где мы становимся человечнее. Музыку нужно слушать сердцем.
Многие считают, что с выходом на пенсию жизнь останавливается, становится пресной. Страшит даже само слово «пенсия», которое ассоциируется с походами в поликлинику, ожиданиями дня, когда получать пенсию. С этим можно согласиться, но… очень не хочется, потому что есть другой путь замены профессиональной деятельности.
На пенсию ушла в 56 лет, считая, что поработала достаточно: в школе, управлении образования, открывала детский комбинат… Поняла, что устала, но устала учить, а не учиться. Грело душу, что рядом школа и в любое время могу вернуться – приглашали постоянно. Однажды соблазнилась – вышла на работу, честно отработала год, но больше не захотела. Почему? Причин много, но главная – на пенсии ощутила ту свободу, которой у меня никогда не было. Ежедневные прогулки, бассейн, тренажёрный зал, любимые книги, клубы по интересам ( ЛиТО «Перо скопы», «Филофон», «Надежда»), поездки на литературные фестивали, посещение филармонических концертов, театра. Скажете, что хорошо мне – город большой. Да нет вовсе – провинциальный Скопин в Рязанской области. И конечно – дальнейшее освоение компьютера, новых информационных технологий. Я и раньше немного писала – стихи, очерки, но тут открылись такие возможности! Как известно, на 50 лет приходится пик писательского мастерства, на 55 – исторических исследований. Возраст как бы меняет пищу для духовной деятельности. Конечно, объём оперативной памяти снижается, зато увеличиваются способности интегрировать, логически связывать разнообразные явления жизни. Умение посмотреть на события с разных сторон, встать на разные позиции открывает для многих пожилых людей (они вовсе не старые – пожили побольше!) радость юмора, позволяет возвыситься над жизненной ситуацией, пойти на компромисс. Один острослов утверждал, что чем тише звон монет в кармане, тем громче музыка в душе. Красиво сказано, но можно и оспорить этого бессребреника. На пенсии жизнь не прекращается: хочется красиво и модно одеваться, посещать салоны красоты (мы ведь женщины!), дарить детям и внукам подарки. Забота о здоровье – деньги, да какие! Поездки на фестивали тоже затраты. Дети, конечно, могут помочь, они у меня золотые, но хочется самой оплачивать такие мероприятия.
Вот поэтому заявляю себе и вам, дорогие мои читатели:
Кто вам сказал, что вышли мы в тираж?
Судьбу свою берём на абордаж!
Есть возможность заработать в Интернете. Приглашаю вас поучаствовать, как это сделала я, в марафоне «Научитесь писать интересные тексты и освойте прибыльную профессию в Интернете за 5 дней». Может, и получится у нас с вами стать копирайтерами – мастерами написания текстов. Попробуем? Интересно услышать ваше мнение, уверена, что вам есть, что ответить мне. Жду советов, комментариев.
Знаете, с каким удовольствием и с каким желанием взрослые женщины (мужчины реже) берут в руки кисть и творят?! Удивительно, но даже настроение у них меняется, атмосфера становится легкой и непринужденной. Акварель творит чудеса!
Конечно, мне приходится сначала рисовать образец работы, которую мы будем выполнять, потом объяснять, что и как следует делать, и это занимает достаточно много времени, но оно того стоит. Когда видишь сияющие глаза художников, понимаешь, что делаешь что-то полезное. И ведь здорово у всех получается, по-разному, конечно, но очень красиво.
Акварель — такой замечательный материал, с которым приятно работать. Смочишь акварельную бумагу, наберешь на кисть желтой краски, а потом — красной, они перетекают друг в друга по сырой поверхности и получаются рыжие разводы — красота! Эта техника называется по-сырому, а другая техника по-сухому предполагает рисование по сухой поверхности. Вот таким тонкостям учатся на мастер-классах взрослые начинающие художники. Свои шедевры они забирают с собой и хвастаются мастерством перед знакомыми и родней. Но, самое главное, все получают заряд позитива и вдохновение, а этого так мало в нашей жизни.