Созависимость, абьюз, творчество… «Сожги все мои письма» (2022)

Созависимость, абьюз, творчество… «Сожги все мои письма» (2022)

"Неверно думать, что наше прошлое неподвижно. Наши воспоминания меняются, как картинки в калейдоскопе. (…) Обретая новый смысл, воспоминания трансформируются, становятся объемнее".   

 

Всем участникам клуба и гостям рубрики — доброго дня! Сегодня, на излёте марта, обсудим сравнительно новую, живописно-неторопливую и психологически насыщенную  кинокартину «Сожги все мои письма» шведского режиссера Бьерна Рунге. Б. Рунге работал в кино начиная с 1984-го года, наиболее известны его фильмы «Уста к устам» (2006) и «Жена» (2017), в которых он поднимал темы непростых семейных взаимоотношений и литературного творчества. Синтез этих тем — в его последней киноработе, основанной на одноименном романе современного писателя Алекса Шульмана. Да не просто на романе — на произведении, написанном по мотивам реальных событий, посвященном биографии его деда — известного писателя Свена Стольпе и бабушки-переводчицы Карен Чеплин (в замужестве — Столпе). История их взаимоотношений, показанная глазами внука, оказывается драматичной и отнюдь не столь безоблачно-счастливой, как можно было бы предположить, учитывая их крепкий многолетний брак и наличие четверых детей.

Центральные персонажи — красивые и несчастные 

Конечно же, произведение, выворачивающее наизнанку внешне благополучную жизнь интеллектуального семейства, не могло остаться незамеченным, особенно на родине А. Шульмана! Если проводить аналогии с российскими книгами, содержащими «скандальные» элементы биографии знаменитостей, то похожий эффект у нас произвел роман «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева, где описаны деструктивные отношения старшего поколения его семьи. В отличие от Санаева, сосредоточившегося на своих детских впечатлениях, Шульман ведет повествование не от лица непонимающего, напуганного семейными скандалами ребенка, а от лица уже взрослого человека, писателя, унаследовавшего как талант, так и сложные черты характера своих родных. Он пытается разобраться в истории своей семьи, действуя не столько эмоционально, сколько рационально, для того чтобы лучше понять самого себя.    

Итак, обратимся непосредственно к фильму. Центральная сюжетная линия, связанная с 30-ми годами XX века, помещена в рамку современности, в которой талантливый автор, Алекс, страдает от приступов гнева. Точнее — от его гнева страдают домочадцы. После очередной семейной сцены, его жена Аманда с детьми уезжает из дома и отправляет мужа на психотерапию.

Алекс от тягостного прошлого уверенно движется к своему новому будущему

Поначалу Алекс не понимает, зачем ему терапия и сможет ли она помочь. Но на одной из сессий он, по просьбе психолога, рисует свое семейное древо, анализирует отношения между членами семьи и… начинает понимать, что свою гневливость и категоричность он унаследовал не от кого-нибудь, а от самого деда-писателя, признанного гения, в личной жизни которого явно была какая-то тайна. Это дает Алексу мотивацию для новой писательской, а заодно и исследовательской работы, которая если его и не исцеляет, то дает ему более глубокое осознание собственных поступков и привычных моделей поведения.

В фильме события современности перемежаются со сценами прошлого, большая часть которых происходит в литературном городке Сигтуна, представляющем собой что-то вроде нашего Переделкино как по почтенной литературной публике, так и по идилличности пейзажей. Именно туда в 1932-м году приезжает для плодотворной работы над текстами недавно поженившаяся молодая пара — Свен и Карин. Там происходит их ставшая роковой встреча с другим молодым литератором, поэтом Улофом Лагеркранцем.

Вечерние посиделки молодых авторов

Томная красавица Карин, скучающая без внимания супруга, денно и нощно отстукивающего свои гениально-тяжеловесные тексты на печатной машинке, рада провести время с Улофом, который влюбляется в неё с первого взгляда и оказывает ей робкие, но зримые знаки внимания. Мотив любовного треугольника не нов ни в литературе, ни в кинематографе, интереснее то, что в данном случае ситуация, кажется, только маскируется под любовь, а по сути — каждый из персонажей живет своей вымышленной жизнью, в которой почти не остается места другим людям и их чувствам.

Сцена за сценой выясняется, что Свен и Карин познакомились на литературной почве. Оба они обладают незаурядными познаниями, фотографической памятью, у обоих — явный литературный талант. Всё это их объединяет и вроде бы должно способствовать будущему семейному счастью. Карин, по воспоминаниям Свена, многому его научила, превратившись для него в некий идеал женщины, обладающей в равной мере и красотой, и умом. Однако идиллию нарушил тот факт, что Карин была неверна своему возлюбленному. Более того — уже живя со Свеном, она избавилась от нежелательной беременности, от другого мужчины.  

«- Ты была моим учителем, открывала для меня новые миры…

— Делая мне предложение, ты сказал, что брак похож на долгий разговор. Всё остальное в отношениях преходяще. Всё, кроме этого разговора».  

Будь Свен чуть больше человеком и чуть меньше литератором, он должен был бы отпустить свою невесту — к другому ли, на свободу… Его избранница в реальности оказалась далека от его «книжных» представлений о ней. Очевидно, что он — человек консервативный и имеющий строгие представления о нравственности — полюбил не её, а иллюзорный возвышенный образ, созданный им самим. Семейное счастье двух столь различных по мировидению людей невозможно. Но… особенность Свена — в игнорировании реальности и в том, что он любое событие жизни превращает в литературный сюжет. После пережитой драмы у него появляется навязчивая идея о неверности женщин, которая начинает кочевать из его романа в роман.

Идиллические виды вступают в противоречие с внутренними конфликтами персонажей 

Он не пытается до конца прожить свою боль и пойти дальше, чтобы, быть может, найти более близкую ему по взглядам и подходящую по характеру спутницу жизни. Вместо этого он живет в выдуманном им самим мире, где женщина по природе своей разрушительница. Беря в жены «грешницу» Карин, он не прощает ей её пороков, а вновь и вновь возвращается к ним, вроде бы пытаясь её вразумить, а на деле просто раз за разом доказывая самому себе, что это невозможно. Предательство уже произошло, а он не может перестать ревновать, перестать чувствовать себя униженным. Не может перестать мстить бывшему идеалу за свою боль. 

«Там (в моих романах) описаны разные мерзости, — скажет он своему внуку. — Предательство, ревность, смерть…». И нет выхода из этого порочного круга.  

Вся жизнь Свена — своего рода плен. Сначала это плен идей, затем и плен физической немощи — без помощи жены он не может даже передвигаться. Но жалости герой не вызывает, ведь пленил себя он сам, поддавшись ложным представлениям о реальности. Возможно, Свену не дает отпустить Карин его комплекс нарцисса. Он не хочет ощущать себя проигравшим, побежденным, поэтому продолжает бороться с собственной возлюбленной, подавляя её, нанося ей травмы и увечья (включая физические), безуспешно пытаясь вылепить из неё ту безупречную супругу, которой она не является.

Любимый жанр Свена — поучение с элементами самовосхваления 

От постоянных пафосных нотаций Свена уши вянут не только у Карин, но и у зрителей. Очень тягостно наблюдать за фанатиком, который большую часть своей энергии растрачивает на некрасивую внутрисемейную вражду, ставшую основой и большинства его произведений. «В его романах главный герой — это несчастный мужчина, связавший жизнь с коварной женщиной» и закономерно страдающий от этого.

Много позже, уже на склоне лет, Свен читает всё те же нотации-проповеди своему внуку-подростку, вряд ли способствующие укреплению его нравственности, а, напротив, неприятно его шокирующие: «Секс почитается, как абсолютная святыня. Чистота, непорочность — это никого больше не интересует (…). Вот она — шведская молодежь!».      

Образ Свена на экране воплотил Билл Гюнтер Скарсгард — очень симпатичный, спортивный молодой актер, который до того успешно сумел перевоплотиться в классического абьюзера, что от одной только его постной физиономии на экране подкатывает к горлу тошнота. А уж когда он начинает свои манипуляции в адрес жены — от взываний к жалости до угроз — и вовсе понимаешь, что внешность не главное, был бы человек хороший болен он не только туберкулезом, но и психическим расстройством.  

Возлюбленная Свена, Карин, — тоже образ неоднозначный. Она одновременно и жертва обстоятельств, и в некотором плане «режиссер» собственных несчастий. Так, она не обсуждает со Свеном свою прежнюю историю любви, а пытается безуспешно скрыть её от него, решив проблему самостоятельно. Позже, понимая, что Свен, в силу своей ригидности, никогда не сможет простить ей ни её неверности, ни аборта, она всё же выходит за него замуж. В опостылевшем браке ей не хватает смелости и решимости уйти от супруга — тирана в домашних отношениях. Хотя ей есть куда идти — в дом своей матери, где она чувствует себя по-настоящему счастливой, наслаждаясь одиночеством и свободой. Тем не менее, власть традиций и боязнь осуждения постоянно парализуют её волю.  

 Карен на распутье...

В романе с Улофом она находит отвлечение, развлечение, но… не спасение. Рационально она понимает, что молодой поэт, едва перешагнувший двадцатилетие, не сможет взять на себя ответственность за семью, он просто витает в мечтах, тонет в своей одержимости страстью. Ясно, что их роман, разворачивающийся на глазах у её ревнивого супруга, не может привести к гармонизации их и без того непростой совместной жизни. В общем, Карин тоже по-своему борется с мужем на протяжении долгих лет, пытаясь своими действиями довести его до решения о разводе, которое сама она принять не в силах. Принципиальный Свен гневается, взрывается, кается, снова мучает жену своими бесконечными подозрениями и придирками, но… развода не даёт. Более того — грозит ей несмываемым пятном на репутации, в случае если они все же расстанутся по её инициативе. В непростой биографии Карин нашлось место не только легкомысленным романам и нерожденному ребенку, но и лечению в психиатрической клинике. Это вовсе не то, что ей хотелось бы выставить на всеобщее обозрение...

Манящий и ускользающий, мягкий и женственный, созидательный и разрушительный образ Карин тонко передала харизматичная актриса Аста Камма Август. Смирившись со своей несчастливой семейной жизнью, героиня, несмотря на угрозы и запугивания мужа, оставляет себе письма от Улофа, которые помогают ей, мечтая, проживать другую, более радостную и наполненную счастливыми мгновениями жизнь.    

 А счастье было так возможно?..

Наконец, Улоф Лагеркранц (в исполнении Густава Линда), удивлявший меня весь фильм… своей прической — еще один человек, живущий больше литературными сюжетами, чем реальностью с её непростыми, моральными и материальными, проблемами. Его внутреннее противоречие состоит в том, что он соединяет в себе разнородные качества — робость и бунтарство; дипломатичность и склонность к конфликтам; страстность натуры и осторожность. К более взрослой, многое пережившей Карин он относится с уважением и добротой, он не упрекает её ни юношескими ошибками, ни неудачным замужеством. Но… есть в его страсти к замужней талантливой девушке и элемент соперничества с её супругом, его идейным и литературным противником. Как и Свен, Улоф видит девушку сквозь призму своих представлений о мире. Если для Свена Карин — воплощение женского коварства, грешница и блудница, то для Улофа она — страдающий ангел, «гений чистой красоты».

В страстных письмах он обещает своей возлюбленной весь мир, но… в решительный момент, когда ему нужно отстоять право на собственное счастье, он… удирает от её разъярившегося супруга, не желая вступать в прямое противоборство с ним. Это окончательно ломает Карин, приводя её к настоящей трагедии, а для Свена становится еще одним своеобразным доказательством того, что только он один — настоящий герой и защитник жены, а остальные мужчины просто «охотники за легкой добычей». Эту же мысль он внушает и сломленной им супруге, которая готова уже и покрывать его очевидное вранье, и терпеть постоянное психологическое насилие.

Улоф долго страдает от разлуки с любимой, в котором повинен в том числе он сам, но… спустя семь лет находит счастье с другой женщиной. И все же его влюбленность в Карин проходит и через всю его жизнь, и через всё его творчество.

Непонятно, как сложились бы судьбы героев, если бы они были смелее и решительнее, если бы они выбирали свой путь и были способны по-настоящему услышать друг друга. В сложившейся истории много трагизма и, думается, она не так уж и редка для людей творческих, живущих своими фантазиям в большей мере, чем реально происходящими событиями.  

То, что фактически разрушило, обессмыслило брак Свена и Карин, стало для их внука проблемой, которую можно побороть, для того чтобы сохранить и свое счастье, и свою семью. Новое поколение, в лице Алекса и его жены Аманды, бережнее относится к собственным и чужим чувствам, что дает надежду на исцеление давних семейных травм.   

Нельзя не отметить живописные завораживающие виды в кинокартине: от лесов и полян — до морского побережья, от современной библиотеки — до уютного кафе, от тихих улиц — до стильной квартиры Алекса, полной книг. Примечательно, что Алекс в моменты своих поисков часто показан спиной к зрителю или вполоборота, как будто он постоянно чего-то боится, от чего-то прячется, быть может, от самого себя. Только дважды, в заставке к фильму и в финале, мы видим его лицо крупным планом, анфас, с глазами, полными боли и прощения.  

Тема, поднятая в фильме, глубоко личная и в то же время универсальная, понятная многим. Не знаю, поменялось бы мое впечатление, если бы я знала упоминаемых в картине литераторов, но их образы вполне можно рассмотреть и как собирательные, в чем-то преувеличенные, гипертрофированные. Поскольку книга вышла спустя долгое время после смерти всех участников драмы, а фильм еще спустя четыре года после книги, ничьи чувства, кроме зрительских, думается, не были задеты.

Кинокартина покажется интересной как любителям литературы и классических романов (лично мне не раз во время просмотра припомнился «Грозовой перевал» с его кипучими страстями), так и знатокам психологии. Свен — типичный носитель качеств из «темной триады», таких как макиавеллизм, психопатия и нарциссизм. Его отношения с Карин можно отнести к созависимым. Своего рода парадокс творчества заключается в том, что именно из личного, семейного несчастья писателя рождаются его литературные тексты.

«Сожги все мои письма» — фильм, заставляющий о многом задуматься и производящий довольно сильное впечатление, хотя пересматривать его лично мне и не хочется, в связи с психологически тяжелыми ситуациями и с явно нездоровыми отношениями людей, которые в нем описываются.

 Вопросы около кино:

1. Насколько вам хорошо известна история вашей семьи, вашего рода? Задумывались ли вы над тем, чтобы в художественной или документальной форме написать о том или ином члене вашей семьи; о каком-либо семейном конфликте \ семейной истории? Реализовались ли эти задумки? В какой форме (жанре)?

2. В кинокартине поднят вопрос воспоминаний из детства и их вариативности, изменчивости. Можете ли вы припомнить те или иные ситуации из своего детства, которые во взрослом состоянии восприняли уже совсем иначе, не так, как в детские годы?

3. Детство для вас – это скорее источник тревоги и боли или же радости и вдохновения? Кто из родителей или родственников (бабушек, дедушек) оказал на вас наибольшее влияние и почему?

4. Главный герой, он же автор романа, Алекс, кропотливо работает над материалами к своему тексту, отыскивает в архивах нужные ему дневники, ищет и находит письма возлюбленных. Частое место его работы — это библиотека. Любите ли вы работать в библиотеках или предпочитаете собственный дом (квартиру)?

5. В последнее время тексты, основанные на жизни не просто реальных людей, а родственников авторов, довольно популярны. Буквально на днях я прочла (слабый) роман Франчески Джанноне «Почтальонша», посвященный прабабушке писательницы и отчасти воссоздающий её историю жизни, хотя и в сильно видоизмененном ключе. Насколько вам интересны подобные произведения с элементами биографии и насколько близкими к жизни своих прототипов должны быть судьбы героев?    

6… Для меня в фильме Бьорна самой сильной идеей показалась идея об иллюзорности наших отношений — то, насколько мы не знаем друг друга, а подчас и самих себя. Что больше всего впечатлило (а, может быть, удивило или взволновало) вас?

7. Одна из сильных и вместе с тем отвратительных сцен в кинокартине — это читка пьесы Свеном, превращающаяся в публичную «порку» его жены. Как вы считаете, какие события личной жизни близких никогда не должны становиться литературным сюжетом? И есть ли вообще такие события или же всё дело в выбранной тональности и уместности  описания?

Спасибо за внимание и до встречи в комментариях! Искренне ваша, Лена Вишнёвая  

+5
280
RSS
14:08
+1
Хороший фильм!
Он может помочь взглянуть на себя некоторым агрессивным субъектам.
И главный герой, Александр, чем-то напомнил короля из пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо».
Спасибо!
19:24
+1
И Вам спасибо, за наводку! ok
Да там по всему треугольнику Карпмана прошлись: и жертвам, и агрессорам есть на что взглянуть!.. jokingly

Кажется, Вы не особо поверили во внутренние изменения Александра? ))) Вопрос, конечно, открытый. Финал тоже. В любом случае лучшее понимание себя — это всегда неплохо и не зря.

21:40
+1
Да там по всему треугольнику Карпмана прошлись: и жертвам, и агрессорам есть на что взглянуть!..

Если переходить на геометрические аналоги, то ситуация больше напоминает отрезок. Есть агрессор, есть жертва. Спасителя же не наблюдается и получается, что спасение утопающих… И в фильме герои как-то спаслись. Не без жертв, конечно.
Но можно ли Карен в прямом смысле назвать жертвой? Ведь она ловко манипулирует мужчинами из своего окружения, доводя их до возбужденного состояния. А от возбужденного мужчины всегда проще получить то полноценное, что боготворит шведская молодёжь.) И она, на мой взгляд, являлась серым кардиналом, который провоцировал конфликт двух писателей, подогревая градус их творческой активности. Муза, однако.)
Кажется, Вы не особо поверили во внутренние изменения Александра?

В фильме эти изменения продемонстрированы. Опять же Александр осознал свои проблемы и стал лечиться. Психотерапия и фармакотерапия сделают своё своё дело и он станет таким же улыбчивым, как… настоящий юсовец.) Король же Евгения Шварца не считал себя больным, но, как и Александр, делал выводы о своём деструктивном поведении, переводя стрелки на кого-то из своих родственников.)
В любом случае лучшее понимание себя — это всегда неплохо и не зря.

С древнейших времён работает формула: «Познай себя». Для людей с сохранным интеллектом, конечно. )
18:30
+1
Насчёт спасения — вопрос спорный. Приспособились к ситуации, наверное, так. На роль спасителя претендовал Улоф, но относительно быстро вышел из игры… Ну, не знаю, я не увидела Карин в роли манипулятора. До Музы в стиле Лили Брик ей явно далеко. Другой вопрос, что она тоже вечно декларировала одно (что ей нужны свобода, покой и одиночество), а по факту только и делала, что ввязывалась в сложные отношения со сложными мужчинами. Возможно, ей не хватало решимости порвать с «традиционным образом жизни». К тому же она была запугана фанатичным супругом. Возможно, эмоций не хватало, да, в том числе отрицательных. Как и Свену, впрочем. Он тоже весь фильм твердил о благочестии, а по факту… Ну, и Улоф туда же — мечтатель десятого уровня. У всех слова с делами расходились. Но это, наверное, в какой-то мере всегда в природе человека… По целому ряду причин. В фильме просто это особенно ярко демонстрируется.

Насчёт Александра — понятно. Может, и так...))). Вообще лично мне он понравился. Не такой душнила, как его дед. Даже показалось, что зря жена на него наехала — просто подустал мужик. (Хотя, возможно, многое осталось за кадром). Ну, без семьи он хоть отдохнул немного, пришел в себя, поработал в спокойной обстановке. Нет худа без добра jokingly .
Никто не умер и уже хорошо.
По поводу манипуляций Карен.
В начале фильма Алекс произносит фразу, которая ему досталась от деда, Свена:
-Вместе приходим, вместе уходим.
И если помните, то был эпизод, когда Свен ушёл, а Карен немного подождала. А когда вошла в комнату к супругу, то он был уже в заведенном состоянии. Любовь тогда случилась.) Или в ситуации с Улофом, когда тот напился и высказал всё, что думает о творчестве Свена. Карен же его не перебивала и не останавливала. Она просто опустила голову, чтобы никто не видел, как улыбается о своём, о женском. И дальше использовала ситуацию по своему усмотрению.
Очень символично смотрелся эпизод, когда Карен выходит из комнаты с распятием на стене. Мне кажется, что таким образом Бьёрн Рунге хотел показать, что Карен способна на поступки, которые идут вразрез с традиционной моралью.
А решимости уйти Карен не занимать. Она это уже сделала однажды, но была предана Улофом. Скорее всего она повторила бы свой побег из брачных отношений, но… произошла автоавария.
Недавно посмотрел новую серию из «Вампиров средней полосы», в которой есть эпизод, объясняющий мотивацию Карен в продолжении отношений со Свеном. Дед Слава ( в исполнении Юрия Стоянова) поучал своего непутёвого внука про любовь:
-Мужская любовь- это чувство, которое лежит между желаниями раздеть женщину и её укутать.
С желанием укутать Карен ни у кого бы не возникло проблем. А вот раздевание не доставило бы удовольствие партнёру из-за уродующих рубцов после ожогов на теле героини. Карен, как любая сильная и умная женщина, не хотела бы, чтобы с ней находился кто-то из жалости. Поэтому выбор очевиден- Свен и так её никогда не жалел.
А что Улоф? Он просто сохранил себя для шведской литературы.)) Поскольку от безумного и чахоточного Свена можно было ожидать всего- на что способна деструктивная фантазия в рамках синдрома… Одина.)
И да, наши мечты часто расходятся с делом. Для этого почти в конце фильма было озвучено стихотворение Эдит Сёдергран «Страна, которой нет».
00:01
+1
Ну, каждый видит так, как видит. Я такое противоречивое поведение героини восприняла, как довольно типичное поведение «жертвы», неосознанно (в том-то и трагизм) провоцирующей окружающих на агрессию, которой сама же она и подпитывается. Как Свен — яростью от чужих пригрешений. Такие нездоровые пристрастия обоих персонажей, конечно, их не красят. Безусловно, что героиня не только способна, но и по факту неоднократно ведёт себя в противоречии с моралью.

Согласна, что от мужа ушла бы, пожалуй, если бы не авария. Шрамы от нее остались не только телесные, но и душевные.

Сильным поведением лично я посчитала бы её отъезд в деревню (другой город) и дальнейшую самостоятельную жизнь. После аварии ей было чем шантажировать своего чахоточного мужа тем более! Он бы, конечно, вряд ли так уж быстро оставил её в покое — приезжал бы раз в месяц, пытался завоевать. Вот и развлечения опять же jokingly .

В общем, если без шуток, сильный человек самодостаточен, с моей точки зрения. И мужчина, и женщина. Он способен прожить один, если придется. Аманда же, например, уходит от мужа, хотя у нее нет гарантий, что он изменится. Но она четко обозначила — или без истерик, которых она не приемлет, или никак. Обозначила грань возможного. Но… Карин, как и ее возлюбленные, ещё очень молоды все, поэтому о какой-либо самодостаточности, конечно, сложно говорить.

Стихотворение хорошее и в тему, да, мне тоже понравилось.
Согласен с вами: каждый видит то, что хочет. Но из разных точек зрения рождается полная картина мира (фильма).)
Вы предлагаете Карин всё бросить и куда-то уехать. Но это бегство, которое не является признаком силы. Опять же, она не хотела быть одинокой и её выбор- общество, а не затворничество. Вероятно, что она сожалела о своём решении. Но когда в пожилом возрасте рассматривала в зеркало рубцы на своём теле в её глазах читалось: «Если бы не это!» И тогда она мысленно уходила в страну своей мечты.
Согласен с вами, что морализаторство Свена и его менторский тон раздражают. И это мешает осознанию мотивов его поведения. А ларчик открывается просто. Он болен скоротечной формой туберкулеза- чахоткой. По тем временам это звучало, как приговор. Он считал, что одной ногой стоит в некой запредельности и имеет право вещать оттуда. Такими раздражительными и неуживчивыми становятся люди в пожилом возрасте, которые задумываются о своей душе.) Но странное дело (к которому подходит выражение: неисповедимы пути Господни), которое напоминают историю одного обер- полицмейстера из царской России. Того приговорили врачи из-за туберкулёза и террористы за его охранную деятельность. В результате пуля, выпущенная революционным катом, попала в туберкулёзную полость и закрыла её. Так и Свен получил приговор от доктора. И сам себя решил казнить, спровоцировав автоаварию. И туберкулез отступил. Возникает смутное сомнение: не награда ли это за то, что он перевоспитал грешницу по имени Карин?))

С Алексом более, менее понятно. Он собственник по характеру и это периодически будет возникать. Но надеюсь, что психотерапевт научит его расставлять приоритеты и контролировать своё поведение.
Ну, так себе награда, если честно, — всю жизнь прожить как в тюрьме, так внутренне и не смирившись с… «особенностями» друг друга. И дети не видели их любви: один не выносил их криков, другая к ним даже особо и не прикасалась, не проявляла нежности. Отсюда — холодная мать Алекса и его внутренняя травма. Семья — типичная «потемкинская деревня». Конечно, это выбор героев, нам остаётся только его принять. И… как-то трактовать:). С моей точки зрения, слабость — это постоянное бегство от себя и поиск причин, почему желаемое не сложилось (те же шрамы на теле или шаткое материальное положение, или боязнь порочащей репутации, или… боязнь быть отвергнутым — это уже у Свена). Улоф, между тем, сбежал от героини ещё до ее травмы — от идеально красивой женщины! И я вот лично не думаю, что он всерьез мужа её испугался. Тот бы скорее всего в какой-то особо драматичный момент закашлялся и… дальше был бы способен только пару нотаций прочесть))). Да и подраться за любимую — в этом же есть что-то… смелое, радующее душу? Ответственности Улоф испугался. Ответственности за будущую семью, которую придется нести. А это не страстные письма катать. В этом плане Свен был в чем-то и прав на его счёт. Формально. Но… и Карин права, не считая его предателем и всю жизнь храня его искренние письма. Просто Улоф и не настаивал на столь скорых и серьезных отношениях с Карин — это была её собственная инициатива. В идеале такому человеку, как тонкий и поэтичный Улоф, требовалось куда больше времени на то, чтобы из нарисованного им идеала «родилась» реальная женщина. Ему 21 год, совсем уж юное существо, да ещё и жил буквально в заточении из-за болезни, — он попросту не дорос до Карин. До реальной жизни. И она это понимает. Дело не в шрамах — такому персонажу, как Улоф, это никак не помешало бы испытывать к возлюбленной страстные чувства, а жалеть он её и ранее жалел. Скорее — в том, что они встретились не в том месте и не в то время. Это не так уж и редко случается в жизни.

Интересная версия, насчёт вещания из потустороннего мира (!). Но… насчёт пожилых людей — мне кажется, Вы не совсем правы. Как раз людям очень возрастным и нездоровым обычно свойственна некая философская отстранённость и спокойное, если не сказать апатичное отношение к жизни и людям. Экономия энергии опять-таки. Наиболее сварливыми и брюзжащими становятся чаще те, кто цепляется за жизнь и… у кого есть предпосылки к такому скандально-демонстративному поведению. Так что болезнь Свена скорее лишь обостряет его и без того имевшиеся, довольно неприятные черты характера. Говоря о болезни, он жалеет самого себя — не остаться бы одному, без заботы — потому и Карин не отпускает. В нем тоже много собственничества, как и в его внуке. И банального эгоизма ещё. Если мне плохо, то и жене не должно быть весело. Умирать так вместе. Вместе пришли — вместе ушли, короче))), или отношение к спутнику жизни, как к вещи. Но… чего он добился этим? Только того, что Карин перестала быть собой, а кем-то ещё так и не стала. Как тень, из которой выкачали жизнь. В момент знакомства со Свеном Карин пела в башне, а к концу жизни она уже не поет, живя в плену собственного дома — «тишайшего места на земле». А сам Свен «восстает к жизни» только для работы и редкого общения с внуком. А так — устремлён в травмирующее прошлое, с которым так и не может смириться, несмотря на долгие прожитые (ли?) им годы.

В фильме не особо раскрыта тема литературного, переводческого таланта Карин. Но, судя по всему, она не сумела в полной мере его раскрыть. Пока супруг целыми днями восседал в кабинете, она урывками переводила тексты на крайчике обеденного стола, полагаю, не получая от мужа никакой поддержки в этой деятельности. Нераскрытый талант — нереализованная профессионально жизнь. Ну, и, если верить внуку, то и Свен, хотя написал много количественно, но качественно своего соперника в литературе (и жизни) не переплюнул. У Улофа было большое преимущество перед заточившим себя в тюрьму Свеном — внутренняя свобода.
20:12
+1
Нераскрытый талант — нереализованная профессионально жизнь.

Из Википедии:
Переводила на шведский язык произведения fiction и фактические тексты с немецкого, французского, английского, итальянского и других языков.
В начале карьеры работала над престижными романами, которые часто переводила вместе с мужем или другими коллегами, и над книгами для детей и молодых людей.
Переводила работы многих мыслителей, включая Симону Вейль, Пьера Тейярде Шардена и Карла Густава Юнга.
Переводила несколько книг поэта Данило Долли с итальянского на шведский, а также много лет переписывалась с ним.

Ничего себе- не реализована. Такое количество переводов вполне можно разделить на несколько переводчиков. Тот же Андрей Бузыкин из фильма «Осенний марафон» пару книг перевёл и всё.
Да и прожила Карин 96 лет. Униженные и оскорблённые, обычно, столько не живут. И на своих фотографиях она не выглядит несчастной.

По поводу страхов.
Как-то читал статистику о том, какого оружия боятся мужчины и женщины. Оказалось, что женщины боятся холодного- это может нанести вред красоте и изуродовать. Мужчины же опасаются огнестрельного- оно может убить. Карин сказала Улофу, что Свен владеет револьвером и готов его применить. На словах поэт этого не испугался, но когда столкнулся с действительностью, то струсил. И когда Свен побежал к нему на всех парах, словно гордый варяг, то Улоф своей тонкой, лирической душой почувствовал, что «его сейчас будут бить и возможно ногами».)

В семье Свена и Карин родилось четверо детей. Но почему-то не могу вспомнить момента, что мать Алекса была холодна. Это в каком эпизоде было сказано?
Насчет реальной жизни переводчицы — это отлично, что так. Действительно, обошла с разгромным счётом персонажа «Осеннего марафона», разрывавшегося между долгом и чувством! ok Но фильм, насколько я понимаю, представляет собой вольную — авторскую версию событий. Поэтому я заранее обозначила в своем обзоре, что, не будучи знакома с реальными героями истории, даже по их официальным биографиям, я воспринимаю их как обобщенные, в чем-то и гипертрофированные образы. Так-то, может, и Улоф в реальности не сбегал с места драматичных событий, а просто они мило и благопристойно разошлись с оппонентом после очередной философской дискуссии — ?

Кстати, мне было бы интересно почитать роман, по которому снят фильм. Там ведь тоже возможны и расхождения, и уточнения. Не нашла его пока в сети.

Наличие сестер и братьев у Александра в фильме также не акцентируется, хотя я прочла, что их четверо было. А у Улофа — пятеро детей. Даже в этом они соревновались, похоже! jokingly

Насчёт холодности — это когда Алекс рассказал Аманде про эпизод из своего детства, когда он специально обгорел на солнце до волдырей, чтобы мать его кремом намазала. Ему явно не хватало тепла, прикосновений в детские годы. Отсюда могли идти и некоторые акцентуации его характера. Ну, и то, что мама не хотела, чтобы он «копался» в прошлом, тоже о глубокой душевной связи и доверии между ними не говорит.

По общей картине — у нас различие в установках, как я поняла. У Вас — остались все физически живы, и ладно. И это фактически верно, конечно. Особенно с позиции человека XX века, когда вообще меньше о «сантиментах» думали. Если уж психиатры лечили расстройства ледяными ваннами, то и Свен вполне мог «лечить» жену своими абьюзивными выходками и считать себя при этом молодцом. У меня же акцент больше на том, что после аварии внутренняя жизнь пары как будто остановилась. И, мне кажется, что этот взгляд ближе к трактовке Александра. Об этом и отдельные реплики персонажей говорят, и то, что Александр запомнил деда именно как умирающего (!) гения. Остановившаяся жизнь… На этом неоднократно делается акцент в кино.

З.Ы. По фото недавно обсуждавшейся Дианы тоже вряд ли можно предположить ее психологические проблемы, а так да — на вид все весьма благопристойно в литературном семействе.
Про холодность мне вспоминается анекдот про английскую жизнь, который заканчивается фразой: «Она и при жизни была не очень темпераментна». Опять же нордический характер. Но мать Алекса, Лизетт, была телеведущей и политиком. Может просто занятость?
Кстати, брак Алекса с Амандой- для него третий.
knigogid.ru/authors/894755-aleks-shulman

Про «остановившуюся жизнь» не очень понял. Но в фильме много что пропущено- о чём только можно гадать. Вероятно, что у Карин больше не было любовников. Это конец жизни?)
Третий брак Александра, вероятно, иллюстрирует то, что в XXI веке (некоторые) женщины наконец-таки перестали терпеть абьюз в отношениях. На мой взгляд, это позитивная тенденция. Хотя я всячески и за семью, и за детей, и за крепкие отношения, но бывают случаи, когда развод — единственная мера, помогающая сохранить свою личность. Уж точно лучше развестись с агрессором, чем жить потом как в склепе при жизни, с травмами на теле и со шрамами в душе. Отсутствие любовников кажется мелочью на фоне безрадостной перспективы постоянно делить постель с врагом. Кстати, есть такой давний фильм, с Джулией Робертс…
Свен прямо таки враг.) А если, как в той песне Высоцкого: «и не друг, и не враг, а так»?
Как-то я спросил свою бабушку по материнской линии: зачем она вышла замуж за пьющего мужчину? Она ответила, что так ей выпало в результате гадания (судьба). И после Великой Отечественной войны выбор был небогатый из-за большой убыли мужского населения. Недавно узнал из одной книги Ю Несбё, что скандинавы (шведы и норвежцы) так же участвовали в агрессии против СССР в качестве добровольцев. Та же Астрид Линдгрен готова была кричать «Хайль...» (из её изданных дневников)- лишь бы не было в Стокгольме «страшных русских».
Я к чему веду: Карин жила в условиях монархического (варианта диктаторского) режима, для которого основным правилом является- соблюдение приличия.
Так какие варианты для Карин вы видите?
Быть одинокой, никому не нужной, без средств к существованию, без возможности творческого роста и с опороченной репутацией. Или иметь доступ к творческой жизни Швеции в частности и всей Европы в общем, делать востребованные переводы, посещать различные интеллектуальные мероприятия, пользоваться уважением в обществе, путешествовать по Европе, знакомится с интересными людьми. Да, в первом варианте не будет ворчливого супруга с лайтовым вариантом абьюза в виде моральных нотаций. Но если одно и тоже повторяется изо дня в день, то человек перестаёт это замечать. Какой у неё был выбор в 30-х годах 20 века?
Опять же узнал, что родители Свена и Карин был разведены. Может это для них было травмой, которая определила желание сохранить семью. Ведь «брак- это разговор на всю жизнь».
Свен (в фильме) — это нездоровый и потому опасный человек, который чуть не угробил сразу троих человек, включая самого себя. Это лайтовый вариант абьюза?! А когда во время чтения пьесы Свена его жену чуть не вывернуло наизнанку на глазах у изумленной публики от его медицинских откровений — это небольшое поучение согрешившей женушки? У меня — говоря современным языком — меньшая толерантность к насилию. И ведь даже после своей суицидальной аварии персонаж не одумался, а ему был дан такой шанс судьбой ли, богом, не начал жизнь с чистого листа, а… быстренько свалял версию о том, что случилось на дороге, чтобы остаться беленьким и дальше с воображаемой кафедры поучать всех, кроме самого себя sos . Одно дело — он бы с себя начинал, был верен декларируемым им ценностям!.. Так нет же! Его самого «подвергли сексуально-психологическому насилию» — это фраза из его дневника. А по факту — он сам нашел ту женщину, которую нашел, и сам (!) продолжал жить с ней после того, как она сделала аборт от другого, причем без достаточно веских на то причин. Это он так хотел ей помочь? Но помочь человеку ведь не означает связывать с ним свою жизнь и далее день за днём мучиться его несовершенством?.. У показанных в картине персонажей, с моей точки зрения, изначально весьма размытые представления о морали и нездоровые отношения, и я никак не могу это приветствовать, какие бы мотивы ими ни руководили. Назвать их сильными тоже никак не получается. Они оба и жертвы, и палачи, которые мучают и друг друга и самих себя. И видеть это весьма печально. Хотя отчасти все эти «страсти» и являлись для них источником вдохновения.

Оценивать жизнь реальных писателей — ещё раз повторю это — я не берусь. Опираюсь только на фильм. Возможно, в действительной жизни многое было по-другому. Признаю это. Возможно, внук-писатель или сценарист фильма намеренно драматизировали события. Получился некий собирательный образ людей творческой профессии. Их проблемы и нравственные коллизии, собственно, и обсуждаются.

А так — каждый делает свой выбор. И… каждый выбирает по себе. И да, безусловно, делает это в тех или иных предложенных обстоятельствах. Наш выбор — только в оценке этого выбора, свой взгляд на то, что приемлемо, что нет. Та же Астрид Линдгрен (давайте не будем сейчас все мешать в кучу и примешивать сюда ее политические взгляды, не отличавшиеся особой…
глубиной) как-то сумела выжить в ситуации ранней беременности, не сделав аборта и не сойдясь с подавлявшим ее возрастным мужчиной. Ей не помешала ни консервативно-религиозная семья, ни та не особенно свободная эпоха, в которую она жила, ни отсутствие денег. Для меня именно это — показатель её личностной и женской силы. А сила таланта — в том, что она состоялась, даже наперекор обстоятельствам. Родители авторов опять же развелись, не посмотрев на традиции. Видимо, там совсем уж жуткие вещи творились… Иногда развод — единственный способ сохранить себя.

История не знает сослагательного наклонения. Тем не менее, судя по фильму, у Карин был немалый потенциал, и, полагаю, что она бы его так или иначе смогла породемонстрировать миру и без помощи влиятельного мужчины рядом. Это не та безвыходная ситуация в совсем уж закрытой семье и закрытом обществе, когда выбор — только между тем, чтобы сдохнуть сразу или спустя время.

Радует во всем этом сюжете меня лишь то, что в современности (многие, но, увы, не все и не везде) люди стали обращать внимание на свой внутренний мир, на психологические, а не только материальные проблемы и на проблемы «невидимого» насилия в семьях.

Насчёт алкоголя — да, это большая социальная беда, часто приводящая к трагедиям. Странно, что Вы не вспомнили в этой связи о том, что супруг А. Линдгрен спился, как и ее сын. Увы, но так произошло. Отчасти поэтому в ее детских книгах много пьяных. Но… они все довольно добродушные люди, несмотря на свой порок. Алкоголь не всегда приводит к внутрисемейному насилию, но уж точно приводит к проблемам в семье!
Комментарий удален
К слову о границах. Здравого смысла в том числе. Ваш комментарий, не имеющий ни малейшего отношения к написанному мною (!), я удаляю. Своим мнением о фильме Вы достаточно подробно поделились ранее. Если есть что содержательного добавить, пишите. А демонстрировать здесь демагогические приемы — это попросту дурной тон. Я никак не посягаю на Ваше ценное мнение тем более.
14:24
+1
Фильм поставила себе в подборку для просмотра во время намечающегося небольшого отпуска.
Отвечу на пару вопросов:
1. История семьи известна довольно хорошо, по материнской линии аж до 16 века, собрали с родственниками огромный материал. О прадеде Иване у меня написан рассказ «Добрый пастырь». Некоторые моменты его биографии в художественном виде вошли в романы «Опасные тени прошлого» и «Призраки затонувшего города». По отцовской знаю меньше, но о некоторых ярких личностях сведения сохранились. Прадеду Петру посвящено стихотворение «Их расстрелять хотели на рассвете». Сейчас пишу эссе ещё об одном предке, писателе и переводчике Яне Шумане, по крупицам собираю материал.
3. Детство ощущаю как источник радости, вдохновения, стабильности и гармонии. Большую роль в моем воспитании сыграли бабушки, привившие любовь к чтению, и двоюродный дед Дмитрий Петрович Веселов, поощрявший мои поэтические экзерсисы и научивший говорить на французском.
17:37
+1
У Вас дружная семья, Елена, это большое счастье! «Добрый пастырь» — хороший рассказ. «Опасные тени прошлого» заинтересовали описанием, может, дойду и до их прочтения! Тоже в каком-нибудь будущем отпуске.

Интересного и плодотворного Вам «свободного» времени! Фильм, думаю, понравится, хотя, конечно, всё индивидуально. Но как минимум локации красивые, актерская игра достоверная. А темы… малоприятные, но актуальные.
17:14
+2
Попробую ответить на самые вкусные вопросы Пока до фильма не дошла.Историей рода начала предметно интеросоваться около двадцати лет назад.Благодаря напору нашла родственницу, которая успела составить родословную по отцовской линиии за двести лет.Она у меня на руках.Материнскую линию знаю хуже, к сожалению.Хотя попытки были.Ясной картины пока нет.Удалось восстановить боевой путь деда во время Великой Отечественной войны.Остальные линии, видимо, ещё ждут своего часа.Я написала маленькие повести о мамином детстве, о своём детстве и о моей взрослой жизни роман.Где переплетаются история страны и семьи.Насчёт семейных конфликтов.
Вопрос тонкий.Где найти ту меру откровеннсти, которая позволительна? Думаю, это возможно сделать в преломлённом виде, как это осуществила Шарлотта Бронте.Но ведь она великая.Для меня-точно.Всё, что талантливо, имеет веское право на жизнь и признание читателя.С уважением.
17:26
+2
Полина, как здорово, я вот пока совсем плохо знаю историю своего рода… И тоже — хуже обстоят дела с материнской линией, по отцу мамы вообще какие-то сплошные тайны и умолчания. Вроде бы его матушка была цыганкой, но это не точно))). Ещё же время такое было: предвоенное — военное. Многие связи растерялись. По бабушкиной линии до конца XIX-го века представляю себе основные веточки… По папиной линии так же примерно.

Шарлотта Бронте — точно великая. Вообще и сестры, и брат Бронте невероятно талантливы и трудоспособны. Жили тяжело, ушли молодыми, а след в истории литературы и Шарлотта, и Эмили, и Энн оставить успели.
Комментарий удален
Комментарий удален
22:27
+2
Во вопросам «около кино»:
1. 28 марта этого года посетил бывший дворец Юсуповых в Петербурге. Этот род выводил себя от хана Юсуфа, который был в дружественных отношениях с царём Иваном Грозным. И строить свою родословную было важным занятием для людей… породистых — для того, чтобы сделать стремительную карьеру во времена царского режима. А зачем она нужна простым людям? Что толку в ней? К примеру, знаю, что мои родственники жили в сельской местности. И некоторые из них, по материнской линии, были крепостными. И какая мне польза от того, что мои предки были… рабами в своей стране? В них не было ничего выдающегося, что нужно было бы сохранить для потомков. И даже конфликты происходили на бытовом уровне, где присутствовало народное понимание любви.
2. У всех семей есть свой скелет в шкафу (как у того писателя Моэма). В детстве начинаешь это подозревать, во взрослой жизни обретаешь полноту знаний об этом.
3. Детство безвозвратно прошло. Мой дедушка по материнской линии отдавал предпочтение книгам и алкоголю. Мне досталось первое.) Мама же, по советской моде, стремилась к приобретению дефицитных книг, что способствовало созданию обширной домашней библиотеки. Вот и всё влияние.
4. Сейчас интернет- кладезь информации. И ходить никуда не надо.)
5. Биография людей со сложной судьбой в переломные моменты истории может быть интересна читателю. Так Валентин Катаев в повести «Уже написан Вертер» упоминает своего брата- Евгения Петрова.
6. Иллюзорность мира- это известно со времен индуизма и его понятия «майя». Однажды написал философему:
А откровенья не бываю сладки,
С тоской и грустью их встречаем:
В своих любимых недостатки
Мы видим, но не замечаем.
23:20
+2
В контексте широкого интереса для потомков собирание информации об обычной семье, конечно, занятие бессмысленное. С другой стороны, мне кажется, что и простые люди в простых семьях могут вызывать гордость своими поступками. Тут сразу военное время вспоминается. Но и в мирной жизни свои подвиги бывали (и продолжают, хочется верить, бывать). Сам факт того, что люди выбирались из рабства, перебирались из деревень в города, делали в городах какую-никакую карьеру — это ведь тоже значимо и ценно. Виден и потенциал, и определенный прогресс опять же.

Насчёт Вашего дедушки по матери — со смешанными чувствами могу отметить его «фамильное сходство» с моим дедом по отцовской линии jokingly , который тоже имел целую библиотеку и большие проблемы с алкоголем.
00:24
+2
Война- тема отдельная. Трое прямых предков и ещё несколько из ответвлений сложили голову на полях сражений в двух Мировых войнах. Вечная им память!
Дедушка по материнской линии воевал и благодаря грамотности в сочетании с красивым почерком выжил. Его, после контузии на передовой, взяли служить писарем в штаб полка. На войне он и пристрастился к алкоголю. И тут подумал, что он бы стать прекрасным прототипом для моего героя, дяди Вовы, из нового опуса «Битвы за разум».) И ещё дедушка Алексей любил учиться и возмущался тому факту, что другие это делать не хотят.
Другой дедушка, Семён, был прекрасным мастером по обработке древесины. Плотничал и был бондарем. Отец рассказывал, что однажды дед получил заказ от маршала Жукова на изготовление бочки. И затем заказанную вещь сам доставил, придя вместе со своим малолетним сыном. Маршал пригласил мастера Семёна к столу. Дед сделал бутерброд с чёрной икрой сыну, себе, выпил рюмки, закусил и попрощался. Хотя мог выпить много, но вёл себя чинно.
16:32
+2
Какие истории колоритные! И персонажи! Спасибо, что поделились!

Да-да, алкоголь и табакокурение — верные спутники военного времени…

Без жертв в В.О.В. и в моей семье не обошлось… «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой».
22:35
+1
7. Никто не любит, когда копаются в его «грязном белье». И мало кому понравится быть уличённым в аморальном поступке- ведь нравственный закон внутри человека априори. Это может нанести психологическую травму. Но постороннему наблюдателю это может быть интересно. Я, к примеру, как-то встретил бульварные новости про почившую Елизавету вторую и её семью. Пикантно, знаете ли.)
23:33
+1
Ну, художественный текст в идеале не должен напоминать бульварное чтиво. А так, да, сплетни большинству интересны, как ни крути. Про королевскую семью и я много читала — там, конечно, те ещё тайны, скандалы, расследования… ))).
00:33
+1
Да-да, и этот человек с таким высокомерным негодованием относился к принцессе Диане. Ведь благодаря «королеве людских сердец» корона на голове нынешнего монарха так хорошо держится.;)
Недавно подумал, что гениальный писатель не только создаёт, но и разрушает некоторые отжившие формы. Так Гоголь в поэме «Мёртвые души» нанёс удар по классу помещиков, показав, что их благопристойность- это «потёмкинские деревни».
16:34
+1
Конечно, это верно, насчёт отживших форм. Гоголь хорошо показал разрушение в своей сатирической эпопее, а вот с дальнейшим созиданием, как известно, не сложилось.
16:54
+1
Да, вторая часть «карнавала» ( по Бахтину) у Николая Васильевича не удалась. Порядок- это не так весело, как хаос. И судя по сохранившимся отрывкам второй части Гоголь пытался свести свод правил нового порядка к идеологии графа Уварова «Самодержавие. Православие. Народность.» А это не было принято либеральной интеллигенцией. Плюс душевный разлад и… финита ля.
19:10
+1
Могу порекомендовать два фильма по писательской теме:
«Любовь в словах и картинах»,
«Дьявол и Дэниел Уэбстер».
Не могу сказать, что фильмы выдающиеся. У второго рейтинг не очень. Но в обеих есть любопытные мысли и наблюдения.
19:47
+1
О, спасибо, названия любопытные, посмотрю при случае и, может, и обсудим на какой-нибудь очередной онлайн-встрече!
21:53
+2
Вопрос № 1: Насколько вам хорошо известна история вашей семьи, вашего рода? Задумывались ли вы над тем, чтобы в художественной или документальной форме написать о том или ином члене вашей семьи; о каком-либо семейном конфликте \ семейной истории? Реализовались ли эти задумки? В какой форме (жанре)?

Ответ № 1: Известна до дедушек с той и другой стороны, а далее — нет. :(. Я лично об этом не задумывался до прочтения данного вопроса. Но сейчас подумал и считаю: НЕТ. Для этого нужна очень интересная и приключенческая биография, в духе «Одиссеи капитана Блада»… А житии моих родственников я её не вижу.

Вопрос №2. В кинокартине поднят вопрос воспоминаний из детства и их вариативности, изменчивости. Можете ли вы припомнить те или иные ситуации из своего детства, которые во взрослом состоянии восприняли уже совсем иначе, не так, как в детские годы?

Ответ №2. Разумеется, в детстве я был более наивен, романтичен. Прочитал много книг и едва ли не все сказки в детской библиотеке, после чего стал читать взрослые книги. А что касается примеров — одни и те же книги, оценку их героев я воспринимаю по-разному в различных временных рамках. И те, кому я в детстве поставил бы плюс, сегодня поставлю минус. Например, в детстве мне нравился Макар Нагульнов из «Поднятой целины» М.А. Шолохова. А сейчас — нет. Отталкивает его фанатизм, максимализм и левацкие заскоки… Однако, есть книги, оценки которых я не поменял даже при повторном прочтении. Например, это романы Рафаэля Сабатини и Эмилио Сальгари.

Вопрос №3. Детство для вас – это скорее источник тревоги и боли или же радости и вдохновения? Кто из родителей или родственников (бабушек, дедушек) оказал на вас наибольшее влияние и почему?

Ответ №3. Детство — это радость и вдохновение. До 15 лет у меня оно было и было счастливым, в целом. Кто оказал наибольшее влияние? И папа, и мама в равной степени. Почему? Потому что у меня они были (и есть) реальными, а не формальными. Потому, что дети подражают родителям до определённого периода и это нормально.

Вопрос №4. Главный герой, он же автор романа, Алекс, кропотливо работает над материалами к своему тексту, отыскивает в архивах нужные ему дневники, ищет и находит письма возлюбленных. Частое место его работы — это библиотека. Любите ли вы работать в библиотеках или предпочитаете собственный дом (квартиру)?

Ответ №4. Предпочитаю собственный дом. Чтобы рядом была чашка ароматного чая (шоколадка тоже не помешает). А если библиотека — мне важно иметь рядом термос с чаем. Я не водохлёб, но чаёвничать люблю.

Вопрос №5. В последнее время тексты, основанные на жизни не просто реальных людей, а родственников авторов, довольно популярны. Буквально на днях я прочла (слабый) роман Франчески Джанноне «Почтальонша», посвященный прабабушке писательницы и отчасти воссоздающий её историю жизни, хотя и в сильно видоизмененном ключе. Насколько вам интересны подобные произведения с элементами биографии и насколько близкими к жизни своих прототипов должны быть судьбы героев?

Ответ №5. Мне кажется, что Вы слишком субъективны в оценке романа «Почтальонша», как слабого. Нет, я не спорю и от себя ничего не добавлю, кроме того, что этот роман удостоен премии «Банкарелла» в 2023 году (а среди лауреатов в разные годы были Э. Хемингуэй, У. Эко, Б. Пастернак и др.) и он стал самым продаваемым итальянским романом, переведён для 40 стран мира. Получается, что по логике вещей и слабый художественный уровень у тех, кто раздаёт премии, и у итальянских читателей, читающей публики, в целом?
И конкретный ответ на вопрос: «Я такие произведения читал. Как правило, произведения начинались со взрослых героев, но в каких-то поздних главах рассказывалось об особенностях их детства, взросления. Но как правило, это заканчивалось со столкновением героя со своими наставниками в детстве. Часто я это видел в романах Дэвида Моррелла, которым прославился не только трилогией „Рэмбо“, но и „Братство Розы“, „Братство Камня“ и др.»


Вопрос №6… Для меня в фильме Бьорна самой сильной идеей показалась идея об иллюзорности наших отношений — то, насколько мы не знаем друг друга, а подчас и самих себя. Что больше всего впечатлило (а, может быть, удивило или взволновало) вас?

Ответ №6. Не смотрел — не знаю. Я не очень люблю такие семейно-психологические мелодрамы. Это не критика, а банальное дело вкуса. Но семья, как иллюзия — это, увы, актуальная тема. И количество разводов этому свидетельство. А сколько семей лишь сожительство и ничего более? (риторический вопрос)

Вопрос №7. Одна из сильных и вместе с тем отвратительных сцен в кинокартине — это читка пьесы Свеном, превращающаяся в публичную «порку» его жены. Как вы считаете, какие события личной жизни близких никогда не должны становиться литературным сюжетом? И есть ли вообще такие события или же всё дело в выбранной тональности и уместности описания?

Ответ №7. Не надо выставлять семейные отношения напоказ буквально ни в книгах, ни онлайн в социальных сетях — это делает семью уязвимой от внешнего нетактичного интереса, среди которых будут завистники и просто «хэйтеры» (выродки и моральные уроды, по-русски) и извращенцы. Особенно, не стоит в книгах открывать «скелеты в шкафу», как это неразумно сделал британский принц Гарри в книге «Spare». Надо учитывать мнение живых прототипов, особенно, если они — близкие тебе люди. Если биография родственника, друга служит прекрасным литературным сюжетом, то лучше, чтобы сюжет не бросал тени и прямых намёков на прототипа, особенно, если он выставлен в критичном свете или сильно приукрашен (идеализирован). Отношения с близкими должны быть дороже, чем успех изданной книги о них.
15:10
+1
Спасибо, что присоединились к беседе, Андрей!
Нагульнов — колоритный персонаж, ага! Не без перегибов. Помнится, нравился он мне при чтении, даже несмотря на то, что устраивал пропаганду по любому поводу и ещё и баб «опиумом для народа» считал jokingly . (Это в контексте нынешней темы). Впрочем, в его ситуации это по-человечески понятно.

Комментарии по остальным Вашим ответам оставлю чуть позже.
23:08
+1
Андрей, продолжаю далее комментировать Ваши ремарки. На сто процентов согласна с тем, что «дети подражают родителям до определённого периода и это нормально»! ok Более того — и после определенного, довольно короткого юношеского периода, мы все возвращаемся, уже на новом уровне, к родительским моделям поведения. И в хорошем, и в плохом. Приходим к семейным привычкам. К книгам, которые читали (или не читали) в детстве. К спектаклям и фильмам, которые смотрели.

Сегодня, к сожалению, родители часто забывают о том, что им стоит являться каким-никаким, но примером, направлять детей, разговаривать с ними. Вести себя, не теряя облика человеческого, в конце концов. Очень часто можно встретить обвинения детей, подростков — повышен уровень агрессии, не читают, не пишут, не думают… Всё это случается. Но… когда ругают ребенка, то ругают родителя. Если мама-папа с утра вручили ребенку планшет и дали пакет чипсов, то… результат очевиден. Посмотрите, какой уровень агрессии сейчас в интернете! Особенно — в условиях анонимности. Просто диву даёшься. И это как бы взрослые люди. Подчас — пенсионеры, получившие когда-то то самое «лучшее» советское образование. Любой интернет-канал, не только семейные блоги, хотя они под ударом, но и блоги о культуре, о туристических поездках, о чем угодно вообще без блокировки за неделю легко превращаются в помойку. Я уже просто, читая статьи хороших авторов, стараюсь не заглядывать в комментарии, потому что мне стыдно за чужие реплики, а пишущим ничего уже не стыдно, нигде у них ничего не болит. Совесть атрофирована напрочь. Без нее же проще, веселее, легче живётся… «Живые мертвецы» такие.

Согласна с тем, что «отношения с близкими должны быть дороже, чем успех изданной книги о них». Про принца Гарри и его откровения — тоже. Это опять же к вопросу о культуре и об ответственности, которой нынче решительно не хватает. Не только молодежи, но людям всех возрастов. Подчас молодежь, наоборот, гораздо более оказывается развитой и осознанной. К счастью, и такое бывает.

В целом, общая культурная обстановка у нас не всегда радостная. Часто вспоминается Зощенко с его «Прелестями культуры»))). И…
тем больше нужны действия вопреки. Ударим энтузиазмом и знаниями — по… магическим атрибутам wassup : www.rbc.ru/rbcfreenews/6979d3029a794722c157ec7a?ysclid=mnhxuv5da714214352&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F
15:03
+1
Теперь выскажу свое мнение по поводу Ваших ремарок по вопросам 5-6.

«Это не критика, а банальное дело вкуса». Разумеется, это не критика. Невозможно критиковать не глядя. Если ты не нейросеть… wink

С другой стороны, если бы Вы посмотрели фильм, он Вам не понравился с точки зрения тех или иных аспектов, то почему бы и не обсудить это в соответствующей тематической беседе? Понять, что «твое», что нет, и в жизни, и в искусстве, полезно. Например, в данной рубрике все свободно делятся своими разными (!) мнениями. И в таком обмене мнениями есть свой резон. Мы, по сути, не переубеждаем друг друга, но что-то невольно друг у друга черпаем. Так, Елена Асатурова делится своим всегда взвешенным мнением, обогащающим любую дискуссию. У нее я бы взяла сам корректный тон ведения разговора. Не все так умеют. Я лично учусь постоянно такой взвешенности. С книголюбом Полиной Везденевой всегда попутно обсуждаются авторы, книги — придет человек в беседу, возьмёт их при желании себе «на карандаш». Я и сама взяла парочку детских книжек. Хорошие. Уже не первый интересный фильм мне подсказывает активный участник рубрики, Александр (Маркус Дольчин). Я, конечно, далеко не всегда бываю с ним согласна идейно, и это нормально, все мы разные, но его интерес к литературе, кинематографу, безусловно, вызывает уважение в мире, где многие люди не читают ничего, кроме комиксов, и не смотрят ничего, кроме рилс.

Общение противостоит тишине. Эмпатия — равнодушию. Личность — пустышке. Крепкая семья — ее отсутствию (реальному или формальному). Созидательная деятельность — единственное противоядие хаосу.

Всегда легче отключить комментарии к статьям и не разгребать потом кучи «навоза» в поисках жемчужин мысли. Не тратиться на это в том числе душевно. Мне понятна такая авторская позиция. Не исключаю, что сама приду к ней в условиях вечного дефицита времени. Но все же лично мне интереснее и открытые каналы, и готовые к диалогу авторы. Что не исключает и банальную самозащиту, и борьбу с откровенным хамством с помощью модерации и бана. Определенный уровень дискуссии стоит того, чтобы его поддерживать.

С моей точки зрения, отраженной в обзоре, данный фильм весьма неплох. Кстати, снят он не так давно — в 2022 году. То есть и среди современных киноработ попадаются удачные и осмысленные вещи, вопреки частым нелестным и необоснованным обобщениям около современного кино. Так же попадаются и очень талантливые книги современных авторов. Но да, их нужно искать среди большого числа однодневок, ведь литература стала массовой, и не всегда даже престижная премия является гарантией высокого качества. Здесь я бы привела аналогию с научной конференцией и выбором докладов. Да, на международной конференции меньше шансы услышать откровенную ерунду, ведь присутствует изначальный отбор материалов профессионалами, но и там уровень работ разнится. В случае с упомянутым итальянским романом, на его популярности, думается, сказались затронутые в нем «модные» темы. Они же есть и в представленном в рубрике фильме, но он мне — в отличие от романа — понравился. Дело не в том, о чем, а в том, как написано. Если учесть, что книгу написал молодой автор, что она дебютная для него, то не все так плохо. Роман по-своему и увлекательный, и атмосферный, и кинематографичный. Но… явно не уровня Умберто Эко! И что до тематики, то её раскрытие как раз и вызывает наибольшие претензии как критиков, так и обычных читателей. А их — таких претензий — много. Можете посмотреть тематические книжные каналы и убедиться в этом. И это хорошо, потому что означает, что люди не разучились анализировать текст, противопоставлять свое мнение чужому и чуждому. Так что я своем «субъективном» мнении далеко не одинока. И не такое уж оно и субъективное.

Вы знаете, в последнее время я замечаю, что на смену расхожей некогда фразе «Не читал, но осуждаю» всё чаще приходит другая — «Не читал (не смотрел / не в курсе), но… принимаю». Такая толерантность ко всему на свете культивируется в обществе. Но… не стоит ли за ней равнодушие? Допустим, Вы, как мне известно, идейно не принимаете рок-музыку. Но неужели Вы не сможете, сравнив два произведения чуждого Вам жанра, выбрать более сильное в художественном плане? Думаю, на это Вы — гуманитарий, автор текстов, поэт-песенник — вполне способны. Не стоило бы отказывать в такой зоркости и определенном кругозоре другим людям, тем более имеющим соответствующее образование, подчас и не одно.

Конструктивная критика — помощь для здравого автора. Многие сегодня её отвергают, но при этом отчаянно нуждаются в похвале, ждут постоянных оваций в свой адрес. Обижаются на критиков, как дети. Но ведь критика касается не человека, а… текста. Получается абсурдная ситуация. Текст пишется как бы для читателя. Но… профессионального читателя-критика автор отвергает. Он лучше него всё знает, он профессиональнее, он априори круче. Боюсь, это путь к авторскому одиночеству. Возможно, и депрессии…

Завершу высказывание своей позиции словами Ольги Которовой, с которыми я полностью солидарна. Это из ее беседы «Живой текст» на нашем сайте. «Талантливый автор пишет, как сам чувствует и видит. Он не мечтает понравится всем и вся, но понимает, что его личный мир обязательно заинтересует тех, кто размышляет и живёт по схожим канонам. По этой причине талант не боится критики. Наоборот, он дорожит любыми мнениями, чтобы получить материалы для анализа и развития».

И еще. Авторам, которым не нужны критики, постоянно, как я заметила, нужно что-то доказывать. Они только и пишут о том, какие критики бяки. Это как «все мужики козлы» на каждом заборе прописать. Зачем?! Мужики от этого на свете не переведутся. Козлы, впрочем, тоже))). Не нужна тем или авторам критика — её и не будет. Другим нужна. Я не профессиональный критик в том смысле, что не работаю в этой профессии, но, являясь филологом и автором, осознаю ценность своего мнения для пишущих людей. Буквально вчера в ночи завершила писать обзор, по просьбе автора, которому оказалось интересно мое мнение. На днях выслала свою небольшую рецензию-вычитку текста талантливому автору нашего сайта. Ему нужно! Он поблагодарил, к чему-то прислушался, что-то уточнил. Она, точнее. И пошла дальше, писать свое, обогатившись моим взглядом со стороны. А значит — полилог продолжается. Те, кто сознательно исключает себя из него, думается, обедняют свое творчество. Но это их выбор. Принимаю его и не лезу навязчиво к авторам — покритиковать. Кому это нужно, сами попросят. Как и я прошу прочесть и покритиковать свои тексты тех, кого считаю сильнее, талантливее, профессиональнее, мудрее себя. Таких, к счастью, много. На все мои тексты хватит ok .
16:24
Елена, с последним комментарием Вас явно куда-то унесло не в ту степь, потому что Вы МЕСТАМИ пишите совсем не в собственную тему и не в отношении моих ответов Вам. Я не понимаю и не вижу связи с темой критики, которую сам здесь не затрагивал. Разве я Вас здесь критикую или говорю, что не нужна никакая критика? Найдите мне это здесь, в этой теме. Многие Ваши рассуждения никак не связаны с моими комментариями.

Может, Вы не поняли моей фразы: «Это не критика, а банальное дело вкуса»? Переведу её для вас (может, я двусмысленно выразился). Есть направления в искусстве, которые ЛИЧНО мне неинтересны. При этом они объективно, не лучше и не хуже. Они по банальной причине мне не интересны. Например, я не люблю оперу. И судить о ней не буду, поскольку не прочувствовал и вряд ли прочувствую — это не моё и не сужу о ней. Я не люблю манную кашу и кофе не люблю и не собираюсь себя ими насиловать. Я ни капли не принизил фильм и не дал ему никакой оценки, поскольку некомпетентен в этом, а о том, в чём нет желания разбираться — я не сужу. Не знаю — не критикую. Всё просто. И это лучше, чем: Я не люблю и это хороший повод критиковать. Никогда не будет конструктивной критики в адрес того, что не нравится и неинтересно. Лучше промолчать.

— Вы пишите: «Но ведь критика касается не человека, а… текста».
— Я считаю, что Вы серьёзно ошибаетесь. Без субъекта нет объекта. Автор — это альфа и омега стиха или прозы. Доказательства вокруг нас, ходячие и эмпирически проверенные. Но дискуссию здесь разводить не хочу. Это совсем не та тема…

Вы пишите: «Но неужели Вы не сможете, сравнив два произведения чуждого Вам жанра, выбрать более сильное в художественном плане?»
— Нет, если несколько разных критериев. Вам ли не знать, что критерии часто вступают в противоречия между собой. Романтическое произведение для меня перевесит циничное, поскольку цинизм и пошлость для меня будет отрицать все остальные художественные достоинства. Кто лучше поёт: Иосиф Кобзон или Марк Бернес? У одного мощный академический вокал. А у другого душевность (которой часто не хватает первому, плюс, иногда он сам себе аккомпанирует). Сравнивать надо подобное и из одного русла-стиля-направления… А барда и солиста оперы сравнивать логически неверно. И не каждый стих можно сравнивать с другим, особенно, если они тематически разные. Другой пример. Я никогда ни одного демона Михаила Врубеля не поставлю выше другой картины, так как сработает мой субъективный фильтр. Привлекательное зло — это антиискусство. Я так убеждённо считаю и точка. Дискуссии не развожу на эту тему, либо это мой личный нравственный императив. Считаете иначе — дело Ваше. Или самый, казалось бы, сильный стих с матом будет для меня ниже любого другого стиха. Потому что для меня «привлекательные демоны» и мат — явление антихудожественное. Мат — это вообще АНТИСЛОВО, способен отравить не только строку, но и весь стих. Разумеется, лично для меня. Разумеется, субъективно (а как иначе, если речь об искусстве и нравственности?).

Я не хочу продолжать в том же духе, но Вы явно уклонились от моих комментариев и что-то себе додумали или включили сценарий из другой темы, особенно «про критика». В отношении последнего я имею свою доказательную концепцию и нет смысла мне навязывать иную, тем более, что Вам свою я не навязываю. У Вас есть своя позиция в отношении критика? На здоровье, я её не отвергаю. Но не надо мне навязывать Вашу собственную. Вы что-то про толерантность говорили… или мне послышалось?

И в заключении. Я написал, что поддержать Вас, творческого человека, Вашу тему и ответить на вопросы, несколько отвлечённые от сюжета фильма. И никак не думал, что меня будут упрекать, что я не посмотрел фильм, про который я ни слова плохого не сказал. Иногда мне хватает анонсов, описаний, чтобы понять: стоит ли смотреть фильм или нет. Вы в следующий раз так и напишите: «Не смотрели фильм — не пишите комментариев» и я буду знать.
Логично предположить, что в обсуждении фильма я жду прежде всего тех, кто его посмотрел и поэтому им есть что содержательно сказать о нем. Тем не менее, я внимательно отнеслась ко всем Вашим комментариям, которые Вы сочли нужным написать: с частью из них согласилась, написала развернутые комментарии, с частью — поспорила. Здесь нет ни упрёков, ни призывов со мной во всём соглашаться, ни навязывания позиции. Это просто мои личные рассуждения на актуальные, наболевшие нынче темы. Думаю, кому-то, пусть и не лично Вам, они будут интересны и полезны. А кому-то, пожалуй, что и близки.

Посещать или не посещать мои или чьи-либо ещё рубрики — это личное право каждого автора. Никого не заставляю читать мои статьи, участвовать в беседах… Да и не обладаю, к счастью, таким правом. При этом всем и всегда искренне рада! Каждому гостю. Каждому неравнодушному. Спасибо за внимание и понимание.
16:44
+1
Елена, всего один вопрос: надо обязательно посмотреть указанный фильм, чтобы писать в данной теме комментарии или же нет (об этом не написано прямо). Я не хочу ничего предполагать, не хочу додумывать. Просто напишите мне: да или нет. Я без обид приму любой ответ, как гость. Я знаю своё место и права качать не собираюсь, переубеждать Вас — тоже. Ну и не хлопать дверью, разумеется, в случае чего.
P.S. Кстати, я не единственный, кто пишет комментарии, не посмотрев предварительно фильм. Можете написать мне и так: «Андрей, Вам (особенно Вам) желательнее посмотреть фильм, прежде чем писать комментарии». :))) И я такой ответ адекватно приму.
Вы, Андрей, можете писать свои рассуждения и без предварительного просмотра фильмов! Мне в любом случае интересно общение и с Вами, и с другими авторами. Если оно, конечно, укладывается в рамки тех вопросов, которые даются к статьям. Единственное — в своей рубрике я считаю лишним указывать мне, как мне правильно комментировать Ваши (или чьи-либо еще) ремарки. Я ведь Вам не написала, что Вас «не в ту степь занесло» или там «Сперва посмотри — потом комментируй!». А Вы вот так грубовато, откровенно говоря, мне пишете, считаете возможным для себя — меня поучать, кричать на меня капслоком. Если я где-то неверно Вас поняла, возможно, Вы сами в этом отчасти виноваты — не совсем четко или даже слишком уж уклончиво сформулировали свою точку зрения.

Так же, кстати, порой бывает и с авторами и критиками. Иногда какому-нибудь автору одни критики-неумехи попадаются. Вот кто в этом виноват? Бывает, что и критики. А бывает, что и сам автор, который постоянно подбирает неточные слова / образы и т.п., а ждёт однозначной реакции.
22:10
Я никогда не кричу, особенно «капслоком». Я спокоен. Это не эмоции, это выделение главных слов, чтобы быть лучше понятым и не более того. А грубовато я тоже не пишу. Это ведь не как наш дипломат-министр С.В. Лавров сказал недавно, что «в Европе попутали берега». Я сказал, что мы не ушли в эту тему, которая и вчера, и сегодня на моих глазах развивается, плюс, я собственную заметку именно сегодня об этом опубликовал, а вчера этой темой поделился с одним из наших добрян в ВК с этой темой. Я очень бы не хотел бы развивать её здесь, на Вашей страничке (но аукается она почему-то здесь. Случайность ли?).
Я стараюсь быть максимально тактичным и не создавать Вам «острых неприятных углов» в данной тематике. Про фразу: «Вы сами в этом отчасти виноваты — не совсем четко или даже слишком уж уклончиво сформулировали свою точку зрения». — я просто тихо промолчу без комментариев :))) и даже на то, что всё равно тему критиков здесь продолжаете по загадочной мне причине…
Я, Андрей, прочла именно то, что Вы мне написали в рамках этой беседы и ещё ночью написала Вам ответ. Если Вы не хотите продолжать обсуждение темы критики, то и незачем, по-моему, рекламировать здесь свою очередную заметку на эту тему. Данная кинорубрика уж точно не для саморекламы создана. Тем более для меня Ваша позиция давно не секрет… У меня — другая. Я всего лишь ещё раз это подчеркнула, среагировав на Ваши вчерашние реплики о субъективности оценок и на Ваши намеренные умолчания из комментария, поскольку для меня принципиально важно — отстаивать собственные идейные позиции и ценности. Молчание может быть ложно воспринято как знак согласия, чего бы мне не хотелось. Вот и всё.
С таким же успехом я могла бы Вас спросить, зачем Вы вообще в своем комментарии затронули тот роман, о котором я упомянула всего лишь вскользь, в качестве примера определенной тематики? Никто больше из комментаторов про него ни слова не сказал, заметьте. Случайность ли это? ))) Кстати, Вы его сами читали?

«Вы что-то про толерантность говорили… или мне послышалось?» В ответ на Ваш тактичный вопрос, уточню, что в рамках нынешней беседы я написала, что у меня крайне малая, я бы даже сказала нулевая толерантность к насилию. То есть я его не приемлю. Вообще есть вещи, которые я не терплю и даже не собираюсь делать вид, что мне они нравятся. Но это такие аксиомы в основном. Семья — это хорошо, например. Развод — плохо. (Хотя может быть крайней мерой). Заповеди нарушать плохо. Издавать неграмотные тексты плохо. И т.п.

На этом предлагаю в данной затянувшейся «дискуссии» поставить точку. Тем более что прямого отношения к теме рубрики она не имеет, хотя и любопытна сама по себе. Возможно, эта тема ещё всплывёт в тех или иных сайтовских беседах и тогда мы снова спокойно и без эмоций поделимся своими разными позициями на этот счёт. Ведь каждый имеет право на высказывание своей точки зрения.

Всего Вам доброго и до новых встреч!
23:20
То, что «дискуссия» к теме рубрики отношения не имеет — это верно. Данная кинорубрика не для саморекламы создана — верно. Но и не для обсуждения другой темы — критики, не имеющей отношения к этой теме. Кстати, саморекламы не было, иначе бы я отправил прямую ссылку или же опубликовал её (заметку, на которую «ссылаюсь») прямо здесь, на сайте, как эссе. Для меня эта «дискуссия» не любопытна, а скорее, печальна. Точку, конечно, поставлю и сделаю для себя вывод. Всего наилучшего.
Вообще рецензия на фильм — это жанр кинокритики, так что… всё связано.

Мне тоже печально видеть очевидные заблужения людей. Но что поделать? Не всегда мы слышим от других именно то, что хотим услышать.
08:42
+1
Елена, уважаемая Елена, у Вас нет ни малейшего повода в себе сомневаться.Вы не изображаете памятник самому себе.Готовы открывать для себя новое.Помните слова дорогого Антона Семёновича?" К людям нужно относиться с уважением, бережно и строго."
Ваша рубрика нужна, не сомневайтесь!
Вы нужны.Вы-молодец.Крепко жму Вашу руку.
Хотела написать вечером, но инет ушёл.
13:12
+1
Полина, как это здорово приятно и в нужный момент — то, что Вы написали! Благодарю Вас за понимание и за созвучие. Макаренко — наш человек! И к окружающим, и к себе самому лучше бы так — не «нежно», а с уважением, бережно и строго.
13:45
+1
Макаренко, Елена, безусловно, наш человек А мы-продолжатели его дела, его педагогики, его борьбы, пусть и в гораздо более скромных масштабах.
Когда-то, в позапрошлой жизни, я хотела писать диссертацию о его работе.Понимаю, что уже всё сказано и не единожды.Не вышло.Обстоятельства помешали.А что до нежности… Макаренко считал проявление нежности необходимым.Поскольку он был чрезвычайно чутким, то узнавал нежность в хриплом голосе воспитанников, в их смущённых улыбках. Нежность и жалость, сочувствие и открытое прояаление симпатии, расположения показывает, что у нас есть сердце.
14:00
+1
Да, всё так. Я всего лишь имела в виду не совсем удачное (ну, как по мне) название современного бестселлера авторства Примаченко pardon . Если бы он назывался «К себе бережно», то, возможно, я бы перед ним не устояла, а так сберегла себе тысчонку jokingly . В общем-то, ещё одно дело вкуса...))).

Кинорубрика будет продолжена! Наш самый медленный поезд продолжает движение. Дискуссия — нормальная часть процесса ok . Остаёмся на связи!