Критерии оценки литературных произведений
Сегодня я приступила к новой для меня работе в жюри литературного конкурса. Сразу же возник вопрос о критериях, по которым необходимо оценивать конкурсные работы. Ранее, будучи завучем — методистом, при посещении уроков и различных мероприятий, я ежедневно оценивала профессиональное мастерство коллег и начинающих учителей. Для этого существуют схемы анализа уроков, которыми предлагают воспользоваться. Личного мнения, конечно, тоже никто не отменял. Так что, учитывая свою профессиональную тягу к точности и выполнению разных пунктиков, я вынуждена была разработать для удобства таблицу со следующими критериями, которые обнаружила в Интернете. Как мне кажется, они помогут как членам жюри при оценке работ, так и авторам при работе с текстами. А последний, десятый, критерий – это и есть личное мнение или собственный взгляд, который может перевесить все остальные! Желаю всем удачной и приятной работы в конкурсе!!!
1. Грамотность.
Орфографические и прочие ошибки (грамматические, пунктуационные ошибки, особенно грубые, и опечатки). Писатель может быть очень талантливым, но если пишет с ошибками, то это несомненный минус. Неуважение к читателю, привыкшему читать тексты без единой ошибки.
2. Правдивость.
Верное отражение жизни, без фальши. Даже если написано про пауков или драконов – все равно про нашу, человеческую жизнь, верно? Итак, убедительность, отсутствие рисовки, ханжества, наличие ясной авторской позиции — за этим стоят система моральных принципов автора, его мировоззренческие установки, цельность и привлекательность авторской натуры, которую, даже при желании, весьма трудно скрыть.
3. Интеллект.
Усердие автора при работе со словом. Прилежание. Владение словом. Работа мысли. В идеале: отсутствие штампов, клише и тому подобного, а напротив – оригинальный язык, когда видно, что автор хорошо подумал над каждым предложением, рассмотрел синонимы, интересно организовал, учел фонетику.
«То, что написано без труда, читается без интереса»
«Классическая литература — это простые слова, заряженные глубоким смыслом»
Сюда же — понятие о стиле.
4. Образность.
Сравнения, метафоры и прочие уникальные, редкостные, как большие жемчужины, находки автора.
5. Остроумие.
«Острый ум» автора, то есть блестящий юмор, ирония, сарказм, несомненно, говорят о таланте.
6. Логика.
Внутренняя логика, отсутствие противоречий. Бывает, что произведение дышит талантом, если можно так сказать, но автор не поработал над ним, оно содержит явные логические ляпы, недоразумения, или же просто не потрудился как следует продумать общую логическую концепцию, или же логика присутствует, но понятна одному автору, то есть он не потрудился облегчить читателю ее постижение с первого прочтения.
7. Замысел.
Общий замысел, или вообще его наличие, или оригинальность; правильно выстроенный сюжет.
8. Чтение.
Легкость чтения или талант рассказчика: насколько МНЕ читалось легко, когда каждое предложение вытекает из предыдущего, и трудно оторваться от чтения, то есть, насколько читалось «на одном дыхании».
9. Картина.
Воздействие на воображение. Как произведение воздействует на воображение: когда все представляется, рисуются картины описываемого, даже против воли. Иногда: насколько затрагивает любознательную жилку читателя (фантастика).
10. Секретный критерий.
Содержание критерия не раскрывается. Эта оценка одна имеет вес, равный средней оценке по первым девяти критериям.