Литературное кафе. Юбилей А. Н. Пахмутовой
Сегодня тема разговора в Литературном кафе будет посвящена юбилею Александры Николаевны Пахмутовой.
Советский и российский композитор, пианистка, автор более 400 песен, общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народная артистка СССР. Лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РФ и премии Ленинского комсомола. Кавалер двух орденов Ленина. Жена и соавтор поэта Николая Николаевича Добронравова. Родилась: 9 ноября 1929 г. (90 лет), Бекетовка, Нижне-Волжский край, РСФСР, СССР.
Песни композитора Александры Пахмутовой в России знает каждый без исключения. Их поют несколько поколений, по ним вполне можно изучать историю страны: пионерия и комсомольские стройки, покорение космоса и тайги, международный фестиваль молодежи и студентов и Олимпиада-80. «Нежность», «Надежда», «Команда молодости нашей», «Старый клен», «Как молоды мы были» — у многих ее песен долгая и счастливая судьба, как и у самой Пахмутовой. 9 ноября 2019 года народной артистке СССР исполнилось 90 лет.
Вход по «билетам» — захватите с собой ее любимую песню, до завтра
Бекетовка, Бекетовка,
Какая в небе синь,
Как будто не велись кругом бои…
И только серебристая
Прегорькая полынь
Растёт на нашей праведной крови.
В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.
И. Кобзон:
«Честно говоря, она на меня не произвела особого впечатления. Но я клавир взял и сказал, что обязательно на гастролях посмотрю. Ну, и — суета сует… Я забыл про эту песню».
Тем не менее, первым исполнителем «Надежды» стал всё-таки мужчина — артист МХАТа Юрий Пузырёв (тот самый, что пел другое произведение Пахмутовой — «Песню о тревожной молодости»). Но его исполнение мало кто слышал и помнит. Более известной стала, записанная в 1973 году, версия Эдиты Пьехи.
Но всенародную любовь песня получила лишь, когда была записана Анной Герман.
К тому времени польская певица только-только оправилась после страшной автокатастрофы 1967 года и как раз подыскивала новый репертуар. Давняя подруга Герман — музыкальный редактор студии «Мелодия» Анна Качалина — отослала ей в Варшаву несколько новых песен Пахмутовой. Причём, по словам Пахмутовой, «Надежда» оказалась среди нот случайно. Однако Анна выбрала именно её.
Над следующим спортивным фильмом «О спорт, ты — мир!» (который уже непосредственно освещал Московскую Олимпиаду) снова работали те же люди. Именно там впервые прозвучала, наверное, самая жизнерадостная и дискотечная песня из арсенала Пахмутовой — «Птица счастья».
«Я её спросил: «Анна, а почему из нескольких песен вы выбрали именно «Надежду». И она, не раздумывая, ответила: «А потому что эта песня мне напомнила о моих друзьях геологах». Я тогда больше ничего не спросил и только потом узнал, что она закончила геолого-разведывательный факультет».
Услышав новую версию, Пахмутова изменила своё мнение о «мужской» сути песни — настолько пронзительно спела её Герман.
А. Пахмутова:
«Мы в то время не знали, что Анна Герман — после тяжёлой катастрофы, что она, в общем-то, не поёт и плохо себя чувствует. Вот она была безнадёжно, казалось бы, больна и, может быть, ей песня помогла. Этого уже достаточно, чтобы написать песню.
Когда я её услышала, впечатление было какое-то невероятное. Вот какой-то такой у неё тембр… Потом она сама была такая, знаете ли, красивая, кроткая, чистая женщина…».
Гениальные в творческом своем тандеме и по-прежнему влюбленные друг в друга спустя 63 (!) совместно прожитых года, Пахмутова и Добронравов остаются вне времени и вне всяких сомнений.
Несмотря на долгую травлю, которой они оказались подвергнуты после смены социалистического режима, вопреки обвинениям в плагиате (да, было и такое!), смеясь над теми глумливыми шутками, которые однажды позволила себе желтая пресса в адрес их семейных отношений, они как будто не замечают жестокостей внешнего мира. Творят свои произведения, не гонясь за внешним и преходящим: ни за деньгами, ни за почестями. По-прежнему глубоко интеллигентны, безукоризненно воспитанны, искренне расположены к собеседнику. Они для века 21‑го все равно что осколки дворянских родов для века 20‑го, наделены той самой глубочайшей сутью, про которую говорят: это кровь! А еще — одарены от Бога. И находят в первую очередь друг в друге и поддержку, и утешение, и вдохновение.
Источник: stories-of-success.ru/aleksandry-pakhmutovoi
В доме Пахмутовой и Добронравова на стене висит портрет. Их лица словно сливаются, только смотрят в разные стороны. В жизни все иначе. «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении» — эи слова Антуана де Сент-Экзюпери полностью поддерживает Николай Николаевич Добронравов. Вот и смотрит в одном направлении семейный и творческий союз уже более 60 лет.
Это и " Надежда", и " Эхо любви", и " Нам не жить друг без друга"…
Многие сама исполняла на своих концертах…
Спасибо за хорошую тему. Прочитала интересные эпизоды…
И выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо, Мы — эхо, Мы — долгое эхо друг друга».
Эти прекрасные строки Роберта Рождественского неотделимы от голоса Анны Герман. И в этом нет ничего удивительного, ведь песня «Эхо любви» была написана специально для нее.
Хиты Александры Пахмутовой — «Главное, ребята, сердцем не стареть!» (1963) и «Орлята учатся летать» (1966)
Хиты Александры Пахмутовой — «Нежность»
Хиты Александры Пахмутовой — «Трус не играет в хоккей» (1969) и «Знаете, каким он парнем был!!» (1971)
Хиты Александры Пахмутовой — «И вновь продолжается бой» (1974) и «Как молоды мы были» (1975)
Хиты Александры Пахмутовой — «Беловежская пуща» (1976) и «Я не могу иначе» (1982)
Хиты Александры Пахмутовой — «Команда молодости нашей» (1979), «Птица счастья» и «До свиданья, Москва» (1980)
В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.
Все началось с задумки режиссера вставить эпизод с песней, в которой будут слова «опустела без тебя земля». Татьяна Михайловна обратилась за помощью к Александре Николаевне. Пахмутову не заинтересовал сценарий о провинциалке, приехавшей торговать на рынок, но Лиознова уговорила ее хотя бы ознакомиться с готовым материалом.
Изначально Александра Николаевна предлагала «Нежность» Эдите Пьехе. Слово легендарной певице:
Я была первой, кому Александра Николаевна предложила исполнить свою песню «Нежность». Но отказалась — сильно испугалась, что не потяну. Кажется, Пахмутова немного обиделась на меня тогда. А зря! Ведь так исполнить эту песню, как сделала это Кристалинская, вряд ли кому еще удастся.
В итоге, первым исполнителем песни «Нежность» стала Майя Кристалинская.
Как ни странно, рождение знаменитой «Мелодии» оказалось косвенным образом связано с… летними Олимпийскими играми, проходившими в 1972 году в Мюнхене. Случилось так, что Александра Пахмутова написала к этому мероприятию вдохновляющую песню «Герои спорта» и, в срочном порядке, искала — с кем её записать.
Когда песня была предложена Муслиму Магомаеву, тот начал отнекиваться — мол, она мне не очень подходит, отдайте её лучше Эдуарду Хилю. На что Пахмутова сказала, что Хиля в Москве нет, поэтому — выручай. А в виде компенсации пообещала написать для Магомаева красивую песню о любви «с шестью бемолями».
Данное обещание Александра Николаевна выполнила, хотя и с поправками.
А. Пахмутова:
«Она оказалась в ре-миноре, пришлось взять на полтона ниже, и остался один бемоль. Это и была «Мелодия»».
Музыка вышла потрясающей, но композитор сильно сомневалась, что из неё когда-нибудь получится песня. Дело в том, что размер «Мелодии» был слишком прихотливым для текста, постоянно менялся и требовал строчек разной длины.
Н. Добронравов:
«Там третьи и четвёртые строчки с очень перебивающимся ритмом. И ударение почти на каждом слоге — «ДнИ-чтО-нА-мИ-прОй-дЕ-нЫ». Это было очень сложно написать».
Чтобы добиться нужного результата Николаю Добронравову пришлось потратить целый год (он говорил, что за это время успел бы написать два поэтических сборника). Вариантов текста было множество, и, по мнению поэта, в песню попал далеко не самый лучший — зато самый ритмически точный.
Ты моя мелодия,
Я твой преданный Орфей…
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей.
Всё, как дым, растаяло,
Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило
Забыть мелодию любви?
«Мелодия» не только позволяла Магомаеву в полной мере раскрыть свой вокальный диапазон, но и идеально вписывалась в его лирическое настроение — в 1972 году у Муслима Магометовича начался роман с оперной певицей Тамарой Синявской. Песня так понравилась певцу, что он принял её мгновенно — без правок и пожеланий.
Ну, а самую неожиданную аранжировку «Мелодии» сделал французский гитарист Франсис Гойя. В его руках витиеватая музыка зазвучала в ритме… аргентинского танго.
Стыдоба! Мне!
И, конечно, те, которые были исполнены талантливыми и всеми любимыми певцами или ансамблями — Магомаевым (Ты — моя мелодия и Нам не жить друг без друга), ВИА «Песняры» (Белоруссия, Беловежская пуща) и т.д.
Я, например, больше всего люблю «Как молоды мы были», но основная заслуга в этом её исполнителя А. Градского, придавшего песне особое звучание. А если разобраться, то текст её довольно прост и незатейлив, но музыка и исполнение его вытягивают.
Так вот и вопрос — где остальные 385 песен? Кто помнит их названия, кто поёт? (дам ссылочку, посмотрите, вы знаете эти песни -http://www.pakhmutova.ru/songs/singers.shtml).
Не тот ли это случай, когда валовое выполнение партийного госзаказа наряду с истинными «жемчужинами» нанесло кучу песка? и его смыло волной времени?
Будут ли наши дети и внуки петь эти песни? Думаю, штук 5 им знакомы, так как широко растиражированы и исполняются в различных шоу типа «Голос». Внуки — и то только с нашей подачи — будут знать «Надежду».
Так есть ли смысл в производстве такой массы песен, которые были «бабочками- однодневками»? Или достаточно написать 5- 10 истинных шедевров, которые останутся на века? Это ведь всех творческих людей, в том числе и писателей, касается.
Но сколько их сейчас! Этих бабочек- однодневок… Такое чувство, что они поставлены на конвейер… ни музыки, ни смысла в словах!!!
Иль с хрустящим снегом
Проходим мы —
От осени к зиме.
И ждём весны…
До первого побега — (Не запретив желания иметь!)
Что доживём
До гроз весенних, летних.
До спелых радуг
Над родной землёй.
До лепестков кружений и заветных
Мечтаний…
В купе
С детской стрекотнёй.
…
Да, это так… и пусть сегодня снежно.
У каждого есть возраста плюсы…
— Тебя люблю… Тебя люблю, как и прежде!
— Из года в год — Всей жизни полосы.
Так Пахмутовой скажет Добронравов,
В который раз, строкой совместных лет.
Там, где любовью обретают славу…
Та, что даёт неугасимый свет.
Там, где Стихи и Музыка едины,
Что в песенный переплетались свод.
И ничего, что на главе седины — Там в каждой пряди соловей поёт.
И каждый раз,
B них откликались дружно
России нашей — Родины шаги…
Ложились ноты, строчки, в такт, послушно — Где сердца стук обоих,
Взмах руки…
…
Приносится что ежечасно Небом,
Чтобы в потомках сохранить…
Суметь!
С дождём в обнимку
Иль с хрустящим снегом,
Где переход — от осени к зиме.
Свет доброты, любовь к своей Отчизне,
Чтоб за неё, где б ни был ты, болеть.
Какие бы ни приключались кризы,
На протяженьи,
Богом
Данных,
Лет.
На пяти тортовых «этажах» не было никаких пышных розочек, бутончиков и кремовых рюшей. Зато — имелся полный набор символов славного творческого и жизненного пути замечательного композитора.
В своей поздравительной речи Путин отметил, что наградил юбиляршу высшей наградой России — орденом Андрея Первозванного. По его словам, вручение этой награды состоится в Кремле.
Очень, очень и очень.
Александра Пахмутова была в числе моих любимых композиторов.
Френкель, Шаинский, Зацепин, Петров, Фрадкин, Таривердиев…
Их песни звучали на всю страну, их музыка осталась сильной до сих пор.
Грустно лишь то, что все силы сильнейшего композитора были отданы работе на идеологию — как и всех композиторов, которые были в «топах» советской музыкально-песенной культуры.
И если Свиридов, при всей своей советскости, все-таки создал аполитичное, неидеологизированное, просто экспрессивное «Время, вперед», то, увы, НИКТО из композиторов «обоймы» не поднялся выше той планки, которой придавили сверху их головы.
Да, песни Пахмутовой на слова ее мужа Добронравова слушала и пела вся страна, без них мы не представляли своей жизни.
Но прошло время, все прошлое ушло в плюсквамперфект… эти песни звучат уже по-другому, да и слушаются иначе.
Их уже не поют. Как не пели и тогда за пределами 1/6 части суши. отделенной от цивилизации железным занавесом.
Увы, увы и еще раз увы.
НИКТО из советских идеологизированных композиторов так и не создал музыки, которая стала бы интернациональной, пересекла 200 метров контрольно-следовой полосы за мрачной границей СССР и пошла бы по миру, приобретая новые слова, а то и вовсе без слов.
НИКТО из них так и не создал ничего, подобного «Бесаме мучо», «Скажите, девушки», «Аргентины», «Коти-коти-ко-та»… или «Windmills of my Mind».
А вот с последним утверждением не соглашусь: Миллион алых роз (а Паулс тоже был советским!) поют практически во всем мире, по крайней мере, в Болгарии и Японии это хит и по сей день.
А то, что какие-то песни не стали всемирными хитами, вина не авторов, а железного занавеса и всё той же идеологии…
О МАР — я забыл и не знал про Болгарию и Японию
Но Паулс был вне идеологии!!!
А эпоха та же, что и Пахмутовой, песня 1970-ого года.
Паулс был латыш, а прибалты все-таки не согнулись под коммунистами, они сохраняли какую-то надидеологическую самостоятельность.
А что было у нас?
На самом деле — УЖАС.
(О чем я писал в сборнике, сейчас ураганно продающемся на Литресе).
Возьму наудачу. Даже на уточняя, Пахмутова или не Пахмутова…
«За того парня».
Мелодия сильная, слова брали за душу, Кобзон экспрессивно закатывал глаза.
Но сейчас, освободившись от химер, прозрев, мы понимаем вред этой песни.
Жить «за кого-то» — то есть не жить самому. Песня советского зомби.
И ВСЕ песни были именно такими!
Но, видимо, поэтому сборник моей антипатриотической публицистики и хитует в продажах.
Согласен с Вами.
Согласен с тем, что полностью провальная Олимпиада-80 закрывалась помпезно.
Но эта песня — однодневка.
Это даже не «Бублички», не «7-40», не «Тум-балалайка», которые в самом деле пел и поет ВЕСЬ мир уже целый век, если не больше.
Мы были слепы и глухи.
Не считали денег, выброшенных на эту офигенность БЕЗ реального олимпийства.
Как кое-кто не считал и на Сочи тоже.
По ТВ (выпивая водки с дядей Олегом) я тоже смотрел почти с интересом, хоть к спорту равнодушен полностью.
Но сейчас мы прозрели, освободились от идеологических химер.
Мы знаем, что О-80 была полностью провальной.
Что на нее были спущены деньги, на которые отремонтировали Москву (хотя москвичи и так жили почти как при коммунизме, у них были в продаже и колбаса и бюстгальтеры всех размеров), на эту сумму можно было бы заново отстроить целый город ранга Елабуги или заасфальтировать дороги Пермской области, чтобы по отвороту с отрезка Барда-Куеда до деревни Елдушино можно было бы проехать не на танке.
Но ничего не окупилось, потому что цивилизованные страны эту олимпиаду бойкотировали, и правильно сделали.
Вы ведь помните, за год до этого СССР начала агрессию против Афганистана?
(А еще через год или 2 Рейган публично аттестовал Советский Союз «империей зла» и был 1000 раз прав.)
И стоили ли все эти затраты того, чтобы там попинали мяч русские с какими-нибудь неграми из 3-го состава, которые приехали в Москву поразвлечься с белыми женщинами под «олимпийским » флагом?
Ясное дело, что не стоили.
Участники игр:
Австралия
Австрия
Алжир
Ангола
Андорра
Афганистан
Бельгия
Бенин
Бирма
Болгария
Ботсвана
Бразилия
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Гайана
Гватемала
Гвинея
ГДР
Греция
Дания
Доминиканская Республика
Замбия
Зимбабве
Индия
Иордания
Ирак
Ирландия
Испания
Италия
Камерун
Кипр
Колумбия
Конго
КНДР
Коста-Рика
Куба
Кувейт
Лаос
Лесото
Либерия
Ливан
Ливия
Люксембург
Мадагаскар
Мали
Мальта
Мексика
Мозамбик
Монголия
Непал
Нигерия
Нидерланды
Никарагуа
Новая Зеландия
Перу
Польша
Португалия
Пуэрто-Рико
Румыния
Сан-Марино
Сейшельские острова
Сенегал
Сирия
СССР
Суринам
Сьерра-Леоне
Танзания
Тринидад и Тобаго
Уганда
Финляндия
Франция
Чехословакия
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
Эквадор
Эфиопия
Югославия
Ямайка
К еще большему сожалению — никогда отсюда не уеду.
Родину я не люблю, у меня ее просто нет.
Как писал Пушкин в письме к брату Льву, ubi bene ibi patria.
А мне «бене» где угодно, только не в России.
Не успел украсть достаточно денег, чтобы там жить безбедно.
Люблю России честь,
Я много обещаю —
Исполню ли? Бог весть!
Александр Сергеевич Пушкин
Отвечу лишь одно.
Про пенсию лучше не говорить, мне ее отсрочили.
А самые лучшие дни — которые я проводил за границей, по две недели не разговаривая по-русски.
Лучше всего бывало общаться с голландцами, их которых половина знала английский, половина — немецкий, сами лопотали по-голлансдки, во время попоек приходилось непрерывно говорить на 2 языках в 2 стороны…
Каждый раз перед возвращением на родину из-за границы у меня случалась депрессия.
Что такое родина: кривая рожа в телевизоре, соседи-собачники, дети, которые плюют на стены в моем лифте, деревенские макаки за кассами супермаркета?
Конечно, Александр Яковлевич и Зоя Михайловна не ждали таких дорогих и знаменитых гостей, поэтому не поверили своим глазам. Но знаменитости вели себя так просто, что не создавали никаких хлопот. Много разговаривали с деревенскими людьми, гуляли по лесам и полям, ели незатейливую сельскую пищу и были очень довольны таким отдыхом.
Рассказывали такую сценку: гости сидели вечером на крылечке, а Зоя Михайловна пригласила всех к ужину. Но им не хотелось в дом, поэтому решили поесть на свежем воздухе. Блюдо было таким вкусным, что Николай Николаевич облизал тарелку, чем насмешил хозяев.
Погостив в деревне, уважаемая чета уехала на отдых в Тогучинский санаторий. Им так понравилась душевность обслуживающего персонала и вкусная еда, что они приезжали туда ещё несколько раз. Люди которые с ними познакомились лично, до сих пор с доброй улыбкой вспоминают этих замечательных людей.
Почему в прошедшем времени? Они живы и живо их творчество. И поют! Пусть старшее и среднее поколение, но они будут жить гораздо дольше своих родителей.
Беда лишь в том, что англосаксы заносчивы в своей гордыне и никого не признают, кроме своих англоязычных певцов и композиторов. Своим раздают звания, премии нобелевские… Думаю, что даже мировая итальянская музыка их мало интересует. И среди наших любителей музыки немало поклонников всего зарубежного до раболепского фанатизма. Смотришь тот же «Голос», и зло берет на наших экспертов: как только на русском поет исполнитель, они не поворачиваются. Создается впечатление, что мы не российский «Голос» смотрим, а американский или английский. Я не хочу огульно сказать, что вся их музыка плоха, а наша прекрасна. Слушаю и люблю многих исполнителей Запада, но мы не любим себя порой до такой степени, сто мерзко становится на душе. Но это уже другая тема… Наши песни не менее мелодичны и у них, даже у не понимающих русский язык, много поклонников во всем мире. Учитывая еще то, что где-то 25 миллионов соотечественников разбросано по всему миру… Песни Пахмутовой звучат и будут звучать. Песни нашей любимой пары пели великие певцы, такие как Магомаев, Хворостовский и многие, кто объехал весь мир, звучал на самых престижных сценах мира.
И на последок, мне никогда не были симпатичны люди с крайними суждениями. Они, как бы сами говорят о себе, о своей ограниченности… Я не думаю, что Вы из этой когорты, скорее всего, Вы нарочно эпатируете, чтобы завести оппонентов. Для нашей беседы это неплохо, но я бы так не смог. Извините, сказал, что думаю, ничего личного. Не хотел вообще принимать участие в этой теме. Наши делитантские суждения мало что добавят к славе Пахмутовой и Добронравова. Но такая лобовая атака меня не оставила равнодушным. Комар грозен, когда жужжит над ухом, но одно движение и нет «монстра», лишь маленькое пятнышко на ладони…
Что касается музыки, то советские песни и композиции были настолько популярны, что некоторые из них месяцами возглавляли зарубежные хит-парады. Одновременно с интересом к советской музыке возрастало желание западных артистов выучить русский язык, или же хотя бы спеть популярные советские песни на русском. Получалось, конечно, весьма комично, но все же — был интерес! Чего только стоит знаменитое ««КАКАБЛУЕВАС»» (как люблю я вас) в исполнении великого Фрэнка Синатры.
«Подмосковные вечера» подвергались многочисленным аранжировкам в различных жанрах. Самой известной, пожалуй, является джаз-версия Кенни Бола под названием «Midnight in Moscow». Мелодия «Подмосковных вечеров» в качестве соло звучит, например, в песне «Shout it Out», которая входит в альбом группы U.D.O. Holy (Германия).
Песня хорошо известна за рубежом. Ее перепели на английском и испанском, французском и итальянском, шведском и венгерском, китайском и японском, иврите и финском языках.
А вот упомянутый романс «Очи чёрные» к советской эстраде не имеет ни малейшего отношения, ибо был написан ещё в 19 веке и впервые исполнен в 1884 году. Назвать его русским тоже сложно, так как текст был написан украиснким писателем и поэтом Евгением Гребёнкой, первый вариант музыки — немцем по происхождению Флорианом Германом, а известный сейчас и популярный вариант мелодии — в 1910 году. итальянцем из Пьемонта Адальджизо Феррарисом. Именно в аранжировке Феррариса песня была исполнена Альбертом Сэндлером в 1930 г. и стала всемирно известной. Популяризировал её и Ф.И. Шаляпин, дополнив парочкой куплетов собственного сочинения.
Как оказалось, отечественных исполнителей любят во всем мире, от США и до Южной Кореи. Более того, некоторые композиции, мало знакомы нашим ценителям музыки или давно забыты, получили за рубежом новую жизнь.
Massive Attack — «Печаль моя светла», Янка Дягилева
Британская группа Massive Attack появилась в далеком 1988 году. С тех пор команда получила всемирное признание, выпустила огромное количество альбомов и приняла участие в создании саундтреков к нескольким известным фильмам. Композиции Massive Attack можно услышать в кинокартинах «Бэтмен навсегда», «Мулен Руж!» и нескольких сериалах.
Особый интерес группа проявляет к русскому року. Они перепели Янку Дягилеву и записали отличный кавер на «Гражданскую Оборону».
Граймс — «Я повторяю десять раз и снова», Янка Дягилева
И снова Янка Дягилева. На этот раз ее известную всем любителям отечественного рока песню «Я повторяю десять раз и снова» перепела американская певица Граймс. Эта исполнительница любит русский язык и учила его в университете. Ее парень — Илон Маск тоже не прочь что-то сказать по-русски, правда, выходит это у него хуже.
. Vanilla Sky — «Звенит январская вьюга», «Песенка о медведях»
Итальянской группе Vanilla Sky пришелся по душе советский кинематограф. Команда записала два клипа с популярными песнями из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» и «Кавказская пленница».
Нас здесь 14000 пользователей, из разных стран, разного возраста, социального статуса и вкусовых предпочтений. Так давайте не забывать об этом и уважать иную точку зрения. Если вы любите какого-то автора или композитора и хвалите его, или художника, то я, например, не обязана его любить и превозносить. И наоборот. И это не повод усмехаться над тем, что все люди разные.
А размышлять, в том числе о причинах популярности, истинной ценности того или иного творения или явления свойственно людям думающим. Я бы с вами очень сильно поспорила относительно «стихов, а не текстов», равно как и о том, как в нашей общей стране люди становились популярными и объявлялись великими писателями, музыкантами или художниками (чаще всего это не имело ничего общего с талантом). Но не в рамках этого — праздничного- обсуждения, к подготовке которого Анатолий отнёсся с такой ответственностью и любовью. В другом формате, например, в Кафе, готова обсудить.
«НИКТО из советских идеологизированных композиторов так и не создал музыки, которая стала бы интернациональной, пересекла 200 метров контрольно-следовой полосы за мрачной границей СССР и пошла бы по миру, приобретая новые слова, а то и вовсе без слов».
Да, возможно, идеологизированы, но вряд ли большинство сов. композиторов творили только на потребу идеологии. Песни, не шпионы, им не надо пересекать «контрольно-следовую полосу мрачной границы СССР», они уезжали за рубеж вместе со студентами, спортсменами приезжающими на фестивали, соревнования. Вместе с туристами, певшими понравившиеся мелодичные «Подмосковные вечера», «Калинку», другие песни, в том числе и Пахмутовой. Вспомните Олимпиаду-80 и мишку, улетающего в небо. И слезы, крупным планом на лицах… Зачем же мазать все черным так мрачно. По большому счету, мне плевать, поют Там наши песни или нет. Главное, что мы — самодостаточная нация, великая страна. Поем свои песни не потому что они идеологизированы, а потому что нравятся, любим и не представляем себя без них. А насаждаемую западную музыку наша глубинка тоже не очень-то принимает. Возьмите тот же «Голос», такое впечатление, что конкурс проходит где-нибудь в Европе, очередное «Евровидение». Как на русском песня, так не поворачиваются. Мы кого растим, у нас русский язык или английский? Я не против Их песен, но должна же быть какая-то планка, понимание — для кого эти песни. Этот конкус международный, но я бы приветствовал тех же зарубежных исполнителей, что приезжают и исполняют песни на русском. Но нет. Извините, это у меня так наболело… Я снова отвлекся от темы. Так вот, хорошо, что здесь 14000 пользователей с разных стран. Пусть знают и мою точку зрения, и не только мою. Что касается спора по поводу «текстов» и «стихов», это бессмысленно. И в те времена есть то и другое, но в сегодняшних песнях, — предмете шуток современных юмористов, стихи в песнях — редкое явление. Я не собираюсь никого переубеждать и навязывать свое мнение, но и меня уже трудно перековать с таким багажом лет за плечами. Каждая точка зрения имеет право на существование, но интеллигентным, образованным людям нужно избегать крайних суждений, как у моего оппонента. Мое мнение, это скорее, мнение болшинства, я просто напомнил о нем. После развала Союза стало общим местом хаить все, даже, казалось бы, такие незыблемые понятия, устои, как советское искусство, социальные достижения того времени и многое другое. Но это бесконечная тема, Вы правы, надо остановиться, пожелать нашим юбилярам долгая лета, а всенародной любви им не занимать!
Да, все невозможно охватить и наставники «заточены» на определенный круг творчества… Значит надо учитывать и другие категории, выбирая наставников. Эта избраность не прикрыта, она постоянна из конкурса в конкурс. Мне это не нравится и я об этом говорю. При всем при этом, в основном, конкурс уникальный, нужный и все такое.
Знаете, Елена, я старше Вас, воспитан на своих идеалах, Вы по определению должны сглаживать крайние позиции, «находить консенсус», а мне ни к чему подстраиваться под общие тенденции. То, что для Вас вполне нормально по современным меркам, у меня иногда вызывае отторжение, хотя я все понимаю. Высказывая свою позицию, неосознаано, может, ищу единомышленников. Только и всего. Нет во мне антагонизма, я сам не люблю крайних суждений, но эмоции иногда перебивают. Так что все нормально, для того мы здесь и ломаем копья. Ломаем, а не вонзаем в соперника, чтобы сгладить стереотипы, найти точки соприкосновения…
Ну и, конечно, эта программа — всего лишь шоу, рассчитанное на многомиллионную аудиторию с разными вкусами, в том числе и на молодёжь. Потому и контент такой разный. Нельзя не учитывать современные модные тенденции.
А сохранять и прививать свои, национальные, надо не на шоу, а с детства, со школы. Много ли у нас детям рассказывают о русской культуре? Знаем ли мы свои исконно русские песни, танцы? Увы… В этом плане для меня примечателен пример Болгарии, где все, от мала до велика, от детсадовца до президента страны, танцуют по любому поводу свои национальные танцы, знаменитое «хоро». Ни один праздник, ни одно застолье без них не обходятся. Все встают и танцуют. Танцы с очень сложным рисунком движений, зависящих от мелодии, но их знают все. А почему — потому что им учат с младенчества, в том числе примером. Недавно обсуждался законопроект об обязательном обучении нац.танцам во всех школах, не факультативно, как сейчас. Фольклорные коллективы необычайно популярны, они есть в каждом городе, в каждом селе. Поют и танцуют в национальных костюмах, т.н. «носиях». Вот ведь парадокс, маленькая страна, маленькая нация, исчезающая, увы, но как хранит свою культуру!
Пришли сегодня времена иные — Советского Союза больше нет, Но эти песни добрые, родные По-прежнему любви нам дарят свет. Опошлить их пытаются напрасно Дельцы от шоу-бизнеса сейчас — Шедевры эти фальши не подвластны И будут вечно радовать всех нас!..
Михаил Крюков.
Спасибо ещё раз Анатолию Федотову за прекрасную подборку фактов и фотографий, за интересную тему, за тепло и уют в Кафе.
В следующий раз Литературное кафе распахнёт свои двери в субботу, 23 ноября.
Комментирование рубрики закрыто.