Литературное кафе. Юбилей А. Н. Пахмутовой

Литературное кафе. Юбилей А. Н. Пахмутовой

Сегодня тема разговора в Литературном кафе будет посвящена юбилею Александры Николаевны Пахмутовой.

Советский и российский композитор, пианистка, автор более 400 песен, общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Народная артистка СССР. Лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РФ и премии Ленинского комсомола. Кавалер двух орденов Ленина. Жена и соавтор поэта Николая Николаевича Добронравова. Родилась: 9 ноября 1929 г. (90 лет), Бекетовка, Нижне-Волжский край, РСФСР, СССР.

Песни композитора Александры Пахмутовой в России знает каждый без исключения. Их поют несколько поколений, по ним вполне можно изучать историю страны: пионерия и комсомольские стройки, покорение космоса и тайги, международный фестиваль молодежи и студентов и Олимпиада-80. «Нежность», «Надежда», «Команда молодости нашей», «Старый клен», «Как молоды мы были» — у многих ее песен долгая и счастливая судьба, как и у самой Пахмутовой. 9 ноября 2019 года народной артистке СССР исполнилось 90 лет.

Вход по «билетам» — захватите с собой ее любимую песню, до завтра

+16
1407
RSS
13:49
+2
Обожаю эту пару. Недавно читала интервью с ними… Трогательно… Здоровья им и творческих успехов!
Заходите в кафе.
Я с огромной любовью и трепетом отношусь к Алесандре Пахмутовой и Николаю Добронравову. Неделю их «крутили» на всех каналах, смотрел, вспоминал, подпевал, но что еще можно тут говорить? Мы каждый год вспоминаем наших великих, находятся новые-старые слова и стихи, но пост фактум, вдогон уходящей электричке, это как после сытного обеда снова сесть за стол и пытаться съесть еще что-то вкусненькое… Если бы нашлись такие, кто лично общался с нашими героями, рассказал бы что-то интересненькое… тогда другое дело. А так…
.. В пятЬ ЛРТ девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют»
Аля, или, как ее называют Аленький цветочек, практически не изменилась внешне — маленькая, обаятельная, юркая такая, живая — и очень талантливая! Все мы выросли на ее песнях!
Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации.
Вот давайте и попробуем, Александр.
09:47
+2
Александра Николаевна родилась в Бекетовке, это под Волгоградом, я когда была студенткой, ездила на каникулы поездом как раз через Бекетовку — была не большая товарная станция и посёлок, где в основном жили семьи железнодорожников, довольно закопчённая, что лишний раз подтверждает: не место красит человека, а человек место. Теперь о Бекетовке знают миллионы как и об Александре Николаевне. А в годы войны она в госпитале на трофейном аккордеоне, подаренном кем — то, играла для раненых и конечно, те ждали её с нетерпением.
Совершенно, верно,Tatiana.С ранних лет папа обучал игре на фортепиано детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.
13:05
+1
Татьяна, так у неё и песня есть такая, «Где -то под Бекетовкой»:
Бекетовка, Бекетовка,
Какая в небе синь,
Как будто не велись кругом бои…
И только серебристая
Прегорькая полынь
Растёт на нашей праведной крови.
13:49
Спасибо, Елена, я не знала об этом. Но как точно — серебристая прегорькая полынь, а бои там велись страшные. свекровь моей тёти, коренная сталинградка рассказывала, действительно — на крови.
Песни Пахмутовой о Великой войне (и среди них — сталинградские «Горячий снег», «А где-то под Бекетовкой», «На Мамаевом кургане тишина») по праву входят в тот золотой фонд, где «Священная война» и «Землянка», «Соловьи» и «Враги сожгли родную хату…», «Песня десятого десантного»
16:29
+1
Так каждый и расскажет о ней, о ее песнях и о стихах ее мужа.
Благодарю, Анатолий, за выбранную тему. Очень люблю этот творческий дуэт, смотрю периодически их творческие вечера, вот и юбилейный смотрела, почти весь. А песня любимая? Догадайтесь с 3-х раз! Конечно, *Надежда*!
Надюша, завтра в Литературном кафе Анатолий нас как раз и приглашает поговорить о любимых песнях.
Спасибо, дорогая за уточнение! Не всегда удается побывать в кафе в связи с занятостью))) Постараюсь. smile
И моя, Надежда. Юбилею и этой замечательной песне посвятил стихотворение:«Фильму»Три тополя...", будет время загляните.
Песня «Надежда» была написана в 1971 году композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Николаем Добронравовым. Исполнить ее первым предложили Иосифу Кобзону, но он отказался. Тогда текст и ноты песни были посланы другим исполнителям, в том числе Анне Герман в Варшаву. Именно исполнение песни «Надежда» Анной Герман и стало классическим.
Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.
09:30
+4
Анатолий, спасибо за приглашение и тему встречи. Я тоже очень люблю эту пару, они интересны и в творческом дуэте и в жизни: столько лет вместе, а глянешь, как они сидят рядышком, как смотрят друг на друга — какое там «количество нежности в сутки»? — их нежность безгранична, понимание друг друга удивительно… Такая радость за людей, поэтому и песни не из одного сердца. а из двух такие чистые, душевные — как и они сами — Достояние Республики. Здоровья им и успехов!
Спасибо, Вам Tatiana.
Благодарю за информацию, Анатолий. Волшебный, ни с кем не сравнимый голос Анны Герман до сих пор звучит в моей душе.
Поначалу Пахмутова предложила «Надежду» Иосифу Кобзону.

И. Кобзон:
«Честно говоря, она на меня не произвела особого впечатления. Но я клавир взял и сказал, что обязательно на гастролях посмотрю. Ну, и — суета сует… Я забыл про эту песню».

Тем не менее, первым исполнителем «Надежды» стал всё-таки мужчина — артист МХАТа Юрий Пузырёв (тот самый, что пел другое произведение Пахмутовой — «Песню о тревожной молодости»). Но его исполнение мало кто слышал и помнит. Более известной стала, записанная в 1973 году, версия Эдиты Пьехи.

Но всенародную любовь песня получила лишь, когда была записана Анной Герман.

К тому времени польская певица только-только оправилась после страшной автокатастрофы 1967 года и как раз подыскивала новый репертуар. Давняя подруга Герман — музыкальный редактор студии «Мелодия» Анна Качалина — отослала ей в Варшаву несколько новых песен Пахмутовой. Причём, по словам Пахмутовой, «Надежда» оказалась среди нот случайно. Однако Анна выбрала именно её.
10:09
+2
Я тоже люблю " Надежду", её и поют чаще, даже в застолье. А ещё " Нежность", слушаешь, даже сердце щемит, что — то своё вспоминается, близкие люди.которых уже нет рядом.Но не будем о грустном.Вспомним " Птицу счастья," " Орлят", " Каким он парнем был"…
А еще *Беловежская пуща* и прекрасный вокал солиста из ансамбля первого состава*Песняры*!
«Птица счастья» (1980)

Над следующим спортивным фильмом «О спорт, ты — мир!» (который уже непосредственно освещал Московскую Олимпиаду) снова работали те же люди. Именно там впервые прозвучала, наверное, самая жизнерадостная и дискотечная песня из арсенала Пахмутовой — «Птица счастья».
Н. Добронравов:
«Я её спросил: «Анна, а почему из нескольких песен вы выбрали именно «Надежду». И она, не раздумывая, ответила: «А потому что эта песня мне напомнила о моих друзьях геологах». Я тогда больше ничего не спросил и только потом узнал, что она закончила геолого-разведывательный факультет».

Услышав новую версию, Пахмутова изменила своё мнение о «мужской» сути песни — настолько пронзительно спела её Герман.

А. Пахмутова:
«Мы в то время не знали, что Анна Герман — после тяжёлой катастрофы, что она, в общем-то, не поёт и плохо себя чувствует. Вот она была безнадёжно, казалось бы, больна и, может быть, ей песня помогла. Этого уже достаточно, чтобы написать песню.
Когда я её услышала, впечатление было какое-то невероятное. Вот какой-то такой у неё тембр… Потом она сама была такая, знаете ли, красивая, кроткая, чистая женщина…».
13:55
+1
Анатолий, какой Вы молодец! за такое короткое время подготовили такую интересную информацию, настоящая лекция с комментариями, которые её дополняют и обогащают. так душевно, тепло. Спасибо, с удовольствием!
Спасибо, Tatiana.
Посмотрела, заглянула.
10:19
+2
Конечно, Надежда! это Ваша " именная" песня! и Вам и всем гостя кафе успехов, удачи и исполнения всех надежд и желаний!
Благодарю, дорогая Татьяна! Пользуясь случаем, поздравляю Вас со вступлением в ряды МСП! Желаю Вам творческих успехов! А еще, лично от меня, побывать в Болгарии на финале*Славянского слова*, увидеться со всеми, пообщаться, ощутить эту неповторимую атмосферу праздника! rose
Желаю успехов, Tatiana
12:41
+1
Спасибо, я постараюсь. Как говорят — если долго мучиться, что — нибудь получится. А если " мучения" доставляют удовольствие, они должны как — то реализовываться и быть замеченными.Успехов и удачи! Вы очень милы и дружелюбны, одно слово — Надежда!
22:14
+2
Это, пожалуй, единственный в мире творческий союз, который сошёлся, благодаря Богу. Ильф и Петров отдыхают, хотя и они — супер. Пахмутова и Добронравов не написали ни одной плохой песни, и это надо признать. Практически все песни — хиты и шлягеры, песни, отображающие и рассказывающие о целой эпохе. По их песням можно судить о жизни целых поколений, получить полное представление о советской жизни простых людей, об их чувствах, мечтах, проблемах, достижениях. Эта пара — лакмусовая бумажка своего времени, эталон времени, его суть. Дай им Бог ещё много творческих побед! Я счастлив, что являюсь их современниками!
Геннадий, браво, вот и ответ, на предыдущую тему, о семейной жизни.
Самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым.

Гениальные в творческом своем тандеме и по-прежнему влюбленные друг в друга спустя 63 (!) совместно прожитых года, Пахмутова и Добронравов остаются вне времени и вне всяких сомнений.
Несмотря на долгую травлю, которой они оказались подвергнуты после смены социалистического режима, вопреки обвинениям в плагиате (да, было и такое!), смеясь над теми глумливыми шутками, которые однажды позволила себе желтая пресса в адрес их семейных отношений, они как будто не замечают жестокостей внешнего мира. Творят свои произведения, не гонясь за внешним и преходящим: ни за деньгами, ни за почестями. По-прежнему глубоко интеллигентны, безукоризненно воспитанны, искренне расположены к собеседнику. Они для века 21‑го все равно что осколки дворянских родов для века 20‑го, наделены той самой глубочайшей сутью, про которую говорят: это кровь! А еще — одарены от Бога. И находят в первую очередь друг в друге и поддержку, и утешение, и вдохновение.

Источник: stories-of-success.ru/aleksandry-pakhmutovoi
Они живут в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.
09:57
+1
Да, песни замечательные, как и их создатели и исполнители, слушаешь — и как будто проживаешь жизнь в песне. такие сюжеты, такая широта… Я вот вспомнила песню" Просьба" и конкурс " Мы за них в ответе" — как созвучно, как искренне, помните, о раненой птице?
Очень важный конкурс.
Золотые слова, Анатолий! У этих замечательных людей очень сильный духовный стержень и внутренняя интеллигентность, поэтому никакая грязь к ним не пристанет. Александра Пахмутова и Николай Добронравов — гордость и достояние России.
И бывшего СССР.
Согласна с Вами, Геннадий! Пожалуй, лучше и не скажешь! Дай Бог им многая лета, добра и здоровья! А нам всем — возможность, хотя бы с экрана телевизора, видеть этот СВЕТ, исходящий от этой пары.
Супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.

В доме Пахмутовой и Добронравова на стене висит портрет. Их лица словно сливаются, только смотрят в разные стороны. В жизни все иначе. «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении» — эи слова Антуана де Сент-Экзюпери полностью поддерживает Николай Николаевич Добронравов. Вот и смотрит в одном направлении семейный и творческий союз уже более 60 лет.
23:30
+3
В прошлом году аккомпанировала нашему ансамблю, который исполнил песню А.Пахмутовой «Надежда» на выставке «Русская эмиграция в контексте развития науки и культуры Хорватии». В этом году будем петь «Горячий снег» на фестивале русской песни в Софии, который посвящён юбилею композитора. Я — поклонница творчества А.Пахмутовой и благодарна судьбе, что могу не только слушать, но и исполнять её произведения.
Здорово, Ирина! Пусть эта песня принесет Вам удачу!
12:44
Присоединяюсь к Анатолию и Надежде, Ирина, и желаю успехов!
03:14
+1
Ирина, Вам можно только позавидовать белой завистью.
10:32
+2
У меня любимых нЕсколько…
Это и " Надежда", и " Эхо любви", и " Нам не жить друг без друга"…
Многие сама исполняла на своих концертах…
Спасибо за хорошую тему. Прочитала интересные эпизоды…
Да, спасибо, что напомнили песню*Эхо любви*. Она прозвучала в фильме *Судьба*, продолжение *Любовь земная*. Сразу вспоминается сцена, когда Юий Яковлев с Валерией Заклунной качаются на качелях, и звучит божественный голос Анны Герман. Безусловно, все это органично вписалось в канву фильма.
«Покроется небо пылинками звезд,

И выгнутся ветки упруго.

Тебя я услышу за тысячу верст.

Мы — эхо, Мы — эхо, Мы — долгое эхо друг друга».

Эти прекрасные строки Роберта Рождественского неотделимы от голоса Анны Герман. И в этом нет ничего удивительного, ведь песня «Эхо любви» была написана специально для нее.

Спасибо, Надежда.
12:50
+2
Хиты Александры Пахмутовой — «Песня о тревожной молодости» (1958), «Хорошие девчата» и «Старый клён» (1961)

Хиты Александры Пахмутовой — «Главное, ребята, сердцем не стареть!» (1963) и «Орлята учатся летать» (1966)

Хиты Александры Пахмутовой — «Нежность»

Хиты Александры Пахмутовой — «Трус не играет в хоккей» (1969) и «Знаете, каким он парнем был!!» (1971)

Хиты Александры Пахмутовой — «И вновь продолжается бой» (1974) и «Как молоды мы были» (1975)

Хиты Александры Пахмутовой — «Беловежская пуща» (1976) и «Я не могу иначе» (1982)

Хиты Александры Пахмутовой — «Команда молодости нашей» (1979), «Птица счастья» и «До свиданья, Москва» (1980)
Кроме творческой деятельности Александра Николаевна активно занималась и общественной деятельностьюв различных творческих организациях, была даже депутатом Верховного Совета РСФСР, имеет неколько почетных званий, а ее именем названа открытая в 1976-м году крымскими астрономами малая планета за № 1889.За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.
13:13
+2
Да хотелось отдельно бы сказать о: История и смысл песни «Нежность»
Все началось с задумки режиссера вставить эпизод с песней, в которой будут слова «опустела без тебя земля». Татьяна Михайловна обратилась за помощью к Александре Николаевне. Пахмутову не заинтересовал сценарий о провинциалке, приехавшей торговать на рынок, но Лиознова уговорила ее хотя бы ознакомиться с готовым материалом.
Изначально Александра Николаевна предлагала «Нежность» Эдите Пьехе. Слово легендарной певице:
Я была первой, кому Александра Николаевна предложила исполнить свою песню «Нежность». Но отказалась — сильно испугалась, что не потяну. Кажется, Пахмутова немного обиделась на меня тогда. А зря! Ведь так исполнить эту песню, как сделала это Кристалинская, вряд ли кому еще удастся.
В итоге, первым исполнителем песни «Нежность» стала Майя Кристалинская.
И о :«Мелодия» (1973)

Как ни странно, рождение знаменитой «Мелодии» оказалось косвенным образом связано с… летними Олимпийскими играми, проходившими в 1972 году в Мюнхене. Случилось так, что Александра Пахмутова написала к этому мероприятию вдохновляющую песню «Герои спорта» и, в срочном порядке, искала — с кем её записать.

Когда песня была предложена Муслиму Магомаеву, тот начал отнекиваться — мол, она мне не очень подходит, отдайте её лучше Эдуарду Хилю. На что Пахмутова сказала, что Хиля в Москве нет, поэтому — выручай. А в виде компенсации пообещала написать для Магомаева красивую песню о любви «с шестью бемолями».

Данное обещание Александра Николаевна выполнила, хотя и с поправками.

А. Пахмутова:
«Она оказалась в ре-миноре, пришлось взять на полтона ниже, и остался один бемоль. Это и была «Мелодия»».

Музыка вышла потрясающей, но композитор сильно сомневалась, что из неё когда-нибудь получится песня. Дело в том, что размер «Мелодии» был слишком прихотливым для текста, постоянно менялся и требовал строчек разной длины.

Н. Добронравов:
«Там третьи и четвёртые строчки с очень перебивающимся ритмом. И ударение почти на каждом слоге — «ДнИ-чтО-нА-мИ-прОй-дЕ-нЫ». Это было очень сложно написать».

Чтобы добиться нужного результата Николаю Добронравову пришлось потратить целый год (он говорил, что за это время успел бы написать два поэтических сборника). Вариантов текста было множество, и, по мнению поэта, в песню попал далеко не самый лучший — зато самый ритмически точный.

Ты моя мелодия,
Я твой преданный Орфей…
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей.

Всё, как дым, растаяло,
Голос твой теряется вдали…
Что тебя заставило
Забыть мелодию любви?

«Мелодия» не только позволяла Магомаеву в полной мере раскрыть свой вокальный диапазон, но и идеально вписывалась в его лирическое настроение — в 1972 году у Муслима Магометовича начался роман с оперной певицей Тамарой Синявской. Песня так понравилась певцу, что он принял её мгновенно — без правок и пожеланий.

Ну, а самую неожиданную аранжировку «Мелодии» сделал французский гитарист Франсис Гойя. В его руках витиеватая музыка зазвучала в ритме… аргентинского танго.
О! Таких подробностей не знала… Хочу послушать эту оранжировку… И сделаю это обязательно! Спасибо, Анатолий. Супер!
Спасибо, Наталья.
Простите. Аранжировка, напечатала с О…
Стыдоба! Мне!
Слушайте и наслаждайтесь.
Очень интересные сведения, Анатолий! Приятно узнать, т.к. это тоже одна из моих любимых музыкальных вещей.
И.моих, Надежда., как и Муслим Магомаев.
И Муслим Магомаев тоже. Особенно лично его вещь, которую часто исполняют в *Голосе* — *О, море, море...*
Да, гениальная песня, гениальный был сам Муслим Магомаев.
Уникальный голос Муслима Магомаева – звонкий и чистый баритон – с первых звуков узнают слушатели старшего и среднего поколения, родившиеся и жившие в СССР. Звезда оперы и эстрады, композитор, Народный артист СССР радовал творчеством в 60-е, 70-е и 80-е годы. На его концерты собирались многотысячные стадионы, а пластинки выходили миллионными тиражами. В репертуаре Муслима Магомаева было 600 произведений, среди которых арии, романсы, эстрадные шлягеры.
13:18
+2
Волгоградская земля гордится своими земляками! Пахмутова — это настоящий кладезь нашей страны. Я, как Волгоградка благодарна ей за то великолепие, которое она дарит нам многие и многие годы. Любимая песня «Надежда». Многая и благая лета Александре Пахмутовой.
Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.
Согласна с Вами абсолютно, Ната!
13:56
+1
А мне вот хочется немного снизить градус пафоса в обсуждении, которое больше похожа на передовицы советских газет. И обсудить такой феномен: Александра Пахмутова написала за свою творческую жизнь более 400 песен. Из них известны, востребованы у исполнителей и любимы народом примерно 15. В комментариях повторяются одни и те же названия, и их от силы 5 -6. В основном нам памятны и близки песни лирические, такие, как «Надежда», «Нежность», «Мы -эхо», ну и парочка патриотических, чья популярность связана либо с яркими событиями («До свиданья, Москва»), либо с любимыми кинофильмами.
И, конечно, те, которые были исполнены талантливыми и всеми любимыми певцами или ансамблями — Магомаевым (Ты — моя мелодия и Нам не жить друг без друга), ВИА «Песняры» (Белоруссия, Беловежская пуща) и т.д.
Я, например, больше всего люблю «Как молоды мы были», но основная заслуга в этом её исполнителя А. Градского, придавшего песне особое звучание. А если разобраться, то текст её довольно прост и незатейлив, но музыка и исполнение его вытягивают.

Так вот и вопрос — где остальные 385 песен? Кто помнит их названия, кто поёт? (дам ссылочку, посмотрите, вы знаете эти песни -http://www.pakhmutova.ru/songs/singers.shtml).
Не тот ли это случай, когда валовое выполнение партийного госзаказа наряду с истинными «жемчужинами» нанесло кучу песка? и его смыло волной времени?
Будут ли наши дети и внуки петь эти песни? Думаю, штук 5 им знакомы, так как широко растиражированы и исполняются в различных шоу типа «Голос». Внуки — и то только с нашей подачи — будут знать «Надежду».
Так есть ли смысл в производстве такой массы песен, которые были «бабочками- однодневками»? Или достаточно написать 5- 10 истинных шедевров, которые останутся на века? Это ведь всех творческих людей, в том числе и писателей, касается.
Елена, да нет пафоса, есть громадная любовь к Александра Николаевна.
Так вот вопрос, Анатолий, почему при громадной любви люди не знают и 10% написанного ею?
Елена, зато оставшиеся, будут жить вечно.
15:30
+3
Елена, может быть потому, что успех песни зависит не только от музыки, а складывается из многих составляющих. Александра Пахмутова — замечательный композитор-песенник, но ведь очень многое зависит от текста, от заложенного в нём смысла, эмоционального посыла. Огромную роль в популярности той или иной песни играет исполнитель. Харизма Анны Герман, Валентины Толкуновой, Эдуарда Хиля и других народных любимцев наделяли песни Пахмутовой особенным теплом, эти исполнители оживляли и окрыляли их своими голосами. Кроме того, в народной памяти остались песни, связанные со знаковыми событиями в жизни страны: «Знаете, каким он парнем был» — полёт Гагарина в космос, «Да разве сердце позабудет» — олимпиада-80, «Это ты наша молодость» – посвящение строителям БАМа. Особая категория – песни из любимых кинофильмов: «Старый клен» — к/ф «Девчата», «Яростный стройотряд» — к/ф «Моя любовь на третьем курсе», «Опустела без тебя земля» — к/ф «Три тополя на Плющихе». Так что, на мой взгляд, Пахмутова, как человек большого таланта и светлой души, жила музыкой, она не могла не выплёскивать то, что переполняло её. И музыка эта находила отзыв в сердцах слушателей. А популярность конкретных песен зависела от совокупности разных обстоятельств.
Кристалинской, Магомаева, Лещенко. Обсолютно верно VitaLina.
17:09
+1
Вита, я с этим полностью согласна и, по сути, написала о том же. Мой вопрос был о другом: нужен ли творческому, талантливому человеку такой вал? или всё таки лучше меньше, да лучше?
17:11
+1
Я думаю, у неё не было цели написать как можно больше. Родилась мелодия — записала. А уж кто будет под неё слова сочинять — другой вопрос. Хотя, наверное, были и другие варианты. Когда музыка писалась на готовый текст.
Она живет музыкой.
19:12
+2
Вы правы, Виталина, Пахмутова жила музыкой всю жизнь, отзывалась и на события мирового уровня и на простые человеческие чувства, из своего сердца выплёскивая эмоции музыкой в наши сердца, поэтому они до сих пор поются. Так счастливо сложилось: поэт, композитор, исполнитель — все Таланты, поэтому и песни живут.
И жить будут, они же вечны.
Елена, согласна с вами.
Но сколько их сейчас! Этих бабочек- однодневок… Такое чувство, что они поставлены на конвейер… ни музыки, ни смысла в словах!!!
17:04
+1
Да, Наталья, один конвейер — госзаказ, сменился другим — коммерческим. И это грустно…
Леночка, у песен — разные судьбы…
14:17
+2
С дождём в обнимку
Иль с хрустящим снегом
Проходим мы —
От осени к зиме.
И ждём весны…
До первого побега — (Не запретив желания иметь!)
Что доживём
До гроз весенних, летних.
До спелых радуг
Над родной землёй.
До лепестков кружений и заветных
Мечтаний…
В купе
С детской стрекотнёй.

Да, это так… и пусть сегодня снежно.
У каждого есть возраста плюсы…
— Тебя люблю… Тебя люблю, как и прежде!
— Из года в год — Всей жизни полосы.
Так Пахмутовой скажет Добронравов,
В который раз, строкой совместных лет.
Там, где любовью обретают славу…
Та, что даёт неугасимый свет.
Там, где Стихи и Музыка едины,
Что в песенный переплетались свод.
И ничего, что на главе седины — Там в каждой пряди соловей поёт.
И каждый раз,
B них откликались дружно
России нашей — Родины шаги…
Ложились ноты, строчки, в такт, послушно — Где сердца стук обоих,
Взмах руки…

Приносится что ежечасно Небом,
Чтобы в потомках сохранить…
Суметь!
С дождём в обнимку
Иль с хрустящим снегом,
Где переход — от осени к зиме.
Свет доброты, любовь к своей Отчизне,
Чтоб за неё, где б ни был ты, болеть.
Какие бы ни приключались кризы,
На протяженьи,
Богом
Данных,
Лет.
Красивое лиричное посвящение в тему!
Спасибо,lusia.
14:50
+2
Юбилейный торт.

На пяти тортовых «этажах» не было никаких пышных розочек, бутончиков и кремовых рюшей. Зато — имелся полный набор символов славного творческого и жизненного пути замечательного композитора.
10 ноября в 17:00 телеканал «Россия» в режиме прямой трансляции показал Большой юбилейный концерт в честь 90-летия Александры Пахмутовой. Всенародно любимые песни прозвучали из Большого театра России, в программе концерта – самые знаменитые произведения Александры Николаевны.
В своей поздравительной речи Путин отметил, что наградил юбиляршу высшей наградой России — орденом Андрея Первозванного. По его словам, вручение этой награды состоится в Кремле.
Дорогая, любимая Александра Николаевна! С юбилеем Вас! Долгих-долгих лет жизни! Здоровья Вам и Николаю Николаевичу!
Присоединяюсь к поздравлениям, Анатолий!
Думаю как и все в Литературном кафе, да.
Слова А. Н. Пахмутовой:- ", У нас великие люди, у нас великая страна, и нам не всегда легко. Вот чтобы получалось всё доброе, высокое, хорошее, что вы хотели бы сделать для нашей страны и делаете."
Комментарий удален
16:12
ОЧЕНЬ грустно все это.
Очень, очень и очень.
Александра Пахмутова была в числе моих любимых композиторов.

Френкель, Шаинский, Зацепин, Петров, Фрадкин, Таривердиев…

Их песни звучали на всю страну, их музыка осталась сильной до сих пор.

Грустно лишь то, что все силы сильнейшего композитора были отданы работе на идеологию — как и всех композиторов, которые были в «топах» советской музыкально-песенной культуры.

И если Свиридов, при всей своей советскости, все-таки создал аполитичное, неидеологизированное, просто экспрессивное «Время, вперед», то, увы, НИКТО из композиторов «обоймы» не поднялся выше той планки, которой придавили сверху их головы.

Да, песни Пахмутовой на слова ее мужа Добронравова слушала и пела вся страна, без них мы не представляли своей жизни.

Но прошло время, все прошлое ушло в плюсквамперфект… эти песни звучат уже по-другому, да и слушаются иначе.
Их уже не поют. Как не пели и тогда за пределами 1/6 части суши. отделенной от цивилизации железным занавесом.

Увы, увы и еще раз увы.

НИКТО из советских идеологизированных композиторов так и не создал музыки, которая стала бы интернациональной, пересекла 200 метров контрольно-следовой полосы за мрачной границей СССР и пошла бы по миру, приобретая новые слова, а то и вовсе без слов.

НИКТО из них так и не создал ничего, подобного «Бесаме мучо», «Скажите, девушки», «Аргентины», «Коти-коти-ко-та»… или «Windmills of my Mind».

17:12
+1
Виктор, вот совершенно точно вы сказали про идеологию. Откровеннее и жёстче, чем я пыталась выше.
А вот с последним утверждением не соглашусь: Миллион алых роз (а Паулс тоже был советским!) поют практически во всем мире, по крайней мере, в Болгарии и Японии это хит и по сей день.
А то, что какие-то песни не стали всемирными хитами, вина не авторов, а железного занавеса и всё той же идеологии…
17:15
Спасибо, Елена.
О МАР — я забыл и не знал про Болгарию и Японию
Но Паулс был вне идеологии!!!
Елена, еще«Эти глаза напротив», да но это уже другая эпоха.
20:51
+1
Обожаю эту песню Д. Тухманова и её первого исполнителя Валерия Ободзинского, но, увы, международным хитом она никогда не была. В советские времена её, правда, пел Яак Йоала на эстонском языке.
А эпоха та же, что и Пахмутовой, песня 1970-ого года.
Елена, Валерия Ободзинского, не повторим был.
12:51
Тут ведь вот еще что, Елена…
Паулс был латыш, а прибалты все-таки не согнулись под коммунистами, они сохраняли какую-то надидеологическую самостоятельность.
А что было у нас?
На самом деле — УЖАС.
(О чем я писал в сборнике, сейчас ураганно продающемся на Литресе).
Возьму наудачу. Даже на уточняя, Пахмутова или не Пахмутова…
«За того парня».
Мелодия сильная, слова брали за душу, Кобзон экспрессивно закатывал глаза.
Но сейчас, освободившись от химер, прозрев, мы понимаем вред этой песни.
Жить «за кого-то» — то есть не жить самому. Песня советского зомби.
И ВСЕ песни были именно такими!
Ну не всё так однозначно, Виктор, тем более в этой песне. Там совсем другой смысл — прожить «за себя и за того парня» — парня, не пришедшего с войны. В этом нет ничего зомбирующего. Да и песни были разные, хотя, конечно, соответствовали тому или иному периоду. Но, как я уже написала, это тема для отдельной дискуссии, не в этой ветке обсуждений.
Жить за того парня. за того кто отдал за нас свою жизнь.
15:16
1000 раз верно.
Но, видимо, поэтому сборник моей антипатриотической публицистики и хитует в продажах.
Виктор, создайте патриотический и будет еще больший его рейтинг.
Комментарий удален
Виктор, и все же, пожалуй, ни одна Олимпиада не закрывалась так трогательно, как московская в 1980 году. На трибунах, действительно, стало тише. Люди плакали, глядя, как улетает Мишка. Песня «До, свидания, Москва!»
12:47
Дорогой, Анатолий!
Согласен с Вами.
Согласен с тем, что полностью провальная Олимпиада-80 закрывалась помпезно.
Но эта песня — однодневка.
Это даже не «Бублички», не «7-40», не «Тум-балалайка», которые в самом деле пел и поет ВЕСЬ мир уже целый век, если не больше.
Офигенная была Олимпиада, Виктор. Я была свидетелем. И люди правда рыдали, когда Мишка улетал под эту песню. Она была к месту, трогательная, незатейливая…
15:15
Согласен.
Мы были слепы и глухи.
Не считали денег, выброшенных на эту офигенность БЕЗ реального олимпийства.
Как кое-кто не считал и на Сочи тоже.
Был на этих Олимпийских играх, они были великолепны.Царил дух добра и дружбы. И кто видел эти игры, будут помнить их и эту песню вечно.
15:13
Я с Вами согласен, дорогой Анатолий.
По ТВ (выпивая водки с дядей Олегом) я тоже смотрел почти с интересом, хоть к спорту равнодушен полностью.

Но сейчас мы прозрели, освободились от идеологических химер.
Мы знаем, что О-80 была полностью провальной.
Что на нее были спущены деньги, на которые отремонтировали Москву (хотя москвичи и так жили почти как при коммунизме, у них были в продаже и колбаса и бюстгальтеры всех размеров), на эту сумму можно было бы заново отстроить целый город ранга Елабуги или заасфальтировать дороги Пермской области, чтобы по отвороту с отрезка Барда-Куеда до деревни Елдушино можно было бы проехать не на танке.
Но ничего не окупилось, потому что цивилизованные страны эту олимпиаду бойкотировали, и правильно сделали.

Вы ведь помните, за год до этого СССР начала агрессию против Афганистана?
(А еще через год или 2 Рейган публично аттестовал Советский Союз «империей зла» и был 1000 раз прав.)

И стоили ли все эти затраты того, чтобы там попинали мяч русские с какими-нибудь неграми из 3-го состава, которые приехали в Москву поразвлечься с белыми женщинами под «олимпийским » флагом?

Ясное дело, что не стоили.
Я. как коренной москвич, видел, из окон на работе, как строиться стадион Олимпийский. Реставрировали Лужники и Динамо. это выполнялось за долго до начала Олимпиады. Москву не нужно было ремонтировать, она была в порядке да.Вот Таллин, где проходила регата был благоустроен.
Комментарий удален


Участники игр:
Австралия
Австрия
Алжир
Ангола
Андорра
Афганистан
Бельгия
Бенин
Бирма
Болгария
Ботсвана
Бразилия
Великобритания
Венгрия
Венесуэла
Вьетнам
Гайана
Гватемала
Гвинея
ГДР
Греция
Дания
Доминиканская Республика
Замбия
Зимбабве
Индия
Иордания
Ирак
Ирландия
Испания
Италия
Камерун
Кипр
Колумбия
Конго
КНДР
Коста-Рика
Куба
Кувейт
Лаос
Лесото
Либерия
Ливан
Ливия
Люксембург
Мадагаскар
Мали
Мальта
Мексика
Мозамбик
Монголия
Непал
Нигерия
Нидерланды
Никарагуа
Новая Зеландия
Перу
Польша
Португалия
Пуэрто-Рико
Румыния
Сан-Марино
Сейшельские острова
Сенегал
Сирия
СССР
Суринам
Сьерра-Леоне
Танзания
Тринидад и Тобаго
Уганда
Финляндия
Франция
Чехословакия
Швейцария
Швеция
Шри-Ланка
Эквадор
Эфиопия
Югославия
Ямайка
19:01
+2
Здравствуйте, Виктор! Ну, почему " была и пели"? И есть и поют!
И петь будут.
Здравия, Виктор? А в какой стране Вы живете, позвольте полюбопытствовать? По вашим репликам я поняла, что давно и довольно долго не в России?
12:44
К сожалению — в России.
К еще большему сожалению — никогда отсюда не уеду.
Жаль, Виктор, я думал вы любите Родину.
15:14
Нет, дорогой Анатолий.
Родину я не люблю, у меня ее просто нет.
Как писал Пушкин в письме к брату Льву, ubi bene ibi patria.
А мне «бене» где угодно, только не в России.
Так что же Вас держит? Можно все поменять, если уж так опостылело)))
19:46
Кому я там нужен?
Не успел украсть достаточно денег, чтобы там жить безбедно.
Великим быть желаю,
Люблю России честь,
Я много обещаю —
Исполню ли? Бог весть!

Александр Сергеевич Пушкин
Комментарий удален
Мы расходимся с, Вами, в мнениях,, Виктор.
Жаль.
Жаль, что к сожалению для Вас. Не цените )))Как говорят, что имеем — не храним, потерявши — плачем. Вы знаете, а я знаю по меньшей мере 1 русскую семью, которая живет в Германии и оочень хочет жить в России. Многие, говорят, уехали бы( это выходцы из бывших южных республик, русские — вот они просто стонут и живут там, живут и стонут-хотят вернуться (пока пенсию зарабатывают), кто-то уже подал документы. Русскому плохо в чуждой среде — языковой, культурной — находиться долгое время. Что бы они не говорили о прелестях там, о злате-серебре и т.д. Сама около года жила в центре Европы — в Роттердаме ( было дело)- ни капли не пожалела, когда вернулась. Желаю Вам гармонии в душе!
19:49
Спасибо, Надежда.
Отвечу лишь одно.
Про пенсию лучше не говорить, мне ее отсрочили.

А самые лучшие дни — которые я проводил за границей, по две недели не разговаривая по-русски.
Лучше всего бывало общаться с голландцами, их которых половина знала английский, половина — немецкий, сами лопотали по-голлансдки, во время попоек приходилось непрерывно говорить на 2 языках в 2 стороны…
Ну, 2 недели — это праздник, согласна. Трудно жить там, когда знаешь, что на родину не вернуться никогда — вот это боль! Не дай Вам Бог такое испытать.Так что еще раз — гармонии в душе! Побольше солнца в утренний кофе — и жизнь наладится! smile
19:57
Дорогая Надежда!
Каждый раз перед возвращением на родину из-за границы у меня случалась депрессия.

Что такое родина: кривая рожа в телевизоре, соседи-собачники, дети, которые плюют на стены в моем лифте, деревенские макаки за кассами супермаркета?
Сменить район обитания))) переехать в другое место. Ср.полоса ближе к Москве, например.
Да Надежда, в гостях хорошо, а дома лучше.
17:18
+2
Часть моего детства прошла в Новосибирской области, Тогучинский район, посёлок Мирный. Наш посёлок находится в тайге, а на границе с лесом расположились несколько соседних деревень, в том числе село Коурак. В этой деревне родился и вырос Пыхтин Сергей Иосифович, который после школы закончил мединститут, долго работал в Коуракской больнице, а потом перешёл на работу в областную администрацию. В начале двухтысячных в Новосибирск приехали Пахмутова и Добронравов. Пыхтин предложил им поездку в Коурак, чтобы познакомить с любимыми учителями — Михайловыми Александром Яковлевичем и Зоей Михайловной. Надо сказать, что эти педагоги учили ещё мою маму, и все поколения учеников помнят их как истинных учителей старой закалки.
Конечно, Александр Яковлевич и Зоя Михайловна не ждали таких дорогих и знаменитых гостей, поэтому не поверили своим глазам. Но знаменитости вели себя так просто, что не создавали никаких хлопот. Много разговаривали с деревенскими людьми, гуляли по лесам и полям, ели незатейливую сельскую пищу и были очень довольны таким отдыхом.
Рассказывали такую сценку: гости сидели вечером на крылечке, а Зоя Михайловна пригласила всех к ужину. Но им не хотелось в дом, поэтому решили поесть на свежем воздухе. Блюдо было таким вкусным, что Николай Николаевич облизал тарелку, чем насмешил хозяев.
Погостив в деревне, уважаемая чета уехала на отдых в Тогучинский санаторий. Им так понравилась душевность обслуживающего персонала и вкусная еда, что они приезжали туда ещё несколько раз. Люди которые с ними познакомились лично, до сих пор с доброй улыбкой вспоминают этих замечательных людей.
Ольга, это говорит о их русской душе. Да, Пыхтин Сергей Иосифович, сейчас министр социального развития Новосибирской области.
НИКТО из советских идеологизированных композиторов так и не создал музыки, которая стала бы интернациональной, пересекла 200 метров контрольно-следовой полосы за мрачной границей СССР и пошла бы по миру, приобретая новые слова, а то и вовсе без слов.
Почему в прошедшем времени? Они живы и живо их творчество. И поют! Пусть старшее и среднее поколение, но они будут жить гораздо дольше своих родителей.
Беда лишь в том, что англосаксы заносчивы в своей гордыне и никого не признают, кроме своих англоязычных певцов и композиторов. Своим раздают звания, премии нобелевские… Думаю, что даже мировая итальянская музыка их мало интересует. И среди наших любителей музыки немало поклонников всего зарубежного до раболепского фанатизма. Смотришь тот же «Голос», и зло берет на наших экспертов: как только на русском поет исполнитель, они не поворачиваются. Создается впечатление, что мы не российский «Голос» смотрим, а американский или английский. Я не хочу огульно сказать, что вся их музыка плоха, а наша прекрасна. Слушаю и люблю многих исполнителей Запада, но мы не любим себя порой до такой степени, сто мерзко становится на душе. Но это уже другая тема… Наши песни не менее мелодичны и у них, даже у не понимающих русский язык, много поклонников во всем мире. Учитывая еще то, что где-то 25 миллионов соотечественников разбросано по всему миру… Песни Пахмутовой звучат и будут звучать. Песни нашей любимой пары пели великие певцы, такие как Магомаев, Хворостовский и многие, кто объехал весь мир, звучал на самых престижных сценах мира.
И на последок, мне никогда не были симпатичны люди с крайними суждениями. Они, как бы сами говорят о себе, о своей ограниченности… Я не думаю, что Вы из этой когорты, скорее всего, Вы нарочно эпатируете, чтобы завести оппонентов. Для нашей беседы это неплохо, но я бы так не смог. Извините, сказал, что думаю, ничего личного. Не хотел вообще принимать участие в этой теме. Наши делитантские суждения мало что добавят к славе Пахмутовой и Добронравова. Но такая лобовая атака меня не оставила равнодушным. Комар грозен, когда жужжит над ухом, но одно движение и нет «монстра», лишь маленькое пятнышко на ладони…
Александр, песни А. Н. Пахмутовой пел весь Советский Союз.

Что касается музыки, то советские песни и композиции были настолько популярны, что некоторые из них месяцами возглавляли зарубежные хит-парады. Одновременно с интересом к советской музыке возрастало желание западных артистов выучить русский язык, или же хотя бы спеть популярные советские песни на русском. Получалось, конечно, весьма комично, но все же — был интерес! Чего только стоит знаменитое ««КАКАБЛУЕВАС»» (как люблю я вас) в исполнении великого Фрэнка Синатры.

«Подмосковные вечера» подвергались многочисленным аранжировкам в различных жанрах. Самой известной, пожалуй, является джаз-версия Кенни Бола под названием «Midnight in Moscow». Мелодия «Подмосковных вечеров» в качестве соло звучит, например, в песне «Shout it Out», которая входит в альбом группы U.D.O. Holy (Германия).
Песня хорошо известна за рубежом. Ее перепели на английском и испанском, французском и итальянском, шведском и венгерском, китайском и японском, иврите и финском языках.

Сняли с языка, Анатолий! И Синатра пытался петь, и Жо Дассен, и Мирей Матье… список продолжать? Думаю, что и так все понятно.
Однозначно!!!
Ну вот давайте не будет валить всё в кучу. Виктор написал про музыку советского периода. Да, Подмосковные вечера действительно очень известны и являются своего рода визитной карточкой России, наравне с Калинкой. Но шлягером эта песня за рубежом никогда не была.
А вот упомянутый романс «Очи чёрные» к советской эстраде не имеет ни малейшего отношения, ибо был написан ещё в 19 веке и впервые исполнен в 1884 году. Назвать его русским тоже сложно, так как текст был написан украиснким писателем и поэтом Евгением Гребёнкой, первый вариант музыки — немцем по происхождению Флорианом Германом, а известный сейчас и популярный вариант мелодии — в 1910 году. итальянцем из Пьемонта Адальджизо Феррарисом. Именно в аранжировке Феррариса песня была исполнена Альбертом Сэндлером в 1930 г. и стала всемирно известной. Популяризировал её и Ф.И. Шаляпин, дополнив парочкой куплетов собственного сочинения.
Мы привыкли, что отечественные исполнители поют зарубежные песни, ставшие популярными во всем мире. Но, оказывается, бывает и наоборот — звезды из-за рубежа перепевают наши песни, разумеется, подвергнув обработке.

Как оказалось, отечественных исполнителей любят во всем мире, от США и до Южной Кореи. Более того, некоторые композиции, мало знакомы нашим ценителям музыки или давно забыты, получили за рубежом новую жизнь.

Massive Attack — «Печаль моя светла», Янка Дягилева

Британская группа Massive Attack появилась в далеком 1988 году. С тех пор команда получила всемирное признание, выпустила огромное количество альбомов и приняла участие в создании саундтреков к нескольким известным фильмам. Композиции Massive Attack можно услышать в кинокартинах «Бэтмен навсегда», «Мулен Руж!» и нескольких сериалах.

Особый интерес группа проявляет к русскому року. Они перепели Янку Дягилеву и записали отличный кавер на «Гражданскую Оборону».

Граймс — «Я повторяю десять раз и снова», Янка Дягилева

И снова Янка Дягилева. На этот раз ее известную всем любителям отечественного рока песню «Я повторяю десять раз и снова» перепела американская певица Граймс. Эта исполнительница любит русский язык и учила его в университете. Ее парень — Илон Маск тоже не прочь что-то сказать по-русски, правда, выходит это у него хуже.

. Vanilla Sky — «Звенит январская вьюга», «Песенка о медведях»

Итальянской группе Vanilla Sky пришелся по душе советский кинематограф. Команда записала два клипа с популярными песнями из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию» и «Кавказская пленница».
Это круто. Но Янка Дягилева (Царство ей небесное!), яркий представитель сибирского андеграунда конца 80х и панк-рока, вряд ли имеет что-то общее с официальной советской эстрадой. Скорее, совсем наоборот. Не потому ли её перепели западные звёзды? Но всё равно приятно.
Как же тогда. Vanilla Sky — «Звенит январская вьюга», «Песенка о медведях», да главное поют же, музыка нравится значит.
Согласна с Вами. Александр Головко. У Александры Пахмутовой и Николая Добронравова такой сильный духовный стержень и развитая внутренняя интеллигентность, что никакая грязь к ним не пристанет.
Пахмутова и Добронравов, наверно, очень бы удивились, узнав, какие страсти кипят вокруг их бессмертного творчества. С одной стороны это поднимает интерес, популяризирует его, с другой — укусы, которые пытаются здесь некоторые произвести, как-то подвергнуть ревизии их гигантский вклад в советско-русскую копилку песенного наследия, вызывают усмешку. Классики еще живы, дай Бог им здоровья, они еще творят. Конечно, был пик и необыкновенная популярность их песен, сейчас просто время другое, другие песни, которые народ как раз и не поет. Все с удовольствием поют песни тех лет, и не только пахмутовские. Мелодику никто не отменял, а тогда все песни были мелодичными, запоминающимися, и были стихи, а не тексты. Конечно, на одном старом багаже не прокатишь, нужны новые песни. Пока что этим наше время похвастать не может. Ну разве за редким исключением.
Не вижу, Александр, ни страстей, ни укусов, не тем более ревизии. Ни один комментатор не умалил тот вклад, о котором выпишете. Но есть плюрализм мнений, и они могут быть в разной тональности, не только в бравуро-восторженной. Странно, что малейшее отклонение от общепринятого курса творческими людьми воспринимается таким образом.
Нас здесь 14000 пользователей, из разных стран, разного возраста, социального статуса и вкусовых предпочтений. Так давайте не забывать об этом и уважать иную точку зрения. Если вы любите какого-то автора или композитора и хвалите его, или художника, то я, например, не обязана его любить и превозносить. И наоборот. И это не повод усмехаться над тем, что все люди разные.
А размышлять, в том числе о причинах популярности, истинной ценности того или иного творения или явления свойственно людям думающим. Я бы с вами очень сильно поспорила относительно «стихов, а не текстов», равно как и о том, как в нашей общей стране люди становились популярными и объявлялись великими писателями, музыкантами или художниками (чаще всего это не имело ничего общего с талантом). Но не в рамках этого — праздничного- обсуждения, к подготовке которого Анатолий отнёсся с такой ответственностью и любовью. В другом формате, например, в Кафе, готова обсудить.
Елена, меня «зацепило» мнение Виктора Улина и я так отреагировал. Я, конечно, не берусь достоверно утверждать, что песни Пахмутовой поют во всем мире, но и не согласен, что за рубежом они мало популярны, неизвестны.
«НИКТО из советских идеологизированных композиторов так и не создал музыки, которая стала бы интернациональной, пересекла 200 метров контрольно-следовой полосы за мрачной границей СССР и пошла бы по миру, приобретая новые слова, а то и вовсе без слов».
Да, возможно, идеологизированы, но вряд ли большинство сов. композиторов творили только на потребу идеологии. Песни, не шпионы, им не надо пересекать «контрольно-следовую полосу мрачной границы СССР», они уезжали за рубеж вместе со студентами, спортсменами приезжающими на фестивали, соревнования. Вместе с туристами, певшими понравившиеся мелодичные «Подмосковные вечера», «Калинку», другие песни, в том числе и Пахмутовой. Вспомните Олимпиаду-80 и мишку, улетающего в небо. И слезы, крупным планом на лицах… Зачем же мазать все черным так мрачно. По большому счету, мне плевать, поют Там наши песни или нет. Главное, что мы — самодостаточная нация, великая страна. Поем свои песни не потому что они идеологизированы, а потому что нравятся, любим и не представляем себя без них. А насаждаемую западную музыку наша глубинка тоже не очень-то принимает. Возьмите тот же «Голос», такое впечатление, что конкурс проходит где-нибудь в Европе, очередное «Евровидение». Как на русском песня, так не поворачиваются. Мы кого растим, у нас русский язык или английский? Я не против Их песен, но должна же быть какая-то планка, понимание — для кого эти песни. Этот конкус международный, но я бы приветствовал тех же зарубежных исполнителей, что приезжают и исполняют песни на русском. Но нет. Извините, это у меня так наболело… Я снова отвлекся от темы. Так вот, хорошо, что здесь 14000 пользователей с разных стран. Пусть знают и мою точку зрения, и не только мою. Что касается спора по поводу «текстов» и «стихов», это бессмысленно. И в те времена есть то и другое, но в сегодняшних песнях, — предмете шуток современных юмористов, стихи в песнях — редкое явление. Я не собираюсь никого переубеждать и навязывать свое мнение, но и меня уже трудно перековать с таким багажом лет за плечами. Каждая точка зрения имеет право на существование, но интеллигентным, образованным людям нужно избегать крайних суждений, как у моего оппонента. Мое мнение, это скорее, мнение болшинства, я просто напомнил о нем. После развала Союза стало общим местом хаить все, даже, казалось бы, такие незыблемые понятия, устои, как советское искусство, социальные достижения того времени и многое другое. Но это бесконечная тема, Вы правы, надо остановиться, пожелать нашим юбилярам долгая лета, а всенародной любви им не занимать!
Александр, вы, безусловно, по своему правы. И тема сохранения своей национальной культуры, в том числе песенной, очень важна. Но не могу сказать, что тот же «Голос» не популяризирует российскую песню, это искаженное представление. Я внимательно слежу за этим проектом, поэтому опираюсь на факты и не понимаю, откуда такой однобокий взгляд. Очень многие финалисты отбирались на конкурс с песнями именно на русском языке или исполняли их в промежуточных турах. Более того, в большинстве сезонов в финалах побеждали именно песни на русском. 1 сезон, Дина Гарипова, романс «А напоследок я скажу»; 2 сезон, Сергей Волчков, Ария мистера Иска, Синяя вечность; 3 сезон — Александра Воробьева, Лебединая верность; 4 сезон -иеромонах Фотий, победитель, пел в полуфинале «Монолог» на стихи Цветаевой; 6 сезон, Селим Алахяров «Журавли» Бернеса; 7 сезон — Пётр Захаров, «Смуглянка», самый последний Голос 60+ 2 сезон, Леонид Сергиенко — «Живёт моя отрада». А сколько русских, народных песен привнесла в «Голос» наставник Пелагея?! Что касается зарубежных мелодий, то тут есть один важный момент, сугубо профессиональный — не все песни на русском написаны для определенного вокального диапазона, а показать надо все грани мастерства исполнителя.
Елена, и Вы посвоему правы. Я тоже слежу за этим проектом постоянно. Конечно, в финале побеждают песни на русском. Народ голосует за свои, а профи, конечно, имеют право выбирать в определенном вокальном диапазоне. Да, мы не должны замыкаться в своей скорлупе, а идти в ногу с мировыми тенденциями, трендами, популяризировать лучшие песни и бренды зарубежья… Но почему-то предпочтение английским песням, а выйдет исполнитель не то что с нашей, а с итальянской, испанской песней, я уж не говорю о других языковых культурах, и наши наставники «не знают, что с ними делать» Это сами ини так говорили не раз.
Да, все невозможно охватить и наставники «заточены» на определенный круг творчества… Значит надо учитывать и другие категории, выбирая наставников. Эта избраность не прикрыта, она постоянна из конкурса в конкурс. Мне это не нравится и я об этом говорю. При всем при этом, в основном, конкурс уникальный, нужный и все такое.
Знаете, Елена, я старше Вас, воспитан на своих идеалах, Вы по определению должны сглаживать крайние позиции, «находить консенсус», а мне ни к чему подстраиваться под общие тенденции. То, что для Вас вполне нормально по современным меркам, у меня иногда вызывае отторжение, хотя я все понимаю. Высказывая свою позицию, неосознаано, может, ищу единомышленников. Только и всего. Нет во мне антагонизма, я сам не люблю крайних суждений, но эмоции иногда перебивают. Так что все нормально, для того мы здесь и ломаем копья. Ломаем, а не вонзаем в соперника, чтобы сгладить стереотипы, найти точки соприкосновения…
почему-то предпочтение английским песням, Александр, возможно потому, что английский — второй по распространённости в мире язык (после китайского, петь на котором нам практически невозможно), а итальянский — всего лишь на 14ом (русский, кстати, на 8ом)? Но, кстати, мне показалось, что после русских и англоязычных песен итальянский чаще всего звучит в «Голосе». А в одном из недавних, кажется, выпусков «Голос-дети» все судьи, как один, повернулись к девочке из Армении, певшей на своём языке под дудук...
Ну и, конечно, эта программа — всего лишь шоу, рассчитанное на многомиллионную аудиторию с разными вкусами, в том числе и на молодёжь. Потому и контент такой разный. Нельзя не учитывать современные модные тенденции.
А сохранять и прививать свои, национальные, надо не на шоу, а с детства, со школы. Много ли у нас детям рассказывают о русской культуре? Знаем ли мы свои исконно русские песни, танцы? Увы… В этом плане для меня примечателен пример Болгарии, где все, от мала до велика, от детсадовца до президента страны, танцуют по любому поводу свои национальные танцы, знаменитое «хоро». Ни один праздник, ни одно застолье без них не обходятся. Все встают и танцуют. Танцы с очень сложным рисунком движений, зависящих от мелодии, но их знают все. А почему — потому что им учат с младенчества, в том числе примером. Недавно обсуждался законопроект об обязательном обучении нац.танцам во всех школах, не факультативно, как сейчас. Фольклорные коллективы необычайно популярны, они есть в каждом городе, в каждом селе. Поют и танцуют в национальных костюмах, т.н. «носиях». Вот ведь парадокс, маленькая страна, маленькая нация, исчезающая, увы, но как хранит свою культуру!
Вот тут я с Вами готов петь в унисон)) Не знал, что болгарская нация исчезающая, вроде не такая маленькая, как какой-нибудь наш северный народ. Она может«исчезать» еще долгие века, Европа вся подвержена этой тенденции, к сожалению, и в связи с нынешеней общей гендерной политикой Запада. А вот по поводу прививания культуры людям с детства, со школы, это да. Россия при сов. власти взяла курс на развитие малых народов, республик, русское вроде существовало само по себе и не выпячивалось, чтобы «не обидеть» маленьких, а в результате многое потеряли, отучили от своего исконного. Была внутренняя глобалистская политика, которая сделала нас Иванами, не помнящими родства. Остался фольклор, напоминающий такое же шоу, как «Голос». На местах еще что-то теплится. Казачьи традиции стараются возродить, но тоже на уровне фольклора. Кавказские республики гораздо трепетнее чтут свои традиции, обычаи, культуру. Мир идет неведомым путем. Что, казалось бы, надо развивать, укреплять, вдруг исчезает, растворяется, появляются новые формы бытия. Мы в суетной жизни за что-то ратуем, переживаем, а завтра это может быть совершенно не нужно, забыто. Но так устроен человек. Простите за философские обобщения. Все же хорошо, что мы можем дополнять друг дуга, расширять кругозор, в чем-то спорить и это главное. Язык, как известно, живой организм, он с помощью народа перерабатывает огромный поступающий материал, что-то принимает, что-то отвергает. Например, в словаре Даля уже 40% слов вышли из употребления в наши дни. А вот англоязычные усиленно внедряются, потому что это язык международного общения, потому что Интернет, гаджеты и т.д. Спасибо Вам за общение. Я пока устраняюсь с сайта, нужно поработать по Вашему заданию))
Леночка, ты тоже следишь за проектом*Голос*? Вау! Я не только слежу, я просто его фанатка. Как здорово, что и в этом мы соприкасаемся! Все верно ты написала о песнях, именно русских — с ними побеждали практически во всех сезонах *Голоса*. А.Градский вообще на финал всегда русскую песню выставлял! А еще девчонка Дарья Антонюк с раздольной русской песней переиграла известного певца А.Панайотова с его мелизмами в английской. Вот, что значит генная память — подняла откуда-то из закромов русскую душу!
Да, мне нравится этот проект, хотя не всегда наставники, как бы сказать вежливо, достойные. И мне как раз показалось, что и русским песням, и песням малых народов судьи уделяют достаточно внимания. Приятно, что там встречаются истинные самородки. В первом выпуске Голос 60+ в финал вышел земляк моего мужа, брат его одноклассницы, великолепный джазовый музыкант Сергей Манукян. Было очень радостно за Сергея.
Несмотря на *грозные* суждения некоторых выступающих об излишней идеологизации творчества замечательной творческой пары, скажу лишь одно — они были, есть и остаются золотым дуэтом, творят и здравствуют, и никому, безусловно, до них не дотянуться, потому что они Богом поцелованы. Приведите пример творческой пары, которая бы творила такое множество лет? Имела такой успех, пускай даже в одной, отдельно взятой стране))) А песни Пахмутовой пели и поют до сих пор не только в Болгарии, Польше( Анна Герман принесла эту любовь), но и в других странах бывшего соц.содружества, поют африканцы, пытаясь выговорить слова песни и т.д. Песня* До свидания, Москва, до свидания* облетела весь мир, а это уже интернациональное признание. Так что столь категорично негативно рассуждать, не признавая их творчества как творчества неитернационального — нет никаких оснований.
Да, Надежда, их песни пели, поют и будут петь вечно.
Надюша, все комментарии — не грозные, без негатива. И никто не умаляет ни талант этого союза, ни значение их творчества. Но мы опять говорим об одних и тех же песнях, которых не наберется и десятка. А мой вопрос был более общего свойства: о смысле и основе такой плодовитости. Это касается любого творческого человека. Ведь есть актёры, сыгравшие сотни ролей, но ставшие знаменитыми благодаря одной. Есть поэты, написавшие тома, но помнят и цитируют лишь несколько их стихотворений.
Лена, это всегда так и было. Невозможно помнить 400 стихов одного поэта или 400 песен одного композитора. Будут помнится лучшие!
Композиторы, певцы, актеры творят, это смысл и необходимость их жизни. И если даже одно произведение, гениально — значит они не зря творили. И. Смоктуновский гениальный актер, но не все его работы являются таковыми.
Комментарий удален
Комментарий удален
Анатолий, благодаря Вами предложенной теме, развернулась дискуссия, которая не оставила равнодушными многих участников сайта. Пусть даже здесь есть такие крайние суждения. Все участники старались донести свои эмоции, пользуясь при этом исключительно интеллигентным русским языком, что особенно радует))) Так что — поздравляю Вас, Анатолий!
Спасибо, Надежда.
Пришли сегодня времена иные — Советского Союза больше нет, Но эти песни добрые, родные По-прежнему любви нам дарят свет. Опошлить их пытаются напрасно Дельцы от шоу-бизнеса сейчас — Шедевры эти фальши не подвластны И будут вечно радовать всех нас!..
Михаил Крюков.
Комментарий удален
19:15
+1
И огромное спасибо за все Александре Николаевне и Николаю Николаевичу! Браво.
Брависимо! bravo
Два равновеликих таланта столько лет творят вместе — случай уникальный и достойный всяческих похвал и уважения! В чем секрет их успеха? Трудолюбие, искренность, порядочность, ну и звезды так сошлись, наверное )
Да, Светлана, соглашусь с Вами, — звезды- это точно!
13:16
+1
Дорогие друзья! Выходные закончились, а вместе с ними пора закрывать и Литературное кафе. Обратимся к основным темам и рубрикам нашего сайта и завершим дискуссию о качестве советской эстрады.
Спасибо ещё раз Анатолию Федотову за прекрасную подборку фактов и фотографий, за интересную тему, за тепло и уют в Кафе.
В следующий раз Литературное кафе распахнёт свои двери в субботу, 23 ноября.
Комментирование рубрики закрыто.
13:18
+1
Звезды, улыбнулись звездам.
14:22
+1
Спасибо, Елена. Спасибо всем. До следующих юбилеев.
Уважаемые Анатолий Федотов и Виктор Улин. Идеологический спор предлагаю продолжить в личной переписке, если есть такое желание. Или сделать его предметом отдельного обсуждения, не забывая, что остро политические высказывания запрещены правилами сайта. Надеюсь на понимание.
Я лишь отвечаю на вопросы, Виктора, да, Елена, Он, написал на Олимпиаде было совсем мало участников, и я наглядным примером показал что это не так. Жаль убрали. У меня одно высказывание, это большая любовь к Родине…