29 января - день русской словесности

29 января - день русской словесности

29 января — День рождения великих русских творцов слова!

29 января 1860 года в Таганроге родился Антон Павлович Чехов, писатель, драматург.
Чехов о Москве-«Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкает к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич»( 8 мая 1881)
29 января 1783 в село Мишенском Тульской губернии родился русский поэт Василий Андреевич Жуковский.
« Минувших дней очарование,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?»( 1818)
29 января 1890 года в Москве родился Борис Леонидович Пастернак, поэт, писатель, лауреат Нобелевской премии.
« Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить» ( « Охранная грамота», 1931)
Чтение классики обогащает, мотивирует и делает жизнь интереснее. 
В субботу в Литературном кафе будем говорить о Чехове. 
+8
1129
RSS
13:16
+3
Писательство обогащает еще сильнее, поскольку позволяет прожить столько жизней, сколько хочется, и так, как надо.
Комментарий удален
18:05
+1
Уважаемый Анатолий, как просто и хорошо Вы сказали — ответственность и стыд перед собой за себя. Я думаю, это самый строгий, но справедливый суд,, ведь человек знает о себе больше и глубже, чем остальные.
06:43
+2
Это точно, Анатолий.
Если сегодня не хочется порвать и стереть все написанное вчера из-за понимания несовершенства, то и писать незачем.
Комментарий удален
любое творение — немного (или много) автопортрет)
Я владею этим приёмом в совершенстве. В связи с этим хочу спросить: когда же можно поставить точку в написанном? jokingly
09:38
Вопрос трудный.
Алексей Толстой правил свои тексты всякий раз, даже переиздавая через 20 лет.
Что-то Вы мне не очень помогли, Виктор, но утешили. Всегда легче жить, зная, что ты не одинок в своём горе.
09:48
Ну типа того, да…
14:13
+1
Присоединяюсь, Виктор и Анатолий! Рад единомышленникам.
08:11
Спасибо, Иосиф!
17:08
+2
Да… Конец января богат датами…
В. Жуковский--наставник царевича, один из самых образованных людей того времени…
Б. Пастернак, А. Чехов, сделавший столько для России и как врач, и как писатель!.. Нам есть чем гордиться!
18:53
+2
Жуковский Василий Андреевич (29 января (9 февраля) 1783 – 12 (24) апреля 1852)
Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе.
19:05
+1
Знаменитый литератор и государственный деятель, наставник цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II, Василий Андреевич Жуковский написал в 1815 году стихотворение «Молитва русского народа», начинавшееся сроками:

Боже, Царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!

Произведение, первые две строфы которого были опубликованы в журнале «Сын отечества» за 1815 год, пришлось по вкусу Александру I, и в 1816 году оно было утверждено в качестве официального гимна Российской Империи.

Василий Андреевич Жуковский, человек невероятно талантливый, в истории остался в тени своего младшего друга и другого гения — Александра Сергеевича Пушкина. И, представьте себе, даже в истории с гимном косвенно поучаствовал Пушкин.

В том же 1816 году, когда текст Жуковского стал гимном страны, Царскосельский лицей отмечал 5-летие. Директор заведения обратился к лицеисту Пушкину, который написал своё верноподданическое стихотворение, названное «Молитва русских». Молодой поэт к первоначальным строкам Жуковского дописал два собственных куплета.

При этом важно отметить, что утверждённый Александром I текст гимна тоже назывался «Молитва русских», что породило последующую путаницу.

Жуковскому в этой истории сильно не повезло. Одни полагают, что его «Молитва русского народа» является вольным переводом текста английского гимна, другие указывают на Пушкина, полагая, что «Солнце русской поэзии» и есть настоящий автор гимна. Хотя, тут если и можно говорить о «некорректном заимствовании», то Пушкиным у Жуковского, но никак не наоборот.

Абсолютно с вами согласна, Анатолий. Какое дополнение! Спасибо!
Спасибо, Наталья.
12:08
Всем доброго дня! Спасибо обоим Анатолиям: А.Градницыну за такую интересную и точную мысль, с которой я полностью согласна — конечно, автор в процессе работы заново осознаёт себя в мире и сам мир тоже — что — то вспоминается, сравнивается, думается, а как бы поступил сейчас… Без этого невозможно!
А.Федотову — за такое подробное дополнение.
Желаю всем Удачи!
Взаимно, Tatiana.
Всегда приятно находиться в компании интеллектуалов, особливо, если есть и тебе сказать что-то умное.)) Но легко можно затеряться среди таких столпов-классиков, которых мои коллеги привели здесь.)) Их — кумиров и законодателей словесности, признанных корифеев — целая галерея. Нам скромно остается пытаться сказать свою букву, где-то слово, трудно сказать предложение и почти невозможно — свою «Войну и мир», своего «Евгения Онегина» или «Героя нашего времени». Но мысль и жизнь не стоят на месте. И наверняка прорастут еще новые Достоевские, Чеховы, Некрасовы, Есенины… Нокоторые все ж сумеют сказать веское слово и о нынешней эпохе. Мы тщимся приобщиться к ним и это прекрасно. У нас есть путеводные звезды, нам легче, но нам и в тысячу раз тяжелей…
Поздравляю, друзья, всех нас с Чеховым, с днем рождения русского классика, признанного во всем мире. Мы — его соотечественники. И уже это наполняет гордостью наши сердца! С Днем русской словесности!
14:45
Спасибо, Александр! И Вас с Днём русской словесности! Кстати, у Антона Павловича есть рассказ — Учитель словесности.
А Чехова люблю со школьных лет.
Сколько мудрых и любопытных мыслей можно почерпнуть )
13:50
Кажется, Чехов говорил (помню по книге в ЖЗЛ), что спрашивать о смысле жизни — это все равно что спрашивать, имеет ли смысл морковка. В Чехове всю жизнь боролись два человека. С одной стороны — чуть обновленный Евгений Базаров, шокирующий окружающих медик, уверенный, что после смерти лишь «лопух вырастет». И здесь можно вспомнить жестокий рассказ «В овраге» и общий скептический взгляд подданного Российской империи Чехова А.П. на Россию, пронизывающий всю его жизнь, пришедшуюся на самые благословенные российские годы (1860-1904). Но рядом с Базаровым всегда жил и «второй Чехов» — стремящийся к вере студент Иван Великопольский из рассказа «Студент». Столкновение этих двух персонажей — ключ к душе России двадцатого века, этого вчерашнего мальчика из церковного хора, вдруг объявившего себя взрослым, да к тому же Базаровым.
15:17
+1
10 февраля исполняется 130 лет со дня рождения писателя и переводчика Бориса Пастернака.
Борис Леонидович Пастернак — один из крупнейших русских поэтов XX века, автор сборников стихов «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917), «Сестра моя жизнь» (1922), «Темы и вариации» (1923) и других изданий.
Поэт писал о природе, любви, сложном мире человеческих отношений, зависящих от общественных потрясений и социальных катастроф, смысле человеческой жизни и, конечно же, о творчестве. Его перу принадлежат такие поэтические строчки:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…
Известный роман писателя «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет (1945-1955 гг.). Сам писатель считал этот роман вершиной своего творчества. В этом романе Борис Пастернак создал широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Великой Отечественной войны. В 1958 году Пастернак был награжден Нобелевской премией по литературе.
16:20
Наталья, позвольте добавить…
У меня есть книга — поэтический сборник (М., ГИХЛ, 1961) с надписью на шмутцтитуле:

«Тому-то и тому то — по поручению автора»..

Эту книгу, надписанную по поручению Пастернака, я украл у кого-то в 1979 году.
И тем горжусь.
Непонятно почему дни рождения иногда пишут неверно… иногда год…
Б Пастернак родился 10 февраля.
Н. Рубцову в 2021 году будем праздновать юбилей-85…
По поводу вас, Виктор, можно
только позавидовать белой завистью.
.Хоть и некрасиво брать чужое, но ваш случай особый. То, что есть теперь у вас эта книга- чудо!
17:18
тОЧНО.
Украсть такое — святое дело.
С чувством юмора у вас все хорошо, это я давно заметила…
22:53
Пишущий должен осознавать свою ответственность за написанное не только потому, что его осмеют или оплюют окружающие, а прежде всего, ответственность за себя перед собой. Самый большой стыд — за себя перед самим собой. Лишённый этого не писатель.
Ответить. Вот мой ответ:
Борис Рябухин

ПОЭЗИЯ САМООТРИЦАНИЯ
Поэма

«Тем не менее, когда с помощью интриг, хлопот и
унизительных просьб ей удалось сделать его академиком, она стала относиться к нему с известным почтением, забывая, что она сама облекла его в украшенный пальмами мундир, который скрывал его ничтожество».
Альфонс Доде, роман «Бессмертный»

Обидно отдать свою жизнь по-пустому,
Под старость остаться ни с чем.
Обманно мечталось, что все давал в жертву
Молитвам самотворенья.
И сам молодел, не желая стареть вместе с телом.
А тело состарилось вяленым мясом хамон, между делом.
Ходил в Академию, в круг выпивавших Омар Хаямов.
И думал, каким бы Хайямом был Пушкин,
Кто верил, что «весь не умрет», сам третий, на одном пьедестале
С Державиным и Горацием, Памятник – общий.
А нынче Природа на творческий ген истощилась,
Разжижилась слава на сотни и тыщи поэтов,
И сталкер выводит лишь клонов поэтов из падшей среды.
Им памятников нерукотворных –
Пеньков на лесоповалах – и то не хватает.
И каждый в бессмертие через дверь и окно Академий
Вступает с лавровым венком за наличные деньги.
Цепляются дряхлые руки за старую музу.
Живут академии на переработке отходов
От собственных членов, да мета-мета мычанья,
Коверкая вечного сеятеля очей.

***

– Обидно отдать свою жизнь по-пустому,–
Сказала, уставив мне в лоб свои очи, моя бизнесменка.
– Да вас же, паяцев, и в дом не пускали дальше передней,
И не хоронили на кладбище, лишь на отшибе,
За ваши творенья, без разрешенья Творца.
Вы – голь перекатная. Все ваши беды – объедки к обеду.
Так умер голодный Багрицкий под окороком луны,
Все ваши обиды в былом – зажатые рты.
Свобода сейчас, во все горло орать! «Я свободен!»
Но быть вам всегда во служенье Мамоне. Служите!
Нет даже профессии вашей – писатель. Хоть был раньше писарь.
Мы в рабстве кормили писак, менестрелей, паяцев.
А бросили вас – вы остались в осадке, бомжи и бичи.

– Нет! – Крикнула гордость моя из осипшего горла, –
Обидно отдать свою жизнь по пустому служению музам.
Блок не от голода умер с буханкой в обнимку.
Кричал он: «забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги! Я вас не писал никогда!»
И Майков твердил в балладе о менестреле:
Рефреном заклятье от собственной смерти:
«Молчите, проклятые струны!» «Молчите, проклятые струны!»
От проклятых строк отрекались и жгли,
Но рукописи не горят.
Так принял поэта позор цесаревич Романов,
Боясь, что его в царский дом не пустят дальше передней.
Писал: «Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть, мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи, чтобы помиловал Господь».
Боялся и я страсти Господней:
«Шел – своей судьбе наперерез, только трудной ношей озабочен.
Я пытался сбросить этот крест, но к нему был крепко приколочен».

29 октября 2018.