​Явленное миру Слово.Гл.1,2

​Явленное миру Слово.Гл.1,2

              Глава первая «Призвание…»

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Нет человека, многократно в жизни своей слов этих не слышавшего, не читавшего, — даже в лета безбожные. «Пророк» — главное произведение не только того, кого зовём мы солнцем русской поэзии, но и всей русской литературы — всего русского искусства, наверное. Творение это, как сказал один из авторов знаменитого «Русского дома», — «Хрестоматия», объясняющая людям, как рождается всё великое.

Главный герой слышит Глас Божий, посылающий «глаголом жечь сердца людей», пробуждать от сна духовного, очищаться от грехов, приходить к покаянию. Оттого и сам он прежде очищен, преображён Посланником Божиим Серафимом. И вполне возможно, скоро примет мученическую кончину, как Пророк Исайя, на основе Книги которого и создано само произведение.

5.И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

6. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,

7. и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.

8. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.

9. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите.

Хорошо известный русский мыслитель Иван Александрович Ильин сказал, что величайшие произведения искусства создаются «там, где проносятся веяния Духа Божьего…даже если внешне нет ничего церковного и религиозного». Наверное, великое творение А.С.Пушкина — самый яркий тому пример. Оттого и называют поэта основателем русского литературного языка.

Оттого и образ пророка – одна из главных тем нашей боговдохновенной литературы.

Пророк несёт людям Слово, которое Было в Начале. Слово, пробуждающее и исцеляющее. Слово, являющее живую связь с Создателем Неба и земли.

Продолжать о Святом Евангелие нужды, наверное, для русского человека нет. Потому обратимся к этим — не менее мудрым словам.

«Псалмы — раздаяние мира, прибежище от бесов, вступление под защиту ангелов» говорили Отцы Церкви о самой загадочной Книге Писания – Псалтири. Неслучайно в богослужении православном «стоит» она рядом с Книгами Новозаветными.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Неслучайно песнопение это оказалось первым в службе в честь Воскресения Христова. Счастлив, не желающий ходить путями греха, не идущий в пропасть. Счастлив, кто осознал, что нет иного пути, кроме того, что ведёт к Истине и возжелал не сбиваться с пути праведного. Счастлив, входящий узкими вратами, как сказано в Евангелие.

Глава вторая «Великие предшественники…»

 Название главы говорит и продолжает мысль о роли Псалтири в Православном Богослужении и отражении Великой — Особой Книги Ветхого Завета в русской поэзии.

Потому главу можно в какой-то степени «преддверием» неким считать.

А ещё о предшественниках Солнца Русской Поэзии и всеобъемлющего «Пророка»

Блажен, кто к злым в совет не ходит,

Не хочет грешным вслед ступать

И с тем, кто в пагубу приводит,

В согласных мыслях заседать,

Но волю токмо подвергает

Закону Божию во всем

И сердцем оный наблюдает

Во всем течении своем.

Как древо, он распространится,

Что близ текущих вод растет,

Плодом своим обогатится,

И лист его не отпадет…

Так воплотил пером своим мысль первого псалма сказавший, что Господь явил миру Две Книги: отражающую Величие Творца — природу и отражающее Мудрость Его — Писание.

Слагатель од и учёный — Михайло Васильевич Ломоносов. Даже в небольшом отрывке – приведённые здесь произведения довольно большие – потому приводить в контексте исследования полный текст не всегда получится – звучит мысль о «награде» за благочестивую жизнь не только здесь и сейчас – но и в будущем – в Вечности…

И словно «вторит» ему в мир через тридцать с лишним лет пришедший, создавший оду, что будет на несколько языков переведена, — Гавриил Романович Державин. О самой оде чуть позже. Впрочем, «вторят» оба поэта первому псалму, говорящему, что надо избегать путей греха.

Блажен тот муж, кто ни в совет,

Ни в сонм губителей не сядет,

Ни грешников на путь не станет,

Ни пойдет нечестивым вслед.

Но будет нощию и днем

В законе Божьем поучаться

И всею волею стараться,

Чтоб только поступать по нем.

Как при потоке чистых вод

В долине древо насажденно,

Цветами всюду окруженно,

Дающее во время плод,

Которого зеленый лист

Не падает и не желтеет:

Подобно он во всем успеет,

Когда и что ни сотворит.

Но беззаконники не так:

Они с лица земли стряхнутся,

Развеются и разнесутся,

Как ветром возметенный прах.

Суда Всевидца не снесут

И не воскреснут нечестивы,

И грешники в совет правдивый

Отнюдь явиться не дерзнут…

«Путь нечестивых — погибель», забвение — то, что называют родом захудалым…

Примерно лет двадцать назад были созданы поэтические сборники, посвящённые Книгам Священного Писания, объединившие поэтов очень разных времён – от века восемнадцатого до века Серебряного. О чём это говорит, наверное, лишь «разменявшим» совесть, мысль и убеждения либералам объяснять надо – мало-мальски культурный русский человек сам это понимает. И сразу среди них в глаза бросается имя Г.Р.Державина – потому что примерно четверть, если не треть стихов сборника его пером создано.

Это о самом авторе говорит – о его великих произведениях, о нерушимых жизненных принципах, что ко двору не очень приходились. Как было уже сказано, к произведениям чуть позже обратимся...

Возникает ещё невольная ассоциация с тем, что очень большая часть самих псалмов создана была Царём Давидом

Псалтирь! Многие знают, наверное, что это не только Великая и Таинственная Книга Писания, но и струнный музыкальный инструмент, который в последнем псалме упоминается. И играл на нём псалмов слагатель, соединяя текст божественный с музыкой. Да и музыка изначально к богослужению восходит …

Перед нами задача – соединить Свящённые Тексты Псалтири, в поэзии «пересказанные», и Образ Слова, что было в Начале.

Потому снова обратимся к произведению Г.Р.Державина, созданному на основе 18 псалма:

1:1. Начальнику хора. Псалом Давида.

1:2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук

Его вещает твердь.

1:3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

1:4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

1:5. По всей земле проходит звук их, и до пределов

вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу…

И назвал поэт произведение своё: «Доказательство творческого бытия».

Какие мудрые слова! Словно звучит через века мысль, что и советских учёных задуматься заставит о том, что мир мог быть создан только Единой Любящей и Мудрой Рукою. (О Б.В.Раушенбахе мы уже не раз вспоминали).

Небеса вещают божью славу,

Рук его творенье твердь;

День за днем течет его уставу,

Нощи нощь приносит весть.

Не суть речи то иль гласы лиры,

Не доходит всем чей звон;

Но во все звучит глагол их миры,

В безднах раздается тон.

Се чертог горит в зыбях эфира,

Солнце блещет как жених,

Как герой грядет к победам мира,

Мещет огнь очей своих.

С одного края небес лишь сходит,

Уж сретается в другом.

Нет вертепов, он куда не вводит

Теплоты своим лучом.

Всем закон природы зримый ясный

Может смертным доказать:

Без творца столь стройный мир, прекрасный

Сей не может пребывать.

И разве не звучит в главном произведении русской литературы словно «продолжение» этой мысли?! …

Не суть речи то иль гласы лиры,

Не доходит всем чей звон;

Но во все звучит глагол их миры,

В безднах раздается тон...

Иначе бы на земле звуков благодатных, боговдохновенного искусства быть не могло.

И, конечно, не может не звучать здесь Вечная ИстинаДух дышит, где хочет - оттого Славу Божию «вещают» не только Небеса, но и всё мироздание поднебесное…

В любой букашке и любом листе,

В мерцаньи звёзд и на земле унылой,

Куда ни глянь – повсюду и везде

Таится Оживляющая Сила –

скажет через полтора века Иеромонах Роман...

И вот напоследок псалом 81

1:1. Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:

1:2. доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

1:3. Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и

нищему оказывайте справедливость;

1:4. избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.

1:5. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все

основания земли колеблются.

1:6. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;

1:7. но вы умрете, как человеки, и падете, как

всякий из князей.

1:8. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Кажется, не может не вспомниться сразу:

Восстал всевышний бог, да судит

Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, боже! боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых,

И будь един царем земли!

Знаменитое гневное обращение к «Властителям и судиям» — произведение, что и в годы безбожные многие знали – только непонятно, как «объясняли» тогда. Мысли и чувства, «сверхактуальные» и для времён Ветхого Завета, и ныне. (См. также «На страже правды и справедливости»). Да и вообще, как сказал один из исследователей этой Загадочной Книги, Псалтирь словно от «лица» читающего написана — иными словами словно каждому «говорит» о том, как должно в жизни поступать, чтобы с Богом встретиться…

Кстати, небольшое по объёму стихотворение создано было как будто «заодно» в то время, когда трудился поэт, словно «присутствуя» при Днях Творения над главным произведение всей жизни – одой, которая, как было уже ранее сказано, переведена была на несколько европейских языков и даже – на японский. Ода с всеобъемлющим названием «Бог». (См. также «Великий поэт и бессмертная ода»).

…Хаоса бытность довременну

Из бездн Ты вечности воззвал;

А вечность, прежде век рожденну,

В Себе Самом Ты основал.

Себя Собою составляя,

Собою из Себя сияя,

Ты свет, откуда свет истек.

Создавый все единым словом,

В твореньи простираясь новом,

Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек…

Кажется, создано произведение на основе многих Книг Священного Писания и снова говорит, напоминает каждому из нас о том, что без Творческого Начала не было бы жизни на земле…

«Всякое дыхание да хвалит Господа!» — эта главная мысль последнего псалма, да и всей Книги, наверное, воплотилась, конечно, в русской, боговдохновенной поэзии.

А про воплощения Образа Слова – уже после пушкинского «Пророка» мы далее побеседуем…

(Продолжение следует...)
Аудиофайл:
vsjakoe-dyhanie-da-hvalit-gospoda.mp3
Не возражаю против объективной критики:
Да

 

Прочли стихотворение или рассказ???

Поставьте оценку произведению и напишите комментарий.

И ОБЯЗАТЕЛЬНО нажмите значок "Одноклассников" ниже!

 

0
02:04
205
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!